Организация финансов в образовательных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 03:07, дипломная работа

Описание работы

В интересах более полного удовлетворения социальных потребностей населения стало необходимым в практике функционирования бюджетных учреждений использовать рыночные отношения. Ускорению этого процесса способствует социальная и финансовая политика государства. Она проявляется в принятии законодательных актов, допускающих предпринимательскую деятельность бюджетных учреждений на определенных условиях и с определенными ограничениями. До сих пор в образовании практически не действует конкурентный рынок, это снижает эффективность общественных затрат, приводит к потере ресурсов на пути к учебным заведениям.

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ НА ПЕЧАТЬ.docx

— 250.81 Кб (Скачать файл)

Изменения, произошедшие в  сфере образования в этот период, касались главным образом содержания образовательной деятельности и  институциональной структуры системы  образования, и в малой степени - экономических механизмов ее функционирования. Исключением явился лишь возникший сектор негосударственного образования, где содержательные изменения сочетались с внедрением рыночного механизма [84].

Положительные сдвиги в сфере  образования в России были связаны  с появлением новых видов образовательных  учреждений, внедрением и распространением инновационных и авторских программ обучения и т.д. Правовые контуры преобразований в сфере образования были определены Указом Президента России, принятом 11 июля 1991 года «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» и Законом РФ «Об образовании», принятом 10 июля 1992 года.

С социально-экономической  точки зрения наиболее значимым в  этих документах было то, что они  объявляли образование приоритетной сферой государственных интересов и должны были существенно повысить статус ее работников путем значительного повышения уровня оплаты их труда. Закон закрепил права образовательных учреждений предоставлять платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные обязательными образовательными программами и государственными стандартами.

Рассмотрев становление и развитие системы расходов на социальную сферу в Российской Федерации, перейдем к изучению экономического содержания и назначения расходов на образование.

 

1.2 Экономическое содержание  и назначение расходов на образование

 

Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 года в редакции от 12 ноября 2012 года № 185-ФЗ «Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права [9].

В соответствии с законодательством  Российской Федерации область образования  признана приоритетной. Организационной  основой государственной политики Российской Федерации в области  образования является Федеральная  целевая программа развития образования. Эта программа разрабатывается  и утверждается Правительством Российской Федерации. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной  целевой программы развития образования  ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.

Государственная политика в  области образования основывается на следующих принципах: гуманистический  характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви  к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного  и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования  национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность  образования, адаптивность системы  образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях; свобода  и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) установлено, что особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами [3].

Соответственно, особенности  правового положения образовательных  учреждений определены законодательством  в области образования и изданными  в его развитие нормативными подзаконными актами. Гражданский кодекс, как видим, допускает наличие таких особенностей и не берет на себя урегулирование всех вопросов деятельности учреждений. Поэтому, решение вопросов, связанных с деятельностью образовательных учреждений должно основываться на положениях Закона Российской Федерации «Об образовании» и иных нормативных актов, предметом которых является сфера образования.

Задачами законодательства Российской Федерации в области  образования являются: разграничение  компетенции в области образования  между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Государство обеспечивает гражданам  право на образование путем создания системы образования и соответствующих  социально-экономических условий  для этого. Получить образование можно независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав на получение образования может быть установлены только законом [86, с. 5].

Государство гарантирует  гражданам общедоступность и  бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а  также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего  профессионального и послевузовского  профессионального образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях в  пределах государственных образовательных  стандартов, если образование данного  уровня гражданин получает впервые.

К образовательным учреждениям  относятся учреждения следующих  типов:  дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего  профессионального и послевузовского  профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых;  специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс [86, с. 79].

Деятельность государственных  и муниципальных образовательных  учреждений регулируется типовыми положениями  об образовательных учреждениях  соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных  учреждений.

Изучив экономическое содержание и назначение расходов на образование, перейдем к рассмотрению сметного порядка планирования расходов на содержание образовательных учреждений.

 

1.3 Сметный порядок планирования расходов на содержание

      образовательных  учреждений

 

Согласно БК РФ финансирование бюджетных учреждений производится по утвержденным сметам. Бюджетная смета это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения. Смета бюджетного учреждения представляет собой основной плановый документ для финансирования. Она определяет объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения. Утвержденная в установленном порядке вышестоящим органом управления, смета является единственно законным основанием для расходования выделяемых из бюджета финансовых средств. Следовательно, смета – это предписание бюджетному учреждению израсходовать определенные средства установленным образом [2]. Бюджетная смета учреждения образования является росписью расходов учреждения по статьям экономической классификации Бюджетной Классификации Российской Федерации, т.е. более или менее детальным распределением расходов по видам или группам. 

Сметное планирование осуществляется по видам расходов, определяемых статьями бюджетной классификации (заработная плата, хозяйственные расходы; расходы на питание; приобретение оборудования и др.). Планирование и финансирование предполагает экономное и целесообразное расходование бюджетных средств.

