Лекции по "Истории финансов"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 17:10, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ
1.1. Зарождение науки о финансах
1.2. Развитие финансовой науки в XVII–XVIII вв.
1.3. Развитие финансовой науки в XIX–XX вв.
1.4. Вклад российских ученых в развитие финансовой мысли

Файлы: 1 файл

История финансов России_лекции.doc

— 744.00 Кб (Скачать файл)

Начиная с 1841г. в России параллельно обращались три вида бумажных денежных знаков: ассигнации, депозитные и кредитные билеты. Их экономическая сущность была различна. Ассигнации являлись средством обращения и платежа, их реальная стоимость была в 4 раза ниже номинальной. Депозитные билеты считались фактически квитанциями на серебро. Они находились в обращении в размере, равном сумме вкладов, и казна не имела дополнительных доходов от их эмиссии.

Кредитные билеты сохранных казен  и Государственного заемного банка  находились в обращении в незначительном количестве. Они, как и депозитные билеты, должны были иметь стопроцентное  покрытие серебром. Позднее правительство разрешило выдачу ипотечных ссуд кредитными билетами, частично обеспеченными металлом, но при этом, опасаясь их обесценения, сильно ограничило эти выдачи. Незначительный выпуск, частичное обеспечение металлом, размен на звонкую монету превратили кредитные билеты в устойчивые бумажные денежные знаки.

На последнем этапе в соответствии с проектом реформы должна была произойти  замена ассигнаций на депозитные билеты. Но эмиссия депозитных билетов не приносила дополнительных доходов государству. В то же время в обороте находились устойчивые бумажные денежные знаки, только частично покрытые металлом, — кредитные билеты. Их эмиссия была выгодна для казны. Поэтому правительство приняло решение о расширении выпуска в обращение кредитных, а не депозитных билетов.

В результате на третьем этапе реформы  ассигнации и депозитные билеты были обменены на кредитные билеты. Обмен  осуществлялся на основе Манифеста  «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами» от 1 июня 1843г. Для изготовления кредитных билетов при Министерстве финансов была создана Экспедиция государственных кредитных билетов постоянным фондом звонкой монеты для размена крупных билетов. В соответствии с манифестом выпуск депозитных и кредитных билетов сохранных казен и Государственного заемного банка прекратился. Они подлежали обмену на государственные кредитные билеты. Ассигнации выпускались по курсу 3 руб. 50 коп. ассигнациями за 1 руб. новыми кредитными билетами. Обмен ассигнаций прекратился с 13 апреля 1851г., а обмен депозитных билетов — с 1 марта 1853г.

Депозитные и кредитные билеты 1841г., разменные на серебро, обменивались по номиналу. Кроме того, кредитные билеты выпускались взамен вкладов золотом и серебром. Никаких других возможностей эмиссии кредитных билетов закон не предусматривал.

Размен кредитных билетов производился на серебро и на золото. Разменная  касса Экспедиции государственных  кредитных билетов в Петербурге была обязана осуществлять размен без  ограничения, в Москве — до 3 тыс. руб. в одни руки, а в уездных казначействах — до 100 руб.

Вся реформа была проведена  с большой осторожностью и  постепенностью. Теоретически Канкрин считая бумажные деньги продуктом высокоразвитого хозяйственного строя и допускал их с рядом ограничений (разменный фонд, тщательный контроль «сословий», где они существуют, производственные цели выпусков и т.д.). Неразменные деньги — долг государства, а в случае злоупотреблений — самый несправедливый налог, отсюда явное предпочтение Канкриным металлических денег.

 

 

 

 

5.3. Результаты деятельности Е.Ф. Канкрина

 

Российская финансовая система во времена Канкрина, как  и ранее, основывалась на подушной подати, но доходы возросли благодаря привлечению к подати инородцев и пересмотру торговых налогов. Канкрин повысил гербовый сбор, ввел акциз на табак и вернулся к оказавшейся выгодной в финансовом отношении откупной системе продажи вина. Он значительно упрочил русский государственный кредит. Меньше внимания Канкрин уделял местной финансовой администрации и сельскому хозяйству. Боясь нарушить сложившийся уклад жизни, Канкрин скептически относился к развитию железнодорожной сети, и в особенности к расширению кредита не только в форме развития частных банков, но даже и казенных, а также к сберегательным учреждениям.

Приняв финансовое управление в годы крупных дефицитов, Канкрин, хотя и не был в состоянии их устранить, все же значительно, со свойственной ему бережливостью, сократил их, несмотря на экстренные расходы, связанные с турецкой и персидской войнами, восстанием в Польше, эпидемиями и т.п.

