Налоговые платежи недропользователей и их роль в формировании бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2015 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Система налогообложения является важной характеристикой нефтедобычи. Геологические, инженерные и финансовые подходы к организации нефтедобычи универсальны, чего не скажешь о налогообложении. Вопрос этот настолько важен, что понимание хотя бы принципиальных основ обязательно для всякого специалиста.
Целью данной работы является описание и раскрытие налоговой системы недропользования в Республике Казахстан, условий ее развития и функционирования.

Содержание работы

Введение ................................................................................................................x
Глава I. Недропользование в Республике Казахстан.............................................x
1.1. Правовые основы функционирования деятельности по
недропользованию в РК....................................................................................x
1.2. Минерально-сырьевой сектор Казахстана:
Запасы ресурсов. Социально-экономический эффект....................................x
Глава II. Особенности налогообложения недропользователей в РК....................x
2.1. Роль недропользователей в налоговых поступлениях в бюджет РК.............x
2.2. Первая модель налогообложения недропользователей..................................x
2.3. Вторая модель налогообложения недропользователей..................................x
Глава III. Выводы и предложения
3.1. Проблемы налогообложения недропользователей и пути
их решения...........................................................................................................x
3.2. Заключение..........................................................................................................x
Список использованной литературы........................................................................x

Файлы: 1 файл

Дипломная работа финан.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

 

 

   ФИНАНСЫ

 

 

 

                      

 

 

   

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему: Налоговые платежи недропользователей и

их роль в формировании бюджета

 

 

 

Научный руководитель

 

 

_____________________

 

Допускается к защите

Зав.кафедрой «БУ и А»

 

______________________

 

«__» ___________2007г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Актобе 2007 г.

Содержание

                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                    Введение ................................................................................................................x

Глава I. Недропользование в Республике Казахстан.............................................x

1.1. Правовые основы функционирования  деятельности по 

       недропользованию  в РК....................................................................................x            

1.2. Минерально-сырьевой сектор  Казахстана:

       Запасы ресурсов. Социально-экономический эффект....................................x

Глава II. Особенности налогообложения недропользователей в РК....................x

2.1. Роль недропользователей в  налоговых поступлениях в бюджет  РК.............x             

2.2. Первая модель налогообложения  недропользователей..................................x

2.3. Вторая модель налогообложения недропользователей..................................x

Глава III. Выводы и предложения

3.1. Проблемы налогообложения недропользователей  и пути

       их решения...........................................................................................................x

3.2. Заключение..........................................................................................................x

Список использованной литературы........................................................................x

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Среди стран с переходной экономикой Казахстан воспринимается как государство с наиболее динамично развивающейся экономикой. Начиная с 2000 года, ежегодный прирост ВВП превышает 9%. В 2004 году два международных рейтинговых агентства – Fitch Ratings Ltd, Moody's и Standard & Poor's – присвоили Казахстану инвестиционный рейтинг. В декабре 2005 года международное агентство Fitch Ratings повысило инвестиционный суверенный рейтинг Казахстана до «ВВВ» стабильный, принимая во внимание стабильную макроэкономическую ситуацию и последовательность в структурных реформах. Политическая и экономическая стабильность в сочетании со значительными запасами полезных ископаемых и высокими ценами на них обуславливают лидирующую позицию Казахстана среди стран Содружества Независимых Государств.

Несмотря на естественное стремление Казахстана к диверсификации своей экономики, перспективы его социально-экономического роста по-прежнему зависят от эффективной эксплуатации имеющихся сырьевых ресурсов. В Послании Президента «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что «сегодня основным источником экономического роста является эксплуатация сырьевого потенциала страны».

Действительно, интенсивное развитие производства и экспорта сырьевых ресурсов позволило национальной экономике преодолеть кризис и обеспечить в последние два года высокие темпы экономического роста.

