Методический аппарат оценки финансового риска банкротства предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Негативные явления в мировой экономике способствуют наступлению периода, который ряд экономистов называет «эпохой глобальной неопределенности», характерными чертами которой является резкий рост числа банкротств предприятий на фоне замедления экономического роста, которое, в свою очередь, сопровождается снижением объемов мировой торговли, промышленного производства, нестабильностью цен на нефть, сокращением объемов рынков кредитных ресурсов. Актуальность выбранной темы работы обусловлена высокой практической значимостью проблемы своевременной оценки риска банкротства предприятий и недостаточной разработанностью теоретической базы и методического аппарата в области анализа и оценки риска банкротства российских предприятий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...…………..3
Теоретические аспекты финансовых рисков банкротства
Финансовый риск банкротства как основной вид проявления финансовых рисков……5
Показатели финансового состояния предприятия…………………………………………8
Российское законодательство о банкротстве……………………………………………..17
Анализ вероятности банкротства ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ»
Краткая характеристика предприятия…………………………………………….………20
Анализ финансового состояния предприятия…………………………………………….21
Анализ деловой активности ……………………………………………………………….27
Анализ рентабельности предприятия и оценка банкротства……………………………29
Мероприятия для снижения финансового риска банкротства ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ»………………………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………………………………………………..41

Файлы: 1 файл

АЛЕНА БАНКРОТСТВО.docx

— 111.34 Кб (Скачать файл)

Эта мера стимулирует покупателей, приобретающих  товар в кредит, оплачивать счета  как можно быстрее. Предоставление скидки выгодно как покупателю, так  и продавцу. Покупатель в этом случае имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров.

Скидки  за оплату счетов (на 5 – 10 день) могут  составлять 3 %. Данный процент скидки выбран как среднестатистический. Предоставление данной скидки повышает привлекательность товара в глазах покупателей, не снижая существенно выручку предприятия.

ООО «СТАЛЬМЕБЕЛЬ» получает косвенную выгоду, в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет иммобилизацию денежных средств.

Предлагается  в целях эффективного управления дебиторской задолженностью приобретение программы «Управление дебиторской  задолженностью. Сетевая версия»  в ООО «Бизнес-консалт» как инструмента по организации системной работы с платежами контрагентов, существенно снижающего риски возникновения долгов и предоставляющего возможность эффективного взыскания дебиторской задолженности. Использование программных продуктов является профессиональным помощником, который в режиме реального времени планирует, контролирует и управляет деятельностью по работе с контрагентами.

Установка программы позволит обеспечить:

– контроль деятельности специалистов в режиме «on-line» (надлежащее исполнение своих обязательств, выдача заданий для каждого пользователя с выводом результатов и комментариев ответственных лиц);

– подробное описание процесса управления дебиторской задолженностью с соответствующими формами документов;

– инвентаризацию дебиторской задолженности в режиме реального времени;

– экономия существенных денежных средств на привлечение внешних специалистов;

– возможность принимать управленческие решения на основании автоматически формируемых программой аналитических отчетов.

Компьютерная  система сможет сама информировать  менеджера рассматриваемого общества о просроченной дебиторской задолженности, а также о наступлении сроков выплаты по обязательствам. Эти процессы происходят автоматически. При помощи компьютерной техники ведется сбор данных по каждому клиенту – так называемая «платежная история», затем эти данные обобщаются и на их основе выносятся решения об установлении предельной величины кредита, которая может быть предоставлена клиенту; производится классификация дебиторов. Данные по каждому дебитору обобщаются и используются в системе контроля дебиторской задолженности. Итоговая информация о взаимоотношениях с дебиторами сосредотачивается в базе данных фирмы и используется для принятия решений относительно возможного изменения кредитной политики.

При разработке мер по применению штрафных санкций экономическим  отделом были определены должники, чьи долги составляют краткосрочную задолженность предприятия.

При разработке шкалы штрафов, следует учитывать возможность их применения в каждом конкретном случае. Схема начисления штрафов в зависимости от суммы кредита и от сроков задержек платежа представлена в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Шкала штрафных санкций, %

Категория

покупателей

Уровень платежеспособности

1-30 дней

30-60 дней

60-90 дней

Более 90 дней

сделки  свыше

10000 тыс. руб.

