Направления и пути совершенствования регулирования банковской деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:24, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение механизма и методов регулирования банковской деятельности в Российской Федерации, оценка текущего состояния банковской системы России и выявление возможных путей совершенствования регулирования банковской деятельности на примере ОАО «Сбербанк России».
Объектом исследования является банковская деятельность Российской Федерации. Предметом организация регулирования банковской деятельности в России.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: ознакомиться с теоретическими аспектами, касающимися банковской деятельности, детально рассмотреть основы регулирования банковской деятельности России, а так же отразить возможные пути совершенствования регулирования банковской деятельности, на примере ОАО «Сбербанк России».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Банковская система Российской Федерации: понятия и структура 5
1.1. История развития банковской системы Российской Федерации 5
1.2. Понятие банковской системы РФ 13
1.3. Организационная структура банковской системы РФ 20
1.3.1. Банк России - центральное звено банковской системы 25
1.3.2. Коммерческий банк - основное звено банковской системы 28
1.4. Современное состояние Банковской системы РФ и её проблемы 34
Глава 2. Теоретические основы регулирования банковской деятельности 38
2.1. Регулирование банковской деятельности 38
2.2. Государственное регулирование банковской деятельности в России 47
2.3.Ассоциации коммерческих банков 54
Глава 3. Направления и пути совершенствования регулирования банковской деятельности в России, на примере ОАО «Сбербанк России» 66
3.1. Деятельность ОАО « Сбербанк России» на банковском рынке России. 66
3.2. Структура управления ОАО « Сбербанк России» 71
3.3. Регулирование банковской деятельности и возможные пути его совершенствования на примере ОАО « Сбербанк России» 75
Заключение 79
Список используемой литературы 81

Файлы: 1 файл

диплом основной.docx

— 135.13 Кб (Скачать файл)

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные  долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга  перед юридическими и физическими  лицами, например при помещении средств  клиентов на счета и во вклады, при  выпуске депозитных сертификатов и  т.п. Этим банки отличаются от различных  инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных  акций. Фиксированные по сумме долга  обязательства несут в себе наибольший риск для посредников (банков), поскольку  должны быть оплачены в полной сумме  независимо от рыночной конъюнктуры, в  то время как инвестиционная компания (фонд) все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.

Характерная особенность  коммерческих банков заключается в  том, что основной целью их деятельности является получение прибыли (в этом состоит их «коммерческий интерес» в системе рыночных отношений). В  Российской Федерации создание и  функционирование коммерческих банков основываются на Законе РФ «О банках и  банковской деятельности», принятом 3 февраля 1996 г. В соответствии с этим законом банки в России действуют  как универсальные кредитные  организации, совершающие широкий  круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение  средств во вклады, осуществление  расчетов, выдача гарантий, поручительств  и иных обязательств за третьих лиц, посреднические и доверительные  операции и т.п.

В Российской Федерации все  кредитные организации банковского  типа подразделяются на два вида: собственно банки и небанковские кредитные  организации.

Под кредитной организацией в широком смысле слова понимается юридическое лицо, которое для  извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании  специального разрешения (лицензии) Банка  России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные  законом.

Банки имеют право создавать  дочерние банки и дочерние кредитные  учреждения. Дочерним банком (кредитным  учреждением) в Российской Федерации  считается банк (кредитное учреждение), в котором головным банком за счет своей прибыли приобретено более 50% уставного капитала, и этот факт отражен в его уставе. Взаимоотношения с головным банком регулируются учредительным договором и уставом дочернего банка (кредитного учреждения). При этом дочерний банк (кредитное учреждение) является юридическим лицом и действует как самостоятельная коммерческая организация. Он обладает обособленным имуществом, в том числе и собственным капиталом, несет ответственность по своим обязательствам и имеет свой корреспондентский счет в РКЦ ЦБ РФ по месту его нахождения.

