Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 07:17, курсовая работа
Нестабильность, кризис финансового сектора в странах с переходной экономикой оказывают несомненное влияние на валюту Кыргызстана и экономику республики в целом. Поскольку интеграция экономик развитых стран, благодаря торговым и финансовым связям является не только важным компонентом роста и развития государства, но и также эти связи выступают и каналами распространения последствий кризиса.
Введение 2
Глава 1. Методология валютной политики, валютного режима в финансовой системе государства
Валютная политика государства: понятие, цели, формы и методы 4
Валютный режим и его значение в условиях реформ переходной экономики государства 5
Система курсообразующих факторов в валютном режиме 8
Глава 2. Национальная валюта Кыргызстана: особенности введения, проблемы и становления.
Необходимость и особенности введения сома, как регулирующего фактора валютной политики государства 11
Конвертируемость национальной валюты, возможности и пути влияния на экспорт и импорт 15
Деноминация сома и ее возможные последствия на внешне -экономические связи Кыргызстана 17
Инструменты манипулирования курса сома 18
Глава 3. Валютный режим в Кыргызстане
3.1. Задачи, полномочия, функция валютного регулирования и валютного контроля в Кыргызстане 20
3.2. Основные принципы осуществления валютных операций в Кырыгызстане 22
3.3. Формы реагирования НБ КР на приток иностранной валюты 27
3.4. Валютный арбитраж и его роль в валютном режиме 28
Заключение 31
Список использованной литературы 37
Таким образом, была подготовлена основа для введения в мае 1993 года национальной валюты. Введение сома было необходимым (в силу перечисленных выше причин) еще и потому, что независимое государство не может не иметь собственной денежной единицы.
С момента введения сома Национальный банк начал в полной мере выполнять функции центрального банка Основной целью деятельности НБКР является "достижение и поддержание стабильности цен посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политикой, а задачами, способствующими достижению этой цепи - "поддержание покупательной способности национальной валюты, обеспечение эффективности, безопасности и надежности функционирования банковской и платежной системы".
Денежно-кредитная политика является одной из составляющих проводимой в республике экономической политики, и ее основные принципы и ориентиры направлены на создание условий, обеспечивающих подавление инфляционных тенденций, что обеспечивает финансовую стабилизацию и создает условия для устойчивого экономического роста. Однако, финансовый сектор тесно связан с другими секторами экономики: налогово-бюджетным, внешним, социальным, и поэтому денежно-кредитную политику невозможно рассматривать отдельно от других составляющих экономической политики. По этой причине, достижение какой-либо цели государственной экономической политики, в том числе снижение и затем последующее поддержание показателей инфляции на стабильно низком уровне, обеспечивается определенной комбинацией различных инструментов государственного регулирования. В то же время не следует забывать, что успешность рыночной реформы в целом, и денежно-кредитной политики, в частности, зависит от общего экономического уровня страны и степени развития в ней рыночной среде. Таким образом; денежно-кредитная политика в переходной экономике Кыргызстана, с одной стороны оказывала воздействие на экономику страны, а с другой стороны, сама находилась под влиянием текущей экономической обстановки. Это обстоятельство требовало предельной осторожности при ее проведении
Экономическая ситуация в Кыргызстане в это время оставалась очень сложной. Вследствие разрыва торгово-экономических связей между бывшими союзными республиками, прекращения трансфертных поступлений из бюджета СССР, резкого взлета цен на импортируемые энергоносители и промышленные товары, приближения внутренней структуры цен к мировой и других изменений условий функционирования экономики Кыргызстана. в 1992 . году спад производства составил 13.9%, инфляция - 1258.7% И хотя в 1992 году , начались крупномасштабные реформы, I затрагивающие все сферы общественной жизни (отмена контроля над ценами, отказ от ограничений на развитие частного сектора, а также от ограничений во внутренней и внешней торговле, проведение институциональных реформ, то есть создание новых социальных, политических и экономических институтов, формирующих конкурентную рыночную среду), ощутимых сдвигов, в краткосрочном периоде, они принести не могли положение осложняли слабость мер по сбору налогов и перевод финансовых ресурсов предприятиям государственного сектора для урегулирования взаимозадолженностей. Таким образом, введение сома происходило в тяжелых экономических условиях. Рассмотрим теперь опыт проведения реформ с момента введения национальной валюты в 1993 году до сегодняшнего дня.
