Направления и пути совершенствования регулирования банковской деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:24, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение механизма и методов регулирования банковской деятельности в Российской Федерации, оценка текущего состояния банковской системы России и выявление возможных путей совершенствования регулирования банковской деятельности на примере ОАО «Сбербанк России».
Объектом исследования является банковская деятельность Российской Федерации. Предметом организация регулирования банковской деятельности в России.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: ознакомиться с теоретическими аспектами, касающимися банковской деятельности, детально рассмотреть основы регулирования банковской деятельности России, а так же отразить возможные пути совершенствования регулирования банковской деятельности, на примере ОАО «Сбербанк России».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Банковская система Российской Федерации: понятия и структура 5
1.1. История развития банковской системы Российской Федерации 5
1.2. Понятие банковской системы РФ 13
1.3. Организационная структура банковской системы РФ 20
1.3.1. Банк России - центральное звено банковской системы 25
1.3.2. Коммерческий банк - основное звено банковской системы 28
1.4. Современное состояние Банковской системы РФ и её проблемы 34
Глава 2. Теоретические основы регулирования банковской деятельности 38
2.1. Регулирование банковской деятельности 38
2.2. Государственное регулирование банковской деятельности в России 47
2.3.Ассоциации коммерческих банков 54
Глава 3. Направления и пути совершенствования регулирования банковской деятельности в России, на примере ОАО «Сбербанк России» 66
3.1. Деятельность ОАО « Сбербанк России» на банковском рынке России. 66
3.2. Структура управления ОАО « Сбербанк России» 71
3.3. Регулирование банковской деятельности и возможные пути его совершенствования на примере ОАО « Сбербанк России» 75
Заключение 79
Список используемой литературы 81

Файлы: 1 файл

диплом основной.docx

— 135.13 Кб (Скачать файл)

Так как кредитные организации  приносят обществу пользу, регулирование  их деятельности ориентируется и  на повышение общеэкономической  эффективности их операций как финансовых посредников. По словам Адама Смита, автора книги «Богатство народов» (1776), «разумное функционирование банков позволяет стране при помощи замены большей части золота и серебра [ценными] бумагами преобразовать большую  часть ее мертвых запасов в  активные и производительные активы».

 

2.2. Государственное регулирование  банковской деятельности в России

Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется, прежде всего в рамках самой банковской системы и находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки Центрального банка.

Банк России является главным  органом банковского регулирования  и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением  кредитными организациями и банковскими  группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Главными целями банковского  регулирования и банковского  надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации  и защита интересов вкладчиков и  кредиторов. Банк России не вмешивается  в оперативную деятельность кредитных  организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Регулирующие и надзорные  функции Банка России, установленные  Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации» №86-ФЗ, осуществляются через действующий  на постоянной основе орган - Комитет  банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка  России, обеспечивающие выполнение его  надзорных функций. Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров. Руководитель Комитета банковского надзора назначается  Председателем Банка России из числа  членов Совета директоров.

Направления деятельности центрального банка можно разделить на основные и дополнительные. Основные направления  деятельности Центрального банка — это те, без которых невозможно выполнение главной задачи центрального банка — сохранение стабильности национальной валюты, дополнительные — это те направления деятельности, которые способствуют решению данной задачи. Основные направления деятельности центрального банка связаны с тем, что он выступает как: эмиссионный центр страны; орган денежно-кредитного регулирования; банк банков; орган банковского регулирования и надзора; агент правительства; орган валютного регулирования и валютного контроля.

Указанные направления деятельности центрального банка тесно взаимосвязаны. Так, например, проводя эмиссионные  операции, выдавая кредиты коммерческим банкам, центральный банк одновременно регулирует состояние денежно-кредитного обращения в стране. Центральный  банк любого государства является эмитентом  наличных денег в обращение. Осуществление  эмиссии банкнот является показателем  независимости центрального банка  от других государственных органов. При этом любое покрытие бюджетного дефицита, государственных расходов выпуском денег со стороны ЦБ (бюджетная  эмиссия) ограничивает независимость  ЦБ в проведении денежно-кредитного регулирования.

Прогнозирование потребности  хозяйственного оборота в денежных средствах осуществляется путем  установления контрольных цифр минимальных  и максимальных границ прироста денежной массы. ЦБ РФ использует экономико-математические модели функций спроса и предложения  денег и дает оценку оптимальной  на данном этапе емкости совокупного  денежного оборота и потенциального предложения денег.

Выполнение центральным  банком роли эмиссионного центра страны непосредственно связано с его  ролью как органа денежно-кредитного регулирования, который оказывает  воздействие на состояние денежно-кредитной  сферы, управляет совокупным денежным оборотом, спросом на кредит и его  предложением, проводит денежно-кредитную  политику.

Разработка и проведение денежно-кредитной политики включает в себя:

    1. проведение исследований по проблемам экономики и состояния денежно-кредитной сферы, образующих основу денежно-кредитной политики;
    2. определение направлений денежно-кредитной политики;
    3. выбор основных инструментов денежно-кредитного регулирования (рефинансирование банков, нормативы обязательных резервов, депозитные операции, процентная политика, операции на открытом рынке);
    4. создание и ведение статистических данных по объему денежной массы, кредитам и сбережениям;
    5. составление денежных программ и контроль за их выполнением.

Двухуровневая банковская система  предполагает взаимодействие центрального банка только с коммерческими  банками, без его непосредственного  вмешательства в деятельность реального  сектора экономики. Поэтому основной вклад Банка России в улучшение  условий работы реального сектора  экономики состоит в проведении такой денежно-кредитной политики, которая должна обеспечить необходимую  степень насыщения экономики  деньгами при одновременном сдерживании  инфляции.

