Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 07:53, курсовая работа
Существующие в настоящее время в России системы межбанковских расчетов еще не в достаточной мере обеспечивают быстрый перевод и получение платежей. В этом заключается одна из основных проблем российских межбанковских расчетно-платежных систем. Исходя из этого, в системе межбанковских расчетов возникла ситуация несвоевременности платежей, что подчеркивает необходимость решения проблемы в теории современной платежной системы, критического анализа практики прежних и новых платежных технологий как российских, так и зарубежных банков, а также в поиске путей объединения существующих и новых форм организации платежного оборота. Это обуславливает актуальность темы исследования.
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации межбанковских и межфилиальных расчетов
1.1. Содержание и принципы организации межбанковских и межфилиальных расчетов в коммерческих банках. 3
1.2. Развитие системы межбанковских расчетов на современном этапе.............12
Глава 2. Проблемы и пути совершенствования межбанковских и межфилиальных расчетов
2.1. Организация и виды межбанковских расчетов. 30
2.2. Проблемы и пути совершенствования межбанковских расчетов 59
Глава 3. Межбанковские расчеты на примере ОАО НБ "Траст"
3.1. Краткая характеристика ОАО НБ "Траст".......................................................66
3.2. Открытие и ведение расчетных, специальных и иных счетов клиентам в ОАО НБ "ТРАСТ"………………….………………………………………………70
3.3. Операции с наличными денежными счетами, безналичные расчеты в рублях……………………………………………………………………………….71
Заключение
Список используемой литературы 74
Проведение платежей в системе БЭСП осуществляется в течение операционного дня системы БЭСП, т. е. с 2.00 до 21.00 по московскому времени, при этом обеспечивается списание со счета плательщика и зачисление на счет получателя платежа в обслуживающих учреждениях Банка России в операционный день с одной календарной датой проведения платежа в системе БЭСП.
Система БЭСП предусматривает использование одной формы расчетов платежными поручениями.
Ликвидность для расчетов в системе БЭСП устанавливается участниками -расчетов самостоятельно. Она определяется суммой денежных средств, имеющейся на корреспондентском счете участника расчетов в Банке России, а также суммой лимита по внутридневному кредиту и кредиту овернайт, установленного Банком России к корреспондентскому счету ПУР. Управление прямым участником расчетов ликвидностью в системе БЭСП осуществляется с использованием «моста ликвидности», т. е. путем обмена информацией с территориальным учреждением Банка России, в котором ведется счет ПУРа. Платежи проводятся путем направления средств от участника системы БЭСП - плательщика к участнику системы - получателю посредством передачи электронного платежного сообщения от участника системы - составителя участнику системы - получателю электронного сообщения. При этом остаток денежных средств на банковском корреспондентском счете получателя средств увеличивается только после уменьшения остатка средств на банковском счете плательщика.
Положительной стороной данной системы расчетов, несомненно, является возможность постоянного мониторинга ликвидности прямых участников расчетов. Банки смогут получать информацию о распределении ликвидности между централизованной и региональной частями платежной системы. Вместе с тем возникают опасения в том, что неоперативное управление ликвидностью в разделенных потоках платежей может снизить эффективность использования совокупных ликвидных средств банков - участников системы валовых платежей, может привести к излишним заимствованиям средств у Банка России, увеличить затраты на проведение расчетов.
Для многофилиальных банков - участников расчетов появляется возможность оперативно перераспределять ликвидные средства между филиалами и головным банком в системе БЭСП и в региональных платежных системах, что повышает эффективность использования платежных средств в целом в банке, но в то же время, на наш взгляд, может создать проблемы в управлении риском оперативной ликвидности в филиалах.
При оценке эффективности платежных систем следует, на наш взгляд, исходить из критериев минимизации рисков системы при осуществлении расчетов. К таким рискам, прежде всего относится риск ликвидности, возникающий в связи с тем, что один из участников системы не будет иметь достаточно средств для выполнения финансовых обязательств в полном объеме и в данный срок.
Вторым по значимости является кредитный риск, возникающий, когда один из участников в системе не сможет полностью выполнить свои обязательства на данный момент или на любой момент в будущем в соответствии с условиями договора. Это означает потерю средств другими участниками.
Правовой риск возникает в случае несовершенства правовых норм, допускаемых правовых ошибок, несоблюдения требований нормативных актов и заключенных договоров. Это, в свою очередь, может усугубить кредитный риск или риск ликвидности. Операционный риск возникает в силу технических неполадок или операционных ошибок в системе.
