Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 03:07, дипломная работа
В интересах более полного удовлетворения социальных потребностей населения стало необходимым в практике функционирования бюджетных учреждений использовать рыночные отношения. Ускорению этого процесса способствует социальная и финансовая политика государства. Она проявляется в принятии законодательных актов, допускающих предпринимательскую деятельность бюджетных учреждений на определенных условиях и с определенными ограничениями. До сих пор в образовании практически не действует конкурентный рынок, это снижает эффективность общественных затрат, приводит к потере ресурсов на пути к учебным заведениям.
Изменения, произошедшие в
сфере образования в этот период,
касались главным образом содержания
образовательной деятельности и
институциональной структуры
Положительные сдвиги в сфере
образования в России были связаны
с появлением новых видов образовательных
учреждений, внедрением и распространением
инновационных и авторских
С социально-экономической
точки зрения наиболее значимым в
этих документах было то, что они
объявляли образование
Рассмотрев становление и развитие системы расходов на социальную сферу в Российской Федерации, перейдем к изучению экономического содержания и назначения расходов на образование.
1.2 Экономическое содержание
и назначение расходов на
Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 года в редакции от 12 ноября 2012 года № 185-ФЗ «Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Право на образование является
одним из основных и неотъемлемых
конституционных прав граждан Российской
Федерации. Образование в Российской
Федерации осуществляется в соответствии
с законодательством Российской
Федерации и нормами
В соответствии с законодательством
Российской Федерации область образования
признана приоритетной. Организационной
основой государственной
Государственная политика в
области образования
Статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) установлено, что особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами [3].
Соответственно, особенности
правового положения
Задачами законодательства
Российской Федерации в области
образования являются: разграничение
компетенции в области
Государство обеспечивает гражданам
право на образование путем создания
системы образования и
Государство гарантирует
гражданам общедоступность и
бесплатность дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования и начального
профессионального образования, а
также на конкурсной основе бесплатность
среднего профессионального, высшего
профессионального и
К образовательным учреждениям
относятся учреждения следующих
типов: дошкольные; общеобразовательные
(начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования);
учреждения начального профессионального,
среднего профессионального, высшего
профессионального и
Деятельность государственных
и муниципальных
Изучив экономическое содержание и назначение расходов на образование, перейдем к рассмотрению сметного порядка планирования расходов на содержание образовательных учреждений.
1.3 Сметный порядок планирования расходов на содержание
образовательных учреждений
Согласно БК РФ финансирование бюджетных учреждений производится по утвержденным сметам. Бюджетная смета это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения. Смета бюджетного учреждения представляет собой основной плановый документ для финансирования. Она определяет объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения. Утвержденная в установленном порядке вышестоящим органом управления, смета является единственно законным основанием для расходования выделяемых из бюджета финансовых средств. Следовательно, смета – это предписание бюджетному учреждению израсходовать определенные средства установленным образом [2]. Бюджетная смета учреждения образования является росписью расходов учреждения по статьям экономической классификации Бюджетной Классификации Российской Федерации, т.е. более или менее детальным распределением расходов по видам или группам.
Сметное планирование осуществляется по видам расходов, определяемых статьями бюджетной классификации (заработная плата, хозяйственные расходы; расходы на питание; приобретение оборудования и др.). Планирование и финансирование предполагает экономное и целесообразное расходование бюджетных средств.
При финансовом планировании
учитываются показатели на начало и
конец финансового года и среднегодовые.
Расчет среднегодовых величин
Обязательным приложением к смете являются расчеты, которые служат обоснованием планируемых ассигнований. В расчетах содержатся производственные показатели, составляющие основу планирования. Например, для дошкольных образовательных учреждений производственными показателями являются число воспитанников и групп, для школ – число учащихся и классов, по учреждениям профессионального образования – прием студентов (учащихся) на бесплатное обучение.
Расчет сумм расходов по смете на планируемый год производится исходя из объема деятельности, определенного планом развития учреждения, и фактического его исполнения за предшествующий период. Размеры операционных расходов определяются на основе норм расходов, т. е. затрат на расчетную единицу. Установлены материальные (в натуральном выражении) и денежные (стоимостное выражение материальных) нормы расходов. Все расходы, включаемые в смету, должны группироваться по видам и целевому назначению, при определении их суммы необходимо строго соблюдать режим экономии.
В расчетах к смете приводятся также общие сведения об учреждении, необходимые для определения суммы хозяйственных и других расходов (внутренняя площадь здания, количество и площади комнат, сведения о водопроводе, системе отопления и т.д.).
Дошкольные образовательные учреждения организуются органами образования, предприятиями, хозяйственными организациями и учреждениями. Независимо от того, в чьем ведении они находятся, методическое руководство ими осуществляют органы образования. Пребывание детей в дошкольных образовательных учреждениях может быть от 9 до 24 часов. Наполняемость групп в дошкольных учреждениях – 20 человек, в разновозрастных и ясельных группах – до 15 человек [90].
Финансирование дошкольных образовательных учреждений имеет свои особенности:
- расходы на содержание
детских садов зависят от
- для расчета расходов
на детские сады надо
- расходы на заработную
плату по отдельным
- ставки заработной платы
работникам дошкольных
- расходы на питание планируются исходя из установленных денежных норм на одного ребенка в день с учетом различного режима пребывания в них детей.
- канцелярские и хозяйственные
расходы по отдельным
- в детских садах
- затраты на приобретение оборудования, мягкого инвентаря и обмундирования определяются по установленным нормам с учетом обеспеченности им на начало года;
- родительская плата составляет
небольшую долю (порядка 20 %) общих
расходов на дошкольные
- при свободном планировании
бюджетные ассигнования
- значительное место в
затратах на содержание
Информация о работе Организация финансов в образовательных учреждениях