Основными функциями коммерческих банков являются:

    1. мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;
    2. кредитование предприятий, государства и населения;
    3. выпуск кредитных орудий обращения (кредитных денег);
    4. осуществление расчетов и платежей в хозяйстве; расчетно-кассовое обслуживание клиентов;
    5. эмиссионно-учредительская деятельность.

Выполняя первую функцию, банки аккумулируют денежные средства в виде вкладов. Вкладчики получают вознаграждение в виде процента. Сконцентрированные на вкладах сбережения превращаются в ссудный капитал, который банки  используют как источник кредитов предприятиям, предпринимателям, населению. Использование  кредита обеспечивает развитие производительных сил страны, заемщики вкладывают средства в расширение производства, покупку  недвижимости, потребительские товары, таким образом, с помощью банков сбережения, в конечном счете, превращаются в капитал.

Банк, мобилизовав временно свободные денежные средства, выступает  в качестве посредника, выдавая эти  денежные средства в кредит заемщикам, таким образом, выполняя вторую функцию - кредитование предприятий и населения. Механизм денежной эмиссии связан с  двумя понятиями: банкнотная и депозитная эмиссия. Денежная масса выступает  как в наличной, так и безналичной  форме (денежные средства на счетах и  депозитах в банке).

Банкнотную эмиссию осуществляет эмиссионный (центральный) банк, имеющий  монопольное право выпуска денег. Депозитная эмиссия осуществляется коммерческими банками. Денежная масса  увеличивается, когда банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда возвращаются ссуды в банк. Выданная ссуда зачисляется на расчетные счета, таким образом, создается депозит, с которого можно получить или наличные деньги или перечислить за товары и услуги, таким образом, денежная масса в обороте увеличивается за счет выданного кредита. Депозит является для банка источником кредитных ресурсов и пока он временно свободен на счете предприятия он может быть снова выдан в кредит, и снова зачислен на счета предприятий, образуя депозит. Этот процесс получил название «мультипликации депозитов» или по-другому «депозиты множатся».

С целью регулирования  депозитной эмиссии ЦБР часть  депозитов в виде отчислений забирает у коммерческих банков в резервы  Центрального Банка.

Таким образом, в зависимости  от финансового состояния страны ЦБ может уменьшать (увеличивать) сумму  средств, направленных на кредитование путем уменьшения ресурсной базы (суммы депозитов), т.к. экономика  нуждается в необходимом, но не чрезмерном количестве денег.

Одной из основных функций  коммерческих банков является обеспечение  расчетно-платежного механизма.

Выступая в качестве посредников  в платежах, банки выполняют для  своих клиентов операции, связанные  с проведением расчетов и платежей. От банков зависит скорость, бесперебойность, законность проведения расчетов, правильность оформления платежных документов. Эффективное  функционирование системы расчетов в странах с развитой банковской инфраструктурой базируется на постоянном улучшении технологии расчетных  операций, введении электронных расчетов, расчетов в режиме реального времени, внедрении системы расчетов «Клиент-банк».

Эмиссионно-учредительская функция осуществляется коммерческими  банками путем выпуска и размещения ценных бумаг (акций, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов, финансовых векселей).

Располагая возможностями  постоянно контролировать экономическую  ситуацию, коммерческие банки дают клиентам консультации по широкому кругу  проблем, таким как, операции с ценными  бумагами, работа фондовых и валютных рынков, международные расчеты, валютные операции, инвестиционные операции и  т.д. В последнее время возросла роль банков в предоставлении клиентам экономической и финансовой информации.13

Итак, банковская система  в России имеет двухуровневую  структуру. Первый уровень - Центральный  банк Российской Федерации, второй уровень  – коммерческий банки. Центральный  банк является главным звеном банковской системы России, а так же проводником  государственной денежно-кредитной  политики. Коммерческие банки выполняют  различные операции, связанные с  привлечением капитала и его размещением, а также выступает в качестве посредников в осуществлении  платежей, брокеров, покупающих и продающих  ценные бумаги, оказывают различные  услуги своим клиентам. Коммерческие банки осуществляют расчеты в  народном хозяйстве страны в формах, устанавливаемых Центральным Банком РФ, либо принятых в международной  банковской практике. Основным отличием коммерческого банка от Центрального Банка России является контролирующая роль последнего.