Системный риск в контексте платежных систем - это риск того, что неспособность одного из участников выполнить свои обязательства или нарушения в работе самой системы могут привести к тому, что другие участники системы или финансовые учреждения в других секторах финансовых отношений не смогут выполнить свои обязательства в срок. Такие нарушения могут поставить под угрозу стабильность системы или финансовых рынков.
Представляется, что созданная в России система банковских электронных срочных платежей будет способствовать снижению кредитных рисков, рисков ликвидности и системных рисков при осуществлении межбанковских расчетов, а также при выполнении операций на валютном рынке и рынке ценных бумаг. Банку России система расчетов БЭСП дает возможность оперативно осуществлять функцию постоянного мониторинга и надзора за прохождением крупных платежей и своевременно принимать меры по предотвращению системных рисков.
Важной составляющей регулирования механизма проведения расчетов может быть формирование перечня контролируемых рисков платежной системы Банка России, определения форм их проявления и мер упреждения.
Предлагается вести наблюдение и анализ шести рисков [69].
Первый - риск потери ликвидности регионального сегмента платежной системы.
Он концентрирует в себе практически все называемые аналитиками банковской сферы риски - кредитные, фондовые, операционные, валютные, поскольку каждый из этих рисков имеет однотипный результат - отрицательное влияние на величину ликвидности. Следует учитывать, что выявленные виды рисков способны накладываться друг на друга и формировать системный риск, при этом стартовый, первоначальный риск способен вызвать активирование и развитие других негативных явлений. Как правило, риски в платежную систему вносят ее клиенты, т. е. банки и клиенты банков. Снижение платежеспособности клиента уменьшает ликвидность платежной системы. Несколько ослабленных этими процессами банков могут отрицательно повлиять на работоспособность региональной компоненты платежной системы Банка России. Зная средние остатки, среднестатистические суммы поступлений и списаний средств с корреспондентских счетов банков в регионе, нетрудно подсчитать величину снижения ликвидности до опасного уровня.
Второй риск сопряжен со стремлением клиентов использовать действующие в стране платежные системы в криминальных целях. Практика исполнения Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» показывает постоянные попытки отдельных клиентов обойти его требования, что может создать условия для отмывания незаконно полученных средств, финансирования антигосударственных структур, создания внебанковского транспорта денежных средств, хищений государственных ресурсов, ухода от уплаты налогов. С каждым годом во многих регионах растет число преступлений в финансово-банковской сфере, поэтому в связи с продолжающимся расширением бизнеса и предпринимательства актуальность управления этим риском будет возрастать.
В этой связи можно выделить третий риск - риск несанкционированного проникновения в платежную систему с целью организации хищений денежных средств банков, проведения операций по выводу денег из банковской сферы. Учитывая, что методы выявления этих рисков отличаются от традиционных банковских форм регулирования, такой вид риска можно обозначить как специфический.
Четвертый - риск вывоза денежных ресурсов из страны, который можно назвать особым видом риска. К сожалению, показатели, характеризующие этот вид риска, на региональном уровне не анализируются. Практики и опыта в банковской системе в этой области не имеется, и предстоит строить эту работу фактически с нуля.
Пятый риск - это риск последствий срыва нормальной работы системы по техническим, технологическим, организационным причинам, которые могут спровоцировать ее временную остановку, рост масштабов претензий и штрафных санкций в отношениях между клиентами и самой системой.
Шестой риск - риск последствий действий некомпетентного руководителя коммерческого банка, ненадлежащего исполнения им своих функций.
На первый взгляд кажется, что этот вид риска не относится к платежной системе, однако это заблуждение. Ненадежный руководитель способен нанести ущерб не только своему банку, но и его корреспондентам, всей платежной системе. Организующие способности руководителя, его приверженность строгости исполнения законодательных и нормативных документов являются важнейшей обязанностью.
В настоящее время межбанковские расчеты в Российской Федерации осуществляются в основном через корреспондентские счета, открытые в расчетно-кассовых центрах, являющихся структурными подразделениями Банка России. Межбанковскую операцию, проводимую через систему РКЦ. можно разделить на три фазы:
• инициирование платежа (начальный провод);
• расчет по платежу (ответный провод);
• урегулирование расчетов (взаимная выверка).
Такое разделение позволяет четко проследить и разграничить функции контрагентов и посредников при платеже и их ответственность. Поэтому механизм расчетов между коммерческими банками на основе движения средств по счетам, открытым в центральном банке, является основой для регулирования последним деятельности банков второго уровня и, в конечном счете, всей экономики.
