Налоговые платежи недропользователей и их роль в формировании бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2015 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Система налогообложения является важной характеристикой нефтедобычи. Геологические, инженерные и финансовые подходы к организации нефтедобычи универсальны, чего не скажешь о налогообложении. Вопрос этот настолько важен, что понимание хотя бы принципиальных основ обязательно для всякого специалиста.
Целью данной работы является описание и раскрытие налоговой системы недропользования в Республике Казахстан, условий ее развития и функционирования.

Содержание работы

Введение ................................................................................................................x
Глава I. Недропользование в Республике Казахстан.............................................x
1.1. Правовые основы функционирования деятельности по
недропользованию в РК....................................................................................x
1.2. Минерально-сырьевой сектор Казахстана:
Запасы ресурсов. Социально-экономический эффект....................................x
Глава II. Особенности налогообложения недропользователей в РК....................x
2.1. Роль недропользователей в налоговых поступлениях в бюджет РК.............x
2.2. Первая модель налогообложения недропользователей..................................x
2.3. Вторая модель налогообложения недропользователей..................................x
Глава III. Выводы и предложения
3.1. Проблемы налогообложения недропользователей и пути
их решения...........................................................................................................x
3.2. Заключение..........................................................................................................x
Список использованной литературы........................................................................x

Файлы: 1 файл

Дипломная работа финан.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

Экономика Казахстана и его бюджет находятся в большой зависимости от цены нефти. По данным статистики, в 2004 г. экспорт нефти и нефтепродуктов принес Казахстану $11,4 млрд. - 56,7 % всех экспортных доходов, а в 2005 г. - $17,4 млрд. - 62,6 % (Приложение Б, табл.1). С учетом поступлений в Нацфонд все нефтяные доходы составили в прошлом году 44 % казахстанского бюджета.

Доминирующую роль в налогообложении недропользователей играет корпоративный подоходный налог (КПН), составляющий почти половину налоговых платежей предприятий добывающей отрасли.

Плательщиками корпоративного подоходного налога являются юридические лица - резиденты, кроме Национального Банка Республики Казахстан, а также юридические лица - нерезиденты Республики, их филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения, имеющие налогооблагаемый доход в налоговом году.

Объектами обложения корпоративным подоходным налогом являются:

  • Налогооблагаемый доход;
  • Доход, облагаемый у источника выплаты;
  • Чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение.

Налогооблагаемый доход определяется как разница между скорректированным совокупным годовым доходом и предусмотренными Налоговым кодексом вычетами, с учетом корректировок налогооблагаемого дохода.

Совокупный годовой доход юридического лица-резидента состоит из всех видов доходов, подлежащих получению (полученных) им в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода. Основные пункты дохода - это доход от реализации товаров (работ, услуг), доход от сдачи в аренду имущества, доход от прироста стоимости активов, доход от списания обязательств, безвозмездно полученное имущество, дивиденды, вознаграждения и другие виды доходов.

Совокупный годовой доход налогоплательщика подлежит корректировке. Так, например, из него исключаются дивиденды, полученные от юридического лица-резидента Республики Казахстан, ранее обложенные у источника выплаты в Республике Казахстан и некоторые другие виды доходов.

Расходы налогоплательщика, связанные с получением совокупного годового дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, например, себестоимость купленных или произведенных товаров, работ, услуг, транспортные расходы, услуги коммунальных служб, амортизация и ремонт фиксированных активов и т.д. При этом некоторые виды расходов относятся на вычеты в пределах установленных законодательством норм, например вычеты сумм компенсаций при служебных командировках (суточные не более 6 МРП в сутки в пределах РК) и по представительским расходам, расходы по вознаграждению, расходы по налогам, расходы по фиксированным активам (ремонт и амортизация), расходы на обучение сотрудников и т.д.

Налогооблагаемый доход подлежит дальнейшей корректировке. В частности, расходы, фактически понесенные налогоплательщиком на содержание объектов социальной сферы, подлежат исключению из налогооблагаемого дохода в пределах 3-х процентов от налогооблагаемого дохода.

В 2003 г. были изменены пределы отнесения на вычеты расходов по вознаграждению. Вознаграждение по займам, полученным от резидентов Казахстана, теперь будет относиться на вычеты в полном размере, без ограничения предельной вычитаемой ставки вознаграждения. Сумма вознаграждения, относимая на вычеты по займам от нерезидентов, будет зависеть от отношения собственного капитала заемщика к сумме обязательств, по которым он выплачивает вознаграждение. Недропользователи смогут отнести на вычеты полную сумму вознаграждения, выплачиваемого нерезидентам, если отношение собственного капитала недропользователя к сумме всех его обязательств, по которым выплачивается вознаграждение, составляет не менее 1/4.  

