Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:37, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение значения банковского маркетинга в деятельности коммерческого банка и разработка путей повышения эффективности маркетинговых служб.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнять следующие задачи:
- раскрыть понятие, задачи и функции банковского маркетинга финансовых услуг;
- изучить особенности маркетинга финансовых банковских услуг;
- проанализировать деятельность маркетинговых служб исследуемого банка;
- оценить правильность выбора маркетинговой стратегии в исследуемом банке;
- разработать предложения по совершенствованию банковского маркетинга.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
МАРКЕТИНГА БАНКОВСКИХ И ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
1.1 Особенности маркетинга в коммерческом банке 5
1.2 Концепция маркетинговой деятельности в банковском
предпринимательстве 7
1.3 Продвижение продукта на рынке банковских услуг 15
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА АО « НАРОДНЫЙ БАНК КАЗАХСТАНА»
2.1 Краткая характеристика банка 20
2.2 Анализ баланса банка в динамике и по структуре 24
2.3 Анализ прибыльности и ликвидности банка 34
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГА В
АО «НАРОДНЫЙ БАНК КАЗАХСТАНА»
3.1 Становление и развитие бизнес-коммуникаций
Коммерческих банков Казахстана 51
3.2 Основные факторы и принципы формирования
Эффективных бизнес-коммуникаций 59
3.3 Эффективность инструментов конкурентной борьбы в банковском секторе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Снижение отношения чистой прибыли к уставному капиталу объясняется значительным увеличением уставного капитала в 2011 году.
Динамика и структура нормы прибыли на капитал
Норма прибыли на капитал – обобщающий показатель результативности деятельности банка, причем компоненты нормы прибыли позволяют установить зависимость ее размера от влияния каждого из них.
1. Норма прибыли на
капитал (Н1) – результирующий
фактор коммерческой деятельнос
2009г – 1 871 163/14 187 119=0,132
2010г – 7 460 278/21 238 258=0,351
2011г – 8 088 143/35 036 024=0,231
2. Использование активов
(Н2) – факторный показатель, отражающий
общую эффективность
2009г – 26 472 119/189 282 177=0,14
2010г – 34 573 952/249 523 242=0,139
2011г – 46 131 705/393 253 900=0,117
3. Мультипликатор капитала (Н3) – факторный показатель, оказывающий влияние за счет изменения структуры общего капитала (итого актив: собственный капитал)
2009г – 189 282 177/14 187 119 =13,34
2010г – 249 523 242/21 238 258 =11,75
2011г – 393 253 900/35 036 024=11,22
4. Рентабельность совокупного дохода (прибыльность, маржа прибыли) – факторный показатель, влияющий за счет изменения размера прибыли на каждую денежную единицу совокупного дохода (отношение чистого дохода к сумме доходов, связанных и не связанных с получением вознаграждения), показатель Н4.
2009г – 1 871 163/26 472 119 =0,071
2010г – 7 460 278/34 573 952 =0,216
2011г – 8 088 143/46 131 705=0,175
Модель расчета нормы прибыли на капитал:
Таблица 11
Динамика и структура нормы прибыли на капитал
Агрегат |
Показатель |
Период |
Отклонения | |||
t(2009) |
t(2010) |
t(2011) |
гр.4-гр.3 |
гр.5-гр4 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
H1 |
Норма прибыли |
0,132 |
0,351 |
0,231 |
0,219 |
-0,120 |
Продолжение таблицы 11
H2 |
Использование активов |
0,140 |
0,139 |
0,117 |
-0,001 |
-0,021 |
H3 |
Мультипликатор капитала |
13,34 |
11,75 |
11,22 |
-1,593 |
-0,524 |
H4 |
Маржа прибыли |
0,071 |
0,216 |
0,175 |
0,145 |
-0,040 |
П р и м е ч а н и е – составлена автором на основе источника [21] |
Снижение в 2011 году прибыльности, нормы прибыли и уровня использования активов стало причиной изменения результирующего факторного признака в худшую сторону. Уменьшение мультипликатора капитала, говорит о том, что необходимо более эффективно использовать капитал.
Декомпозиционный анализ нормы прибыли на капитал в 2011 году
1. Отклонения величины нормы прибыли
Н1-Н10
0,231-0,351=-0,12 , (1)
где Н1 – норма прибыли на
капитал отчетного (текущего) периода;
Н10 – норма прибыли на капитал
предыдущего периода
2. Влияние изменения уровня
(Н2-Н20)*Н3*Н4,
(0,117-0,139)*11,22*0,175=-0,
где Н2 – уровень использования
активов отчетного (текущего периода);
Н20 – уровень использования
активов предыдущего периода;
Н3 – мультипликатор капитала
отчетного (текущего) периода;
Н4 – уровень маржи прибыли
отчетного (текущего) периода.
3. Влияние изменений уровня
(Н3-Н30)*Н20*Н4
(11,22-11,75)*0,139*0,175=-0,
Н30 – мультипликатор капитала
предыдущего периода.
