Налогообложение малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

В данной работе поставлены следующие цели:
• проанализировать различные системы налогообложения малого бизнеса;
• изучить критерии отнесения предприятия к субъектам малого бизнеса;
• изучить налоги, применяемые при налогообложении малого бизнеса;
• проанализировать опыт налогообложения предприятий малого бизнеса в развитых странах;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА……………………………………………………………………………5
1.1 Характеристики развития малого бизнеса в РФ……………………………….5
1.2 Система налогообложения малого бизнеса в РФ……………………………...9
1.3 Специальные налоговые режимы для малого бизнеса в РФ………………...13
2. НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА……21
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина «Евростиль»….21
2.2 Налоги и сборы, выплачиваемые магазином «Евростиль»……………….…26
2.3 Налогообложение малого бизнеса в зарубежных странах…………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Налогооблажение малого бизнеса-Мацегора 411.docx

— 112.93 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  Г. МОСКВЫ

 
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 
ФАКУЛЬТЕТ «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ И УПРАВЛЕНИЯ.

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

«Налогообложение  малого бизнеса».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Выполнила: Мацегора С.А, 411 гр.

 

Руководитель: д.э.н. Погребинская Е.А.

 

 

                                        

 

                                             

 

 

 

 

 

 

Москва,

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО  БИЗНЕСА……………………………………………………………………………5

1.1 Характеристики развития  малого бизнеса в РФ……………………………….5

1.2 Система налогообложения  малого бизнеса в РФ……………………………...9

1.3 Специальные налоговые  режимы для малого бизнеса  в РФ………………...13

2. НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ  ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА……21

2.1 Организационно-экономическая  характеристика магазина «Евростиль»….21

2.2 Налоги и сборы, выплачиваемые  магазином «Евростиль»……………….…26

2.3 Налогообложение малого бизнеса в зарубежных странах…………………..31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….41

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..43

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Осуществляемые в нашей  стране экономические реформы при  всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и  развития малого предпринимательства.

Тем работы интересна своей  актуальностью: опыт ведущих стран  современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия  в любой национальной экономике  высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора  экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально  тащит за собой экономическое  и социальное развитие.

Актуальность темы работы определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малый бизнес выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения. Малый бизнес содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый «средний класс» – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.

Уровень развития малого предпринимательства  в России сохраняется без существенных изменений с середины 1990-х годов. Вследствие этого не используются значительные потенциальные возможности для  роста производства товаров и  услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический  оборот имеющиеся значительные ресурсы.

Основные проблемы, тормозящие развитие малого и среднего бизнеса  в России, это: недостаточное финансирование, административные барьеры, низкая квалификация предпринимателей с точки зрения организации и управления бизнесом, недостаточно эффективная инфраструктура для поддержки и развития малого и среднего бизнеса, нехватка информации. Но наиболее важной проблемой, сдерживающей развитие малого бизнеса, является несовершенство налогового законодательства.

В данной работе поставлены следующие цели:

  • проанализировать различные системы налогообложения малого бизнеса;
  • изучить критерии отнесения предприятия к субъектам малого бизнеса;
  • изучить налоги, применяемые при налогообложении малого бизнеса;
  • проанализировать опыт налогообложения предприятий малого бизнеса в развитых странах;
  • изучить налоги конкретного предприятия – субъекта малого бизнеса.

Объектом анализа является данной работы является налогообложение малого бизнеса. Предмет анализа – налоги конкретного субъекта малого бизнеса. Методологической и теоретической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных экономистов, нормативно-правовые акты, инструктивные материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО  БИЗНЕСА

 

 1.1 Характеристики развития малого бизнеса в РФ

Приступая к рассмотрению системы налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации  необходимо, прежде всего, четко представлять его место, роль и отличительные особенности, как в национальной, так и в мировой экономиках.

Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые, в силу своей массовости, определяют социально-экономический, а также, в некоторой степени, и политический климат в стране. Малое предпринимательство принадлежит к самым широким социальным слоям общества и является одновременно как одним из самых больших производителей, так и одним из самых больших потребителей разнообразных товаров и услуг, образуя при этом самую большую сеть предприятий, непосредственно связанную с массовым потребителем, которая в силу небольших размеров составляющих ее единиц и их управленческой гибкостью позволяет быстро и эффективно реагировать на постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Как свидетельствует мировой  опыт, эффективность функционирования этой экономической системы может  быть достигнута только в том случае, если на всех основных рынках товаров  и услуг экспансия крупных  производителей уравновешивается необходимым  количеством мелких и средних  производителей, которые в решающей степени обеспечивают формирование и сохранение конкуренции и препятствуют тенденциям монополизации рынков. Но в то же самое время одной из немаловажных причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой является то, что крупный бизнес не только не противопоставляется мелкому, а напротив, культивируется принцип сочетания крупных и малых предприятий: крупные и малые предприятия не противостоят, а взаимно дополняют друг друга.

