Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 07:53, курсовая работа
Существующие в настоящее время в России системы межбанковских расчетов еще не в достаточной мере обеспечивают быстрый перевод и получение платежей. В этом заключается одна из основных проблем российских межбанковских расчетно-платежных систем. Исходя из этого, в системе межбанковских расчетов возникла ситуация несвоевременности платежей, что подчеркивает необходимость решения проблемы в теории современной платежной системы, критического анализа практики прежних и новых платежных технологий как российских, так и зарубежных банков, а также в поиске путей объединения существующих и новых форм организации платежного оборота. Это обуславливает актуальность темы исследования.
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации межбанковских и межфилиальных расчетов
1.1. Содержание и принципы организации межбанковских и межфилиальных расчетов в коммерческих банках. 3
1.2. Развитие системы межбанковских расчетов на современном этапе.............12
Глава 2. Проблемы и пути совершенствования межбанковских и межфилиальных расчетов
2.1. Организация и виды межбанковских расчетов. 30
2.2. Проблемы и пути совершенствования межбанковских расчетов 59
Глава 3. Межбанковские расчеты на примере ОАО НБ "Траст"
3.1. Краткая характеристика ОАО НБ "Траст".......................................................66
3.2. Открытие и ведение расчетных, специальных и иных счетов клиентам в ОАО НБ "ТРАСТ"………………….………………………………………………70
3.3. Операции с наличными денежными счетами, безналичные расчеты в рублях……………………………………………………………………………….71
Заключение
Список используемой литературы 74
Клиринг как система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств, осуществляется по правилам, определенным Банком России, как через банки, так и через специально созданные для этого расчетные дома, расчетные палаты или центры -клиринговые учреждения. Для этого необходимо иметь специальную лицензию, выдаваемую ЦБ РФ. Юридическому лицу, заявившему себя как центр взаимных расчетов, на основании указанной лицензии предоставляется право на проведение клиринговых (расчетных) операций, а также ограниченное количество банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга.
Клиринговые операции нашли достаточно широкое распространение. В общем виде клиринг делится на «локальный» хозяйственный клиринг -осуществление взаиморасчетов между конкретными организациями (субъектами хозяйствования) посредством использования собственных схем зачета на основе тех или иных платежных инструментов и институтов и банковский клиринг, представляющий собой разработанные банком или банками, иногда с участием Центрального банка РФ, схем оптимизации расчетов. Хозяйственный клиринг обычно строится на основе использования квазиденежных инструментов, таких, как разнообразные формы векселей. Банковский же клиринг как система безналичных расчетов строится на основе денежных платежных инструментов и осуществляется специально лицензированными финансовыми институтами, клиринговыми учреждениями.
Технологии осуществления обоих видов клиринга (с предварительным депонированием средств на счетах участников в клиринговом учреждении и без предварительного депонирования средств) описаны ниже. С понятием клиринга тесно связаны еще два понятия. Клиринг разделяют на простой, или встречный, и сложный. Простой клиринг (расчет по сальдо) представляет зачет взаимных встречных обязательств участниками расчета, направленных друг на друга. Сложный клиринг подразумевает взаимозачет среди организаций, не имеющих встречных требований друг к другу.
К основным целям создания и функционирования клирингового учреждения можно отнести:
а) ускорение расчетов между банками и другими кредитными учреждениями (достигается, как правило, путем использования электронных телекоммуникационных систем и технологий);
б) оптимизацию расчетов между банками и другими кредитными учреждениями (разработка и построение схем оптимизации безналичных расчетов на основе сложных экономических схем и математических алгоритмов);
в) повышение достоверности и надежности расчетов (за счет разработки альтернативных, современных схем расчетов, использования криптографических механизмов, электронной подписи, систем электронной идентификации);
г) развитие и обеспечение новых форм безналичных расчетов (аккредитивов, чеков, кредитных карточек и др.);
д) наиболее рациональное использование временно свободных ресурсов банков (использование с собственной выгодой остатков по счетам банков, открытых в клиринговом центре);
е) внедрение современных технологий, стандартов и протоколов электронного обмена за счет собственных средств и полученных доходов от проведения клиринговых операций (данный процесс стимулируется тем, что более высокое качество проведения расчетных операций на основе современных технологий способствует более активному привлечению клиентов и, следовательно, получению новых доходов);
ж) создание современной информационной банковской структуры (как результат - достижение перечисленных выше целей).
