Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2015 в 14:16, курсовая работа
Система налогообложения является важной характеристикой нефтедобычи. Геологические, инженерные и финансовые подходы к организации нефтедобычи универсальны, чего не скажешь о налогообложении. Вопрос этот настолько важен, что понимание хотя бы принципиальных основ обязательно для всякого специалиста.
Целью данной работы является описание и раскрытие налоговой системы недропользования в Республике Казахстан, условий ее развития и функционирования.
Введение ................................................................................................................x
Глава I. Недропользование в Республике Казахстан.............................................x
1.1. Правовые основы функционирования деятельности по
недропользованию в РК....................................................................................x
1.2. Минерально-сырьевой сектор Казахстана:
Запасы ресурсов. Социально-экономический эффект....................................x
Глава II. Особенности налогообложения недропользователей в РК....................x
2.1. Роль недропользователей в налоговых поступлениях в бюджет РК.............x
2.2. Первая модель налогообложения недропользователей..................................x
2.3. Вторая модель налогообложения недропользователей..................................x
Глава III. Выводы и предложения
3.1. Проблемы налогообложения недропользователей и пути
их решения...........................................................................................................x
3.2. Заключение..........................................................................................................x
Список использованной литературы........................................................................x
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ФИНАНСЫ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: Налоговые платежи недропользователей и
их роль в формировании бюджета
Научный руководитель
_____________________
Допускается к защите
Зав.кафедрой «БУ и А»
______________________
«__» ___________2007г.
Актобе 2007 г.
Содержание
Глава I. Недропользование в Республике
Казахстан.....................
1.1. Правовые основы
недропользованию
в РК..........................
1.2. Минерально-сырьевой сектор Казахстана:
Запасы ресурсов.
Социально-экономический
Глава II. Особенности налогообложения недропользователей в РК....................x
2.1. Роль недропользователей в
налоговых поступлениях в
2.2. Первая модель налогообложения
недропользователей............
2.3. Вторая модель налогообложения
недропользователей............
Глава III. Выводы и предложения
3.1. Проблемы налогообложения
их решения....................
3.2. Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
Среди стран с переходной экономикой Казахстан воспринимается как государство с наиболее динамично развивающейся экономикой. Начиная с 2000 года, ежегодный прирост ВВП превышает 9%. В 2004 году два международных рейтинговых агентства – Fitch Ratings Ltd, Moody's и Standard & Poor's – присвоили Казахстану инвестиционный рейтинг. В декабре 2005 года международное агентство Fitch Ratings повысило инвестиционный суверенный рейтинг Казахстана до «ВВВ» стабильный, принимая во внимание стабильную макроэкономическую ситуацию и последовательность в структурных реформах. Политическая и экономическая стабильность в сочетании со значительными запасами полезных ископаемых и высокими ценами на них обуславливают лидирующую позицию Казахстана среди стран Содружества Независимых Государств.
Несмотря на естественное стремление Казахстана к диверсификации своей экономики, перспективы его социально-экономического роста по-прежнему зависят от эффективной эксплуатации имеющихся сырьевых ресурсов. В Послании Президента «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что «сегодня основным источником экономического роста является эксплуатация сырьевого потенциала страны».
Действительно, интенсивное развитие производства и экспорта сырьевых ресурсов позволило национальной экономике преодолеть кризис и обеспечить в последние два года высокие темпы экономического роста.
Основой сохранения и развития относительно благополучного экономического состояния народа, государства и стабильности политической обстановки в РК является эксплуатация богатых недр Казахстана, а именно правильная организация деятельности недропользования в стране и создание эффективной системы ее налогообложения.
Налогообложение сферы недропользования играет важнейшее значение с точки зрения формирования республиканского бюджета и бюджетов сырьевых регионов. Налоговая система в нефтегазовом секторе оказывает значительное влияние на привлекательность отрасли для потенциальных инвесторов. Непродуманная чрезмерная налоговая нагрузка не является привлекательной для инвесторов и фактически не оставляет средств на осуществление геологоразведочных работ, необходимых для воспроизводства нефтяных запасов.
Правильно созданная система налогообложения недропользования позволяет ввести гибкий и понятный механизм обложения налогами и достичь максимального баланса интересов сторон при сохранении экономической мотивации недропользователей.
Система налогообложения является важной характеристикой нефтедобычи. Геологические, инженерные и финансовые подходы к организации нефтедобычи универсальны, чего не скажешь о налогообложении. Вопрос этот настолько важен, что понимание хотя бы принципиальных основ обязательно для всякого специалиста.
Целью данной работы является описание и раскрытие налоговой системы недропользования в Республике Казахстан, условий ее развития и функционирования.
