Налоговые платежи недропользователей и их роль в формировании бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2015 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Система налогообложения является важной характеристикой нефтедобычи. Геологические, инженерные и финансовые подходы к организации нефтедобычи универсальны, чего не скажешь о налогообложении. Вопрос этот настолько важен, что понимание хотя бы принципиальных основ обязательно для всякого специалиста.
Целью данной работы является описание и раскрытие налоговой системы недропользования в Республике Казахстан, условий ее развития и функционирования.

Содержание работы

Введение ................................................................................................................x
Глава I. Недропользование в Республике Казахстан.............................................x
1.1. Правовые основы функционирования деятельности по
недропользованию в РК....................................................................................x
1.2. Минерально-сырьевой сектор Казахстана:
Запасы ресурсов. Социально-экономический эффект....................................x
Глава II. Особенности налогообложения недропользователей в РК....................x
2.1. Роль недропользователей в налоговых поступлениях в бюджет РК.............x
2.2. Первая модель налогообложения недропользователей..................................x
2.3. Вторая модель налогообложения недропользователей..................................x
Глава III. Выводы и предложения
3.1. Проблемы налогообложения недропользователей и пути
их решения...........................................................................................................x
3.2. Заключение..........................................................................................................x
Список использованной литературы........................................................................x

Файлы: 1 файл

Дипломная работа финан.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

 

Цветные металлы

Медь. По подтвержденным запасам меди Казахстан занимает 4-е место в мире после Чили, Индонезии и США. Государственным балансом учтены запасы по 93 объектам, при этом более половины из них находится на стадии добычи. Самыми крупными из предприятий, работающих в отрасли (а всего их 9, включая 2 иностранных), являются Корпорация "Казахмыс" и АО "Казцинк".

В течение последних десяти лет в отрасль было инвестировано более $1,7 млрд, из них 99% было вложено в добычу. Только в 2005 году инвестиции возросли вдвое и составили $483,3 млн, при этом более 90% было инвестировано Корпорацией "Казахмыс". Планируется, что по объемам добычи меди до 2015 года Казахстан будет входить в десятку стран-лидеров.

Обеспеченность отрасли составляет от 20 до 30 лет. Дополнительным ресурсом для укрепления минерально-сырьевой базы является ряд колчеданно-полиметаллических и меднопорфировых месторождений, а также другие резервные месторождения медистых песчаников.

Свинец, цинк. Казахстан находится на 4-м месте в мире по подтвержденным запасам цинка (после Австралии, США и России) и на 6-м по свинцу (после России, Австралии, Канады, США и Китая). Государственным балансом нашей страны учтены запасы свинца по 85 объектам, цинка – по 79. Недропользование полиметаллов осуществляется на 32 объектах, из них добыча ведется на 20 (63%), совмещенная разведка и добыча – на 9 (28%), ГРР – на 3 (9%). Основной сырьевой базой отрасли являются комплексные месторождения колчеданно-полиметалических руд Рудного Алтая, где добывается более 2/3 всего казахстанского свинца и цинка. Месторождения разрабатываются подземным способом. Основным предприятием отрасли, ведущим разработку свинцово-цинковых месторождений, является АО "Казцинк". Кроме того, попутная добыча ведется Корпорацией "Казахмыс", на долю которой приходится треть всех добываемых в республике свинцовых и цинковых руд. Всего же в отрасли работают 14 предприятий (включая 11 отечественных, 2 иностранных и 1 совместное), которые обеспечивают Казахстану 6-е место в мире по добыче свинца и цинка.

За 10-летний период в недропользование полиметаллических руд было инвестировано почти $2,5 млрд. По сравнению с 1996 г. капиталовложения возросли втрое, составив в 2005 г. $463 млн. Почти 100% этих средств было направлено в добычу, при этом 62% пришлось на долю АО "Казцинк" и 25% инвестировала Корпорация "Казахмыс".

