Налогообложение малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

В данной работе поставлены следующие цели:
• проанализировать различные системы налогообложения малого бизнеса;
• изучить критерии отнесения предприятия к субъектам малого бизнеса;
• изучить налоги, применяемые при налогообложении малого бизнеса;
• проанализировать опыт налогообложения предприятий малого бизнеса в развитых странах;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА……………………………………………………………………………5
1.1 Характеристики развития малого бизнеса в РФ……………………………….5
1.2 Система налогообложения малого бизнеса в РФ……………………………...9
1.3 Специальные налоговые режимы для малого бизнеса в РФ………………...13
2. НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА……21
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина «Евростиль»….21
2.2 Налоги и сборы, выплачиваемые магазином «Евростиль»……………….…26
2.3 Налогообложение малого бизнеса в зарубежных странах…………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Налогооблажение малого бизнеса-Мацегора 411.docx

— 112.93 Кб (Скачать файл)

Итак, наибольшее налоговое  бремя несет бизнес развитых североевропейских  стран. Россия по двум рассмотренным  показателям вошла в пятерку  государств с наименьшей налоговой  нагрузкой на экономику. Следует  отметить, что налоговое бремя  в среднем в странах ЕС составило  в. 38,2%, а в России доля налоговых  доходов консолидированного бюджета  за этот же период с учетом ЕСН, перечисляемого в Пенсионный фонд РФ, - всего 28,2% от ВВП.8

Если рассматривать шкалу  рейтинга стран по возрастанию9, то наименьшая доля налоговых доходов в ВВП у Мексики (18,1%), Кореи (24,4) и Японии (25,8%). Наименьшая совокупная ставка, подтверждающая статус офшорной страны, получена на Кипре (60%). Именно по этой причине, т.е. из-за значительного притока капитала извне, уровень налоговых доходов (в % от ВВП) здесь не самый низкий (12-е место).

Эти выводы и тенденции  справедливы для всех малых (средних) предприятий, использующих общий режим  налогообложения, т.е. налоговая нагрузка на них высока в тех же странах, которые заняли лидирующие позиции по двум рассмотренным показателям. С другой стороны, в этих же странах малому бизнесу оказывается наибольшая поддержка (в виде субсидий, льготного кредитования, налоговых преференций и пр.), а прогрессивная шкала налогообложения позволяет малым фирмам в период своего становления использовать минимальные ставки налога на прибыль. В дальнейшем, завоевав свою нишу на рынке и постепенно наращивая объемы производства, такие компании безболезненно переходят на более высокие ставки, при этом, чтобы предприниматели не были заинтересованы в искусственном сдерживании развития предприятий, наивысшая ставка налога на прибыль, как правило, несколько ниже предыдущей. Типичным примером такого подхода является прогрессивное налогообложение прибыли предприятий в Бельгии (табл. 2.12).

 

Таблица 2.12  Ставки налога на прибыль для бельгийских предприятий 

Налогооблагаемая чистая прибыль, евро.

Ставка налога, %

Ставка налога с учетом региональных надбавок,%

0 - 25 000

24,35

24,9775

25 000 - 90 000

31,00

31,93

90 000 - 322 500

34,50

35,535

322 500 и выше

33,00

33,99


 

Аналогичным образом стимулируется  развитие малых фирм Великобритании.10 Так, для фирм с прибылью до 300 тыс. ф. ст. ставка налога - 19%.

Для прибыли от 300 тыс. ф. ст. до 1,5 млн ф. ст. средняя ставка составляет 30%, а именно: 19% - для первых 300 тыс. ф. ст. и 32,75% - для оставшейся суммы.

При превышении прибыли 1,5 млн  ф. ст. ставка устанавливается в размере 30%.

Теперь рассмотрим специфику  организации налогообложения личных доходов частных предпринимателей посредством подоходного и социального  налогов.

Подоходный налог имеет  преобладающее значение для экономики  ЕС и США, его доля в ВВП этих стран в 4 - 5 раз превышает долю поступлений налога на прибыль корпораций. В подавляющем большинстве развитых стран используются прогрессивные  ставки подоходного налога, и верхние  значения этих ставок могут достигать 59% (в Швеции и Швейцарии) и даже 63% - в Дании. Но при этом для тех, кто занят частным бизнесом, введен особый необлагаемый минимум (в Великобритании - 4895 ф. ст.) или применяется тот  же, что и для физических лиц, а  для физических лиц необлагаемый минимум в Европе существенно  выше российского: в среднем - 5900 евро в год (в России - 140,4 евро). Например, в Австрии и Германии существенная доля малых фирм не имеет статуса  юридического лица, т.е. организованы в  форме частных предпринимательств и партнерств, поэтому подоходный налог является их основным налогом. Необлагаемый минимум - 15 770 евро для  наемных лиц и 10 000 евро - для индивидуальных предпринимателей. Для товариществ  и других неюридических лиц первые 100 000 евро прибыли облагаются по 1/2 от средней налоговой ставки и практикуется совокупное налогообложение доходов  семейных пар.