Задачами в данной работе являются характеристика и оценка сырьевого потенциала РК, его роли в развитии экономики страны, изучение моделей налоговых режимов в РК, а также выявление проблем и выработка рекомендаций для развития налогообложения недропользования в Казахстане.
Глава I. Недропользование в Республике Казахстан
Условием стабильного развития любой отрасли является хорошо отлаженное законодательство, позволяющее субъектам хозяйственной деятельности быстро и, что самое главное, законно решать все споры и проблемы, возникающие в практической деятельности.
В настоящее время в связи с повышением роли экономических отношений и обретением независимости в Республике Казахстан принят и действует ряд нормативно-правовых актов, регулирующих такую важную сферу деятельности, как недропользование.
Одним из первых казахстанских законов в сфере недропользования был Кодекс о недрах и переработке минерального сырья (от 30 мая 1992г.). Однако кодекс, определенным образом сыгравший свою роль в развитии новых отношений в отрасли, прекратил свое действие, так как не отвечал потребностям рыночной экономики, уже достаточно развившейся в 1994-1995 годах.
В первую очередь, это связано с тем, что в страну начал поступать иностранный капитал, и инвесторы соответственно потребовали правовых гарантий обеспечения капиталовложений - необходимо было урегулировать и этот вопрос. Соответственно потребностям практики результатом законотворческой деятельности явился Закон “Об иностранных инвестициях” (от 27 декабря 1994г.), вводивший новые понятия, - инвестиции, инвестирование и инвестор.
В такой ситуации Кодекс “О недрах” (1992г.), как справедливо отмечает М.К.Сулейменов, оказался непригодным к новым условиям из-за своей административной идеологии, так как был рассчитан на отношения с государственными предприятиями, находящимися в жесткой зависимости от органов управления. Появление на рынке Казахстана иностранного капитала остро поставило вопрос о законодательном обеспечении отношений, именно в области недропользования, являющимся приоритетом по суммам вложения капиталов и проявляемому интересу.
Большое значение развитию законодательства о недрах придала Конституция РК (от 30 августа 1995 г.). В частности в ней указано, что в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться так же в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.
Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения.
Поворотным этапом, создавшим ныне действующую систему актов о недропользовании, явился указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, «О нефти» от 28 июня 1995г. (далее по тексту «Указ о нефти»), и разработанный впоследствии с учетом его положений Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, “О недрах и недропользовании” от 27 января 1996г., (далее по тексту «Указ о недрах»).
Основными в этих актах являются положения о лицензионно-контрактной системе и о праве недропользования. Указ о нефти готовился более трех лет группой казахстанских юристов с участием практических работников заинтересованных министерств. В подготовке проекта большую помощь оказывали иностранные эксперты, в том числе эксперты Всемирного банка и специалисты практически всех нефтяных компаний, работавших в то время на рынке Казахстана.
Указ о нефти регулирует отношения, возникающие при проведении нефтяных операций на территории, находящейся под юрисдикцией РК, в том числе на море и во внутренних водоемах. Под нефтяными операциями понимаются все работы, относящиеся к разведке, добыче и связанные с ними единым технологическим циклом хранение нефти и ее перекачка трубопроводным транспортом.
Указ о нефти содержит 11 глав, определяющих понятийный аппарат, компетенцию государственных органов, порядок и условия выдачи лицензии и заключения контрактов, права и обязанности сторон по контракту (компетентного органа и подрядчика), условия охраны экологического состояния окружающей среды, безопасность деятельности персонала.
Соотношение между указами о нефти и о недрах происходит в рамках общего и специального НПА. В отношении норм международного права присутствует правило, установленное Конституцией, где определяется, что если международным договором, участником которого является Республики Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном праве, то применяются правила международного договора.
Следует отметить правило, на котором особо настаивали иностранные инвесторы, закрепленное пунктом 5 статьи 4 «Указа о недрах», который гласит, установленные Указом права граждан и юридических лиц не могут ограничиваться актами Правительства, центральных и местных исполнительных органов и маслихатов. Такие акты не имеют юридической силы и не подлежат исполнению. Это положение очень важно, так как в большинстве случаев законодательный акт, призванный регулировать определенный вопрос, дополняется различными актами толкования, которые искажают смысл, первоначально вложенный в него законодателем.
Здесь хотелось бы коснуться некоторые терминов и определений, данных им в контексте деятельности по недропользованию. Одни из таких ключевых понятий включают:
В сфера недропользования Правительство республики выполняет следующие функции:
Информация о работе Налоговые платежи недропользователей и их роль в формировании бюджета