Деятельность Канкрина — и это отвечало всем его взглядам — была лишена радикально реформирующего характера. С одной стороны, это  обеспечивало большую практичность и приспособленность к жизни  его мероприятий, с другой — не могло устранить основ хозяйственной отсталости страны, сказавшейся позднее во времена Крымской войны.

Стремясь развить промышленность, Канкрин учредил мануфактурный совет с отделениями, устраивал промышленные выставки в Санкт-Петербурге и Москве, давал специальные поручения агентам министерства за границей. Он основал Технологический институт в Санкт-Петербурге, распространял специальные издания, облегчал формальности при открытии промышленных учреждений; содействовал расширению овцеводства, горного дела, лесного дела; ввел уставы о векселях, торговой несостоятельности и о системе российских мер и весов.

Особую заботу Канкрин  проявлял о распространении технических  знаний. При нем были открыты новые  сельскохозяйственные училища, преобразованы  Лесной институт и горные учебные заведения. Его собственные теоретические взгляды, программа и итоги деятельности изложены в трех книгах на немецком языке, министр был также автором «Краткого обозрения российских финансов», составленного им для наследника-цесаревича.

Канкрину принадлежат слова, до нынешних дней не потерявшие глубокого смысла и объективности: «...без очевидной необходимости не делать конкретных перемен, ибо формы управления сами по себе мертвы, а успехи главнейшие зависят от лиц и направления; притом каждая важная перемена влечет за собой неудобства и недостатки непредвиденные».

Твердым его убеждением была забота о развитии промышленности. Помощь, однако, не была прямой, она носила скорее охранительный и просветительский характер. Помимо поддержания высоких пошлин для содействия развитию отечественной промышленности начинают издавать коммерческую и земледельческую газеты, мануфактурный журнал; посылают за границу специалистов для поиска новых технологий; привлекают в Россию опытных мастеров; основывают промышленные школы. На образование Канкрин денег не жалел. «Да, батюшки, я скряга, — говорил он, — но на то, что не нужно». Следует отметить, что была одна отрасль промышленности, о развитии которой он заботился недостаточно, — железные дороги, считая это дело разорительным. К тому же на строительство Николаевской железной дороги потребовались заграничные займы, а долгов Канкрин старался избегать. Долги, справедливо считал он, полезны тогда, когда получаемые от них выгоды больше, нежели размер ежегодной уплаты процентов по ним.

В результате проведения денежной реформы в России была создана система денежного обращения, при которой бумажные деньги разменивались на серебро и золото. Кредитные билеты имели на 35-40%-ное золотое и серебряное обеспечение. Законодательство в области денежного обращения, сложившееся в результате реформы Канкрина, запрещало выпуск кредитных билетов для кредитования торговли. Денежная система, созданная в результате реформы 1839-1843гг., обладала рядом важнейших признаков, типичных для биметаллизма.

Во-первых, существовала свобода чеканки не только серебра, но и золота. Во-вторых, золотые империалы  и полуимпериалы чеканились с надписью «Десять рублей» и «Пять рублей», причем правительство стремилось закрепить с помощью законодательства стоимостное отношение между золотым и серебряным рублем. Манифест от 1 июля I839г. устанавливал, что золотая монета в казну и кредитные установления принимаются и из них выдается 3% выше нарицательной ее стоимости, а именно — империал в 10 руб. 30 коп. и полуимпериал и 5 руб. 15 коп. серебром.

В-третьих, кредитные  билеты были разменны не только на серебро, но и на золото. Размен этот производился «с соблюдением указанного между сими деньгами соотношения» — 103 руб. кредитными Омлетами обменивались на 103 руб. серебром или на 100 руб. золотом, т.е. правительство стремилось закрепить за кредитным рублем не только определенное серебряное, но и золотое содержание.

Анализируя итоги проведения денежной реформы 1839-1843гг., необходимо учитывать и следующие обстоятельства. В России в 30-40-х гг. XIX в., несмотря на развитие товарно-денежных отношений, господствовало натуральное хозяйство. Соответственно объем покупаемых предметов потребления был невелик, и деньги как средство обращения требовались в незначительных количествах. При сравнительно неразвитом рынке и плохих путях сообщения цены на продукты были очень низкими, а уровень промышленного развития — относительно невысоким. Товары промышленного производства, зачастую ввозимые из-за границы, приобретались небольшим кругом лиц. Денежный оборот осуществлялся преимущественно с казной. Поэтому денежная реформа, проведенная в 1839-1843 гг., обеспечила относительно устойчивое денежное обращение.

