Банковская деятельность
как основной элемент функционирования
банковской системы любого государства
является объектом наиболее жесткого
регулирования со стороны государственно-властных
структур по сравнению с любой
другой формой экономической деятельности.
Это объясняется теми характеристиками
банков, которые объективно присущи
им и определяют их положение в
качестве ключевых элементов как
банковской, так и финансовой систем.
В зарубежной юридической науке
выделяют три таких характеристики:
высокий уровень финансовой взаимозависимости;
основанность на легко изымаемых
денежных средствах и недостаточность.
Именно эти характерные особенности банков
неустойчивость банковской системы и
ее уязвимость к потенциально возможному
кризису и краху.
Таким образом, банковское регулирование
можно рассматривать как систему
специфических правил поведения
нормативного характера, сформулированных
государственными органами (например,
парламентом в виде законов), иными
властными структурами (например, центральным
банком в виде инструкций), а также
негосударственными саморегулируемыми
организациями (например, Ассоциацией
банков в виде Кодекса банковской
практики), которые имеют своей
целью ограничение банковской активности
и главным образом банковских
операций. Из этого определения следуют
как минимум три вывода: во-первых,
регулирование представляет собой
не что иное, как ограничение, поэтому
конкурентная борьба в банковском секторе
экономики проходит в исключительно
жестко заданных параметрах и границах,
в силу чего о свободной конкуренции
как атрибуте рыночной экономики
приходится просто забыть; во-вторых, регулирование,
имеющее по своей сути экономическую
природу, всегда заключает в себе
элемент внеэкономического принуждения,
который и позволяет поддерживать
заданные параметры конкурентной борьбы;
в-третьих, наиболее важной формой регулирования
выступает правовая форма, когда
регулирование осуществляется от лица
государственно-властных структур. Именно
эта форма наиболее эффективна в
силу возможности применения государственного
принуждения для ее реализации.
В регулировании банковской
деятельность и необходимо различать
два тесно связанных уровня:
1. регулирование банковской
системой в целом и отдельными ее элементами
со стороны центрального банка и иных
специализированных органов централизованного
управления банковской сферой;
2. регулирование коммерческими
банками (и иными кредитными организациями)
самими собой.
Ключевым элементом финансовой
системы любого развитого государства
сегодня является центральный банк,
выступающий официальным проводником
денежно-кредитной политики. В свою
очередь, денежно-кредитная политика,
наряду с бюджетной, составляет основу
всего государственного регулирования
экономики. Поэтому эффективная
деятельность центрального банка является
одним из условий эффективного функционирования
рыночной экономики.
Чаще всего центральный
банк подотчетен непосредственно законодательному
органу власти страны или образованной
последним специальной банковской
комиссии. Управляющий центральным
банком не входит в правительство, и
его назначение на должность не совпадает
по срокам с формированием нового
кабинета министров.
Регулирование банками
самих собой — это самоуправление
(саморегулирование), т.е. управление, которое
ведется не извне, не внешними по отношению
к банкам субъектами, а элементами самой
банковской системы (сектора), исходящими
из собственных представлений, оценок
и интересов, на основе использования
доступных им самим механизмов. Оно реализуется
на двух уровнях — отдельно взятого банка
и банковского сектора в целом (или его
крупных частей, представленных масштабными
ассоциациями или союзами кредитных организаций).
В первом случае речь идет о судьбе каждого
конкретного банка, во втором — о здоровом
развитии банковской системы в целом.
Этот последний вариант предполагает,
что банки (и иные кредитные организации)
добровольно образуют саморегулируемые
общественные организации, в идеальном
случае — одну на всю страну такую организацию,
формулирующую и выражающую консолидированную
позицию банковского сообщества в отношениях
с властями. В этом случае саморегулирование
банков предстает как способ управления
общебанковскими делами на основе самоорганизации,
самоуправления и самоопределения, существующий
не параллельно власти, а во взаимодействии
с нею.
Выделяют два вида банковского
регулирования: валютное и пруденциальное.
Задачей валютного регулирования
является проведение разумной денежно-кредитной
политики в условиях рыночной экономики,
которая выступает инструментом
достижения макроэкономических целей
государства. Задачей пруденциального
регулирования является обеспечение
стабильности и надежности банков,
а также защита интересов их вкладчиков.
