Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 07:53, курсовая работа
Существующие в настоящее время в России системы межбанковских расчетов еще не в достаточной мере обеспечивают быстрый перевод и получение платежей. В этом заключается одна из основных проблем российских межбанковских расчетно-платежных систем. Исходя из этого, в системе межбанковских расчетов возникла ситуация несвоевременности платежей, что подчеркивает необходимость решения проблемы в теории современной платежной системы, критического анализа практики прежних и новых платежных технологий как российских, так и зарубежных банков, а также в поиске путей объединения существующих и новых форм организации платежного оборота. Это обуславливает актуальность темы исследования.
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации межбанковских и межфилиальных расчетов
1.1. Содержание и принципы организации межбанковских и межфилиальных расчетов в коммерческих банках. 3
1.2. Развитие системы межбанковских расчетов на современном этапе.............12
Глава 2. Проблемы и пути совершенствования межбанковских и межфилиальных расчетов
2.1. Организация и виды межбанковских расчетов. 30
2.2. Проблемы и пути совершенствования межбанковских расчетов 59
Глава 3. Межбанковские расчеты на примере ОАО НБ "Траст"
3.1. Краткая характеристика ОАО НБ "Траст".......................................................66
3.2. Открытие и ведение расчетных, специальных и иных счетов клиентам в ОАО НБ "ТРАСТ"………………….………………………………………………70
3.3. Операции с наличными денежными счетами, безналичные расчеты в рублях……………………………………………………………………………….71
Заключение
Список используемой литературы 74
Организация клиринга варьируется в зависимости от того, являются ли банки—участники взаимозачетов самостоятельными юридическими лицами или они входят в состав одного и того же банка. В первом случае банки обычно обмениваются между собой чеками.векселями и другими долговыми обязательствами клиентов, доплачивая лишь разницу в специально создаваемых для расчетов организациях. При внутрибанковском клиринге все расчеты, связанные с необходимостью перевода денег клиентом одного филиала клиенту другого филиала одного банка на основании различных расчетных документов, осуществляются путем отнесения этих сумм в адрес головного офиса, клиринговый отдел которого и производит зачет по филиалам собственной системы.
В зависимости от сферы применения межбанковский клиринг может быть локальным, что означает проведение взаимозачетов между банками одного региона, либо между банками определенной группы, либо между филиалами одного банка, и общегосударственным, который предполагает зачет взаимных требований банковских клиентов в пределах одной страны, В свою очередь, специфика указанных видов межбанковского клиринга проявляется в способах их проведения. Можно выделить клиринг, совершаемый:
- через учреждения Центрального банка РФ и крупнейшие коммерческие банки;
- через специальные межбанковские организации — расчетные (клиринговые) палаты;
- через клиринговый отдел (расчетный центр) головного-банка. Клиринг возможен при наличии хозяйственных или других связей
- между его участниками, если эти связи носят характер взаимных денежных отношений. Эти связи должны быть либо взаимными, либо последовательными. При взаимных хозяйственных связях движению стоимости от одного участника к другому противостоит встречное движение стоимости от второго участника к первому. При этом виде хозяйственных связей взаимные денежные обязательства и денежные претензии одного участника по отношению к другому являются соответственно денежными претензиями и денежными обязательствами второго по отношению к первому.
На практике взаимные хозяйственные связи встречаются реже, чем последовательные, при которых происходит одностороннее движение стоимости через ряд экономически обособленных участников общественного производства. В результате такого движения стоимости имеет место и одностороннее направление денежных расчетов. Клиринг возможен, если на базе хозяйственных связей образуется последовательная цепь денежных расчетов. Важным моментом является то, что каждый из участников клиринга должен являться звеном этой цепи и эти звенья должны быть связаны между собой, с одной стороны, денежными обязательствами, а с другой — денежными претензиями.
Наиболее эффективным является многосторонний клиринг, когда его участники имеют денежные обязательства и требования во взаимоотношениях со многими другими участниками. Предположим, что между участниками клиринга было проведено множество операции, документы по которым предъявлены is клиринговый центр для зачета и отражены по неденежным лицевым счетам. В зарубежной практике такие счета носят название «транзитный счет-позиция» и представляют собой отношение суммы предъявленных к зачету долгов к сумме взаимно погашенных.
