Налогообложение предприятий в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – освоение методов налогообложения в Российской Федерации на предприятиях различных отраслей и организационно-правовой формы.
Задачами данной курсовой работы является:
Определение понятий налога, принципов налогообложения;
Рассмотреть виды налоговых режимов;
Методику проведения налогообложения.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Сущность и нормативно-правовое регулирование налогообложения в Российской Федерации
5
1.1. Общие положения налогообложения
5
1.2. Характеристика режимов налогообложения
9
1.3. Основы нормативно-законодательной базы налогообложения в РФ
19
Глава 2. Основные методы осуществления налогообложения в Российской Федерации
23
2.1. Основные методы налогообложения в РФ
23
2.2. Способы взимания (уплаты) налогов
26
2.3. Методы определения и расчет налоговой нагрузки предприятия
29
Глава 3. Особенности налогообложения предприятий различных отраслей экономики и организационно-правовых форм (на примере предприятий ОАО Банк ВТБ и ООО «Росгосстрах» за 2010 год)
38
3.1. Характеристика предприятий ОАО «Роснефть» и ООО «Росгосстрах»
38
3.2. Особенности налогообложения различных отраслей экономики
48
3.3 . Особенности налогообложения различных организационно-правовых форм
54
Заключение
58
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 108.76 Кб (Скачать файл)

Согласно первому, основному, варианту в соглашении должны быть предусмотрены условия и порядок  распределения между государством и инвестором, как произведенной продукции, так и прибыльной продукции.

При этом предельный уровень  передаваемой в собственность инвестора  доли произведенной продукции для  возмещения его затрат (т. е. компенсационная  продукция) не должен превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе – 90% общего объема произведенной продукции.

Характерной особенностью исчисления расходов налогоплательщика  при выполнении СРП является их разделение на расходы, возмещаемые за счет компенсационной  продукции (возмещаемые расходы), и  на расходы, уменьшающие налоговую  базу по налогу на прибыль.

Налоговый кодекс обязывает  налогоплательщика вести раздельный учет доходов и расходов по операциям, возникающим при выполнении СРП. В случае же отсутствия раздельного учета должен применяться общий порядок налогообложения, установленный Кодексом для налогообложения прибыли, без учета особенностей, установленных специальным налоговым режимом.

Доходы и расходы налогоплательщика  по другим видам деятельности, не связанным  с выполнением СРП, должны облагаться в общем порядке, установленном для налогообложения прибыли.

В таком  же общеустановленном порядке облагается прибыль, полученная инвестором от реализации компенсационной продукции. Она определяется как выручка от реализации компенсационной продукции, уменьшенная на величину расходов, связанных с реализацией указанной продукции и не учтенных в стоимости компенсационной продукции, уменьшенная на стоимость самой компенсационной продукции. [9, 582]

 

 

    1. Основы нормативно-законодательной базы налогообложения в РФ

 

Законодательство  Российской Федерации о налогах  и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах.

Кодекс  устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения  и сборов в Российской Федерации:

  • определяет виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов;
  • определяет основные начала установления налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;
  • устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; определяет формы и методы налогового контроля; устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений; устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Основные  начала законодательства о налогах  и сборах следующие:

1) Каждое  лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

2) Налоги  и сборы не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из политических, идеологических, этнических, профессиональных и  иных различий между налогоплательщиками. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3) Налоги  и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть  произвольными.

4) Не  допускается устанавливать налоги  и сборы, нарушающие единое  экономическое пространство Российской  Федерации и, в частности, прямо  или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории Российской Федерации  товаров (работ, услуг) или денежных  средств.

5) Федеральные  налоги и сборы устанавливаются,  изменяются или отменяются Налоговым  кодексом. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и (или) сборах и нормативными актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах в соответствии с кодексом.

6) Акты  законодательства о налогах и  сборах должны быть сформулированы  таким образом, чтобы каждый  точно знал, какие налоги, когда  и в какой сумме он должен  уплачивать. [13, 6]

В соответствии с Налоговым кодексом налог или  сбор считается установленным, если определены следующие элементы налогообложения, представленные в таблице 1.4.

Таблица 1.4

Элементы  налогообложения

Для налога

Для сбора

Налогоплательщики (ст.19)

Объект налогообложения (ст.38)

Налоговая база (ст.53)

Налоговые льготы (ст.56)

Налоговый период (ст.55)

Налоговая ставка (ст.53)

Порядок исчисления налога (ст.52)

Порядок и сроки уплаты налога

Плательщики сборов (ст.19)

Объект сбора

База сбора

Льготы по сборам (ст.56)

Период взимания

Размер сбора

Порядок исчисления сбора

Порядок и сроки уплаты сбора


 

Дополняют нормативную базу налогового законодательства РФ федеральные и региональные законы по отдельным налогам (например, налоге на землю), инструкции Министерства по налогам и сборам РФ (МНС России) — теперь Федеральной налоговой  службы (ФНС России), циркулярные  письма, указания, телеграммы ФНС России. Кроме того, сложилась обширная арбитражная  практика по вопросам налогообложения. Таким образом, нормативно-правовая база, регламентирующая налоговые правоотношения, достаточно велика, что, кстати, является существенным недостатком действующей  системы налогообложения.

