Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2015 в 14:16, курсовая работа
Система налогообложения является важной характеристикой нефтедобычи. Геологические, инженерные и финансовые подходы к организации нефтедобычи универсальны, чего не скажешь о налогообложении. Вопрос этот настолько важен, что понимание хотя бы принципиальных основ обязательно для всякого специалиста.
Целью данной работы является описание и раскрытие налоговой системы недропользования в Республике Казахстан, условий ее развития и функционирования.
Введение ................................................................................................................x
Глава I. Недропользование в Республике Казахстан.............................................x
1.1. Правовые основы функционирования деятельности по
недропользованию в РК....................................................................................x
1.2. Минерально-сырьевой сектор Казахстана:
Запасы ресурсов. Социально-экономический эффект....................................x
Глава II. Особенности налогообложения недропользователей в РК....................x
2.1. Роль недропользователей в налоговых поступлениях в бюджет РК.............x
2.2. Первая модель налогообложения недропользователей..................................x
2.3. Вторая модель налогообложения недропользователей..................................x
Глава III. Выводы и предложения
3.1. Проблемы налогообложения недропользователей и пути
их решения...........................................................................................................x
3.2. Заключение..........................................................................................................x
Список использованной литературы........................................................................x
Чтобы проиллюстрировать то, каким образом рассчитывается доля недропользователя, приведем следующий пример. За отчетный период недропользователем были получены следующие значения триггеров:
Таким образом, доля недропользователя в этом отчетном периоде будет равняться 50%, поскольку ее наименьшее процентное значение, соответствующее Р-фактору в размере 17,00 US$/баррель, составляет 50%.
Стабилизация
Соглашения о разделе продукции имеют одну общую характеристику – в них предусмотрены жесткие условия по разделу прибыли между государством и нефтяными компаниями. Ранее после подписания таких соглашений не допускался пересмотр условий: ни в случае непредвиденной прибыли (например, при обнаружении нефтяного месторождения с запасами в несколько миллиардов баррелей), ни в случае неожиданного повышения цен на сырую нефть, ни в случае открытия запасов нефти меньше ожидаемых, ни при снижении цен на нефть.
Современные СРП содержат специальные положения, в которых допускается возможность пересмотра условий, но только в случае появления осложнений или отклонений от ожидаемого развития ситуации. Такие гибкие нефтяные контракты получают все большее распространение в мире.
Глава III Выводы и предложения
Вступление в силу Налогового Кодекса, нормативно-правовых актов,
изданных во исполнение его норм, а также принятие последующих изменений и поправок к нему укрепили базу (ранее заложенную Законом о налогах) для продолжения развития условий налогообложения в РК, внесли ясность в вопросы налогообложения деятельности по недропользованию и упростили порядок исчисления и уплаты налогов.
Однако в некоторых его положениях по-прежнему наблюдаются недоработки и возникают новые вопросы, которые потребуют более детального и тщательного продумывания в ближайшее время.
Все данные нормы правомерны, но они являются односторонними – защищающими только интересы государства, несмотря на то, что контракт на недропользование является двусторонним документом, защищающим как интересы государства, так и интересы недропользователя.
В целом исключение из налогового законодательства нормы о стабильности может негативно сказаться не только на вновь заключаемые контракты, но и на контракты, которые были заключены ранее. Данное положение имеет определенные риски для всех недропользователей, поскольку при отсутствии в Налоговом кодексе нормы о стабильности налоговых режимов контрактов, государство в любой момент может поставить вопрос о пересмотре условий налогообложения, установленных контрактами на недропользование.
Вместе с тем, данные формы не всегда применимы для недропользователей, заключивших контракты до 1 января 2002 года, так как они полностью отражают порядок исчисления налогов, установленный Налоговым кодексом.
Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является при необходимости разработка рекомендаций по порядку заполнения новых форм для каждого контракта на недропользование. Это соответствовало бы порядку исчисления налогов, установленному соответствующим контрактом на недропользование.
Ситуация осложнена еще и тем, что в контрактах, заключенных до 1 января 1997 года, применялись нормы, основанные на международной практике заключения контрактов на недропользование, которые существенно отличались от норм права Республики Казахстан.
Кроме того, есть случаи, когда в контрактах при их заключении даже не устанавливались сроки осуществления тех или иных платежей в бюджет или сроки предоставления декларации. Именно инструкция по применению налогового режима контракта, с одной стороны, являющаяся частью налогового законодательства, а с другой стороны, согласованная с недропользователем, может решить эти проблемы и поможет избежать возникновения спорных ситуаций, которые зачастую возникают сегодня при проведении документальных проверок крупных недропользователей, поскольку часто это приводит к потере времени и средств для проведения судебных разбирательств.
