Методы защиты от недружественных поглощений: зарубежный опыт и российская практика
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 12:15, курсовая работа
Описание работы
Актуальность темы «Защита от недружественных поглощений: теория и российская практика» объясняется тем, что за последнее время в России произошел целый ряд событий, связанных с корпоративными конфликтами и «захватом контроля» на российских предприятиях, количество публикаций о которых в СМИ не поддается подсчету. По данным журнала «Слияния и поглощения»2, только за 2002 г. в России произошло 1870 поглощений, из которых более 1400, то есть более половины всех поглощений, были недружественными. Однако далеко не всегда сделки «недружественного поглощения» становятся достоянием широкой общественности и уж тем более, как правило, в тени остаются методы и способы «захватов» и защиты от них.
Содержание работы
Введение .................................................................................................3 Глава I. Теоретические и правовые основы функционирования рынка слияний и поглощений бизнесов .....................................................................6 1.1. Понятие и специфика недружественных поглощений и их отличия от слияний и дружественных поглощений в международной и российской практике ..............................................................................................................6 1.2. Правовое регулирование рынка слияний и поглощений в России и основные недостатки российского законодательства ...................................14 Глава II. Формы и методы недружественных поглощений ...................30 2.1. Формы и методы недружественных поглощений, используемые в международной и российской практике .........................................................30 2.2. Влияние недружественных поглощений на участников рынка ценных бумаг и экономику в целом .................................................................60 2.3. Информационные технологии ведения реестра акционеров и меры по защите программного обеспечения регистратора от несанкционированного доступа .......................................................................63 Глава III. Способы защиты от недружественных поглощений: международный опыт и российская практика ..............................................69 3.1. Способы защиты от недружественных поглощений, используемые в международной и российской практике .....................................................69 Заключение ...........................................................................................97 Список литературы ................................................................
Федеральный закон «О рынке ценных
бумаг» рассматривает этапы эмиссии
ценных бумаг, в том числе при реорганизации
компаний. Отдельным нормативно-правовым
актом, рассматривающим процесс и этапы
эмиссии ценных бумаг, является Постановление
Федеральной комиссии по ценным бумагам
№ 03-30/пс «О стандартах эмиссии ценных
бумаг и регистрации проспектов ценных
бумаг».
Пункт 1 статьи 17 Федерального закона «О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках» в целях недопущения
монополистической деятельности устанавливает
ограничения на сделки по слияниям и присоединениям
коммерческих организаций. В случае, если
суммарная балансовая стоимость активов
таких организаций превышает 200 000 МРОТ,
то подобные сделки могут быть осуществлены
только с предварительного согласия антимонопольного
органа, то же самое касается и одобрения
покупки более чем 20% акций с правом голоса
в уставном капитале. Нельзя оставить
без внимания последние намерения МАП
РФ внести поправки в Федеральный закон
«О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках». Правительство
РФ уже одобрило законопроект, увеличивающий
до 3 млрд. руб. минимальный размер совокупных
активов компаний, сделки по слиянию и
поглощению которых подлежат предварительному
контролю со стороны антимонопольных
органов. Также возможно вовсе отменят
ограничение величины покупаемого пакета
акций. 12
Говоря о международной практике
законодательного регулирования монополистической
деятельности, необходимо отметить законодательные
акты США,13 представляющие главным образом
антимонопольное (антитрестовское) законодательство, которое объявляет
незаконным захват одной или несколькими
корпорациями монопольных
позиций в любом бизнесе, в любой части
страны или в деловых связях с зарубежными
странами, а также регулирует корпоративную
политику компаний. Среди его важнейших
составляющих - Закон Клейтона,
принятый еще в 1914 году, который ввел принцип заблаговременного
предотвращения потенциального ущерба
от антиконкурентной
деятельности. Этот закон запрещает осуществление
сделки по приобретению
акций или иных активов, если в результате
ее на рынке может возникнуть монополия
или существенно уменьшиться конкуренция. Закон 1976 г. О совершенствовании
антимонопольной деятельности Харта-Скотта-Родино,
дополнивший антимонопольное
законодательство формальными критериями
определения того, захвачена
монополия или нет.