Таким образом, при организации клиринга деньги как средство обращения не участвуют, а присутствуют идеально как мера стоимости, которая проявляется в иенах товаров, работ и услуг, зафиксированных обслуживанием сферы обращения, что. в свою очередь, сокращает общую потребность предприятия в собственных оборотных средствах и обеспечивает экономию кредитных ресурсов банков.
Многие российские банки проводят между собой расчеты в порядке непосредственного перевода денег с использованием взаимных корреспондентских счетов. Это способствует более четкой организации расчетов, но не сокращает массу реальных денег, а скорее способствует их иммобилизации, так как расчеты через корсчета заставляют банки хранить крупные суммы в банках-корреспондентах. Размеры этих средств сравнимы с текущими денежными запасами, включая их остатки в РКЦ. В 1992 г. Центральный банк РФ совместно с группой коммерческих банков провел исследование возможностей осуществления межбанковского клиринга в новых условиях хозяйствования. В результате было выработано временное положение о клиринговом учреждении.
Положение предусматривало, что клиринговое учреждение создается на основе любой формы собственности и осуществляет свою деятельность на коммерческой основе. Деятельность клирингового учреждения определяется его уставом и осуществляется на основе лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ. Учредителями клирингового учреждения могут быть коммерческие банки, Центральный банк РФ и другие юридические и физические лица, за исключением органов власти, политических организации и специализированных общественных фондов. Организацией клиринговых расчетов могут заниматься и специальные (внебанковские) структуры — клиринговые учреждения (клиринговые центры, клиринговые расчетные палаты). Целью создания таких учреждений является проведение клиринговых расчетов не только между местными банками. В сферу их деятельности включаются также и межрегиональные расчеты.
Основные задачи клиринговых учреждений сводятся к следующему:
•ускорение и оптимизация расчетов между банками и иными кредитными учреждениями в Российской Федерации и с другими государствами;
•повышение достоверности и надежности расчетов;
•развитие и обеспечение новых форм безналичных расчетов (чеков, векселей, кредитных карт и др.);
• наиболее рациональное использование временно свободных ресурсов банков;
•внедрение современных международных технологий, стандартов, протоколов, постепенное вхождение в мировую банковскую систему;
• создание современной информационной банковской структуры;
•прием, передача данных по каналам связи с использованием аппаратных и программных средств криптозащиты (электронная подпись), способов шифрования данных, сертифицированных уполномоченным органом, надежная многоуровневая зашита данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения:
• контроль достоверности данных на всех этапах.
В настоящее время могут быть использованы две модели создания клиринговых учреждений. Согласно первой клиринг производится с предварительным депонированием средств на счетах участников в клиринговом учреждении. По второй — клиринг осуществляется без депонирования средств на счетах участников клиринга. Одной из основных задач функционирования межбанковской клиринговой системы начнется ликвидация дебетового сальдо, т.е. проведение окончательного расчета по результатам клиринга. Здесь возможны три варианта.
1. В клиринговой палате (центре) соучредители создают резервный фонд, который используется для погашения дебетового сальдо, если кто-либо из участников не в состоянии его оплатить. Резервный фонд хранится на корреспондентском счете клирингового центра в местном учреждении Центрального банка РФ. На этот же счет перечисляются деньги от банков-дебиторов. При таком варианте возможно открытие участниками в клиринговом центре собственных субкорсчетов, т.е. клиринг будет производиться путем перечисления реальных денег по этим счетам. В данном случае от банков требуется иммобилизация денег в клиринговый центр.
2. Клиринговый центр предъявляет для оплаты дебетовое сальдо по результатам зачета к корсчету участника в соответствующем учреждении Центрального банка РФ. Оплата производится независимо от наличия денег на счете банка-участника, поэтому может образоваться дебетовое сальдо, что по существу будет означать выдачу участнику зачета краткосрочного кредита, предоставленного для завершения расчетов. При этом варианте возможны также соглашения между коммерческим банком — кредитором клиринга и учреждением Центрального банка РФ о предоставлении специальной краткосрочной ссуды для погашения долга в пользу клирингового центра.