Обеспеченность запасами разрабатываемых месторождений составляет примерно 25 лет. В настоящий момент остро стоит вопрос воспроизводства погашаемых запасов в районах действующих рудников. Перспективы развития МСБ свинцово-цинковой отрасли связаны с выявлением новых месторождений высококачественных руд, вовлечением в добычу и переработку разведанных крупных месторождений с труднообогатимыми и бедными рудами, а также вторичной переработкой техногенных образований.

Алюминий (бокситы). По подтвержденным запасам бокситов Казахстан замыкает первую десятку, следуя за такими странами, как Гвинея, Австралия, Ямайка, Бразилия, Индия, КНР, Гайана, Суринам и Венесуэла. Государственным балансом учтены запасы бокситов по 28 объектам. Все производство бокситов и товарной продукции осуществляется АО "Алюминий Казахстана", в состав которого входят Павлодарский алюминиевый завод (ПАЗ) и горнодобывающие предприятия – Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление (КБРУ) и Торгайское бокситовое рудоуправление (ТБРУ).

В течение последних десяти лет в недропользование бокситов было направленно $394 млн. За этот период объем инвестиций вырос в два раза и в 2005 году составил $63,7 млн. (98% из них пришлось на добычу). Практически все эти средства были выделены АО "Алюминий Казахстана".

В настоящее время объем добычи бокситов в Казахстане составляет 4,5 млн. тонн, а к 2010 году этот показатель планируется довести до 5 млн. тонн.

На сегодняшний день обеспеченность отрасли запасами составляет около 50 лет. Разработана и совершенствуется технология получения галия, сульфата алюминия и содосульфатной смеси, что значительно повысит эффективность использования разрабатываемых месторождений.

Что касается металлического алюминия, то он в Казахстане пока не производится, а потому главными потребителями нашего сырья являются российские предприятия. Вместе с тем в республике уже реализуется проект строительства собственного завода по производству первичного алюминия.

Никель, кобальт. По общим запасам никеля и кобальта Казахстан занимает, соответственно, 12-е и 7-е место в мире. Государственным балансом учтено 39 месторождений никеля и 55 месторождений кобальта. Самыми значительными запасами располагают такие компании, как ТОО "Казахстанский никель", ТОО "Кызыл Каин Мамыт" и АО "Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение" (ССГПО). Недропользование осуществляется пятью компаниями – двумя иностранными и тремя отечественными. За десятилетие ими было инвестировано более $1 млрд, в том числе 63% – в добычу. Объем капиталовложений за этот период возрос в 4 раза и по итогам 2005 г. достиг $8,6 млн.

Почти весь казахстанский никель экспортируется. Учитывая этот факт, а также обеспеченность запасами отрасли на долгие годы и растущий мировой спрос на никель, интенсификация добычи, обогащения и переработки никелевых руд является для Казахстана весьма актуальной.

 

Черные металлы

Железо, марганец. По подтвержденным запасам железа Казахстан занимает 6-е место в мире (после России, Австралии, Украины, Китая и Бразилии), а по запасам марганца – 4-е (после ЮАР, Украины и Габона). Железомарганцевая отрасль является одной из наиболее крупных в минерально-сырьевом комплексе страны. Государственным балансом на сегодняшний день учтено 47 месторождений железа и 31 месторождение марганца. Наибольшей сырьевой базой (98% всех промышленных запасов) располагают такие компании, как ТОО "Оркен", АО "ССГПО", АО "Жайремский ГОК" и АО ТНК "Казхром". Недропользование железа и марганца осуществляется на 32 объектах, из них на 7 (22%) ведется разведка, на 10 (31%) – добыча и на 15 (47%) – разведка, совмещенная с добычей. В целом в отрасли задействовано 23 компании, включая 3 иностранных и 20 отечественных.