Все, что  предусмотрено НК РФ, обязательно  для исполнения. Все, что противоречит НК РФ, трактуется в пользу налогоплательщика. Можно признать любой нормативный правовой акт не соответствующим НК РФ, если он изменяет или ограничивает права налогоплательщиков, запрещает им какие-либо действия (бездействие), разрешает или запрещает положения, установленные НК РФ.

В НК РФ изложены следующие общие условия  установления налогов и сборов: при  введении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; в  необходимых случаях могут предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиком; акты законодательства о налогах  и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно  знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить; все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. [11, 51]

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные методы осуществления налогообложения  в Российской Федерации

 

2.1. Основные  методы налогообложения в РФ

 

 Под  методом налогообложения понимается  установление зависимости между  величиной ставки налога и  размером объекта налогообложения. 

Они носят  добровольно-принудительный характер.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется или прекращается при  наличии оснований, установленных  НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Налогоплательщик  обязан самостоятельно исполнять обязанность  по уплате налога, если иное не предусмотрено  законодательством о налогах  и сборах.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ.

Неисполнение  обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного  исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность  по уплате налога исполняется принудительно  путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика  или налогового агента на счетах в  банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика  или налогового агента, инкассового  поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие  бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых  денежных средств со счетов налогоплательщика  или налогового агенте.

При недостаточности  или отсутствии денежных средств  на счетах налогоплательщика или  налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и  налогового агента налоговый орган  вправе взыскать налог за счет иного  имущества налогоплательщика или  налогового агента.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика  производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение  трех дней с момента вынесения  такого решения соответствующего постановления  судебному приставу - исполнителю  для исполнения в порядке, предусмотренном  ФЗ «Об исполнительном производстве»  с учетом особенностей, предусмотренных  НК РФ.

В случае неисполнения налогоплательщиком, - физическим лицом, или налоговым агентом, - физическим лицом, в установленный срок обязанности  по уплате налога, налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с  иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и  наличных денежных средств данного  налогоплательщика, - физического лица, или налогового агента, - физического лица, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Существуют  четыре метода налогообложения: равный, пропорциональный, прогрессивный, регрессивный.

Метод равного  налогообложения означает, что все  налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющегося в их собственности дохода или  имущества, например подушное обложение, целевые налоги или налоги, устанавливаемые в процентах от минимальной месячной оплаты труда.

Метод пропорционального  налогообложения определяет величину налоговой ставки, одинаковую для  всех плательщиков, и сумму налогового платежа в зависимости от размера  объекта налогообложения. Например, налог на прибыль предприятий и организаций: ставка налога равна для плательщиков, имеющих прибыль в любых размерах (за исключением предприятий-монополистов).

Метод прогрессивного налогообложения предусматривает  применение нескольких налоговых ставок, при этом, чем больше размер объекта  налогообложения, тем больше размер налоговой ставки (налоговая прогрессия). Примером служит доход физических лиц при налогообложении.

Существуют  несколько видов этого метода:

1. Простая  поразрядная прогрессия. Налоговая  база разбивается на отдельные  разряды (ступени). Для каждого  разряда налог определяется в  виде абсолютной суммы.

2. Простая  относительная прогрессия. В данном  случае для общего размера  налоговой базы также устанавливаются  разряды, но для каждого разряда  определяются различные ставки (как  твердые, так и процентные). При этом ко всей базе налогообложения применяется одна ставка в зависимости от общего размера базы.

3. Сложная  прогрессия. Налоговая база разделена  на налоговые разряды, но каждый  разряд существует самостоятельно, облагается отдельно по своей  ставке.

4. Скрытые  системы прогрессии. В некоторых  случаях фактическая прогрессия  достигается не путем установления  прогрессивных ставок налога, а  иными методами (например, установлением  неодинаковых сумм вычетов из  налоговой базы для доходов,  входящих в разные разряды).[18]

Метод регрессивного  налогообложения также подразумевает применение нескольких налоговых ставок, но чем больше размер объекта налогообложения, тем меньше применяемая налоговая ставка (налоговая регрессия). [12, 18]

 

 

 

 

2.2 Способы взимания (уплаты) налогов

 

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии  оснований, установленных НК или  иным актом законодательства о налогах  и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или  сбора возлагается на налогоплательщика  и плательщика сбора с момента  возникновения установленных законодательством  о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату этого  налога или сбора.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность  по уплате налога возникает не ранее  даты получения налогового уведомления.

Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается:

    • С уплатой налога налогоплательщиком (сбора плательщиком сбора);
    • Со смертью физического лица – налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ;
    • С ликвидацией организации – налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ;
    • С возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Информация о работе Налогообложение предприятий в Российской Федерации