Ранее расходы по вознаграждению по кредитам, полученным в тенге, могли быть отнесены на вычеты в пределах суммы, исчисленной с применением двойной официальной ставки рефинансирования, устанавливаемой Национальным банком Казахстана. Размер вычета вознаграждения по займам, полученным в иностранной валюте, исчислялся с применением двукратной ставки ЛИБОР. Кроме того, в 2002-2003 гг. действовало еще одно ограничение, в соответствии с которым максимальная сумма вознаграждения по кредитам, подлежащая отнесению на вычеты, ограничивалась суммой вознаграждения, выплачиваемого резидентам, плюс 50% от суммы вознаграждения, выплачиваемого нерезидентам.  

Введенные новшества будут способствовать более полному отнесению на вычеты расходов по вознаграждению и увеличению вычетов по фиксированным активам, что может привести к уменьшению налоговой нагрузки по корпоративному подоходному налогу.

Ставки КПН установлены Налоговым Кодексом в следующих размерах:

  • 10 % - применяется к налогооблагаемому доходу налогоплательщиком, для которого земля является основным средством производства;
  • 30% - применяется к налогооблагаемому доходу налогоплательщиком, принявшего общеустановленный порядок;
  • 15% - применяется к сумме выплачиваемого дохода (за исключением доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан). Некоторые виды доходов облагаются у источника выплаты. К ним относятся, в частности, дивиденды, доходы нерезидентов из источников в Республике Казахстан, вознаграждение, выплачиваемое юридическим лицам и другие. Налог удерживается у источника выплаты при выплате доходов независимо от формы и места выплаты дохода, и перечисляется, по общему правилу, не позднее пяти рабочих дней после окончания месяца, в котором была осуществлена выплата. При этом сумма удержанного налога при наличии документов, подтверждающих удержание этого налога источником выплаты, относится в зачет корпоративного подоходного налога, начисленного за налоговый год.

Период, за который исчисляется КПН, составляет календарный год (с 01 января по 31 декабря). Налогоплательщики уплачивают корпоративный подоходный налог путем внесения авансовых платежей равными долями в течение налогового периода не позднее 20 числа текущего месяца.

Декларация по КПН представляется налоговым органам не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом. Окончательный расчет (оплата – разница между начисленными авансовыми платежами за отчетный налоговый период и фактически исчисленным корпоративным налогом) по итогам налогового периода налогоплательщик осуществляет не позднее десяти рабочих дней после 31 марта .

Здесь следует отметить, что с 1 января 2004 года с целью развития производств по углубленной переработке минерального сырья, добываемого из недр Казахстана, правительство страны ввело льготы в виде освобождения от уплаты КПН. Данное положение применяется в течение пяти лет с момента ввода в эксплуатацию перерабатывающих мощностей, включая и объекты нефтехимической промышленности.

При этом для недропользователей устанавливаются следующие условия:

  1. Перерабатывающий объект должен быть построен в течение срока, не превышающего 4 лет, стоимостью не менее 5 млн. месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год ($ 30 млн.);
  2. Не менее 90% совокупного годового дохода данного налогоплательщика должны составлять доходы, подлежащие получению (полученные) от реализации товаров собственного производства, основанного на углубленной переработке продукции из сырья, добываемого из недр Казахстана, по видам деятельности, определяемым правительством республики.

 

  Кроме того, с целью стимулирования вложения инвестиций в разработку новых информационных технологий, производство программного обеспечения, а также инвестирование в развитие морcкого порта Актау законом введен особый налоговый режим. Он предусматривает уменьшение исчисленной к уплате суммы КПН, освобождение от налога на имущество и земельного налога для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории специальной экономической зоны “Парк информационных технологий” и специальной экономической зоны “Морпорт Актау”.

Социальный налог. Значительный удельный вес в структуре налогов, выплачиваемых недропользователями в общем порядке, также занимает социальный налог. В контексте деятельности по недропользованию плательщиками социального налога являются юридические лица - резиденты РК, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через постоянное учреждение, филиалы и представительства иностранных юридических лиц. Объектами социального налога для юридических лиц являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам-резидентам и нерезидентам в виде доходов, а также доходы иностранного персонала и выплаты физическим лицам по договорам возмездного оказания услуг.

Исчисление социального налога в нашем случае производится по шкале регрессивных ставок от 20 до 7% в зависимости от сумм облагаемых доходов работника-резидента, выплаченных работодателем. Причем, чем больше выплаченный доход, тем меньше сумма исчисленного социального налога. По иностранным специалистам административно-управленческого, инженерно-технического персонала ставки варьируют от 11 до 5% .