Этот Закон установил правила
предварительной регистрации
всех сделок по слиянию и поглощению компаний
и обязал компании предоставлять
необходимую информацию в антимонопольный
департамент министерства юстиции и
в Федеральную торговую комиссию.
Обязательное предварительное оповещение
о слиянии компаний позволило антимонопольным
органам препятствовать осуществлению
слияний прежде, чем они смогут нанести
ущерб интересам потребителей. За отведенное
Законом время эти органы обязаны выяснить,
будет ли осуществление заявленной
сделка иметь негативные последствия,
ущемляющие интересы американских потребителей
(привести к росту цен, снижению качества
продукции, ограничению инноваций
и проч.). Если негативные последствия
выявлены, то антимонопольные органы могут заблокировать
сделку, оспорив ее в суде.
Все остальные нормативно-правовые
акты, указанные в начале данного параграфа,
будут затронуты ниже при рассмотрении
существующих в российском законодательстве
«пробелов», позволяющих проводить недружественные
поглощения.
Возвращаясь к вопросу о формах
реорганизации, отметим, что согласно
ст.15 Федерального закона «Об акционерных
обществах» реорганизация общества существует
в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение
и преобразование.
Как отмечалось ранее, термин «поглощение»,
а также его частный случай - недружественное
поглощение - российским законодательством
никак не закреплен.
Очевидно, что такое состояние
правового «антирегулирования» в части
рынка недружественных поглощений создает
исключительно благоприятные условия
для «захватчиков», а именно широкие возможности
по нахождению все новых и новых лазеек
в целях обхода законодательства. Известно,
что существует целый ряд причин возникновения
корпоративных конфликтов в России, среди
которых необходимо выделить причины,
имеющие отношение к законодательному
регулированию и вмешательству правоохранительных
и федеральных органов исполнительной
власти, такие как:
наличие административного
ресурса, или, так называемая, «теневая
юстиция» использующая такие недостатки
в интересах заказчиков корпоративного захвата;
недостатки, «пробелы» законодательства.14
Использование административного
ресурса - это то, без чего на сегодняшний
день компании, занимающиеся недружественными
поглощениями, не смогли бы так удачно
воплощать в жизнь схемы по захвату предприятий.
Это один из самых важных факторов успеха
проведения операций по недружественному
поглощению бизнесов. Наличие административного
ресурса в условиях продолжающегося кризиса
государства во многом определило стратегию
или конкретное протекание корпоративных
конфликтов использование судов, прокуратуры,
силовых структур и, соответственно, административное
давление, уголовные дела, применение
силы. В переделе собственности преимущества
получали те лица или бизнес-группы, которые
вовремя инвестировали в административно-силовой
ресурс. Самыми активными в этой области
стали, безусловно, «Альфа», «Базовый элемент», «МДМ», а также
известная всем, столкнувшимся в той или
иной степени с проблемой недружественных
поглощений, компания «Росбилдинг».
Но это только наиболее известные компании,
а специально созданных подобно «Росбилдингу»
фирм насчитывается более 100.15
Действительно, зачем вкладывать
миллионы долларов в приобретение контрольного
пакета акционерного общества, когда можно
вложить несколько десятков тысяч в получение
нужного судебного решения и последующего
приобретения искомого пакета, например,
через Российский Фонд федерального имущества
(РФФИ), который организует аукцион и путем
проведения комиссионной продажи передает
акции дружественному компании-захватчику
лицу. Естественно, что истинный владелец
данных акций даже и не подозревает о продаже
своего собственного пакета акций, а уведомлять
его никто и не собирался. За деньги судьи
готовы выносить меры по обеспечинию жалоб
миноритарных акционеров (подставных
лиц компании - захватчика), при этом фактически
не проведя ни одного судебного заседания
по существу спора.
