Налоговые платежи недропользователей и их роль в формировании бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2015 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Система налогообложения является важной характеристикой нефтедобычи. Геологические, инженерные и финансовые подходы к организации нефтедобычи универсальны, чего не скажешь о налогообложении. Вопрос этот настолько важен, что понимание хотя бы принципиальных основ обязательно для всякого специалиста.
Целью данной работы является описание и раскрытие налоговой системы недропользования в Республике Казахстан, условий ее развития и функционирования.

Содержание работы

Введение ................................................................................................................x
Глава I. Недропользование в Республике Казахстан.............................................x
1.1. Правовые основы функционирования деятельности по
недропользованию в РК....................................................................................x
1.2. Минерально-сырьевой сектор Казахстана:
Запасы ресурсов. Социально-экономический эффект....................................x
Глава II. Особенности налогообложения недропользователей в РК....................x
2.1. Роль недропользователей в налоговых поступлениях в бюджет РК.............x
2.2. Первая модель налогообложения недропользователей..................................x
2.3. Вторая модель налогообложения недропользователей..................................x
Глава III. Выводы и предложения
3.1. Проблемы налогообложения недропользователей и пути
их решения...........................................................................................................x
3.2. Заключение..........................................................................................................x
Список использованной литературы........................................................................x

Файлы: 1 файл

Дипломная работа финан.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

Уплата бонуса коммерческого обнаружения осуществляется не позднее 90 дней со дня утверждения уполномоченным для этих целей государственным органом объема извлекаемых запасов полезных ископаемых на месторождении.

 

 Роялти

Роялти представляют собой платежи недропользователя за право пользования недрами с целью извлечения полезных ископаемых независимо от того, были ли они реализованы (отгружены) покупателям или использованы на собственные нужды. Роялти уплачивается отдельно по каждому виду добываемых полезных ископаемых и могут уплачиваться в денежной или натуральной форме (если это предусмотрено дополнительным соглашением в Правительством).

Размер роялти определяется исходя из объекта налогообложения, базы исчисления и ставки.  Объектом обложения роялти по всем видам добытых полезных ископаемых является объем добытых полезных ископаемых или объем первого товарного продукта, полученного из фактически добытых полезных ископаемых.

Базой исчисления роялти является стоимость полезных ископаемых, которая определяется исходя из средневзвешенной цены реализации за налоговый период (месяц или квартал) первого товарного продукта, полученного из добытых полезных ископаемых, без учета косвенных налогов и сумм фактических расходов на их транспортировку до пункта продажи (отгрузки), за исключением золота, серебра и платины. Стоимость добытых недропользователем за налоговый период золота, серебра и платины исчисляется исходя из средних цен этих металлов, сложившихся за налоговый период на Лондонской бирже металлов.

Ставки роялти по углеводородам устанавливаются в фиксированном процентном выражении или по скользящей шкале как процент, определенный в зависимости от объемов добычи. До 2004 года они могли быть разными в каждом отдельно взятом контракте. С 1 января 2005 года были введена следующая единая скользящая шкала ставок на нефть и газовый конденсат, применимая независимо от вида добычи:

Объем накопленной добычи нефти за каждый календарный год (тыс.тонн)

Ставка роялти

До 500

2%

От 500 до 1000

2.5%

От 1000 до 1500

3%

От 1500 до 2000

3.5%

От 2000 до 2500

4%

От 2500 до 3500

4.5%

От 3500 до 4500

5%

От 4500 до 5000

5.5%

Свыше 5000

6%


 

Ставки роялти по общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам устанавливаются для всех недропользователей, в том числе осуществляющих деятельность по контрактам на добычу других видов полезных ископаемых, и варьируется от 1 до 10 % в зависимости от вида полезного ископаемого.

Налоговым периодом по уплате роялти является календарный месяц, за исключением случаев, если среднемесячные платежи за предыдущий квартал по роялти составляют менее тысячи месячных расчетных показателей (тогда налоговым периодом является квартал).

Подача декларации по роялти в налоговый орган по месту регистрации и уплата начисленной суммы осуществляются не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

 

Налог на сверхприбыль.

Налог на сверхприбыль (НСП) является налогом, взимаемым с дополнительных доходов, полученных недропользователем сверх нормативов, установленных налоговым законодательством. Впервые в современном виде НСП был введен в США во время Первой мировой войны в качестве налога на сверхприбыли корпораций, поставляющих вооружение. В Казахстане, до введения Налогового кодекса, с аналогичной для НСП целью применения действовали фиксированные (рентные) платежи. Они применялись к крупным предприятиям, добывающим нефть, газ и уголь, добыча которых, по оценкам специалистов, являлась высокорентабельной в сравнении с добычей других полезных ископаемых.  