При финансовом планировании учитываются показатели на начало и  конец финансового года и среднегодовые. Расчет среднегодовых величин производится путем суммирования показателей  на каждое 1 число месяца и деления  полученной суммы на 12. Среднегодовые показатели составляют основу большинства сметных расчетов и характеризуют объемы деятельности учреждений, например по таким статьям, как зарплата работников, расходы на питание персонала, на приобретение хозяйственных расходов [86].

Обязательным приложением к смете являются расчеты, которые служат обоснованием планируемых ассигнований. В расчетах содержатся производственные показатели, составляющие основу планирования. Например, для дошкольных образовательных учреждений производственными показателями являются число воспитанников и групп, для школ – число учащихся и классов, по учреждениям профессионального образования – прием студентов (учащихся) на бесплатное обучение.

Расчет сумм расходов по смете  на планируемый год производится исходя из объема деятельности, определенного  планом развития учреждения, и фактического его исполнения за предшествующий период. Размеры операционных расходов определяются на основе норм расходов, т. е. затрат на расчетную единицу. Установлены материальные (в натуральном выражении) и денежные (стоимостное выражение материальных) нормы расходов. Все расходы, включаемые в смету, должны группироваться по видам и целевому назначению, при определении их суммы необходимо строго соблюдать режим экономии.

В расчетах к смете приводятся также общие сведения об учреждении, необходимые для определения суммы хозяйственных и других расходов (внутренняя площадь здания, количество и площади комнат, сведения о водопроводе, системе отопления и т.д.).

Дошкольные образовательные  учреждения организуются органами образования, предприятиями, хозяйственными организациями  и учреждениями. Независимо от того, в чьем ведении они находятся, методическое руководство ими осуществляют органы образования. Пребывание детей  в дошкольных образовательных учреждениях  может быть от 9 до 24 часов. Наполняемость  групп в дошкольных учреждениях  – 20 человек, в разновозрастных и  ясельных группах – до 15 человек [90].

Финансирование дошкольных образовательных учреждений имеет  свои особенности:

- расходы на содержание  детских садов зависят от среднегодового  числа детей, количества групп  и часов пребывания одного  ребенка в детском учреждении, основной показатель при планировании  – число детей в детских  садах;

- для расчета расходов  на детские сады надо определять  численность детей на начало  года и их среднегодовой контингент. Этот контингент, по отдельным  учреждениям рассчитывается исходя  из числа детей (групп) на  начало года, и его изменения  в плановом периоде;

- расходы на заработную  плату по отдельным учреждениям  и начисления на нее в   смете планируются исходя из  утвержденных штатов и ставок  заработной платы. Число штатных  единиц определяется исходя из  количества групп и длительности  пребывания детей в детском  саду;

- ставки заработной платы  работникам дошкольных образовательных  учреждений устанавливаются в  соответствии с разрядом по  ЕТС;

- расходы на питание  планируются исходя из установленных денежных норм на одного ребенка в день с учетом различного режима пребывания в них детей.

- канцелярские и хозяйственные  расходы по отдельным учреждениям  определяются в зависимости от  кубатуры зданий и условий  функционирования;

- в детских садах предусматриваются  также учебные и прочие расходы:  на приобретение игрушек, пособий  и материалов для занятий с  детьми, на проведение детских  праздников и т.д. Эти расходы  планируются по установленным  нормам на ребенка в год;

- затраты на приобретение  оборудования, мягкого инвентаря  и обмундирования определяются  по установленным нормам с  учетом обеспеченности им на  начало года;

- родительская плата составляет  небольшую долю (порядка 20 %) общих  расходов на дошкольные учреждения, но при этом расходы на питание  должны быть полностью покрыты;

- при свободном планировании  бюджетные ассигнования определяются  по средней сумме расходов  на одного ребенка с определением  затрат на заработную плату,  питание, оборудование новых мест  и дооборудование ранее действующих  мест мягким инвентарем и прочих  затрат на текущее содержание. Нормы расходов на дооборудование  мягким инвентарем являются едиными,  а на хозяйственные и прочие  расходы планируются на уровне  предшествующего года. Плата родителей  планируется также в среднем  на одного ребенка исходя из  уровня, сложившегося в текущем  периоде;

- значительное место в  затратах на содержание учреждений  занимают коммунальные платежи:  отопление, освещение, водоснабжение,  содержание помещений, аренда  и т.п. В городских учреждениях,  коммунальное обслуживание учреждений  осуществляется по договорам  со специализированными организациями,  а расчетный объем необходимых  средств зависит от кубатуры  зданий. По учреждениям, расположенным  в сельской местности, имеющим собственное печное и паровое отопление, расчет более сложен. Расходы исчисляются по нормам расхода топлива, учитываются цены на него, продолжительность отопительного сезона.

Информация о работе Организация финансов в образовательных учреждениях