Высокий 

0

0,6

0,9

1,9

сделки  свыше

1000 тыс. руб.

Обычный

0,3

1,2

1,4

2,1

сделки  до 1000 тыс. руб.

Низкий

0,6

1,5

1,7

2,5


.

Таким образом, в целях  совершенствования кредитной политики ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ» рекомендуется провести следующие мероприятия:

1) перейти на умеренный  тип кредитной политики;

2) на основе имеющейся  информации о партнерах, разбить  их на 3 группы «надёжные», «обычные»,  «группа риска»;

3) определить критерии  предоставления кредитов с большим  набором форм и методов кредитования;

4) предлагать скидки покупателям  за осуществление немедленного  расчета по сделкам;

5) установить программу  «Управление дебиторской задолженностью. Сетевая версия» для учета и контроля за кредиторами;

6) применять строгие штрафные  санкции в отношение должников.

Компьютеризация управления запасами на предприятии

Процесс движения товарно-материальных ценностей  в ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ» характеризуется как централизованное: все материалы и готовая продукция группируются на центральном складе, проходят документационный учет и уже затем включаются в процесс внутреннего движения на производство и магазины. Весь учет возложен на отдел бухгалтерии. Ответственность за движение несут бухгалтеры и кладовщики: бухгалтеры по документационному оформлению движения товарно-материальных ценностей, кладовщики – по наличию товара на складе, приемке и отпуску согласно предъявленным документам. Такая система не является эффективной, и главные ее минусы заключаются в следующем:

1) нет  единой информационно-технологичной  связи между всеми участниками  цепи, вследствие чего предприятие  теряет потенциальных клиентов, которые не могут сразу получить  интересующую информацию о наличии  товара;

2) при  проведении ревизионных мероприятий  приходится на длительное время  приостанавливать работу склада, вследствие чего возникают издержки  связанные с «простаиванием»  складских помещений, выплатой  неустоек покупателям, чьи заказы  не могут быть выполнены в  срок.

3)Потеря  потенциальных заказчиков, что вызвано  невозможностью получить оперативную информацию о наличие запасов готовой продукции на складе в ряде случаев, особенно в период проведения ревизий.

Для решения поставленных проблем рекомендуется проведение следующих мероприятий:

1) Компьютеризация учета на местах складского хозяйства с установлением локальной системы сети.

Целью данного мероприятия  является:

– объединение всей информации по учету и движению товаров;

– появление возможности проведения анализа и контроля за движением товарно-материальных ценностей на складе;

– решение вопроса выявления ошибок наименований продукции на складе и в документах.

2) Введение дополнительного  контроля за учетом товарно-материальных ценностей.

Введение дополнительного  учета за остатками на складе и  в магазинах связано с тем, что при огромном номенклатурном составе, схожих товарах  часто выявляются недочеты в информации о товарах  и наличии их на складе. В данный момент контроль заключается в проведении 2-х этапов:

Первичный контроль заключается  в соответствии закупленной продукции  отгруженной на склад, а также  занесение ее в единую базу данных.

Текущий контроль планируется  осуществлять по следующим направлениям:

– соответствие информации о движении материальных ценностей  доставленных    на объект;

– соответствие проданных  товаров, отпущенных на складе;

– дополнительный контроль-проверка наличие товара на складе хранящейся информации об остатках.

Планируется введение дополнительного  контроля остатков товара и наличия  готовой продукции, рекомендуется  составить график проведения ревизии, за основу которого будет браться  информация о наиболее частых ошибках. Таким образом, не будет необходимости  пересчета всей продукции, постоянно  и на длительный срок приостанавливать работу. В соответствии с графиком ревизионные действия будут проводиться  не масштабно, а по группам товаров. В первую очередь и наиболее часто  будут проверяться товары, по которым  наиболее часто происходят ошибки наличия  остатков на складе имеющейся информации.