НСП - сравнительно новый вид налога в Казахстане. Здесь он был законодательно установлен в 1995 году, с введением в действие Закона о налогах.

Причиной введения НСП в Казахстане явилась невозможность с высокой точностью прогнозировать цены и себестоимость добычи полезных ископаемых, добываемых в рамках контрактов на недропользование. Несмотря на то, что в момент заключения контракта цены и себестоимость добычи могут быть неизвестны, они однако способны оказать большое влияние на баланс экономических интересов сторон, т.е. на распределение доходов между государством и недропользователем.

До 1997 года методика исчисления НСП определялась индивидуально в контрактах на недропользование. Только постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 сентября 1997 г. № 1330 был установлен «Порядок определения внутренней нормы прибыли для исчисления налога на сверхприбыль» и инструкцией Министерства финансов Республики Казахстан «О налогообложении недропользователей» № 41 от 29 декабря 1997 г. была утверждена детально разработанная методика исчисления НСП. Данная методика приводила подробное описание расчета внутренней нормы прибыли (коэффициент окупаемости производимых инвестиций), который затем использовался для исчисления НСП. Долгое время НСП взимался по соответствующей ставке с чистого дохода недропользователя за отчетный год, в котором внутренняя норма прибыли (ВНП) превышала 20%.

В последующем, механизм исчисления налога на сверхприбыль подвергся радикальным изменениям.  Налоговой базой для его расчета теперь является часть чистого дохода недропользователя, превышающая 20% от суммы аналогичных вычетов, используемых при расчете корпоративного подоходного налога. Чистый доход определяется как разница между налогооблагаемым доходом и КПН, а также с учетом налога на чистый доход в случае постоянного учреждения нерезидента. При этом оговаривается, что облагаемая налогом на сверхприбыль сумма корректируется на сумму фактических затрат на обучение казахстанских кадров и (или) прироста фиксированных активов, но не более 10% от налогооблагаемой суммы. Налог на сверхприбыль уплачивается отдельно по каждому контракту на недропользование.

Хотя налогооблагаемая база осталась неизменной с 2004 года, в порядок расчета НСП, вступающего в силу с 1 января 2005 года, был введен так называемый «пусковой механизм». Обязательства по налогу возникают, начиная с момента, когда отношение накопленного совокупного дохода к накопленным налоговым вычетам превысит 1,2. Ставки налога установлены по скользящей шкале от 0% до 60% и зависят от значения вышеуказанного отношения.

Полученное значение отношения накопленных доходов к накопленным расходам

Ставка налога на сверхприбыль

менее 1,2

0 процентов 

от 1,2 до 1,3

10 процентов 

от 1,3 до 1,4

20 процентов 

от 1,4 до 1,5

30 процентов 

от 1,5 до 1,6

40 процентов 

от 1,6 до 1,7

50 процентов 

свыше 1,7

60 процентов 


 

Введенные новшества значительно упрощают механизм исчисления налога на сверхприбыль, так как новая методика не требует расчета ВНП. Однако в связи с тем, что налог будет применяться независимо от уровня ВНП, он может возникнуть гораздо быстрее, чем ранее. Методика, действовавшая до внесения этих изменений, предполагала полное возмещение капитализированных и текущих затрат инвестора и корректировку налогооблагаемого дохода на индекс инфляции. Теперь же недропользователи смогут лишь уменьшить налогооблагаемый доход на 10%, откорректировав его на сумму затрат на обучение казахстанских кадров и прироста фиксированных активов. В результате этих нововведений налог на сверхприбыль по новым контрактам на недропользование может возникнуть уже в первые годы добычи полезных ископаемых. Учитывая капиталоемкость предприятий добывающей промышленности, это было практически исключено при применении ранее действовавшей методики, так как ВНП по проекту могла быть сравнительно низкой даже при высоком уровне дохода в отчетном году.

Налоговым периодом для налога на сверхприбыль является календарный год. Декларация представляется недропользователем в налоговый орган по месту регистрации не позднее 10 апреля года, следующего за налоговым периодом, в то время как уплата должна быть произведена не позднее 15 апреля года, следующего за налоговым периодом.