Можно выделить две цели
пруденциального регулирования:
- защиту вкладчиков как потребителей банковских услуг от риска возможного краха каждого конкретного банка;
- защиту банковской системы в целом от риска «цепной реакции» в виде краха целого ряда банков.
Однако при этом пруденциальное
регулирование не ставит своей задачей
предотвратить крах каждого отдельно
взятого банка. Пруденциальное регулирование
всегда нацелено на защиту общественного
(системного) интереса и в этом смысле
носит макроэкономический характер.
Цели пруденциального
регулирования определяют его функции,
которые в конечном счете выступают
как оперативная форма реализации
целей. В этом контексте, учитывая вышеизложенное
и суммируя точки зрения, можно
выделить три функции пруденциального
регулирования банковской деятельности
: превентивную, предназначенную для
минимизации рисковой деятельности
банков; защитную , призванную гарантировать
интересы вкладчиков в случае краха
конкретного банка; обеспечительную
, призванную обеспечить финансовую поддержку
конкретного банка в случае его
кризисного состояния, оказываемую
центральным банком как кредитором
последней инстанции.
Превентивная функция
выступает как ключевая функция
пруденциального регулирования
банковской деятельности. Главная цель,
на реализацию которой направлена данная
функция, заключается в ограничении
операций банков, несущих высокую
степень риска, для того чтобы
уменьшить потенциальную возможность
краха банков и тем самым предотвратить
кризис банковской системы в целом.
Можно выделить три аспекта превентивной
функции, достаточно полно раскрывающих
ее содержание. Именно в них проявляется
регулятивное воздействие государства
на банковский сектор экономики. При
этом государственное регулятивное
воздействие неизбежно принимает
форму определенной государственной
политики, так как осуществляется
посредством принятия нормативно-правовых
актов соответствующими компетентными
органами государства:
- введение ограничений для субъектов экономической деятельности, желающих заняться банковским бизнесом, в форме их обязательной государственной регистрации и лицензирования, которые содержат целый ряд жестких требований специального характера, адресованных таким субъектам;
- формулирование минимальных экономических стандартов банковской деятельности, касающихся достаточности капитала, ликвидности и платежеспособности банков, которые определяют основные параметры их функционирования и тем самым сдерживают их излишне рискованную активность;
- осуществление надзора за соответствием деятельности банков предписанным экономическим стандартам с целью контроля за стабильностью и надежностью функционирования банковской системы в целом.
Наиболее важным содержательным
аспектом превентивной функции пруденциального
регулирования выступает формулирование
минимальных экономических стандартов
банковской деятельности, так как
именно они являются объективным
критерием оценки стабильности и
надежности каждого конкретного
банка. В этой связи следует еще
раз подчеркнуть, что пруденциальное
регулирование банковской деятельности
является одной из важнейших функций
государства и осуществляется от
его имени, как правило, органом
специальной компетенции – центральным
банком государства.
Рассмотрим более подробно
регулирование банковской деятельности
на примере Соединённых Штатах Америки.
Банковская деятельность в США более
разнообразна, чем в большинстве
стран Запада. Несмотря на продолжающийся
процесс консолидации, существуют ожесточенная
конкуренция внутри этого обширного
банковского сообщества, образованного
холдинговыми компаниями, работающими
в масштабе страны, доминирующими
региональными банками и меньшими
по размерам независимыми банками. На
рынок США продолжают проникать
и расширяться на нем крупные
иностранные банки.
Федеральная резервная система
является центральным банком США, она
была основана Конгрессом в 1913 г. для
обеспечения страны более надежной,
более гибкой и более стабильной
монетарной и финансовой системой.
С течением времени ее роль в банковской
сфере и в экономике в целом
только увеличилась. На сегодняшний
день обязанности Федерального резервного
банка подразделяются по четырем
общим направлениям:
1. осуществление монетарной
политики государства путем влияния на
денежную ситуацию и кредитование экономики
с целью обеспечения максимальной занятости,
стабильности цен и умеренных долгосрочных
процентных ставок;
2. контроль и регулирование
деятельности банковских учреждений для
обеспечения надежности и разумного устройства
банковской и финансовой системы страны
и защиты кредитных прав потребителей;
3. подержание стабильности финансовой
системы и сдерживание системного риска,
который может возникать на финансовых
рынках;
4. предоставление финансовых
услуг депозитным учреждениям, правительству
США и иностранным официальным учреждениям,
в том числе выполнение основных функций
в качестве обеспечения работы платежной
системы страны.