Исчисление социального налога производится посредством применения ставок, уменьшенных на размер социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, к объекту обложения. В 2007 году ставка социальных отчислений равна 3 % от суммы заработной платы за минусом обязательных пенсионных взносов.

Уплата социального налога производится не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, по месту регистрационного учета налогоплательщика. Декларация представляется в налоговые органы ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

 

    1. Первая модель налогообложения недропользователей

Как было упомянуто выше, налогообложение недропользователей в РК

разделяется на две модели. В данном разделе будет рассмотрена 1-ая модель, которая предусматривает уплату недропользователем в бюджет всех налогов и обязательных платежей.

Первая модель налогового режима устанавливается во всех контрактах, за исключением контрактов о разделе продукции, для которых устанавливается вторая модель налогового режима. 

  В соответствии со статьей 285 Налогового Кодекса РК условия налогообложения, определенные в контрактах на недропользование, могут быть скорректированы в связи с изменением налогового законодательства по соглашению сторон. В случае улучшения условий налогообложения недропользователя, являющихся результатом изменений в налоговом законодательстве, в контрактах на недропользование производится корректировка условий налогообложения с целью восстановления экономических интересов Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 286 Налогового Кодекса все контракты на недропользование до их подписания должны проходить обязательную налоговую экспертизу в порядке и сроки, определяемые Правительством Республики Казахстан. Данное положение распространяется и на изменения и дополнения, вносимые в ранее заключенные контракты.

Налоговая экспертиза - обязательная экспертиза, включающая в себя анализ и оценку проекта контракта, заключаемого компетентным органом, дополнений и изменений к нему, проводимая с целью определения налогового режима, в том числе установления специальных платежей и налогов недропользователей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Налоговый режим, установленный по результатам налоговой экспертизы, подлежит обязательному включению в окончательный текст контракта без каких-либо изменений и корректировок.

Здесь я бы хотела особо остановиться на специальных платежах по первой модели налогообложения, а именно:

  • Бонусы (подписные и бонусы коммерческого обнаружения);
  • Роялти;
  • Налог на сверхприбыль;
  • Рентный налог на экспорт сырой нефти

 

Бонусы являются фиксированными платежами недропользователя и выплачиваются в денежной форме в размерах и порядке, установленных в контракте на недропользование.

Недропользователь, исходя из индивидуальных условий проведения недропользования, выплачивает следующие виды бонусов:

  1. подписной;
  2. коммерческого обнаружения

В соответствии с технико-экономическими расчетами заключаемого контракта могут быть установлены один или оба вида бонусов.

Подписной бонус является разовым фиксированным платежом недропользователя за право осуществления деятельности по недропользованию на контрактной территории и устанавливается при заключении контракта. Стартовые размеры подписных бонусов определяются Правительством Республики Казахстан, окончательный размер устанавливается в контрактах с учетом экономической ценности месторождений, но не ниже стартовых.

Подписной бонус подлежит уплате в бюджет в срок, установленный контрактом, но не позднее 30 календарных дней с даты вступления контракта в силу. 

Бонус коммерческого обнаружения устанавливается за каждое коммерческое обнаружение на контрактной территории, в том числе за обнаружение полезных ископаемых в ходе проведения дополнительной разведки месторождений, приводящей к увеличению первоначально установленных извлекаемых запасов, за исключением случаев, когда контракты на проведение разведки месторождений полезных ископаемых не предусматривают последующую их добычу.

Коммерческое обнаружение - это запасы определенного вида полезных ископаемых, открытые в пределах контрактной территории, которые являются экономически эффективными для добычи. По контрактам на проведение разведки месторождений полезных ископаемых, не предусматривающих последующей их добычи, бонус коммерческого обнаружения не устанавливается.

Размер бонуса коммерческого обнаружения определяется исходя из объекта налогообложения, базы исчисления и ставки. Объектом налогообложения является объем утвержденных уполномоченным для этих целей государственным органом извлекаемых запасов полезных ископаемых на месторождении. Базой исчисления платежа является стоимость объема утвержденных извлекаемых запасов полезных ископаемых. Стоимость извлекаемых запасов определяется исходя из биржевой цены данного полезного ископаемого, установленной на Международной (Лондонской) бирже на дату осуществления платежа. Ставка бонуса коммерческого обнаружения устанавливается в процентах к стоимости утвержденных извлекаемых запасов по соответствующему коммерческому обнаружению, исходя из индивидуальных условий осуществления недропользования, но не менее 0,1 процента.

Информация о работе Налоговые платежи недропользователей и их роль в формировании бюджета