Также представляется несправедливым исключение из состава возмещаемых затрат расходов, связанных с аудитом, арбитражем, и выплачиваемых процентов по заемным средствам. Что касается процентов, то максимальным ограничением мог бы быть запрет на отнесение к возмещаемым затратам процентов по займам головной компании, а также суммы превышения свыше уровня, установленного для отнесения процентов на вычеты при исчислении корпоративного подоходного налога.
Очевидно, что для успешной реализации действующих и будущих СРП государственными органами должны быть разработаны законодательные, нормативно-правовые акты, регламентирующие СРП и позволяющие:
• достигать единообразия в методах вычисления и представления основных экономических показателей СРП;
• устанавливать степень неопределенности о размерах извлекаемых запасов и предстоящих затрат на их освоение, при которой допустимо заключение СРП;
• устранять возможности скрытого занижения показателей эффективности инвестора в период утверждения экономического механизма СРП;
• корректно сопоставлять предложения нефтяных компаний о заключении СРП и обоснованно принимать решения в отношении победителей конкурсов и тендеров;
• разрабатывать и предлагать потенциальным недропользователям условия СРП, являющихся обоснованным компромиссом между ними и государством.
Без принятия вышеуказанных актов, реализация СРП в Казахстане будет несовершенной и неполной.
На сегодняшний день состояние казахстанской экономики в целом и в значительной степени определяется ситуацией в секторе природных ресурсов. Существующая зависимость поступлений в республиканский бюджет от продажи природных ресурсов ставит перед государством ряд вопросов, связанных с будущим Казахстана. Во-первых, это вопрос правильного планирования использования природных богатств в связи с их невосполнимостью. Во-вторых, это вопрос снижения зависимости объемов государственных доходов и расходов от резких и непредсказуемых скачков мировых цен на сырьевые ресурсы.
Сложившаяся структура налогообложения недропользования в РК отличается достаточной стабильностью и прогрессивнее прежней. Тем не менее, осуществляемые в экономике преобразования приводят к необходимости ее эволюционного реформирования в соответствии с изменяющимися условиями.
Не забывая о том, что концентрация экономики на сырьевом секторе и зависимость благополучия страны от конъюнктуры мировых цен чревата опасностью, государством предпринимаются шаги, направленные на диверсификацию структуры экономики и привлечение инвестиций в перерабатывающую промышленность, наукоемкие и высокотехнологичные производства. Изменения, внесенные в налоговое законодательство, также призваны способствовать этому процессу. В дополнение к налоговым преференциям для предприятий, реализующих инвестиционные проекты в определенных правительством приоритетных видах деятельности, с 2004 года Налоговым кодексом предусмотрены также налоговые преференции для компаний, инвестирующих в нефтехимическую промышленность, и компаний, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон.
Система налогообложения недропользования должна обеспечивать не только фискальные интересы государства, но и стимулировать развитие производства, эффективное использование природных ресурсов страны и приток широкомасштабных инвестиций. Любые преобразования должны обеспечить максимальную транспарентность механизма налогообложения недропользования, обеспечить гарантированный объем поступления денежных средств в бюджет РК с начала момента добычи на месторождениях и получение государством адекватных доходов при росте мировых цен на нефть.
Ключевыми вопросами совершенствования налоговой политики республики в целом являются устранение недостатков налогового законодательства, диспропорций в налоговых поступлениях и оптимизации использования налоговых стимулов.
Список использованной литературы
Приложение А.
Диагр.1
Диагр.2
Приложение Б.
Таблица 1.
Основные показатели по добыче и экспорту нефти и газового конденсата *
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Всего поступлений в нац.фонд (млн.тенге) |
197 354,0 |
109 547,0 |
229 551,0 |
139 312,0 |
404 000,0 |
Всего поступлений в респ. бюджет ( млн. тенге) |
487 651,0
|
565 275,0 |
722 034,0 |
978 359,0 |
1 883 110 ,0 |
Поступления в респ. бюджет от реализации нефти и газового конденсата (млн. тенге) |
1 081,0 |
455 |
793 |
402 |
488 |
Объёмы добычи нефти и газ. конденсата (млн. тонн) |
40,1 |
47,3 |
51,2 |
59,4 |
61,4 |
Экспорт нефти и газового конденсата (млн.тонн) |
32,4 |
39,3 |
44,3 |
52,4 |
54,6 |
Экспортная цена нефти, ( долл. США/тонна) |
131,7 |
128,3 |
158,4 |
217,8 |
263,8 |
Расчёт дохода от экспорта нефти и газоконденсата (млн.долл.) |
4 267,08 |
5 042,19 |
7 017,12 |
11 412,72 |
14 403,48 |
Информация о работе Налоговые платежи недропользователей и их роль в формировании бюджета