Высоки ставки и социальных налогов, которые уплачиваются и  работниками, и работодателями, и  частными предпринимателями. Наивысшие  ставки социального налога для физических лиц достигают 39,9% с заработной платы (Нидерланды), но здесь, как правило, используется регрессивная или комбинированная  шкала налогообложения. Кроме того, устанавливаются необлагаемые минимумы или предельные доходы: в Нидерландах  социальные налоги не взимаются с  суммы годового дохода, превышающего 44 950 евро.

Рассмотрим какие специальные  налоговые режимы используются в  международной практике, в чем  их специфика и каково их налоговое  бремя в сравнении с российскими  специальными режимами.

Поскольку абсолютное большинство  предприятий Европы и Америки  относятся к категории МСП, дополнительных льгот для малого бизнеса, как  правило, не существует. В большинстве  развитых стран исходя из неоклассических  позиций стараются вообще не вводить  налоговые льготы и специальные  налоговые режимы для малого бизнеса, чтобы не дискриминировать прочих хозяйствующих  субъектов. Лишь о некоторых государствах можно в действительности говорить как о практикующих специфическую  политику в отношении малых и  средних предприятий. Из рассмотренных 55 зарубежных стран специальные  льготы или режимы для МСП действуют  лишь в 25. Причем по этому показателю рассмотренные автором государства  можно разделить на две группы:11

1) страны, где для определенных  видов деятельности, осуществляемых  преимущественно малыми предприятиями,  предусмотрены налоговые льготы  или специальные режимы налогообложения:  Австрия, Великобритания, Венгрия, Греция, Испания, Канада, Мальта, Мексика, Норвегия, Португалия, Словения, США, Франция, Чехия;

2) страны, в которых налоговая  политика в отношении малого  бизнеса строится исходя из  размера получаемой выручки и  выражается в пониженных ставках  налога на прибыль, наличии  упрощенной системы налогообложения,  других налоговых стимулах: Австралия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Греция, Ирландия, Испания, Канада, Кипр, Литва, Нидерланды, Португалия, США, Франция, страны СНГ.

Некоторые государства попали и в первую, и во вторую группу в связи с тем, что правительством оказывается комплексная поддержка  малому бизнесу, используются несколько  вариантов налогообложения (как  и в России), и произвести их деление  можно лишь достаточно условно. Что  характерно, большинство стран - лидеров  по уровню налоговых доходов в  ВВП не практикуют использование  налоговых льгот, пониженных ставок или специальных режимов для сектора МСП (например, Швеция Дания, Финляндия).

Первая группа стран стремится  поддержать отдельные виды деятельности, приоритетные с точки зрения национальных интересов, осуществляемые преимущественно  малыми фирмами, для чего вводятся специальные  налоговые режимы. Так, в большинстве  южных стран особыми льготами пользуются сельскохозяйственные производители; те страны, которые имеют выход  к акватории, вводят специальные  режимы для туристических и рыболовных судов и т.д.

Следует отметить, что в  международной практике НДС уплачивается практически всеми предприятиями  независимо от их статуса. Там, где единый налог (в рамках упрощенной системы  налогообложения) или небольшая  величина доходов (оборота) допускают  освобождение от обязанности исчислять  и уплачивать НДС, практикуется добровольная регистрация в качестве плательщика  этого налога, и для таких фирм предусматриваются определенные льготы (Великобритания). В других странах  для приоритетных сфер деятельности (Россия) используются сокращенные  ставки НДС.

Характеристика налогообложения  малого бизнеса в каждой отдельно взятой стране представляет довольно субъективную оценку. Из-за больших  отличий в системе налогообложения  абсолютные числовые показатели в ряде стран вообще не сопоставимы, выделить же общие черты достаточно сложно. Поэтому, чтобы иметь возможность  сравнивать налоговую нагрузку на МСП  разных государств, необходимо иметь  представление о тяжести налогового бремени для малых предприятий  относительно крупных фирм.

Налоговая ставка для прибыли  малых предприятий во второй группе стран, где льготные режимы зависят  от размера получаемой выручки, составляет в среднем 0,6 от общей ставки налога на прибыль корпораций, что соответствует  российскому показателю (ставка по упрощенной системе налогообложения (доходы минус расходы) к общей ставке налога на прибыль) - 0,625 (см. приложение табл. 2.12) 12

В ряде используемых в выборке  стран для малого бизнеса установлены  прогрессивные ставки. Поэтому при  использовании в расчетах максимальной ставки для малого бизнеса значение исследуемого показателя было бы еще  выше. Рассматривая сокращенные ставки по налогу на прибыль МСП в номинальном  выражении, следует отметить, что  среднее значение по выборке составляет 19%, а максимальная ставка налога для  МСП - 33% (США). Причем эту ставку обязаны  применять малые фирмы с прибылью свыше 150 150 долл. (4280 тыс. руб.) в год.