 

1.4. Современное состояние Банковской  системы РФ и её проблемы

На фоне последних тенденций,  происходящих в экономике в целом, развитие банковского сектора экономики  России выглядит довольно уверенно, несмотря на сохраняющиеся проблемы с ликвидностью, низким оборотом денежных средств, общим  снижением интенсивности отношений, считает доктор экономических наук А. В. Тютюнник.14  Несмотря на перспективы развития российской банковской системы и наличия определенных финансовых результатов, к сожалению, по размеру и уровню развития банковской системы в России по-прежнему находится даже не в первой десятке.

Под влиянием  мирового финансового  кризиса и как его следствие  изменяется не только структура банковской системы, но и процессы, происходящие в ней, в частности, существенно  меняется бизнес-модель. Если раньше основное внимание уделялось операционному  подходу, активно развивалось продуктовое  предложение, внедрялись новые для  России услуги, то сегодня происходит изменение банковской модели в сторону  клиентоориентированной. В данной модели важен подход к каждому клиенту, он становится более индивидуальным (развивается кураторство клиентов, активно внедряется институт персональных менеджеров). При этом сам банковский продукт превращается в более простой, нацеленный на массовую аудиторию и на надежную привязку клиента к банку.

Кроме того, если в период роста приоритетной целью была капитализация  банка, так как без нее были невозможны бурное развитие объема операций и рост бизнеса, то в условиях выживания  встает вопрос о повышении эффективности  и рентабельности бизнеса. Для этого  банк фокусируется на одном – двух сегментах, что позволяет существенно  снизить затраты по другим направлениям. Данная специализация позволяет  проводить снижение затрат более  эффективно и повышать рентабельность выбранных операций. Сегодня это  в основном операции, ориентированные  на привлечение средств от населения  и краткосрочное кредитование, а  также около расчетные операции. Операции, связанные с долгосрочным вложением средств  практически  недоступны.

Кризис оказал негативное воздействие на все кредитные  организации.  В 2009 году количество действующих кредитных организаций  сократилось с 1108 до 1058 . В 2009 году были отозваны (аннулированы) лицензии у 47 кредитных  организаций, исключены из Книги  государственной регистрации кредитных  организаций в связи с реорганизацией в форме присоединения 12 кредитных  организаций, стали действующими (имеющими лицензии на осуществление банковских операций) 9 новых кредитных организаций. Таким образом, в 2009 году продолжилась тенденция к уменьшению числа  действующих кредитных организаций (за 2006—2008 годы — на 145). В 2010 году свою деятельность прекратили 46 кредитных организаций. Согласно официальным данным ЦБ РФ на 1 декабря 2010 года на территории России свою деятельность осуществляют 1 тыс. 23 банка, российская банковская система представлена 2 тыс. 959 филиалами.

Так же  кризисные явления  в экономике способствовали обострению проблем, связанных с недостатками корпоративного управления в кредитных  организациях. Так, по такому ключевому  направлению корпоративного управления в банках, как организация и  координация управления банковскими  рисками, в ряде случаев применялся достаточно формальный подход. В частности, не в полной мере обеспечивалась независимость  структурных подразделений (служащих), ответственных за координацию управления всеми банковскими рисками кредитной  организации, в том числе по причине  недостаточных (слабых) полномочий и  статуса руководителей соответствующих  подразделений. Другим существенным недостатком  в организации управления рисками  в банках явился недостаточный контроль со стороны советов директоров (наблюдательных советов) кредитных организаций  за решениями старшего менеджмента  банков в отношении уровня принимаемых банками рисков. В частности, ряд кредитных организаций потерял финансовую устойчивость из-за недостаточно ответственного подхода их собственников и органов управления к определению кредитной и инвестиционной политики, а также политики управления ликвидностью. Серьезными недостатками при управлении риском ликвидности и процентным риском являлось отсутствие или неразвитость риск-ориентированных систем ценообразования как по привлекаемым банками источникам финансирования, так и по банковским продуктам. Тем не менее значительное число кредитных организаций извлекло уроки из ситуаций, возникавших в связи с кризисными явлениями, и наметило пути совершенствования своих систем корпоративного управления и управления рисками.15