Канкрина многие обвиняли в ненаучном подходе к финансовому  управлению, в том, что он больше практик, в том, что он противник акционерных предприятий и поклонник государственных кредитных учреждений. В ситуации, схожей с нашим временем, Канкрин действовал методами, отличительными чертами которых были лишь огромная любовь к России, трудолюбие, простота и исключительные нравственные достоинства. По собственному выражению Канкрина, заслуга его состояла больше в том, что он не допускал делать, чем В том, что он сделал. Когда он слышал: «А что скажет Европа?», то отвечал: «Эх, господа, у нас только и разговору да беспокойству: что скажет Европа? Что скажет Россия — вот что важнее всего».

 

Тема 6. Финансы Российской империи в середине – конце XIX в.

 

6.1. Основные направления финансовой политики

6.2. Деятельность М.Х. Рейтерна на министерском посту

6.3. Кризис конца 1870-х гг. и начало финансовых преобразований

6.4. Деятельность Н.Х. Бунге на министерском посту

6.5. Финансовые преобразования И.А. Вышнеградского

 

6.1. Основные направления финансовой политики

 

В середине XIX в. у руля отечественных финансов последовательно стояли: Федор Павлович Вронченко в 1844—1852 гг.; Петр Федорович Брок в 1852-1858 гг.; Александр Максимович Княжевич в 1858— 1862 гг.

На посту министра Ф.П. Вронченко  показал себя продолжателем системы  своего предшественника — Е.Ф. Канкрина. В 1845г. он предпринял попытку изменения таможенной политики государства, для чего внес представление об изменении некоторых статей тарифа. Вронченко обосновывал обложение пошлинами некоторых ввозимых товаров для защиты отечественных товаропроизводителей. Новый таможенный тариф вступил в силу лишь с 1851г. Роспись товаров, подлежащих обложению, была сокращена с 1176 статей до 472. Из 89 запрещенных по тарифу 1841г. товаров оставлено под запрещением только 25.

Для покрытия увеличивающихся расходов кроме заключения займов приходилось обращаться к увеличению различных налогов. В 1846г. был удвоен вспомогательный земский сбор с крестьян, мещан и купцов, особое внимание обращено на питейный доход. Взамен откупной в 1847г. последовало уничтожение льгот, которыми пользовались 13 губерний и областей относительно продажи низших сортов табака; одновременно был увеличен бандерольный сбор на табак и введен акциз со свеклосахарного производства.

Доход от сахара по росписи на 1849г. был исчислен в 221 тыс. руб., от табака — в 605 тыс. рублей. По представлению Вронченко за счет уравнения подати с частной золотопромышленности в зависимости от количества добываемого на приисках золота предполагалось увеличение дохода в 1849г. на 2 млн. руб. Таким образом, благодаря всем этим прибавкам средства государственного казначейства увеличивались на 3,5 млн. руб.

Однако расходы значительно  превысили доходы. Во многом на это  повлияли Венгерская военная кампания и строительство Николаевской железной дороги. В результате поднялись цены на хлеб и другие продукты питания. Реальный дефицит за период с 1848 по 1850 г. составил 150 млн. руб. Лишь с окончанием Венгерской кампании финансовое положение государства несколько улучшилось.

Финансовые мероприятия Брока диктовались главным образом тяжелыми условиями Крымской кампании 1853-1856 гг. Роспись доходов и расходов на 1853г., составленная Броком, сведена была со сравнительно небольшим дефицитом — 9,4 млн. руб. Однако начавшаяся Восточная война повлияла на финансовое положение, и дефицит бюджета в 1853—1854 гг. составил уже 178 млн. руб. Николай I повелел пересмотреть все сметы и перейти в режим «жесткой экономии» вплоть до сокращения штатов чиновников. Таким образом, «секвестры» начались уже тогда.

Во время Крымской войны была проведена реорганизация  налоговой системы. Было заключено несколько внешних займов, в результате общая сумма госдолга в 1855г. достигла 1198 млн. руб. Значительный дефицит госбюджета, образовавшийся во время войны, с 1853 по 1856 г. увеличился с 57 до 307 млн. руб., став причиной эмиссии большого количества кредитных билетов. До 1853г. их было выпущено на 311,4 млн. руб. с металлическим покрытием в 39,7%, а в 1858г. эта сумма возросла до 735,5 млн. руб. с покрытием всего в 16,2%. В 1854г. правительство вынуждено было прекратить их свободный размен на золото, а в 1858г. — на серебро. Кредитные билеты из кредитных денег, опиравшихся на государственный кредит, превратились в неразменные бумажные деньги. Денежная система, созданная в результате реформы 1839-1843 гг., перестала существовать. В России начался длительный период обращения кредитного рубля с резко колеблющимся валютным курсом.

Информация о работе Лекции по "Истории финансов"