Кыргызстан принял политику плавающего обменного курса, при которой курсы иностранных валют к сому складываются основе соотношения спроса и предложения на внутреннем валовом рынке. Выбор такого типа режима объясняется открытостью экономки Кыргызской Республики при ее небольших размерах. Дальнейший ход событий показал верность принятого решения. Для определения учетного курса доллара США был принят механизм валютного аукциона, при котором коммерческие банки, а впоследствии и обменные бюро, подавали заявки на покупку валюты на аукцион, а учетный курс определялся как минимальный курс удовлетворенных заявок (аукцион второй цены). Курс 4,00 сома за 1 доллар США установленный с 18 мая 1993 года, был первым официальным значением курса доллара США к кыргызскому сому на первом аукционе НБКР, проведенном 17 мая 1993 года.
Формирование валютного рынка в Кыргызстане началось в условиях спада промышленного производства, гиперинфляции и слабой законодательной базы в области операций с иностранной валютой. Валютный рынок стимулировал процесс рыночных преобразований в различных областях хозяйствен деятельности, позволил сделать важный шаг в развитии открытой экономики. Вместе с тем, в условиях макроэкономической нестабильности и высокой инфляции, обратной стороной либерализации валютных операций стала "долларизация " отечественной экономики. В 1993 году уровень "долларизации" экономики был крайне высок. В условиях высокой инфляции и отрицательных процентных ставок по депозитам, доллар являлся привилегированным и сберегательным инструментом. Юридические и физические лица, стремились перевести все свои свободные средства в долларовые активы, девальвация сома в 1993 году составила 93,7% при инфляции 1366%. Стала значительная разница между инфляцией и темпом девальвации националы-валюты объясняется использованием обменного курса в качестве антиинфляционного якоря экономики, хотя следует оговориться, что темп обесценивания не был заранее известен. Но при последовательном и главное, равномерном темпе обесценивания, вместе с другими мерами, в последующем удалось снизить уровень инфляционных ожиданий.
29 марта 1995 года Кыргызская Республика подписала статью VIII статью Соглашения Международного Валютного Фонда, официально объявив, что Республика будет избегать ограничений по текущим платежам.
Ситуация на валютном рынке в 1996 году заметно отличалась от предыдущих двух лет. И если в течение первого квартала стабильность продолжала иметь место, то в дальнейшем ситуация изменилась. Первый стремительный рост наблюдался в мае, когда менее чем за месяц курс вырос на 7,30%, что было связано с увеличившимся отрицательным сальдо торгового баланса. Второй резкий рост курса доллара США начался в сентябре, но в отличие от всплеска, который был кратковременным, он продолжился почти до конца года. В значительной степени он был вызван несогласованностью фискальной политики Правительства и денежно-кредитной политики центрального банка Накопленная за год задолженность по бюджетным выплатам и ее ликвидация привели к выбросу в денежно-кредитную систему в течение небольшого временного интервала огромной суммы национальной валюты, что незамедлительно привело к значительному увеличению денежной базы, а следовательно икр эсту инфляции и курса. Стерилизовать образовавшуюся избыточную ликвидность путем форсированной продажи валюты на валютных торгах или продажей ценных бумаг в значительных объемах на аукционах государственных казначейских векселей не было возможности
В 1993-1998 годах на финансовых рынках наблюдалась ситуация, при котором жесткая денежная политика США при огромном дефиците, теперь нота бюджета приводила к росту процентных ставок, что привлекало как портфельные, так и пряные зарубежные инвестиции. Это создавало, для зарубежных инвесторов определенный стимул для инвестирования денег в США, а не в Европе и Японии. Другим приоритетным регионом вложения капиталов для инвесторов были страны Юго-Восточной Азии из-за высоких темпов роста и привлекательных для инвесторов макроэкономических предпосылок.