4. Влияние изменений уровня
(Н4-Н40)*Н20*Н30,
(0,175-0,216)*0,139*11,75=-0,
где Н40 – уровень маржи прибыли
предыдущего периода.
Факторный анализ прибыли в 2011 году
Формула факторного анализа прибыли для
АО «Народный Банк Казахстана»
Доход активы прибыль
Прибыль= собственный * * * капитал
активы собственный доход капитал
где П- прибыль (из годового отчета о
прибылях и убытках – чистый доход)
Расчет факторных влияний на суммарную прибыль.
1. Общие изменения прибыли:
П-П0
8 088 143-7 460 278=627 865 млн. тенге , (6)
где П – прибыль отчетного
(текущего) года;
П0 – прибыль предыдущего периода.
2. Влияние на прибыль изменения собственного капитала :
(35 036 024-21 238 258)*0,0,117*11,22*0,175=3 185 245, (7)
где К – собственный капитал
отчетного (текущего) периода;
К0 – собственный капитал
предыдущего периода.
3. Влияние на прибыль изменения
уровня эффективности
(Н2-Н20)*К0*Н30*Н4
(0,117-0,139)* 21 238 258*11,75*0,175=-929 752,
где Н20 – уровень эффективности
использования активов предыдущего периода.
4. Влияние на прибыль изменения
структуры собственного
(Н3-Н30)*К0*Н20*Н4,
(11,22-11,75)* 21 238 258*0,139*0,175=-270609,2 ,(9)
где Н30 – мультипликатор собственного
капитала предыдущего периода.
5. Влияние на прибыль изменения размера маржи прибыли:
(Н4-Н40)*К0*Н20*Н30
(0,178-0,216)* 21 238 258*0,139*11,75=-1398523 , (10)
где Н40 – маржа прибыли
предыдущего периода.
Таблица 12 - Факторный анализ прибыли
№ п/п |
Показатель и порядок расчета |
Значение показателя | |
В долях единицы |
В % | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Изменение размера прибыли (П-П0) |
627 865 |
108 |
2 |
Влияние изменения величины капитала на размер изменения прибыли |
3 185 245 |
- |
3 |
Влияние изменения величины использования активов на размер изменения прибыли |
-929753 |
- |
Продолжение таблицы 12
4 |
Влияние изменения величины мультипликатора капитала на размер изменения прибыли |
-270609 |
- |
5 |
Влияние изменения величины прибыльности на размер изменения прибыли |
-1398524 |
- |
П р и м е ч а н и е – составлена автором на основе источника [19] |
Положительно на величину прибыли повлияло изменение величина собственного капитала.
Оценка ликвидности
1. Первый экономический норматив
ликвидности – текущая
где ЛА – активы банка
в ликвидной форме (денежные средства
в кассе банка; средства на счетах
предприятий и организаций
ОВ – обязательства банка по счетам до востребования (депозиты; кредиты, полученные от других банков с истекающим сроком погашения до 30 дней; а также 50% гарантий, выданных банком со сроком их исполнения в течение ближайших 30 дней.
Минимальный установленный предел норматива 0,2, то есть 20% от общей суммы ликвидных активов. В нашем случае банк достаточно ликвидный (29% в 2009 году, 27% в 2010 году и 31% в 2011 году).
2. Второй норматив ликвидности – мгновенная ликвидность рассчитывается как отношение суммы высоколиквидных активов баланса к сумму его обязательств по счетам до востребования:
где ВАм – высоколиквидные активы;
ОВм – обязательства до востребования.
3. Третий норматив – долгосрочная ликвидность рассчитывается как отношение выданных банком кредитов сроком погашения свыше года к сумме капитала банка и обязательств банка по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам на срок свыше года:
где К – кредиты, выданные банком, в тенге и иностранной валюте, с оставшимся сроком до погашения свыше года, а также 50% гарантий и поручительств, выданных банком сроком действия свыше года;
СС – капитал банка или собственные средства (статья в годовом балансовом отчете – итого капитал);
ОБ – обязательства банка по депозитным счетам, кредитам, полученных банком (в тенге и иностранной валюте) сроком погашения свыше года.
Максимально допустимое значение норматива Нд.л. устанавливается в размере 120% и показывает обеспеченность ликвидностью обязательств банка, превышающих по своему сроку один год.
4. Последний норматив
ликвидности – соотношение
где ЛА – активы баланса в ликвидной форме;
А – общая сумма всех активов по балансу банка.
Значение норматива Н с.в. рекомендуется поддерживать в размере 10-20% и позволяет оценить степень ликвидности активов банка в целом.
Таблица 13 - Основные показатели достаточности капитала
№ п/п |
Содержание норматива |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Допустимое значение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Текущая ликвидность |
29 |
27 |
31 |
20% |
2 |
Мгновенная ликвидность |
16 |
12 |
18 |
20% |
3 |
Долгосрочная ликвидность |
54 |
61 |
51 |
120% |
4 |
Соотношение ликвидных активов и суммарных активов банка |
12 |
7 |
10 |
10-20% |
П р и м е ч а н и е – составлена автором на основе источника [19] |