Направления и пути совершенствования регулирования банковской деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:24, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение механизма и методов регулирования банковской деятельности в Российской Федерации, оценка текущего состояния банковской системы России и выявление возможных путей совершенствования регулирования банковской деятельности на примере ОАО «Сбербанк России».
Объектом исследования является банковская деятельность Российской Федерации. Предметом организация регулирования банковской деятельности в России.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: ознакомиться с теоретическими аспектами, касающимися банковской деятельности, детально рассмотреть основы регулирования банковской деятельности России, а так же отразить возможные пути совершенствования регулирования банковской деятельности, на примере ОАО «Сбербанк России».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Банковская система Российской Федерации: понятия и структура 5
1.1. История развития банковской системы Российской Федерации 5
1.2. Понятие банковской системы РФ 13
1.3. Организационная структура банковской системы РФ 20
1.3.1. Банк России - центральное звено банковской системы 25
1.3.2. Коммерческий банк - основное звено банковской системы 28
1.4. Современное состояние Банковской системы РФ и её проблемы 34
Глава 2. Теоретические основы регулирования банковской деятельности 38
2.1. Регулирование банковской деятельности 38
2.2. Государственное регулирование банковской деятельности в России 47
2.3.Ассоциации коммерческих банков 54
Глава 3. Направления и пути совершенствования регулирования банковской деятельности в России, на примере ОАО «Сбербанк России» 66
3.1. Деятельность ОАО « Сбербанк России» на банковском рынке России. 66
3.2. Структура управления ОАО « Сбербанк России» 71
3.3. Регулирование банковской деятельности и возможные пути его совершенствования на примере ОАО « Сбербанк России» 75
Заключение 79
Список используемой литературы 81

Файлы: 1 файл

диплом основной.docx

— 135.13 Кб (Скачать файл)

Представляется, что единственными позитивными моментами реформы стали упорядочение безналичных расчетов и большая специализация в банковской деятельности. Таким образом, изменения 1987 г. нисколько не приблизили структуру российской кредитной системы к потребностям нарождающихся рыночных отношений.

Новым этапом в развитии банковской системы (1988-1989 гг.) явился отход от монополизма путем создания коммерческих банков на паевых началах, действующих на принципах полного хозяйственного расчета.

Летом 1988 г. был принят закон о кооперации, предусматривавший возможность создания кооперативных банков. Первый такой банк был зарегистрирован уже 24 августа того же года. Новые банки стали возникать не только в кооперативах, но также на государственных предприятиях и в общественных организациях. По своему правовому статусу большинство таких банков создавались в форме обществ с ограниченной ответственностью на паевых началах.

О развитии сети коммерческих банков в этот период говорят следующие данные: на 3 августа 1990 г. было зарегистрировано 358 коммерческих кооперативных банков. Общая сумма объявленного уставного фонда таких банков составила около 4 млрд, из которых оплаченный капитал был равен 2,9 млрд руб. По состоянию на ту же дату банки привлекли от клиентов на расчетные счета и в депозиты 11,6 млрд руб.

Большинство коммерческих и  кооперативных банков работали за счет кредитных ресурсов, сформированных путем привлечения средств на счета, депозиты и во вклады. Объем  на конец 1989 г. составлял 41,1% от общей суммы пассивов. Значительные средства при создании первой волны кооперативных и коммерческих банков в порядке долевого участия направляли специализированные банки и их учреждения.

Таким образом, в 1988-1989 гг. начала формироваться трехъярусная банковская система, состоящая из Центрального банка (Госбанк СССР позднее реформирован в Центральный банк России), государственных специализированных банков, выступающих в качестве агентов правительства при проведении тех или иных операций, и коммерческих банков. Несмотря на все трудности, упущения в работе и негативные моменты, имевшие место в процессе создания принципиально новой системы в области кредитования, в России начал формироваться межбанковский рынок.

По состоянию на май 1993 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 1776 банков, из которых 684 было организовано на базе бывших специализированных банков. Количество филиалов банков возросло до 3518 на ту же дату.

На основе такой глубокой банковской реформы быстро возрастало количество коммерческих банков. В  России их число к середине 90-х годов превысило 2500, а количество филиалов банка приблизилось к 5500. Произошли существенные изменения и в размещении банков по территории России, в составе их акционеров, а также размерах капиталов.

В первые годы своей деятельности коммерческие банки, несмотря на значительные риски в своей деятельности, не создавали резервных фондов на возможные  потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг. Лишь с 1993 г. в плане счетов был открыт балансовый счет по учету резервов на возможные потери по ссудам; и только с 1998 г. можно говорить о развитии системы резервов.

Рисковая политика банков, особенно в области кредитования, большой невозврат кредитов, отсутствие достаточных резервов отрицательно влияли на развитие банковской системы  России. Одновременно недостаточный  контроль и регулирование со стороны  учредителей и Центрального банка  также оказывали негативное влияние  на этот процесс.