Основная функция РКЦ — проведение расчетов между учреждениями разных банков с необходимым ведением корсчетов. Расчеты производятся на валовой основе. Вместе с тем РКЦ занимаются эмиссионно-кассовыми, а также многими другими операциями. В РКЦ по месту нахождения правлений коммерческих банков открываются корреспондентские счета банков. Филиалы банков имеют корреспондентские счета типа субсчетов. Порядок открытия корреспондентских счетов в коммерческом банке определяется теми же нормами, которые действуют в отношении расчетных счетов клиентов банка. В договоре предусматриваются процедуры всех операций по корреспондентскому счету, а также ответственность сторон за нарушение условий договора. Через корреспондентские счета банки осуществляют весь круг операций, связанных с обслуживанием своих клиентов, а также операции самого банка как хозяйствующего субъекта. Для учреждения банка корреспондентский счет — это своего рода «расчетный счет», на нем хранятся все средства коммерческого банка (как собственные, так и неиспользованные им деньги своих клиентов, а также неиспользованные деньги, полученные в ссуду от других кредитных учреждений). Порядок осуществления расчетных операций через корреспондентские счета (субсчета) кредитных организаций (филиалов), открытые в Банке России, регламентируется Положением о безналичных расчетах в РФ№ 2-П от 12 апреля 2001 г. Данное Положение регламентирует организацию расчетов кредитных организаций через корреспондентские счета (субсчета), открытые в подразделениях расчетной сети Банка России (ГРКЦ, РКЦ), на валовой основе. Проведение расчетов на валовой основе предусматривает совершение перевода денежных средств индивидуально и последовательно по каждому расчетному документу.
Для проведения расчетных операций каждая кредитная организация, расположенная на территории Российской Федерации и имеющая лицензию Банка России на осуществление банковских операций, открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет в подразделении расчетной сети Банка России. Кредитная организация (филиал) имеет право открыть этот счет с момента внесения соответствующей записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и присвоения ей регистрационного номера. Основанием для открытия корреспондентского счета (субсчета) кредитной организации (филиала) в Банке России является заключение договора счета. Корреспондентский счет (субсчет) открывается по распоряжению руководителя подразделения расчетной сети Банка России.
Кредитная организация вправе открыть на имя каждого филиала по месту его нахождения один корреспондентский субсчет в подразделении расчетной сети Банка России, за исключением филиалов, обслуживаемых в одном подразделении расчетной сети Банка России с головной кредитной организацией или другим филиалом кредитной организации, В этом случае расчетные операции осуществляются через корреспондентский счет головной кредитной организации или корреспондентский субсчет другого филиала кредитной организации.
Договор счета заключается на согласованный сторонами срок. В нем определяются порядок расчетного обслуживания, права и обязанности сторон при совершении по корреспондентскому счету (субсчету) расчетных операций, способ обмена расчетными документами с Банком России, порядок оплаты предоставляемых Банком России расчетных услуг, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
Прием расчетных документов Банком России осуществляется независимо от остатка средств на корреспондентском счете кредитной организации на момент их принятия. Платежи осуществляются в пределах средств, имеющихся на момент оплаты. При этом принимается в расчет сумма средств, поступающих в течение операционного дня, с учетом кредитов, полученных от Банка России.
Проведение операций по корреспондентским счетам, открытым в учреждениях Банка России, осуществляется в день поступления платежного поручения банка- отправителя платежа. На платежном поручении банка-респондента при проведении расчетов через РКЦ дата перечисления платежа не указывается. Зачисление и списание средств на корреспондентский счет банка в РКЦ осуществляется на балансе коммерческого банка на основании выписок из корреспондентского счета, полученных от РКЦ, не позднее следующего рабочего дня после списания (поступления) средств на счет. До получения выписки от РКЦ банки отражают операции по списанию и зачислению средств на счете незавершенных расчетов "Средства клиентов по незавершенным расчетным операциям при осуществлении расчетов через подразделения Банка России".
Платежные поручения и
Электронные платежные документы (ЭПД) могут составляться в виде полноформатных ЭПД или ЭПД сокращенного формата.
Полноформатный ЭПД содержит все реквизиты платежного поручения и имеет равную юридическую силу с платежным поручением на бумажном носителе. ЭПД сокращенного формата имеет часть реквизитов, обязательных для совершения операций по корреспондентским счетам, открытым в учреждениях Банка России. При применении ЭПД сокращенного формата кредитная организация-плательщик обязана самостоятельно направлять расчетные документы на бумажных носителях, на основании которых составлено ЭПД сокращенного формата, банку-получателю для отражения расчетных операций по счетам клиентов.
Информация о работе Межбанковские расчеты на примере ОАО НБ "Траст"