В случае США приток капитала противостоял оттоку в результате большего валового дефицита и оставался сильным. В результате, происходило закономерное укрепление доллара США по отношению к другим валютам, как Европе, так и в Азии. В случае стран Юго-Восточной Азии, наоборот, огромные зарубежные инвестиции, в течение долгих лет привели к финансовому кризису, из-за появившихся макроэкономических диспропорций, которые выразили главным образом, в разрыве между реальными и номинальными обменными курсами азиатских валют, вследствие установления фиксированных обменных курсов. В настоящее время продолжается тенденция укрепления доллара, это является следствием нескольких факторов: умеренных темно» инфляция в США; относительно высоких номинальных процентных ставок; доверия к как к надежному партнеру в условиях мировых кризисов, устойчивости фондового рынка страны и повышенного спроса на доллары.
Стоимость доллара США, ЭКЮ и японской йене выраженных в кыргызской национальной валюте, достигла самой высокой отметки в 1994 году, затем в конце 1996 — начале 1997 года сильная девальвация сома в начальном периоде своего существования, т. е. в 1993 и 1994 годах внутренними причинами, в частности, фактором доверия, новая валюта в условиях ярко выраженной макроэкономической диспропорции в молодой, зависимой стране на начальном этапе, не вызывала доверия ни у населения, ни у предпринимателей. Другим фактором стремительного взлета цен на сом, явились так называемые - "челночные" операции, поглощающие значительную долю СКВ для покупки товаров за рубежом, не замещаемых внутренним производством или импортом, вследствие экономического спада и разрыва традиционных торговых связей между странами бывшего Советского Союза. Челночные операции стали причиной значительного оттока капитала, но обеспечили товарные накопления потребительского рынка, что в свою очередь с стабилизировало снижения уровня цен.
2.2. Конвертируемость национальной валюты, возможности и пути влияния на экспорт и импорт
Особой категорией конвертируемости национальной валюты является резервная (ключевая) валюта, которая выполняет функции международного платежного и резервного средства, служит базой определения валютного паритета и валютного курса для других стран, широко используется для проведения валютной интервенции с целью регулирования курса валют стран - участниц мировой валютной системы. Объективными предпосылками приобретения статуса резервной валюты являются: господствующие позиции страны в мировом производстве, экспорте товаров и капиталов, в золотовалютных резервах; развитая сеть кредитно-банковских учреждений, в том числе за рубежом; либерализация валютных операций, свободная обратимость валюты, что обеспечивает спрос на нее других стран. Субъективным фактором выдвижения национальной валюты на роль резервной служит активная внешняя политика, в том числе валютная и кредитная. В институциональном аспекте необходимым условием признания национальной валюты в качестве резервной является внедрение ее в международный оборот через банки и международные валютно-кредитные и финансовые организации.
В широком смысле слова конвертируемость означает свободу обмена любых финансовых активов. Одним из наиболее распространенных проявлений конвертируемости является конвертируемость валюты.
Конвертируемость
валюты (currency convertibility) это способность
резидентов и нерезидентов
Конвертируемость по текущим операциям (current, account convertibility) – отсутствие ограничений на платежи и трансферты по текущим международным операциям, связанным с торговлей товарами, услугами, межгосударственными переводами доходов и трансфертов. Такие ограничения могут иметь многочисленные конкретные формы. Например, авансирование импортных платежей означает законодательно установленное требование к импортеру депонировать, обычно в национальной валюте, определенную часть предстоящего платежа по импортной сделке в национальном центральном или коммерческом банке до того, как контракт по этой сделке подписан. Это является условием получения импортером необходимой валюты из банка для оплаты импорта и увеличивает стоимость этой валюты по сравнению с ее прямой покупкой на свободном валютном рынке. Во многих странах ЦБ или правительство на прямую распределяют иностранную валюту между импортерами в форме либо индивидуальных квот для каждой отдельной фирмы, либо генеральных квот, определяющих максимальный объем иностранной валюты, который правительство готово выделить для оплаты импорта в текущем году, полугодии, месяце и т. п. Ограничениями на платежи по текущим операциям могут также считаться различные административные требования, например такие, как необходимость получения предварительного разрешения ЦБ на осуществление платежа по импорту или на открытие импортного аккредитива. При платежах за услуги может также существовать еще более сложная система ограничений на международные платежи, которые также препятствуют конвертируемости национальной валюты по текущим операциям. Наиболее типичные среди них – ограничения на выплату командировочных в иностранной валюте, на переводы за рубеж зарплаты и дивидендов, на платежи процентов по внешнему долгу.