За десятилетний период ими было инвестировано $1,7 млрд., при этом почти все эти средства были направлены на добычу. Только в 2005 году капиталовложения составили $411,6 млн. (почти вдвое больше, чем в 1996), 99% этих средств обеспечили крупные компании. В 1996–2005 годах добыча возросла втрое, составив в 2005 году около 40 млн. тонн железной и 3 млн. тонн марганцевой руды. Ожидается, что в 2010 году в Казахстане будет добываться 55–60 млн. тонн железной и 4–5 млн. тонн марганцевой руды, а в 2015 году, соответственно, 80 млн. тонн и 7 млн. тонн.

Обеспеченность разведанными запасами при проектных мощностях добывающих комплексов составляет свыше 80 лет по железорудной и более 100 лет – по марганцеворудной отрасли. Этого вполне достаточно не только для полного удовлетворения потребностей отечественной черной металлургии, но и для эффективной экспортной деятельности.

Хромиты. По подтвержденным запасам хромитов наша республика является безусловным лидером: в недрах Казахстана содержится третья часть его общемировых залежей. Сырьевая база отечественной хромовой отрасли является наиболее качественной и конкурентоспособной. В настоящий момент государственным балансом учтено 23 месторождения, при этом практически все промышленные запасы отведены АО "ТНК Казхром". Недропользование осуществляется на 9 объектах АО "ТНК Казхром" и одном объекте ТОО "Восход – Oriel". За 10 лет в отрасль было привлечено $1092,7 млн. По сравнению с 1996 годом инвестиции возросли в 6 раз и по итогам 2005 года составили $105,9 млн., из которых 98% – средства АО "ТНК Казхром". И если сегодня у нас в стране добывается почти 4 млн. тонн хромитов, то к 2010 году этот показатель должен возрасти до 7 млн. тонн, а в 2015 – до 9 млн.

Обеспеченность запасами составляет более 90 лет. Сырьевая база вполне покрывает как внутренние потребности, так и экспортный потенциал страны.

Помимо инвестиций в разработку топливно-энергетических ресурсов, благородных, цветных и черных металлов, капиталовложения направляются в недропользование драгоценных (алмазы, изумруды), редких (к примеру, вольфрам и молибден) и прочих полезных ископаемых (включая общераспространенные), подземных вод и лечебных грязей.

 

 

Социально-экономический эффект

 

 

Инвестиционная деятельность недропользователей оказала и продолжает оказывать позитивное влияние на уровень социально-экономического развития страны. Так, за десятилетний период возросла численность работающих по контрактам на недропользование объектов МСК, составившая в 2005 году 200 тыс. человек. Затраты недропользователей на обучение достигли $63,4 млн., а вложения в развитие социальной сферы – $195,8 млн. При этом если доля инвестиций компаний с иностранным участием 10 лет назад составляла 16%, то в прошлом году она равнялась уже 76%.

Что касается затрат на субподрядные работы, то в 2005 году они достигли $7731,4 млн., то есть увеличились по сравнению с 1997 годом почти в 30 раз. Если в 1997 году на привлекаемые субподрядные контракты приходилось 9% от всего объема инвестиций, то в 2005 году этот показатель составил 61%. При этом выросла и доля казахстанского содержания по видам работ: затраты на услуги – 34%, приобретение товаров – 56%, приобретение оборудования – 29%, строительство объектов – 35%, прочие виды работ – 23%.

За 1996–2005 годы в бюджет страны в виде налогов и платежей от недропользователей было выплачено более $16,5 млрд. В сравнении с 1996 годом сумма налогов и платежей в бюджет возросла в 19 раз и по итогам 2005 года составила $5,8 млрд, в т. ч. роялти – $1,3 млрд.

 

Глава II. Особенности налогообложения недропользователей в РК

 

Вступление в силу 1 января 2002 года нового Налогового кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 12 июня 2001 года №209-II ЗРК (далее по тексту «Налоговый Кодекс») явилось одним из важных этапов развития налогового законодательства Казахстана. В разработке этого законопроекта участвовала группа ведущих казахстанских экспертов в области налогообложения, благодаря усилиям которых был решен ряд проблем, возникших в период действия старого Закона о налогах - Указа Президента РК, имеющего силу Закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 года (далее по тексту «Закон о налогах»).