 

Рентный налог на экспорт нефти

 

29 ноября 2003 года Законом Республики  Казахстан № 500-II «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Казахстан, которые введены в действие с 1 января 2004 года. Несомненно, одним из наиболее значимых новшеств является введение нового вида налога – рентного налога на экспортируемую сырую нефть (далее – рентный налог), направленного на стимулирование внутренней переработки сырой нефти в Казахстане.

Плательщиками этого налога будут юридические и физические лица, реализующие сырую нефть на экспорт, за исключением недропользователей, заключивших Соглашение о разделе продукции. Таким образом, налог будет распространяться не только на недропользователей, заключивших с Казахстаном контракты на недропользование с 1 января 2004 г., но и на другие компании (трейдеров), экспортирующие сырую нефть, приобретенную у казахстанских недропользователей. При этом для таких экспортеров уже не будет иметь значение, по какому контракту была добыта экспортируемая нефть - по контракту на недропользование, заключенному до 2004 г. и фиксирующему налогообложение недропользователя, по контракту, заключенному после 2004 г., или по Соглашению о разделе продукции.  

В качестве объекта обложения рентным налогом определен объем экспортируемой сырой нефти, а базой исчисления нового налога стала ее стоимость, которая складывается исходя из фактически реализуемого на экспорт объема и рыночной цены за вычетом расходов налогоплательщика на транспортировку. Ставка налога, дифференцированная в зависимости от текущей рыночной цены на нефть, колеблется в пределах от 1 % (при цене 19 долларов за баррель) до 33 % (при цене 40 долларов за баррель и выше) от стоимости экспортируемой нефти за минусом расходов на ее транспортировку.

Скидка или наценка будет предоставляться в том случае, если показатели качества сырой нефти недропользователя отличаются от показателей смеси сырой нефти, транспортируемой через магистральный трубопровод. Перечень сходных сортов нефти будет определен Правительством Казахстана на основании банка данных, который в настоящее время формируется Комитетом геологии и охраны недр Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК. 

Налоговым периодом для рентного налога является календарный месяц. Подача декларации по рентному налогу в налоговый орган по месту регистрации и уплата начисленной суммы осуществляются не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

 

    • Вторая модель налогообложения недропользователей (СРП)

Конкурируя на рынке инвестиций, которые необходимы для развития добывающей промышленности, Республике приходится непрерывно пересматривать условия, которые она могла бы предложить инвесторам. Одним из немногих механизмов, предоставляющих инвестору определенные гарантии стабильности инвестиционного климата, является разработка месторождений полезных ископаемых на основе Соглашений о разделе продукции, к которым применяется вторая модель налогообложения недропользователей в РК.

Вторая модель налогообложения (называемая также Соглашение о разделе продукции (далее по тексту «СРП») ) представляет собой соглашения, в соответствии с которыми Правительство Казахстана предоставляет недропользователям право добывать полезные ископаемые за свой счет, при этом часть добытой продукции идет на возмещение понесенных недропользователем расходов. СРП предусматривает уплату (передачу) недропользователем доли добытой продукции Республике Казахстан, а также всех других налогов и платежей, применимых к первой модели, кроме следующих:

  • Рентный налог на экспортируемую сырую нефть и газовый конденсат;
  • Налог на сверхприбыль;
  • Роялти;
  • Акцизы на сырую нефть и газовый конденсат;
  • Земельный налог;
  • Налог на имущество

Доля Республики Казахстан по разделу продукции, получаемая по контрактам о разделе продукции, является источником республиканского и местных бюджетов и поступает в доходы соответствующих бюджетов в размерах, определяемых законом о республиканском бюджете на соответствующий год. Уровень налоговых обязательств недропользователя, предусматриваемых в контракте по второй модели налогового режима, должен быть не меньше, чем по первой модели. 

Многие страны ведут разработку своих месторождений, используя условия раздела продукции, поскольку СРП в наибольшей степени соответствует интересам государств, располагающих достаточно большим ресурсным потенциалом, но испытывающим дефицит финансовых средств для его освоения. При гибком налоговом режиме обеспечивается получение значительной доли конечной прибыли от продажи сырья, т.е. максимум поступлений в распоряжение государства достигается в виде «конвертируемого» товара - нефти. Являясь специальным режимом, СРП позволяет более точно просчитать экономическую эффективность конкретных проектов за счет значительного уменьшения количества неизвестных факторов и гарантирует инвесторам приемлемый уровень риска и стабильности. И в этой связи, СРП является наиболее предпочтительным для иностранных инвесторов. 

Информация о работе Налоговые платежи недропользователей и их роль в формировании бюджета