Таким образом, проблема наличия
«подкупного» административного ресурса
в российской практике налицо и способствует
развитию операций по недружественному
поглощению с не меньшей силой, чем существующие
недостатки российского законодательства.
Рассматривая «пробелы» российского
законодательства, отметим наиболее
существенные из них и те, которые достаточно
часто использовались в последнее время
компаниями-захватчиками в целях ускорения
и облегчения операции по недружественному
поглощению предприятий.
Федеральный
закон «Об акционерных обществах» со всеми изменениями и дополнениями,
которые в значительной мере усложнили
ряд основных корпоративных процедур,
в определенной степени создал благоприятный
климат для миноритарных акционеров, нанятых
компанией-захватчиком. Согласно п.2 ст.53
Закона акционерам представляется возможность
предложения кандидатов для избрания
в Совет директоров акционерного общества
при проведении внеочередного собрания,
тем самым упрощается процедура назначения
«своих» людей компанией-захватчиком.
Необходимо отметить, что в старой редакции
Федерального закона «Об акционерных
обществах» акционерам подобное право
не предоставлялось.16
В целях ограничения количества
схем, используемых компанией-захватчиком
при поглощении, специалисты Международной
юридической фирмы «Кудер Бразерз» сочли
необходимым ввести поправку в Закон,
указывающую на невозможность проведения
внеочередного собрания акционеров без
согласия Совета директоров, в противном
случае оно не будет иметь юридической
силы. Данная норма позволит, по их мнению,
ослабить позиции «захватчиков» уже на
начальном этапе незаконной атаки, но,
учитывая специфику недружественных поглощений
в России, с предложением введения подобной
поправки можно поспорить. Компании-захватчики
смогут обойти и эту поправку, в случае
если члены Совета директоров не очень
заинтересованы в защите своего предприятия,
а недружественная сторона предложит
им хорошую сумму денег за содействие
в проведение внеочередного собрания
акционеров.
Нельзя оставить без внимания
внесение поправки в Федеральный закон
«Об акционерных обществах», проект которой
было принят Государственной думой 04.02.2004г,
а вступление в силу . в марте 2004 г.17 Данная поправка распространяет
кумулятивную систему голосования по
кандидатам в советы директоров на все
без исключения акционерные общества.
Действовавший ранее ФЗ «Об акционерных
обществах» регулировал принцип кумулятивного
голосования только тех компаний, у которых
более 1000 владельцев голосующих акций.
По мнению экспертов, введение таких поправок
увеличит инвестиционную привлекательность
российских компаний для. Но небольшим
предприятиям ничего, кроме неудобств
данная поправка не принесет. Это объясняется
тем, что благодаря кумулятивному голосованию
у миноритарных акционеров появляется
больше шансов на избрание в члены Совета
директоров нужных кандидатур, чем успешно
воспользуются компании-захватчики.
Более того, часто для захвата
компаний используются «пробелы» в законодательстве,
позволяющие вести параллельные реестры
и создавать органы управления. С возникновением
практики появления параллельных реестров Совет директоров
Профессиональной ассоциации регистраторов,
трансфер - агентов и депозитариев (ПАРТАД)
разработал несколько решений, обязывающих
регистраторов принимать необходимые
меры при появлении первых признаков корпоративного
конфликта.
В Решении Совета
директоров ПАРТАД содержится требование к регистратору
компании-цели в условиях возникновения
корпоративных конфликтов немедленно
уведомлять об этом Профессиональную
ассоциацию регистраторов, трансфер -
агентов и депозитариев о корпоративном
конфликте у эмитента, реестр владельцев
именных ценных бумаг которого ведет регистратор.
