Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:24, дипломная работа
Целью работы является изучение механизма и методов регулирования банковской деятельности в Российской Федерации, оценка текущего состояния банковской системы России и выявление возможных путей совершенствования регулирования банковской деятельности на примере ОАО «Сбербанк России».
Объектом исследования является банковская деятельность Российской Федерации. Предметом организация регулирования банковской деятельности в России.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: ознакомиться с теоретическими аспектами, касающимися банковской деятельности, детально рассмотреть основы регулирования банковской деятельности России, а так же отразить возможные пути совершенствования регулирования банковской деятельности, на примере ОАО «Сбербанк России».
Введение 3
Глава 1. Банковская система Российской Федерации: понятия и структура 5
1.1. История развития банковской системы Российской Федерации 5
1.2. Понятие банковской системы РФ 13
1.3. Организационная структура банковской системы РФ 20
1.3.1. Банк России - центральное звено банковской системы 25
1.3.2. Коммерческий банк - основное звено банковской системы 28
1.4. Современное состояние Банковской системы РФ и её проблемы 34
Глава 2. Теоретические основы регулирования банковской деятельности 38
2.1. Регулирование банковской деятельности 38
2.2. Государственное регулирование банковской деятельности в России 47
2.3.Ассоциации коммерческих банков 54
Глава 3. Направления и пути совершенствования регулирования банковской деятельности в России, на примере ОАО «Сбербанк России» 66
3.1. Деятельность ОАО « Сбербанк России» на банковском рынке России. 66
3.2. Структура управления ОАО « Сбербанк России» 71
3.3. Регулирование банковской деятельности и возможные пути его совершенствования на примере ОАО « Сбербанк России» 75
Заключение 79
Список используемой литературы 81
Так как кредитные организации приносят обществу пользу, регулирование их деятельности ориентируется и на повышение общеэкономической эффективности их операций как финансовых посредников. По словам Адама Смита, автора книги «Богатство народов» (1776), «разумное функционирование банков позволяет стране при помощи замены большей части золота и серебра [ценными] бумагами преобразовать большую часть ее мертвых запасов в активные и производительные активы».
2.2. Государственное регулирование
банковской деятельности в
Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется, прежде всего в рамках самой банковской системы и находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки Центрального банка.
Банк России является главным
органом банковского
Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Регулирующие и надзорные
функции Банка России, установленные
Федеральным законом «О Центральном
банке Российской Федерации» №86-ФЗ,
осуществляются через действующий
на постоянной основе орган - Комитет
банковского надзора, объединяющий
структурные подразделения
Направления деятельности центрального банка можно разделить на основные и дополнительные. Основные направления деятельности Центрального банка — это те, без которых невозможно выполнение главной задачи центрального банка — сохранение стабильности национальной валюты, дополнительные — это те направления деятельности, которые способствуют решению данной задачи. Основные направления деятельности центрального банка связаны с тем, что он выступает как: эмиссионный центр страны; орган денежно-кредитного регулирования; банк банков; орган банковского регулирования и надзора; агент правительства; орган валютного регулирования и валютного контроля.
Указанные направления деятельности центрального банка тесно взаимосвязаны. Так, например, проводя эмиссионные операции, выдавая кредиты коммерческим банкам, центральный банк одновременно регулирует состояние денежно-кредитного обращения в стране. Центральный банк любого государства является эмитентом наличных денег в обращение. Осуществление эмиссии банкнот является показателем независимости центрального банка от других государственных органов. При этом любое покрытие бюджетного дефицита, государственных расходов выпуском денег со стороны ЦБ (бюджетная эмиссия) ограничивает независимость ЦБ в проведении денежно-кредитного регулирования.
Прогнозирование потребности
хозяйственного оборота в денежных
средствах осуществляется путем
установления контрольных цифр минимальных
и максимальных границ прироста денежной
массы. ЦБ РФ использует экономико-математические
модели функций спроса и предложения
денег и дает оценку оптимальной
на данном этапе емкости совокупного
денежного оборота и
Выполнение центральным банком роли эмиссионного центра страны непосредственно связано с его ролью как органа денежно-кредитного регулирования, который оказывает воздействие на состояние денежно-кредитной сферы, управляет совокупным денежным оборотом, спросом на кредит и его предложением, проводит денежно-кредитную политику.