Такая политика позволяет  создать предпосылки для увеличения совокупного спроса, нормализации денежных потоков, решения проблемы неплатежей и вытеснения денежных суррогатов. Особенно важным является направление  деятельности центрального банка, в  котором он выступает как банк банков. Центральный банк хранит свободные  денежные резервы коммерческих банков, является расчетным центром банковской системы, предоставляет ссуды коммерческим банкам. Центральный банк организует платежно-расчетные отношения коммерческих банков, которые выступают клиентами  центрального банка, и является участником этих отношений, формирует систему  наличных и безналичных расчетов. Выступая в роли кредитора последней  инстанции для коммерческих банков, центральный банк воздействует на состояние  денежно-кредитной сферы, создает  базу для расширения ссудных операций коммерческих банков, повышает уровень  их ликвидности.

В соответствии с такой  целью, как обеспечение стабильности банковской системы, центральный банк выступает как орган банковского  регулирования и надзора. Регулирование  банковской деятельности и контроль — это система мер, посредством  которых центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков.

Банковское регулирование  предполагает разработку и издание  конкретных правил и инструкций, базирующихся на действующем законодательстве и  определяющих структуру и способы  осуществления банковской деятельности. Контроль проводится с целью обеспечения  надежности и устойчивости отдельных  банков и предусматривает целостный  и непрерывный надзор за осуществлением банками своей деятельности в  соответствии с законами и инструкциями. Надзор необходим, поскольку банковская деятельность по своей природе нестабильна: банки работают в основном за счет привлеченных, а не собственных ресурсов, платежеспособность банков во многом зависит от их способности сохранять  доверие как частных вкладчиков, так и юридических лиц.

Центральный банк является также агентом правительства. Он выполняет операции по размещению и  погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведет  счета правительства, является его  финансовым консультантом, а также  осуществляет перевод валютных средств  при расчетах правительства с  другими странами и международными финансово-кредитными организациями. В то же время сегодня Центральный  банк не обязан предоставлять прямые кредиты Правительству РФ для  финансирования бюджетного дефицита, кредиты на финансирование дефицитов  бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Это является одним из проявлений независимости Центрального банка. Не менее важной сферой деятельности Центрального банка РФ является регулирование  спроса на иностранную валюту и ее предложения с целью достижения устойчивого курса национальной валюты по отношению к иностранным  валютам. При этом центральный банк выступает как орган валютного  регулирования и валютного контроля.

Помимо основных направлений  деятельности Центрального банка РФ есть и дополнительные, не связанные  непосредственно с его основной задачей, но способствующие ее выполнению. К числу этих направлений деятельности относятся: проведение аналитических, статистических и научных экономических  исследований, прогнозирование экономических  процессов прежде всего на макроуровне,  анализ изменения экономической  конъюнктуры, анализ финансового положения  предприятий (в рамках мониторинга  предприятий), осуществление связей с небанковской клиентурой,  предоставление определенного набора общественных услуг (услуг коллективного пользования), подготовка и повышение квалификации кадров.

Необходимость проведения аналитических, статистических и научных экономических  исследований и составление экономических  прогнозов развития российской экономики  вызвана тем, что именно Центральный  банк готовит проект основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год и  представляет его в Государственную  Думу.

Банковское регулирование  обычно предполагает формирование, применение и контроль над соблюдением специальных правил и инструкций по осуществлению банковской деятельности. Банковский надзор за финансовым состоянием банков обеспечивает соблюдение этих правил и инструкций и оценивает финансовую устойчивость кредитных организаций.

Механизм регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.

Методы государственного регулирования банковской деятельности делятся на административные и экономические.

Административные методы основаны на принуждении участников рынка к действиям, направленные на улучшения банковской деятельности.

Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых

операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные

банки. Административные методы включают в себя так же регулирующие и надзорные методы.

Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе «О банках и банковской деятельности» и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов.

Надзорные методы нацелены на организацию контроля над выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.

Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков). Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля над их исполнением.

Система банковского надзора  любого государства включает в себя следующие элементы:

— регистрацию и лицензирование;

— дистанционный надзор;

— инспектирование;

— работу с проблемными  банками;

— ликвидационные процедуры.

Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:

    1. анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;
    2. проверка отдельных направлений деятельности или кредитной организации в целом представителем Банка России – ревизия на месте;
    3. проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России. Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и Отчеты о прибылях и убытках.

Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право:

    1. взыскать штраф;
    2. назначить временную администрацию для управления проблемным банком;
    3. отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Помимо центрального банка  в регулировании банковского  сектора прямо или косвенно участвуют  в рамках своих полномочий общие  органы государственного управления, такие, как налоговые, судебные (прежде всего арбитраж), таможенные, внутренних дел и др.

Подводя итоги данного  параграфа, можно сделать вывод, что регулирование банковской системы  является неотъемлемым элементом экономики  и важной задачей государства.

 

2.3.Ассоциации коммерческих банков

Одним из важнейших атрибутов  национальной банковской системы России в современных экономических  системах рыночного типа является усиление позиций и роли ассоциаций как  саморегулирующих организаций, представляющих интересы субъектов хозяйствования того или иного сектора экономики, поскольку ассоциации позволяют  освободить разнообразные институты  государственной власти от разработки и введения в действие норм регулирования  и контроля отдельных элементов  деятельности субъектов хозяйствования, в первую очередь таких, как качество оказываемых услуг, соблюдение принципов  этики бизнеса, стандартизация, подготовка высококвалифицированного персонала  и т. п.

Информация о работе Направления и пути совершенствования регулирования банковской деятельности в России