Более того, в решении Совета директоров
ПАРТАД содержится целый ряд признаков,
по которым можно судить о возникновении
корпоративного конфликта, в том числе
недружественного поглощения, а именно:
принятие руководящими органами эмитента
решения о заключении договора о ведении
реестра владельцев именных ценных бумаг
с другим регистратором; возникновение
нескольких одноименных органов управления,
каждый из которых располагает документами,
подтверждающими полномочия органов управления
эмитента и многие другие. Проект Постановления
Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг «О ведении реестров владельцев
именных ценных бумаг эмитентов в условиях
возникновения корпоративных конфликтов»,
а также Проект Федерального Закона «О
внесении изменений в статью 44 Федерального
закона «Об акционерных обществах» содержат
предписания, аналогичные описанным выше,
но обязывающие регистраторов компании-цели
немедленное уведомлять о возникновении
корпоративного конфликта ФКЦБ России.
В случае принятия данные проектов,
контроль над акционерными обществами
- потенциальными объектами недружественного
поглощения, возможно, был бы усилен благодаря
ускорению процесса уведомления специализированных
органов, которые брали бы под контроль
компанию-цель и обеспечение защитными
мерами с целью недопущения недружественного
поглощения. Но, к сожалению, Федеральной
комиссией по ценным бумагам данные предложения
одобрены не были.18
Эффективно использовался «захватчиками»
и Федеральный
закон «О несостоятельности (банкротстве)»
1998 года, предоставивший массу технических
возможностей для того, чтобы использовать
его в целях, которые он не предусматривал.
Недостатки Закона 1998 года заключались
в следующем:
• очень низкий порог задолженности,
при наличии которой арбитражный суд мог
возбудить против общества дело о банкротстве;
• специфическую процедуру
назначения временных и внешних управляющих;
• низкий контроль за деятельностью
временных и внешних управляющих.
С выходом в свет новой редакции
Федерального закона «О несостоятельности
(банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. компании
- захватчики лишились легкости проведения
операции по недружественному поглощению
предприятия путем его банкротства. Закон
2002 года предусматривает более жесткий
контроль со стороны суда за процедурой
банкротства, а также усложняет саму процедуру
банкротства.
Федеральный закон «Об исполнительном
производстве» также несовершенен
в области защиты от корпоративных захватов.
Согласно статье 59 «Порядок наложения
ареста на имущество должника-организации
и его реализации» Закона судебные приставы
имеют возможность выбирать между реализацией
акций, принадлежащих должнику, и денежными
средствами на депозитных и иных счетах
должника. Как показала практика, судебные
приставы практически во всех «силовых
поглощениях» в минимальные сроки стараются
реализовать акции эмитента компании-захватчику
или связанным с ней лицам. В связи с этим
является целесообразным введение поправки
в ФЗ «Об исполнительном производстве»
таким образом, чтобы реализация акций
происходила во вторую очередь, либо четко
законодательно запретить обращение первоочередного
взыскания на принадлежащие должнику
акции.
Отдельных изменений требует
также и процессуальное законодательство.
Этой проблемой занялся по заказу Минэкономразвития
Восточно-Европейский центр правовых
исследований (ВЕЦПИ).19 В результате своего исследования
процессуального законодательства, ВЕЦПИ
подготовил концепцию поправок. Недостатки
Арбитражно- процессуального кодекса
довольно широко использовались захватчиками
в целях недружественного поглощения
с использованием административного ресурса.
Пункт 2 статьи 36 Кодекса предоставляет
истцу право выбора арбитражного суда
в случае наличия нескольких ответчиков.
Таким образом, компания-захватчик придумывает
вымышленных ответчиков (наряду с компанией
- целью недружественного поглощения),
и подает от лица частного акционера иск
в тот суд, в котором у компании-захватчика
есть «свои связи». В связи с этим ВЕЦПИ
предлагает внести поправку в Арбитражно-процессуальный
кодекс и законодательно закрепить, что
рассмотрение исков частных акционеров
к обществу должно быть передано в ведение
арбитражного суда по месту регистрации
компании. Лишь в «родном» регионе суд
сможет и вводить обеспечительные меры
по искам. Данные поправки должны в той
или иной степени снизить количество недружественных
поглощений с использованием несовершенства
процессуального законодательства.