Реализация указанных целей подразумевает оснащение клирингового учреждения программно-техническими комплексами, обеспечивающими передачу данных по каналам связи с использованием аппаратных и программных средств криптозащиты (шифрование, электронные ключи и подписи), которые в обязательном порядке должны проходить сертификацию в соответствующих уполномоченных органах (Гостехкомиссия), и комплексную многоуровневую защиту данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения. Особое внимание в таких системах уделяется контролю достоверности данных на всех этапах.
В общем случае под клиринговой системой понимают совокупность клиринговых учреждений, функционирующих на единой нормативно-правовой базе в составе единой организационной структуры.
Перечень операций, входящих в сферу деятельности клирингового центра, достаточно широк и состоит из двух классов операций: операций, обеспечивающих выполнение клиринга (способствующих осуществлению клиринговых взаиморасчетов), и сопутствующих банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга (разрешенных для клиринговых учреждений).
К первому классу можно отнести:
Перечисленные операции осуществляются в соответствии с внутренними правилами клирингового учреждения и согласно требованиям ЦБ РФ к форматам передачи данных, методам и средствам защиты информации, шифрованию, электронной подписи и т. п.
Следующий класс операций производится только при наличии специальной лицензии. К ним относятся:
Использование этих операций в деятельности клирингового учреждения позволяет успешно решать одну из основных задач функционирования такой организации - более эффективного использования средств, временно высвобождающихся вследствие оптимизации расчетных схем.
Как уже отмечалось выше, существует две основные модели клиринга. Рассмотрим первую из них - чистый клиринг, осуществляемый без предварительного депонирования средств участников расчетов в учреждении, осуществляющем взаимозачет. Технология его следующая. Каждому участнику открывается транзитный счет-позиция, записи по которому не отражают реального движения ресурсов, а несут счетный характер. Все документы, поступающие от участника на его счет-позицию после процедуры идентификации владельца счета, зачисляются на него. Документы от участников поступают по каналам связи в компьютерную систему клирингового центра всю первую половину дня. Первичные документы регистрируются и отражаются по дебету счета плательщика и кредиту счета получателя. После окончания приема документов осуществляется расчет сальдо счета каждого участников взаимозачета. После этого по результатам клиринга составляется оборотно-сальдовая ведомость и передается местному учреждению ЦБ РФ. Она содержит обороты по счетам каждого участника и значение сальдо его позиции. Центральный банк РФ списывает дебетовые сальдо со счетов банков участников и зачисляет их на корреспондентский счет клирингового учреждения. Со своего корреспондентского счета оно уже осуществляет платежи банкам, имеющим положительный результат зачета (кредитовое сальдо).
Технология проведения клиринга по второй модели - с предварительным депонированием средств на корсчетах в клиринговом центре - является более сложной. По такой модели клиринг осуществляется только в пределах средств на счетах участников. Стремясь избегать наличия даже кратковременного дебетового сальдо, клиринговая организация заведомо снижает эффективность взаимозачета, совершая расчеты, хотя и частично, с использованием реальных денег.
С точки зрения клирингового центра основной технологической проблемой при работе по этому методу является способ ликвидации дебетовых сальдо участников, на счетах которых они все же возникли в результате взаимозачета. Здесь возможно несколько решений:
• сформированное сальдо можно, как и при функционировании по первой модели, предъявить к оплате в учреждении ЦБ РФ;
• в клиринговом центре за счет средств учредителей (как правило, наиболее активных участников расчетов) может создаваться резервный фонд, который будет использоваться для погашения дебетового сальдо участника, который не в состоянии оплатить его со своего счета;
• при невозможности оплаты дебетового сальдо хотя бы одним участником взаимозачета может производиться полный пересчет позиций участников, восстанавливающий платежи и обязательства.