Разработка и проведение денежно-кредитной политики включает в себя:
Двухуровневая банковская система
предполагает взаимодействие центрального
банка только с коммерческими
банками, без его непосредственного
вмешательства в деятельность реального
сектора экономики. Поэтому основной
вклад Банка России в улучшение
условий работы реального сектора
экономики состоит в проведении
такой денежно-кредитной
Такая политика позволяет
создать предпосылки для
В соответствии с такой
целью, как обеспечение стабильности
банковской системы, центральный банк
выступает как орган
Банковское регулирование
предполагает разработку и издание
конкретных правил и инструкций, базирующихся
на действующем законодательстве и
определяющих структуру и способы
осуществления банковской деятельности.
Контроль проводится с целью обеспечения
надежности и устойчивости отдельных
банков и предусматривает целостный
и непрерывный надзор за осуществлением
банками своей деятельности в
соответствии с законами и инструкциями.
Надзор необходим, поскольку банковская
деятельность по своей природе нестабильна:
банки работают в основном за счет
привлеченных, а не собственных ресурсов,
платежеспособность банков во многом
зависит от их способности сохранять
доверие как частных
Центральный банк является
также агентом правительства. Он
выполняет операции по размещению и
погашению государственного долга,
кассовому исполнению бюджета, ведет
счета правительства, является его
финансовым консультантом, а также
осуществляет перевод валютных средств
при расчетах правительства с
другими странами и международными
финансово-кредитными организациями.
В то же время сегодня Центральный
банк не обязан предоставлять прямые
кредиты Правительству РФ для
финансирования бюджетного дефицита,
кредиты на финансирование дефицитов
бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов. Это является одним из проявлений
независимости Центрального банка.
Не менее важной сферой деятельности
Центрального банка РФ является регулирование
спроса на иностранную валюту и ее
предложения с целью достижения
устойчивого курса национальной
валюты по отношению к иностранным
валютам. При этом центральный банк
выступает как орган валютного
регулирования и валютного
Помимо основных направлений
деятельности Центрального банка РФ
есть и дополнительные, не связанные
непосредственно с его основной
задачей, но способствующие ее выполнению.
К числу этих направлений деятельности
относятся: проведение аналитических,
статистических и научных экономических
исследований, прогнозирование экономических
процессов прежде всего на макроуровне,
анализ изменения экономической
конъюнктуры, анализ финансового положения
предприятий (в рамках мониторинга
предприятий), осуществление связей
с небанковской клиентурой, предоставление
определенного набора общественных
услуг (услуг коллективного
Необходимость проведения аналитических,
статистических и научных экономических
исследований и составление экономических
прогнозов развития российской экономики
вызвана тем, что именно Центральный
банк готовит проект основных направлений
единой государственной денежно-
Банковское регулирование обычно предполагает формирование, применение и контроль над соблюдением специальных правил и инструкций по осуществлению банковской деятельности. Банковский надзор за финансовым состоянием банков обеспечивает соблюдение этих правил и инструкций и оценивает финансовую устойчивость кредитных организаций.
Механизм регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.
Методы государственного регулирования банковской деятельности делятся на административные и экономические.
Административные методы основаны на принуждении участников рынка к действиям, направленные на улучшения банковской деятельности.
Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых
операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные
банки. Административные методы включают в себя так же регулирующие и надзорные методы.
Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе «О банках и банковской деятельности» и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов.
Надзорные методы нацелены на организацию контроля над выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.
Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков). Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля над их исполнением.
Система банковского надзора любого государства включает в себя следующие элементы:
— регистрацию и лицензирование;
— дистанционный надзор;
— инспектирование;
— работу с проблемными банками;
— ликвидационные процедуры.
Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:
Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право:
Помимо центрального банка в регулировании банковского сектора прямо или косвенно участвуют в рамках своих полномочий общие органы государственного управления, такие, как налоговые, судебные (прежде всего арбитраж), таможенные, внутренних дел и др.
Подводя итоги данного параграфа, можно сделать вывод, что регулирование банковской системы является неотъемлемым элементом экономики и важной задачей государства.
2.3.Ассоциации коммерческих
Одним из важнейших атрибутов национальной банковской системы России в современных экономических системах рыночного типа является усиление позиций и роли ассоциаций как саморегулирующих организаций, представляющих интересы субъектов хозяйствования того или иного сектора экономики, поскольку ассоциации позволяют освободить разнообразные институты государственной власти от разработки и введения в действие норм регулирования и контроля отдельных элементов деятельности субъектов хозяйствования, в первую очередь таких, как качество оказываемых услуг, соблюдение принципов этики бизнеса, стандартизация, подготовка высококвалифицированного персонала и т. п.