3. Если после осуществления
Второй вариант представляет собой чистый классический клиринг. Он наиболее простой и отвечает интересам всех участников клиринга и самого органа, осуществляющего зачетные операции. Кроме того, благодаря современным каналам передачи информации наряду с местным клирингом может быть проведен как региональный, так и межрегиональный клиринг. Технология проведения клиринга по второму варианту предполагает определенную последовательность проведения операций. Прежде всего, каждому участнику открывается лицевой счет (транзитный счет-позиция), на котором записи носят только счетный характер. Они проводятся на основе документов, поступающих в порядке переводов через компьютерную систему, для чего формируется система электронной идентификации владельца этого счета. Одновременно клиринговое учреждение (центр) открывает корреспондентский счет в территориальном учреждении Центрального банка РФ, а его учредители вносят на этот счет причитающиеся согласно уставу деньги. В первой половине операционного дня клиринговый центр по каналам электронной связи получает платежные поручения (чеки), сумму которых ЭВМ заносит в дебет лицевого счета плательщика и кредит счета получателя денег. Во второй половине дня ЭВМ определяет сумму дебетового (кредитового) сальдо по лицевому счету каждого участника. В конце дня клиринговое учреждение заменяет сальдовую ведомость по результатам клиринга и передает ее учреждению Центрального банка РФ, который списывает дебетовое сальдо со счета банка-участника, зачисляя его сумму на корреспондентский счет клирингового учреждения. С этого счета деньги перечисляются на корреспондентские счета банков-участников, у которых сформировался положительный результат зачета (кредитовое сальдо). На основе выписки из своего корреспондентского счета клиринговый центр отражает результаты зачета по лицевым счетам участников. Формирование клиринга с предварительным депонированием средств на корсчетах в клиринговом центре содержит ряд спорных положений, которые заключаются в следующем:
1. Клиринговое учреждение
2. К зачету принимаются денежные требования
участника, если на депозитном счете контрагента
есть достаточно средств для выполнения
соответствующего обязательства, что
исключает возможность появления краткосрочного
дебетового сальдо. Данное положение сводит
на нет достоинство клиринговых расчетов
и заменяет их платежами с использованием
реальных денег.
Главное назначение любого многостороннего, в том числе и банковского, клиринга заключается в том, что только дебетовое сальдо, выявленное на лицевом счете по зачету, должно с определенной периодичностью погашаться реальными деньгами, которые передаются в распоряжение клирингового учреждения, и использоваться им для оплаты кредитового сальдо, образовавшегося у других участников клиринга.
У этой системы есть ряд преимуществ. Прежде всего, она значительно упрощает процесс расчетов. Кроме того, центральный банк может способствовать снижению риска для клиринговой палаты, обеспечив достаточные остатки на счетах участников, положение которых является нестабильным, или участников, деятельность которых находится на уровне риска. Причем в большинстве стран коммерческим банкам разрешено использовать клиринговые счета в центральном банке для выполнения резервных требований.
Второй вариант окончательного расчета по счетам основывается на методе авансирования. Клиринговая палата создается в форме акционерного общества банками данного региона и действует как специальный клиринговый банк. Банки — участники системы взаимозачета открывают в клиринговой палате корреспондентские счета, на которые переводят часть своих средств, образующих первоначальный капитал клиринговой палаты. В свою очередь, клиринговая палата открывает свой корреспондентский счет в центральном банке.
Организация подобных систем помимо их прямого назначения способствует существенному прогрессу в развитии всего банковского дела. Осуществляется стандартизация первичной банковской документации, улучшается веление учетно-операционной работы, а для центральных банков, помимо этого, обеспечивается косвенный контроль за состоянием ликвидности обслуживаемых клиринговыми системами коммерческих банков. Клиринговый режим предусматривает возможность образования на корсчете дебетового сальдо вследствие автоматизма производства операций, поэтому возрастают требования к управлению рисками в таких системах.
Информация о работе Межбанковские расчеты на примере ОАО НБ "Траст"