В большинстве стран, выделяющих сектор малого предпринимательства, используются преимущественно три показателя:

    • численность работников;
    • годовой оборот (объем продаж);
    • валюта баланса1.

Введена общая категория  микро-, малых и средних предприятий, к которой относятся предприятия, имеющие менее 250 занятых, и годовой оборот до 50 млн. евро или итоговую сумму годового баланса до 43 млн. евро. В рамках сектора МСП отдельно устанавливаются критерии для выделения малых- и микро-предприятий2:

малое предприятие определяется как предприятие, имеющее не более 50 занятых, и годовой оборот или  годовой баланс которого не превышает 10 млн. евро;

микро-предприятие определяется как предприятие, имеющее менее 10 занятых, и годовой оборот или  годовой баланс которого не превышает 2 млн. евро.

При этом самостоятельным  предприятием считается предприятие, порог участия в уставном капитале которого других субъектов хозяйствования не превышает 25%.

Большинство стран Евразии, в первую очередь страны с переходной экономикой, ориентируются на критерии, принятые Европейским Союзом.

В конечном итоге в налоговом  законодательстве большинства развитых стран при определении понятия  «малое предприятие» в качестве базовых  используются количественные показатели, но они почти всегда дополняются  качественными характеристиками (см. приложение, табл.1.1).

В некоторых странах помимо общих критериев отнесения предприятий  к субъектам малого бизнеса существуют также особые критерии, переводящие  малое предприятие в льготную категорию, как, например, в США и Великобритании.

Федеральным законом от 14.06.95 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» установлены критерии отнесения  хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству. Так, к субъектам  малого предпринимательства относятся  коммерческие организации (далее –  малые предприятия), средняя численность  работников которых не превышает  в промышленности, строительстве  и на транспорте – 100 человек, сельском хозяйстве и научно-технической  сфере – 60 человек, розничной торговле и общественном питании – 30 человек, в остальных отраслях – 50 человек. Доля участия в уставном капитале малых предприятий сторонних  организаций не должна превышать 25 процентов.

К субъектам малого предпринимательства  отнесены также и физические лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели). Для этой категории СМП действует  упрощенный порядок государственной  регистрации и ликвидации, отсутствуют  установленные для организаций  требования к порядку работы с  денежной наличностью, а также отсутствуют  ограничения по численности наемных  работников, что зачастую ставит индивидуальных предпринимателей в более выгодные условия на рынке товаров и  услуг по сравнению с организациями.

По состоянию на 01.01.2010 г. в Российской Федерации зарегистрировано 2927,5 тыс. индивидуальных предпринимателей и 1644,3 тыс. тыс. организаций, из которых (по данным Госкомстата России) около 141,5 тыс. являются микропредприятиями, в то же время, по данным налоговых органов, более половины организаций (в т.ч. малых предприятий) не осуществляют хозяйственную деятельность, не представляют налоговую отчетность или сдают «нулевые» балансы.

По данным Госкомстата, средняя  численность занятых на малых  предприятиях работников по состоянию  на 01.01.2010 г. составляла 5292,4 тыс. человек, численность населения по месту основной работы в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица и по найму с образованием юридического лица – 11149,0 тыс. человек. Таким образом, в сфере малого бизнеса легально занято около 16,5  млн. человек, или 23,3% от общей численности занятого населения в стране.

При некотором снижении с 2006 по 2010 год общее количество зарегистрированных за указанный период индивидуальных предпринимателей возросло почти на 1 миллион.

Таким образом, развитие малого бизнеса в стране наблюдается  в большей степени в сфере  индивидуального предпринимательства  без образования юридического лица. Об этом свидетельствует также тот  факт, что более половины парка  контрольно-кассовых машин (1,2 млн., или 53,3%) зарегистрировано в налоговых  органах за индивидуальными предпринимателями  и их доля на протяжении последних  лет постоянно растет.

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют  следующие системы налогообложения  субъектов малого бизнеса, как организаций, так и индивидуальных предпринимателей:

1) общеустановленная система  налогообложения, предусматривающая  уплату субъектами малого предпринимательства  совокупности установленных законодательством  о налогах и сборах федеральных,  региональных и местных налогов  и сборов;

2) специальные налоговые  режимы, учета и отчетности для  субъектов малого бизнеса, применяются  по выбору субъекта малого  бизнеса, т.е. в добровольном  порядке.

 

 

 

 

 

 

1.2 Система налогообложения  малого бизнеса в РФ

 

Налоговый кодекс РФ устанавливает  систему налогов и сборов, взимаемых  в федеральный бюджет, в том  числе:

  • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов;
  • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает  также основные виды налогов. Как  уже отмечалось выше, к ним относятся  федеральные, региональные и местные  налоги.

К федеральным налогам  и сборам относятся:

1) налог на добавленную  стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических  лиц;

4) единый социальный налог-пункт  утратил силу

5) налог на прибыль  организаций;

6) налог на добычу полезных  ископаемых;

7) налог на наследование  или дарение - признан утратившим  силу.

8) водный налог;

9) сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Информация о работе Налогообложение малого бизнеса