Несмотря на все трудности  становления банковской системы  в условиях перехода к рыночному  хозяйству, к середине 90-х годов  в России в общих чертах сложилась  двухуровневая банковская система. К этому периоду относится  и создание достаточной правовой и нормативной базы для функционирования банков, а также банковской инфраструктуры (аудиторские фирмы, фирмы по программно-техническому и технологическому обслуживанию, юридические  службы, система подготовки кадров).

Таким образом, в настоящее  время во всех развитых странах  банки представляют собой мощный сектор экономики, для которого характерна высокая степень концентрации капитала, сильная конкуренция, усиливающаяся  диверсификация деятельности. Современная  экономическая теория рассматривает  банки как особый вид финансовых посредников.3 Совокупность финансовых посредников, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма, образует банковскую систему страны («система» в пер. с греч. — целое, соединение, состоящее из частей).

 

1.2. Понятие банковской системы РФ

Действующее законодательство Российской Федерации не содержит точного  определения понятия «банковская  деятельность».

По мнению А.А. Вишневского  под банковской деятельностью можно  понимать систематическое в виде промысла осуществление сделок, отнесенных законодательством к банковским операциям.4 Таким образом, автор приравнивает банковскую деятельность к предпринимательской деятельности (ст.2 Гражданского кодекса РФ) с тем лишь различием, что связывает ее с банковскими операциями.

Г.А. Тосунян считает, что  под банковской деятельностью понимается предпринимательская деятельность кредитных организаций, а также  деятельность Банка России (его учреждений), направленная на систематическое осуществление  банковских операций (либо обусловленная  ими) на основании: для Банка России и его учреждений - Закона о Банке  России; для кредитных организаций - специального разрешения (лицензии) Банка  России, полученного после государственной  регистрации кредитной организации  в порядке, предусмотренном федеральным  законодательством.5 А.Г. Братко полагает, что банковская деятельность - это банковские операции и сделки, а также другие действия кредитной организации, которые непосредственно направлены на развитие эффективности и повышение безопасности банковских услуг. 6

Банковская деятельность может быть определена как разрешенная законами и иными правоустанавливающими документами (лицензиями — для коммерческих кредитных организаций) специфическая или исключительная деятельность кредитных организаций, т.е. деятельность центрального банка (иногда — также некоторых элементов, входящих в верхний уровень банковской системы, как, например, деятельность Агентства страхования вкладов в России), коммерческих банков и НКО. Это означает, в частности, следующее:

    1. банки проводят как собственно банковские (специфические, исключительные), так и небанковские (доступные всем субъектам хозяйствования) операции (сделки);
    2. операции (сделки), которые проводят некредитные организации (предприятия, организации, учреждения других секторов экономики, некоммерческие организации, общественные объединения любых организаций), индивидуальные предприниматели, физические лица, не являются банковскими (в противном случае являются неправомерными, незаконными).

В содержательном же плане  банковская деятельность (в части, направленной на клиента) может быть раскрыта через  следующие фундаментальные понятия.

Банковский продукт — конкретный способ, каким банк оказывает или готов оказывать ту или иную услугу нуждающемуся в ней клиенту, т.е. упорядоченный, внутренне согласованный и, как правило, документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных действий (процедур), составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка (конкретных его подразделений) с обслуживаемым клиентом, единую и завершенную технологию обслуживания клиента.

Банковская операция — сами практические действия (упорядоченная, внутренне согласованная совокупность действий) работников банка в процессе обслуживания клиента (оказания ему заказанной конкретной услуги), форма воплощения в действительность банковского продукта. Другими словами, банковский продукт — не что иное, как банковская технология, т.е. определенное умение сотрудников банка, которое может применяться, если это нужно клиентам, или не применяться, оставаясь в «резерве».

Банковская услуга — результат банковской операции, т.е. итог или полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности сотрудников банка), состоящий в удовлетворении заявленной

клиентом потребности (в  кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке/продаже  ценных бумаг, иностранной валюты и  т.д.).7

Банковская система — главная финансовая основа развития рыночной экономики. Цель ее функционирования — обслуживание оборота капитала в процессе производства и обращения товаров. Основные задачи банковской системы: аккумулирование средств предприятий, организаций и населения; использование их на реализацию рентабельных проектов различных отраслей и сфер экономики.

К элементам банковской системы  относится также банковская инфраструктура — предприятия, агентства, службы, обеспечивающие жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает следующие

службы: информационные, научные, кадровые, коммуникационные, рейтинговые.

Банковская система — главная финансовая основа развития рыночной экономики. Цель ее функционирования — обслуживание оборота капитала в процессе производства и обращения товаров. Основные задачи банковской системы: аккумулирование средств предприятий, организаций и населения; использование их па реализацию рентабельных проектов различных отраслей и сфер экономики.

К элементам банковской системы  относится также банковская инфраструктура — предприятия, агентства, службы, обеспечивающие жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает следующие службы: информационные, научные, кадровые, коммуникационные, рейтинговые.