Основой сохранения и развития относительно благополучного экономического состояния народа, государства и стабильности политической обстановки в РК является эксплуатация богатых недр Казахстана, а именно правильная организация деятельности недропользования в стране и создание эффективной системы ее налогообложения.

Налогообложение сферы недропользования играет важнейшее значение с точки зрения формирования республиканского бюджета и бюджетов сырьевых регионов. Налоговая система в нефтегазовом секторе оказывает значительное влияние на привлекательность отрасли для потенциальных инвесторов. Непродуманная чрезмерная налоговая нагрузка не является привлекательной для инвесторов и фактически не оставляет средств на осуществление геологоразведочных работ, необходимых для воспроизводства нефтяных запасов.

Правильно созданная система налогообложения недропользования позволяет ввести гибкий и понятный механизм обложения налогами и достичь максимального баланса интересов сторон при сохранении экономической мотивации недропользователей.

Система налогообложения является важной характеристикой нефтедобычи. Геологические, инженерные и финансовые подходы к организации нефтедобычи универсальны, чего не скажешь о налогообложении. Вопрос этот настолько важен, что понимание хотя бы принципиальных основ обязательно для всякого специалиста.

Целью данной работы является описание и раскрытие налоговой системы недропользования в Республике Казахстан, условий ее развития и функционирования.

Задачами в данной работе являются характеристика и оценка сырьевого потенциала РК, его роли в развитии экономики страны, изучение моделей налоговых режимов в РК, а также выявление проблем и выработка рекомендаций для развития налогообложения недропользования в Казахстане.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Недропользование в Республике Казахстан

 

 

    1. Правовые основы функционирования деятельности по недропользованию в РК

 

Условием стабильного развития любой отрасли является хорошо отлаженное законодательство, позволяющее субъектам хозяйственной деятельности быстро и, что самое главное, законно решать все споры и проблемы, возникающие в практической деятельности.

В настоящее время в связи с повышением роли экономических отношений  и обретением независимости в Республике Казахстан принят и действует ряд нормативно-правовых актов, регулирующих такую важную сферу деятельности, как недропользование.

Одним из первых казахстанских законов в сфере недропользования был Кодекс о недрах и переработке минерального сырья (от 30 мая 1992г.). Однако кодекс, определенным образом сыгравший свою роль в развитии новых отношений в отрасли, прекратил  свое действие, так как не отвечал потребностям рыночной экономики, уже достаточно развившейся в 1994-1995 годах.

В первую очередь, это связано с тем, что в страну начал поступать иностранный капитал, и инвесторы соответственно потребовали правовых гарантий обеспечения капиталовложений - необходимо было урегулировать и этот вопрос. Соответственно потребностям практики результатом законотворческой деятельности явился Закон “Об иностранных инвестициях” (от 27 декабря 1994г.), вводивший новые понятия, - инвестиции, инвестирование и инвестор.

В такой ситуации Кодекс “О недрах” (1992г.), как справедливо отмечает М.К.Сулейменов,  оказался непригодным к новым условиям из-за своей административной идеологии, так как был рассчитан на отношения с государственными предприятиями, находящимися в жесткой зависимости от органов управления. Появление на рынке Казахстана иностранного капитала остро поставило вопрос о законодательном обеспечении отношений, именно  в области недропользования, являющимся приоритетом по суммам вложения капиталов и проявляемому интересу.

Большое значение развитию законодательства о недрах придала Конституция РК (от 30 августа 1995 г.). В частности в ней указано, что в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля  может находиться так же в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.

Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено  при условии равноценного его возмещения.

Поворотным этапом, создавшим ныне действующую систему актов о недропользовании, явился указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, «О нефти» от 28 июня 1995г. (далее по тексту «Указ о нефти»), и разработанный впоследствии с учетом его положений Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, “О недрах и недропользовании” от 27 января 1996г., (далее по тексту «Указ о недрах»).