Кризис оказал негативное воздействие на все кредитные  организации, в то же время большинство  из них сумели адаптироваться к неблагоприятным  внешним условиям деятельности. Ухудшение  финансового состояния организаций  в большинстве видов экономической  деятельности, рост безработицы, жесткие  условия внешних заимствований  привели к стагнации кредитной  активности и ухудшению большинства  качественных показателей деятельности банков, включая показатели качества активов и величину прибыли. Ответной реакцией банков на внешние условия  явился рост консерватизма при проведении коммерческой политики. В результате в 2009 году темпы роста активов  банковского сектора существенно  замедлились: в целом за год активы увеличились лишь на  5,0% —  д  о  29 430,0 млрд.   рублей  (на 39,2% в 2008 году). При этом в условиях резкого  снижения номинального ВВП отношение  активов банковского сектора  к ВВП увеличилось за 2009 год  с 67,6 до 75,3%. На протяжении 2009 года ликвидность  банковского сектора поддерживалась на достаточно высоком уровне, что  явилось следствием целенаправленной антикризисной политики государства  и консервативного поведения  банков. Собственные средства (капитал) кредитных организаций выросли на 21,2 % ( за 2008 год — на 42,7%) — до 4620,6 млрд. рублей на 1.01.2010г. В результате отношение совокупного капитала банков к ВВП увеличилось с 9,2 до 11,8%. Важным фактором поддержки капитала банковского сектора стали государственные меры по капитализации крупны системообразующих банков. На 1.01.2010 г капитал более 180 млн. рублей имели 71,8% действующих кредитных организаций (на 1.01.2009 — 67,4%). 16

Таким образом, на российскую банковскую систему до сих пор  оказывают влияния последствия  мирового финансового кризиса 2008 года. Несмотря на это в последние время отечественная банковская система демонстрировала устойчивую положительную динамику. В плане количественного роста ее активы выросли. С точки зрения повышения качества работы - банковский сектор России, наконец, начал выполнять функцию финансового посредника между капиталоизбыточными и капиталонедостаточными секторами хозяйства. Для устранения оставшихся негативных последствий кризиса и более стабильного функционирования российской банковской системы необходима разработка и внедрение новых путей совершенствования регулирования банковской деятельности в России. 

 

 

 

 

Глава 2. Теоретические основы регулирования банковской деятельности

 

2.1. Регулирование банковской деятельности

Регулирование банковской деятельности в разных странах имело существенные отличия, обусловленные несколькими  факторами. Во-первых, исторический фактор: различный уровень и характер экономического развития требовал неодинакового  подхода к вопросам регулирования  банковской деятельности. Во-вторых, политический фактор: благоприятный режим банковского  регулирования использовался как  инструмент привлечения иностранных  банков в национальную экономику  и, как следствие, увеличения притока  иностранных капиталовложений. Однако усилившаяся интернационализация  банковского бизнеса и ускоренная интеграция финансовых рынков в целом  как объективные процессы в развитии международных экономических отношений  обнаружили тот факт, что различия в правовом регулировании банковской деятельности могут привести к серьезным  потрясениям рынок финансовых услуг. Государства стали осознавать, что  угроза их финансовой стабильности исходит  не только от потенциального краха  крупных банковских институтов внутри страны, но и от возможного краха  иностранных банков, функционирующих  за пределами национальной юрисдикции.

Информация о работе Направления и пути совершенствования регулирования банковской деятельности в России