Конвертируемость по капитальным операциям (capital account convertibility) – отсутствие ограничений на платежи и трансферты по международным операциям, связанным с движением капитала, таким как прямые и портфельные инвестиции, кредиты и капитальные гранты. Наиболее типичные формы таких ограничений – объектов прямых иностранных инвестиций отдельными отраслями, требование об обязательной репатриации прибыли национальными компаниями, инвестирующими за рубеж, требование сдавать или продавать иностранную валюту, полученную из-за рубежа, запрет на покупку резидентами иностранных ценных бумаг, ограничения на предоставление кредитов иностранцам и пр. конвертируемость по капитальным операциям не является требованием при вступлении страны в МВФ.
Полная конвертируемость (full convertibility) – отсутствие какого бы то ни было контроля и каких-либо ограничений и по текущим, и по капитальным операциям. Полная конвертеруемость предпологает также отсутствие ограничений на экспорт или импорт товаров и услуг, которые могут повлиять на их цену. Незначительные процедурные элементы регулирования внешней торговли, не искажающее существенно мировые цены, считаются приемлимыми для того, чтобы признать валюту полностью конвертируемой (пример 1.2).
Переход к полной конвертируемости национальной валюты—длительный и сложный процесс, предусматривающий обеспечение достаточной внутренней макро-экономической стабильности, устойчивость государственного бюджета, жесткой денежно-кредитной политике, низкой инфляции и безработици, устойчивых темпов экономического роста. Конвертируемость валюты означает, что правительство готово в случае необходимости поддерживать платежеспособность государства с помощью методов макроэкономической корректировки -- путем регулирования валютного курса, денежной массы, валютных резервов, жесткого надзора за состоянием банковской системы,нежели путем введения прямых ограничений и запретов на использование иностранной валюты.
Внутренняя конвертируемость (internal convertibility) - право резидентов покупать, иметь и совершать операции внутри страны с активами в форме валюты и банковских депозитов, деноминированных в иностранной валюте. Тем самым внутренняя конвертируемость относится к сделкам между резидентами внутри своей страны и означает, например, право кыргызстанца обменять сомы на доллары и заплатить долларами за покупку товара в магазине или положить их на валютный счет в местном банке.
Внешняя конвертируемость (external convertibility)—право резидентов совершать операции с иностранной валютой с нерезидентами. В зависимости от того, о конвертируемости по каким операциям идет речь, понятие внешней конвертируемости практически полностью совпадает с конвертируемости валюты по текущим или капитальным операциям.
2.3. Деноминация
сома и ее возможные
Деноминация (от de и латинского слова nomination – наименование), изменение нарицательной стоимости денежных знаков с целью стабилизации валюты или упрощения расчетов. При деноминации денежных знаки прежних выпусков обмениваются на новые, более крупные денежные единицы; соответственно пересчитываются цены, тарифы и заработная плата.
Деноминация первый раз в Кыргызской Республики произошла в 1991г., когда вводилась новая денежная единица сом. Сом по отношению к рублю был выше, в результаты произошла инфляция рубля. Для подавления инфляции пришлось прибегнуть к достаточно жестким мерам контроля за ростом денежной массы, а также курсовой политики, направленной на поддержание нейтральности обменного курса по отношению к основным показателям (то есть на девальвацию рубля в том же объеме, в каком растут внутренние цены). Таким образом, поддерживались конкурентоспособность экспортеров - с одной стороны, а с другой - не допускали более быстрого обесценения рубля и сдерживали инфляцию по импортным товарам и по закупкам из-за рубежа.
Информация о работе Методология валютной политики, валютного режима в финансовой системе государства