Эффективность от контроля на высшем уровне будет заключатся в просмотре руководителем бухгалтерских документов, изучение им нормативных актов, действующих в этой области. Такой подход позволит более рационально расходовать средства на приобретение товарно-материальных запасов, тратить меньше времени на убеждение руководства в необходимости приобретения того или иного наименования запасов, повысить дисциплину использования товарно-материальных запасов сотрудниками предприятия. Кроме того, нужно ввести анализ эффективности использования товарно-материальных запасов, по данным бухгалтерского учета под непосредственным контролем руководителя предприятия. При этом руководитель будет получать более полную картину состояния дел на предприятии.

3) Снижение издержек возникающих  при использовании существующей  системы управления движением  товарно-материальных запасов.

Предложенные рекомендации основаны на двух основных положениях:

– введение новой информационной системы контроля за движением товарно-материальных ценностей на основе существующей системы 1С: Бухгалтерия;

– создание системы управления, определение четких обязанностей и ответственности всех сотрудников.

Для оценки целесообразности применения разработанной системы  управления движением товарно-материальными  ценностями была проведена работа по определению стоимости предлагаемых мер, результаты которой приведены  ниже.

Таким образом, Предложенная система управления дебиторской  задолженностью ставит перед собой  цель организацию структурированной  политики управления, которая заключается  в определении категорий заемщиков, соблюдении сроков и дифференцированной системой кредитования, возможности  скидок и применения строгих штрафов  за несоблюдение договорной дисциплины. В итоге неуплаты по предоставляемым  кредитам и займам снизятся, предприятие  отходит от системы долгосрочного  кредитования. Меры по управлению товарно-материальными  ценностями совершенствуют существующую систему учёта ТМЦ, делают ее более  структурированной, с дополнительными  возможностями по анализу и учету  материалов, запасов и готовой  продукции, экономят для предприятия  дополнительные средства, снижают издержки, повышают привлекательность фирмы  в глазах потенциальных заказчиков ввиду возможности быстрого доступа  к интересующей информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ  многочисленных источников позволил сделать  вывод о существенной степени  дискуссионности трактовок понятия  «риск». В экономической литературе существуют различные подходы к  определению понятия «риск», что  обусловлено повышенным интересом  как российских, так и зарубежных экономистов к различным аспектам риска в деятельности предприятий. Данный факт обусловил отсутствие однозначного понимания сущности риска, что объясняется использованием различной терминологии, многообразием видов экономической деятельности, а также недостаточной изученностью данного явления.

Изученная библиография в области оценки риска  и, в частности, риска банкротства  предприятий, позволила заключить, что при определении понятия  риска термин «вероятность» целесообразно использовать в случае, если предполагается его количественное измерение, в то время как понятие «возможность» предполагает некую качественную оценку. В рамках данной диссертации, поскольку ее целью является решение научной задачи формирования современного методического аппарата оценки риска банкротства предприятий, который предполагает получение количественной оценки риска, был сделан вывод о целесообразности оперирования термином «вероятность» при определении понятия «риск».

Вместе  с тем, анализ ряда научных источников, посвященных различным аспектам банкротства предприятий, позволил заключить, что использование исключительно  аппарата теории вероятности (что характерно для большинства экономистов, исследующих  проблему риска), без применения других методов не является целесообразным в силу ряда аспектов, среди которых, прежде всего, следует отметить следующие: теория вероятности имеет дело с  заранее ограниченным количеством  возможных исходов и отсутствием  внешнего воздействия как на количество возможных исходов, так и на их вероятности; теория вероятности сосредотачивается на типичных, многократно повторяющихся ситуациях, в то время как работа с риском предполагает нетипичные ситуации.

ВО второй главе работы был проведен анализ финансового  состояния, деловой активности и  рентабельности ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ». В результате анализа удалось выяснить, что предприятие находится в устойчивом положении, угрозы банкротства нет. Но тем не менее, были выявлены некоторые проблемы. Среди них:

1) большая  часть собственного капитала  используется во внеоборотных активах;

2) низкий  уровень маневренности собственного  капитала;

3) долгосрочная  дебиторская задолженность занимает 42 % от суммы оборотных активов  и составляет 1326518 тыс. руб.

В качестве улучшения финансового состояния  предприятия следует провести мероприятия, рассчитанные как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Финансовой службе предприятия  рекомендуется осуществлять регулярный мониторинг и диагностику финансового состояния и платежеспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях»

Информация о работе Методический аппарат оценки финансового риска банкротства предприятия