Значение платежной системы для экономики страны трудно переоценить. Ее надежное и бесперебойное функционирование обеспечивает доверие как к национальной валюте, так и к применяемым платежным инструментам и самой системе в целом, что в совокупности позволяет поддерживать стабильность в финансовой сфере.
За последнее десятилетие Банком России достигнуты значительные успехи в развитии платежной системы. Прошел практически полный переход от бумажного документооборота к электронной передаче и обработке платежной информации. В результате значительно сократились сроки перевода средств, реализованы технологии сквозной автоматизированной обработки платежей. Это, в свою очередь, оказало положительное влияние на эффективность платежной системы и ее удобство для пользователей. Однако процесс модернизации платежной системы Банка России не завершен.
Сейчас платежная система Банка России состоит из двух основных контуров - это внутрирегиональные и межрегиональные электронные расчеты. С одной стороны, такая система вполне дееспособна: она соответствует предъявляемым к ней требованиям. Однако до недавнего времени она объединяла множество разрозненных вычислительных центров, что не позволяло создать систему проведения расчетов на валовой основе в режиме реального времени для тех платежей, которые требуют срочного проведения, или для особо приоритетных платежей.
Системы банковских электронных срочных платежей (далее - система БЭСП) создана с целью ускорения расчетов по крупным платежам, и обеспечение на этой основе эффективности использования денежных средств в хозяйственном обороте, снижение операционных и системных рисков при осуществлении межбанковских платежей, расчетов на валютном рынке и рынке ценных бумаг.
Система БЭСП является централизованной системой на федеральном уровне, обеспечивающей расчеты в режиме реального времени по срочным платежам для всех участников системы, независимо от их территориального расположения.
Система БЭСП функционирует наряду с системами внутрирегиональных электронных расчетов (ВЭР) и межрегиональных электронных расчетов (МЭР) и независимо от этих систем.
По своей структуре систему БЭСП можно назвать двухуровневой. Первый уровень составляют кредитные организации и (или) филиалы кредитных организаций, имеющие непосредственный доступ к системе - так называемые прямые участники расчетов (ПУР), а также подразделения расчетной сети Банка России, которые названы особыми участниками расчетов (ОУР).
Второй уровень составляют ассоциированные участники системы (АУР). К ассоциированным участникам относятся кредитные организации, не являющиеся прямыми участниками расчетов, которые осуществляют расчеты и проводят платежи через платежную систему Банка России на уровне территориального учреждения и имеют возможность пользоваться услугой системы БЭСП через обслуживающее учреждение Банка России. Соответственно, ассоциированные участники не имеют того уровня платежного и информационного сервиса, как прямые участники расчетов.
Участие клиентов Банка России в системе БЭСП является добровольным. Участники системы БЭСП - кредитные организации (филиалы) и другие клиенты Банка России, не являющиеся кредитными организациями, самостоятельно определяют необходимость использования системы БЭСП для проведения платежей через платежную систему Банка России.
Проведение платежей через систему БЭСП предусмотрено с использованием электронного платежного сообщения, включающего реквизиты расчетного документа в электронной форме, содержащего полную информацию о платеже и другую информацию, необходимую для проведения платежа. Платеж может осуществляться только на полную сумму, частичная оплата расчетного документа не допускается.
Условием для проведения платежной операции является наличие на счете плательщика денежной суммы, достаточной для осуществления данной операции, с учетом установленного лимита внутридневного кредита и кредита овернайт. В случае отсутствия на счете плательщика денежных средств, достаточных для проведения платежа, он помещается в очередь и выполняется по мере поступления на счет необходимых денежных средств.
Для обмена другой информацией в системе БЭСП предусмотрено использование электронных служебно-информационных сообщений, включающих служебную информацию, которая формируется в процессе функционирования системы БЭСП.
Информация о работе Межбанковские расчеты на примере ОАО НБ "Траст"