Таким образом, бытующее мнение о льготном положении и низком налоговом бремени малого бизнеса  в зарубежных странах не более  чем миф. Как по абсолютным, так  и по относительным показателям  налогообложение малого предпринимательства  в России отличается достаточно льготными  условиями. В развитых государствах и налоговые ставки, и налоговая  нагрузка для субъектов малого предпринимательства  существенно выше. Россия на их фоне выглядит страной особого налогового благоприятствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые, в силу своей массовости, определяют социально-экономический, а также, в некоторой степени, и политический климат в стране. Малое предпринимательство принадлежит к самым широким социальным слоям общества и является одновременно как одним из самых больших производителей, так и одним из самых больших потребителей разнообразных товаров и услуг, образуя при этом самую большую сеть предприятий, непосредственно связанную с массовым потребителем, которая в силу небольших размеров составляющих ее единиц и их управленческой гибкостью позволяет быстро и эффективно реагировать на постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Налогообложение субъектов  малого предпринимательства осуществляется, как на общих основаниях, так и  с помощью специальных налоговых  режимов. В Российской Федерации  предусмотрено 2 альтернативных режима налогообложения УСН и ЕНВД, которые, как показывает статистика,  пользуются достаточной популярностью среди  малых и индивидуальных предприятий.  И тому есть веские причины –  на рассмотренном выше примере (магазин  «Евростиль») было доказано экономичность и эффективность применения такого специального налогового режима как ЕНВД.

Анализируя предпосылки  становления сильного малого бизнеса  за рубежом, можно отметить, что секрет высокой значимости этого сектора  в экономике развитых стран заключается  не столько в льготном налогообложении, сколько в эффективной и продуктивной государственной политике, направленной на развитие и поддержку малого предпринимательства. Налоговые льготы и специальные  режимы помогают окрепнуть, занять свое место на рынке, развиться малым  предприятиям до уровня средних и  стать полноценными участниками  налоговых отношений. Основная же задача государственных программ неналогового характера - обеспечить стабильное конъюнктурное положение предпринимательства, гарантировать свободный доступ к финансированию посредством банковских кредитов на льготных условиях, оказывать все виды поддержки и устранять административные барьеры.

В отличие от западных стран, в России не предусмотрена прогрессивная  шкала налогообложения, отсутствуют  особенности налогообложения средних  предприятий (которые как класс  вообще не выделены), нет стимулов для  роста малых фирм. Кроме того, в РФ низкая налоговая культура, поэтому дополнительные льготы и  снижение ставок не приводят к желаемому  эффекту (расширению налогооблагаемой базы и росту налоговых поступлений).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Налоговый Кодекс РФ. Ч. I, II (по состоянию на 10.10.12)
  2. Гражданский кодекс РФ. (по состоянию на 20.10.12)
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.,2008.- 17 с.
  4. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет. – М., 2009.
  5. Валигурский Д.И. Предпринимательство: Развитие, государственное регулирование, перспективы: Учеб. пособие. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 38 с.
  6. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 6-е изд. – М., 2008.
  7. Бирюкова Н. Необходимость НДС, вызвавшая его появление и применение в ЕС.// Налоги и налогообложение. 2008.
  8. Варакса Н.Н. Трансформация систем налогообложения малого бизнеса в развитых странах.// Управленческий учет. 2008.
  9. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. - 8-е перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008.
  10. Виленский А.В. Российские объединения малых предпринимателей как институт гражданского общества // Общественные науки и современность, 2008.- 59-68 с.
  11. Матвеева Т. Ю. 10.2 Виды налогов // Введение в макроэкономику. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. - 408 с.
  12. Начала политической экономии. - 7-е изд. - СПб.: кн. маг. А. Ф. Цинзерлинга, 2011.
  13. Осипова М.В. Бюджетная система РФ. Учебник. М.: Мысль, 2009.
  14. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение - М., 2009. – 112 с
  15. Разработка критериев отнесения субъектов хозяйствования к категории малых и средних предприятий в Российской Федерации. М., 2008.
  16. Грудцына Л. Ю., Климовский Р. В. Налогообложение малого бизнеса по упрощенной системе налогообложения: юридический справочник. М.: «Эксмо», 2010.
  17. Дьячкина Л.А. Анализ практики налогообложения малого бизнеса в России и за рубежом \\"Все для бухгалтера", 2008.
  18. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и права - М., 2010. – 67 с.
  19. Журналы "Двойная запись", "Законодательство и экономика", на сайтах: www.nta-nn.ru, www.rcsme.ru и др.
  20. Иван Иванович Янжул «Опыт исследования английских косвенных налогов. Акциз». М., 2009
  21. Игнатов В.Г., Бородина О.Ю. Органы власти и поддержка малого бизнеса. М., 2008. - 17 с.
  22. Исаков В.Б Современная налоговая система: точку ставить рано.// Налоговая политика и практика.-2007.-№3(51)
  23. www. gks.ru // Малое и среднее предпринимательство
  24. www.nalog.ru // Шаталов С. Налоговая система находится на завершающем этапе реформирования.// РИА «Новости». 06.09.2011.

Информация о работе Налогообложение малого бизнеса