Таким образом, банковская система - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся  между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и  развитие как единого целого.8

Банковская система, как  ограниченное множество взаимодействующих  элементов, характеризуется следующими признаками:

  1. Совокупность элементов. Совокупность входящих в банковскую систему элементов не случайна, а подчинена общим  целям денежно-кредитной политики государства. Поэтому невозможно включение в нее других субъектов, например, почтовых учреждений или торговых организаций.
  2. Достаточность элементов. Банковская система — это не абстрактная совокупность составляющих ее элементов; это взаимосвязанная совокупность, обеспечивающая единство и общность ее функционирования. В банковской системе столько элементов, сколько необходимо для выполнения ее функций. В структурном плане это следует понимать так, что в банковскую систему следует включать все те и только те экономические организации, которые регулярно выполняют либо все или большинство, либо хотя бы отдельные банковские операции (сделки), т.е. банки (центральный и коммерческие) и фактические некоммерческие кредитные организации (не только те, что зарегистрированы в ЦБ), а в качестве ее условного элемента инфраструктурного характера — вспомогательные организации (специализированные организации, которые сами банковских операций не проводят, но обеспечивают деятельность банков и иных кредитных организаций: «торговые площадки», фирмы по аудиту банков, кредитные бюро, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и материалами, информацией, специалистами, агентства, консультирующие клиентов банков, обеспечивающие возврат банкам просроченных долгов, и т.д.).9
  3. Взаимодействие — все элементы банковской системы связаны между собой системой корреспондентских отношений, единой методологической базой. Связи элементов банковской системы закреплены и упорядочены, все они подчинены единому центру, взаимно дополняют друг друга. Например, ликвидация одного банка не приведет к прекращению функционирования банковской системы в целом. Происходит перераспределение функций ликвидируемого банка между остальными элементами банковской системы.
  4. Динамичность. Банковская система находится в постоянном движении, дополняется новыми компонентами, т, е. происходит постоянный процесс ее совершенствования. Изменяются не только количественные характеристики развития банковской системы, но и качественные — новые продукты, технологии, виды банков и пр. Совершенствуются связи внутри банковской системы — электронные платежи, банковские карты, международные платежные системы, например, SWIFT и другие.
  5. Закрытость. Вхождение в банковскую систему любой страны ограничено рядом требований, установленных центральными банками государств и обязательных для выполнения всеми банками.
  6. Саморегулирование. Банковская система гибко реагирует на изменение политической и экономической конъюнктуры рынка. Например, рост потребности в жилье и соответствующее развитие жилищного строительства побудили банки внедрить в свою практику ипотечное кредитование. Кризис августа 1998 г. надолго отбил у них «охоту» работать с государственными ценными бумагами. Отсутствие длинных ресурсов обусловило сокращение сроков кредитования.
  7. Управляемость. Банковская система функционирует в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами Центрального Банка.

Безусловно, есть что-то противоречивое в том, что банковская система  одновременно должна быть и управляемой,  и саморегулируемой. Существует много  точек зрения по этому поводу. Автор работы считает, что это противоречие можно объяснить так: управляемость банковской системы заключается  в том, что все элементы банковской системы должны функционировать в соответствии с одними правилами; саморегулируемость банковской системы - это способность банковской системы «подстраиваться» под  изменения  рыночной  ситуации в стране. Отсюда следует, что это два разных понятия.

Все банковские системы принято  делить на виды. По степени централизации  управления и характеру взаимодействия банковских организаций они бывают централизованными (административными) и рыночными. Централизованные банковские системы существуют в условиях командно-административной экономики и характеризуются  государственной монополией на банковское дело. По сути, в такой ситуации в  стране функционирует один или несколько  государственных банков с множеством отделений на местах. Рыночная банковская система основана на различных формах собственности на банки. Она предполагает функционирование множества банков, различающихся организационной  формой, спецификой операций и т.д. За банковской деятельностью осуществляется надзор, ее регулирование происходит преимущественно экономическими методами.

Современная банковская система  РФ включает в себя Банк России и  кредитные организации, имеющие лицензию Банка России. При этом в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» в РФ возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации: расчетные, депозитно-кредитные и небанковские кредитные организации инкассации. Не включаются в состав банковской системы кредитные кооперативы, кредитные союзы, инвестиционные фонды, ломбарды, лизинговые фирмы и т.п. Законодательством РФ допускается создание объединений банков - банковских групп и банковских холдингов.

Кредитные организации, входящие в банковскую систему, могут создавать  некоммерческие союзы и ассоциации, цели и задачи которых связаны  с защитой интересов организаций-членов и координацией совместной деятельности.  В РФ крупнейшей ассоциацией является Ассоциация российских банков (АРБ). Она  объединяет около 80% банковских учреждений России, которым принадлежит более 92% совокупного банковского капитала действующих кредитных организаций  и свыше 93% всех активов российской банковской системы. По состоянию на 21 июля 2009 г. Ассоциация российских банков насчитывает 752 члена, в том числе 573 кредитные организации, которые имеют 2964 филиалов. Банки - члены АРБ и их филиалы осуществляют свою деятельность во всех регионах Российской Федерации.

Информация о работе Направления и пути совершенствования регулирования банковской деятельности в России