Налоговый кодекс является единым документом, устанавливающим все нормы взаимоотношений налогоплательщиков и государства по исчислению и уплате всех видов налогов и платежей. Кроме того, если Закон о налогах являлся документом как бы обособленным от других нормативных правовых актов, в том числе регулирующих гражданское право, то Налоговый кодекс включает в себя обширное юридическое обоснование фискальных отношений. Таким образом, принятие Налогового кодекса позволит поставить налоговые отношения в Республике на более высокий уровень, что стабилизирует как развитие производства, так и увеличение бюджетных поступлений.

Налоговый кодекс сохранил основные принципы налогообложения недропользователей, установленные ранее в налоговом законодательстве Казахстана и применяемые в международной практике. К таким принципам относятся следующие:

  • установление условий налогообложения для недропользователей в контракте при его заключении;
  • сохранение уровня налогообложения недропользователя и баланса интересов между недропользователем и государством на протяжение всего срока действия контракта;
  • уплата, помимо общеустановленных налогов и платежей, специальных платежей за пользование недрами;
  • налоговая граница, то есть ведение отдельного налогового учета доходов и расходов по операциям по недропользованию и другим операциям;
  • установление отдельных условий исчисления подоходного налога и НДС, соответствующих условиям осуществления операций по недропользованию.

Налогообложение казахстанских недропользователей осуществляется по

двум моделям. Первая модель применяется непосредственно в контрактах на недропользование, вторая – при заключении соглашений о разделе продукции (СРП). Более подробно на моделях налогообложения я остановлюсь позже, а сейчас хотелось бы рассмотреть налоги, выплачиваемые недропользователями в общем порядке, а именно те из них, которые составляют основную долю налоговой нагрузки.

 

    1. Роль недропользователей в налоговых поступлениях в бюджет РК

 

На сегодняшний день состояние казахстанской экономики в целом в значительной степени определяется ситуацией в секторе природных ресурсов. Существующая зависимость поступлений в республиканский бюджет от продажи природных ресурсов ставит перед государством ряд вопросов, связанных с будущим Казахстана. Во-первых, это вопрос правильного планирования использования природных богатств в связи с их невосполнимостью. Во-вторых, это вопрос снижения зависимости объемов государственных доходов и расходов от резких и непредсказуемых скачков мировых цен на сырьевые ресурсы.

При формировании республиканского бюджета в его доходную часть направляются налоги от крупнейших нефтедобывающих предприятий, исходя из цены на нефть $19 за баррель, по остальным предприятиям, не включенным в перечень, - по фактически сложившимся ценам. Перечень этих компаний неоднократно подвергался изменениям. Сверхплановые доходы, полученные от превышения цены на нефть, $19 за баррель, и трансферт в размере 10 % от планируемых в республиканском и местных бюджетах сумм поступлений по этим же налогам направляются в Национальный фонд. Причем цены на нефть при формировании бюджета закладываются на довольно низком уровне. Делается это для того, чтобы защитить бюджет от возможного падения цен на сырье на мировых рынках. Однако, в соответствии с Указом Президента РК с 1 июля 2006 г. налоги от всех нефтяных компаний будут поступать в Нацфонд. В Нацфонд будут также перечисляться средства, поступившие от приватизации предприятий, продажи земельных участков, и иные поступления, носящие разовый характер.

Национальный фонд Казахстана был создан для вывода нефтедолларов из экономики, сдерживания инфляции и укрепления курса тенге. До сих пор в Нацфонд поступало меньше половины налогов от нефтяной отрасли. Нацфонд пополняется за счет налоговых поступлений от шести крупных нефтяных компаний при цене нефти выше $19/барр. Данный перечень налогоплательщиков в Нацфонд постоянно пересматривается Правительством, так как ни изначально, ни сейчас не включает в себя все предприятия нефтяного сектора.

Информация о работе Налоговые платежи недропользователей и их роль в формировании бюджета