Основными в этих актах являются положения о лицензионно-контрактной системе и о праве недропользования. Указ о нефти готовился более трех лет группой казахстанских юристов с участием практических работников заинтересованных министерств. В подготовке проекта большую помощь оказывали иностранные эксперты, в том числе эксперты Всемирного банка и специалисты практически всех нефтяных компаний, работавших в то время на рынке Казахстана.

Указ о нефти регулирует отношения, возникающие при проведении нефтяных операций на территории, находящейся под юрисдикцией РК, в том числе на море и во внутренних водоемах. Под нефтяными операциями понимаются все работы, относящиеся к разведке, добыче и связанные с ними единым технологическим циклом хранение нефти и ее перекачка трубопроводным транспортом.

Указ о нефти содержит 11 глав, определяющих понятийный аппарат, компетенцию государственных органов, порядок и условия выдачи лицензии и заключения контрактов, права и обязанности сторон по контракту (компетентного органа и подрядчика), условия охраны экологического состояния окружающей среды, безопасность деятельности персонала.

Соотношение между указами о нефти и о недрах происходит в рамках общего и специального НПА. В отношении норм международного права присутствует правило, установленное Конституцией, где определяется, что если международным договором, участником которого является Республики Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном праве, то применяются правила международного договора.

Следует отметить правило, на котором особо настаивали иностранные инвесторы, закрепленное пунктом 5 статьи 4 «Указа  о недрах», который гласит, установленные Указом права граждан и юридических лиц не могут ограничиваться актами Правительства, центральных и местных исполнительных органов и маслихатов. Такие акты не имеют юридической силы и не подлежат исполнению. Это положение очень важно, так как в большинстве случаев законодательный акт, призванный регулировать определенный вопрос, дополняется различными актами толкования, которые искажают смысл, первоначально вложенный в него законодателем.

Здесь хотелось бы коснуться некоторые терминов и определений, данных им в контексте деятельности по недропользованию. Одни из таких ключевых понятий включают:

  • добыча  - работы (операции), связанные с извлечением полезных ископаемых из недр на поверхность и из техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности, включая все технологические операции, вплоть до переработки минерального сырья;
  • компетентный орган – исполнительный орган, которому делегированы права, непосредственно связанные с заключением и исполнением контрактов;
  • контракт – договор между недропользователем (подрядчиком) и компетентным органом на проведение операций по недропользованию;
  • лицензия – разрешение, выдаваемое лицензионным органом на право проведения операций по недропользованию на фиксированный срок в пределах контрактной территории;
  • недропользователь (подрядчик) – гражданин или юридическое лицо, государство и (или) международная организация, получившие право осуществлять операции по недропользованию;
  • недра – часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для проведения операций по недропользованию с учетом научно-технического прогресса;
  • операции по недропользованию – работы, относящиеся к государственному геологическому изучению недр, разведке и добыче, в том числе работы, связанные с разведкой и добычей подземных вод, лечебных грязей, разведкой недр для сброса сточных вод, а также работы по строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанные с добычей;
  • разведка – работы (операции), связанные с поиском месторождений полезных ископаемых и их оценкой.

В сфера недропользования Правительство республики выполняет следующие функции:

  • организует управление государственным фондом недр;
  • устанавливает правила пользования недрами;
  • определяет участки, предназначенные для удовлетворения государственных потребностей в стратегических и дефицитных видах минерального сырья, устанавливает ограничения на пользование недрами в целях обеспечения национальной безопасности, сохранности окружающей природной среды, безопасности населения, производит консервацию для сохранения запасов в интересах будущих поколений;
  • определяет порядок уплаты платежей и налогов для недропользователей, осуществляющих деятельность в отраслях добывающей промышленности;
  • определяет порядок лицензирования и заключения контрактов;
  • осуществляет выдачу лицензий на право недропользования, а также контроль за соблюдением условий выполнения лицензий и контрактов и др.

Информация о работе Налоговые платежи недропользователей и их роль в формировании бюджета