Сеть из 12 Федеральных
резервных банков и их филиалов выполняет
ряд системных функций, в том
числе обеспечение функционирования
платежной системы страны, распределение
национальной валюты и монеты, контроль
и регулирование деятельности банков-членов
системы и банковских компаний, а
также выполнение функций банкира
Казначейства Соединенных Штатов. Каждый
из 12 резервных банков несет ответственность
за конкретный географический регион
или округ США. Каждому резервному
окружному банку присвоен свой номер
и буква. Помимо выполнения системных
функций в целом, таких как
проведение в жизнь банковской и
кредитной политики страны, Резервный
банк выступает в качестве депозитария
банков своего округа и выполняет
прочие обязанности по своему округу.
Так как США являются демократической
республикой с капиталистической
экономикой, здесь обычно считается,
что для введения государственного
регулирования необходимы веские причины.
В противном случае обычно предоставляется
возможность «заботиться о самих
себе». Если уж органы надзора за деятельностью
банков, призванные претворять в жизнь
законы, которые приняты легитимно
избранными законодательными органами,
не допускают свободного функционирования
банковских рынков, то, наверное, потому,
что общество считает, что функционирование
банковских рынков, предоставленных
самим себе, приведет к социально
нежелательным последствиям. Следовательно,
целью регулирования банковской
деятельности является корректировка
и регулирование частных рынков
банковских услуг, обеспечение платежеспособности
кредитных организаций, предотвращение
банкротств, обеспечение ликвидности
депозитных учреждений.
Естественным последствием
свободной игры спроса и предложения
на
частных рынках являются банкротства
фирм. Иными словами, фирмы становятся
неплатежеспособными: сумма их пассивов
превышает сумму активов, т. е. чистая
стоимость компании падает ниже нуля.
Фирмы «прогорают» по многим причинам,
и, когда они становятся банкротами,
это отрицательно отражается на кредиторах,
владельцах, служащих и клиентах. Однако
наибольший вред обществу наносится, когда
«прогорают» банковские учреждения,
ведь так много людей зависит
от безопасности и стабильности банков.
Существует ярко выраженная
взаимозависимость между платежеспособностью
и ликвидностью банка. Если банк оказывается
в ситуации, когда ему не хватает
наличных денег для удовлетворения
выданного обязательства, то приходится
срочно (а поэтому не всегда выгодно)
продавать какие-то активы, что снижает
прибыль, и в конечном итоге это
учреждение может стать неплатежеспособным.
К тому же если более чем одни
банк окажется неликвидным в одно
и то же время, то у вкладчиков может
возникнуть ощущение, что все банки
находятся на грани краха. Если такое
ощущение «сконденсируется» до уверенности,
то вкладчики одновременно станут изымать
свои вклады из банков, что и явится
причиной неплатежеспособности депозитных
учреждений.
Следовательно, одной из
целей регулирования деятельности
банковской деятельности и является
поддержание соответствующей ликвидности,
достаточной для удовлетворения
любых запросов вкладчиков, если не
мгновенно, то по крайней мере в течение
нескольких дней.
Следующей целью регулирования
деятельности кредитных организаций
является, в частности, обеспечение
и повышение экономической
эффективности банковской сферы
и в целом улучшение функционирования
экономики.
Поскольку в данной
дипломной работе речь идёт
о банковской сфере (впрочем,
это верно и для любой отрасли),
то главными составляющими общей
эффективности являются техническая
эффективность и аллокационная
эффективность. Банк достигает
технической эффективности, если
он предоставляет свои услуги
по наиболее низким ценам из их
возможных вариантов (с точки зрения затраченных
в процессе производства ресурсов общества,
т. е. у предоставляемых им услуг будут
самые низкие альтернативные издержки).
Банк достигает аллокационной эффективности,
если цены на его услуги равны предельным
издержкам (цена на банковские услуги
устанавливается на уровне дополнительных
издержек, связанных с предоставлением
последней банковской услуги).