Организация финансов в образовательных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 03:07, дипломная работа

Описание работы

В интересах более полного удовлетворения социальных потребностей населения стало необходимым в практике функционирования бюджетных учреждений использовать рыночные отношения. Ускорению этого процесса способствует социальная и финансовая политика государства. Она проявляется в принятии законодательных актов, допускающих предпринимательскую деятельность бюджетных учреждений на определенных условиях и с определенными ограничениями. До сих пор в образовании практически не действует конкурентный рынок, это снижает эффективность общественных затрат, приводит к потере ресурсов на пути к учебным заведениям.

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ НА ПЕЧАТЬ.docx

— 250.81 Кб (Скачать файл)

3.  Основа для постановки  задачи. Разрабатывая финансовый  план на следующий период, необходимо  принимать решения заблаговременно,  до начала деятельности в этот  период. В таком случае существует  большая вероятность того, что  разработчикам плана хватит времен  для выдвижения и анализа альтернативных  предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в  самый последний момент.

Что касается составления  годовой сметы доходов и расходов, то следует отметить, что она является одним из главных финансовых документов как при планировании, так и при контроле финансовых ресурсов. На коммерческих предприятиях аналогом такой сметы был бы отчет о прибылях и убытках.

Смета - это форма планового  расчета, которая определяет подробную  программу действий предприятия  на предстоящий период. При составлении  сметы в рассматриваемой организации используется нормативный и балансовый метод.

Сущностью нормативного метода составления сметы является расчет объёмов затрат и потребности  в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый  объём экономического показателя.

Сущностью балансового метода составления сметы является увязка объёмов затрат и источников расширения ресурсов.

В данной организации необходимо, чтобы данный документ составлялся  не поквартально, а помесячно с  указанием плановых и фактических  показателей. Это позволит более  оперативно реагировать на любые  изменения.

Кроме того, необходимо анализировать  данный документ не только по абсолютным, но и по относительным показателям, составлять соответствующие ряды динамики. Также наглядным было бы составление  сметы с указанием удельных весов  каждой статьи затрат в их общем  объеме, а также указанием удельных весов затрат каждой сферы в их общем объеме. Все это позволит создать некоторые центры финансового  учета наподобие аналогичных  центров в коммерческих предприятиях.

Помесячное планирование сметы дает более точные показатели размеров и структуры затрат, чем  действующая система бухгалтерского учета.

Необходимо проводить  соответствующий анализ исполнения сметы доходов и расходов за несколько  периодов (месяцев, кварталов, лет) с  выявлением соответствующей динамики и установления объективных причин изменения расходов. Для этого  все статьи доходов и расходов необходимо сравнивать с учетом изменяющегося  уровня инфляции.

В 2012 году финансово-экономическая  деятельность в сфере «Образование»  осуществлялась в условиях формирования эффективных экономических отношений  и оценки эффективности работы различных структур системы образования.

В целях формирования единой политики в части финансового  обеспечения сферы «Образование»  в 2012 году значительно обновлена  нормативная правовая база, обеспечивающая ее функционирование:

- приняты нормативные  правовые акты по обеспечению  гарантий на отдых и оздоровление  детей, в том числе в части  финансового обеспечения отдыха  детей в лагерях с дневным  пребыванием;

- определены финансовые  механизмы обеспечения воспитания  и обучения детей-инвалидов на  дому, а также организации дистанционного  образования детей данной категории;  по финансовому обеспечению организации  питания в общеобразовательных  учреждениях области за счет  средств областного бюджета, что  позволит увеличить в 2013 году  стоимость питания различных  категорий школьников, в том числе  в пришкольных интернатах.

В условиях преобразования экономики  образования возникла потребность  в такой схеме финансирования образовательных учреждений, которая  позволит аккумулировать финансы и  направить их на создание и реализацию конкретных образовательных программ, перейдя от потребительской позиции - к ответственной эффективной  самостоятельности.

В финансово – экономической  сфере:

- планомерный переход  на новые формы финансового  обеспечения об-разовательных учреждений на основе задания на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам в соответствии с утвержденными нормативами затрат;

- обеспечение деятельности  по переводу образовательных  учреждений на отраслевую систему  оплаты труда; 

- внедрение в практику  финансово-экономических механизмов, способствующих сокращению неэффективных расходов в сфере «Образование»;

- организация работы по  переводу образовательных учреждений  в статус «автономных».

В Российской Федерации ведущим  источником финансового обеспечения  расходов на образование становятся средства бюджетов разных уровней. За федеральным уровнем закреплено предоставление средств на следующие  цели: содержание образовательных учреждений федерального ведения, осуществление  федеральных образовательных программ, на образовательные субвенции в  пределах трансфертов нуждающимся  в финансовой поддержке регионам.

Источником финансирования государственных образовательных  учреждений на уровне региона являются также субвенции, выделяемые из областного бюджета.

Независимо от привлечённых дополнительных средств бюджетное  финансирование образовательного учреждения не снижается.

В таблице 3.1 представлено изменение  структуры расходов бюджета.

 

Таблица 3.1 - Динамика расходов бюджета за 2010 - 2012 годы

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год

Тыс. рублей

Процент

Тыс. рублей

Процент

Тыс. рублей

Процент

Всего расходов

5302389,2

100

6401009,2

100

6922838,7

100

Общегосударственные расходы

284673

5,25

301405

4,57

299418

4,16

Национальная оборона

313

0,05

3254

0,05

1746

0,02

Национальная безопасность

197381

3,64

287526

4,35

260275

3,63

Национальная экономика

941355

17,37

1230402

18,65

1365825

19,01

ЖКХ

8728

0,16

9182

0,14

9621

0,14

Образование

541650

10,0

535312

8,11

606476

8,45

Здравоохранение

1013817

18,71

1027713

15,58

887544

12,35

Культура

67785

125

49743

0,75

47552

0,66

Социальная политика

38330

7,07

615547

9,33

799552

11,12


 

В течение рассматриваемого периода, наблюдается увеличение расходной  части бюджета: 2011 год – 6401009,2 тыс. рублей, что составляет 120,7 % к уровню 2010 года; 2012 год - 6922838,7 тыс. рублей, что  составляет 108,1 % к уровню 2011 года.

 

Тысяч рублей





 

Рисунок 3.1 - Динамика расходной части бюджета  за 2010 - 2012 года

 

Анализ данных показал, что  наблюдается увеличение расходов по всем статьям.

 

Тысяч рублей




Рисунок 3.2 – Динамика расходов бюджета на образование

                                  в 2010 -2012 годах

Финансирование сферы  образования за рассматриваемый  период носило нестабильный характер, так в 2011 году наблюдается снижение финансирования на 1,2 %, в 2012 году наблюдается  рост финансирования на 13,3 %.

Таким образом, можно выделить основные проблемы финансового обеспечения  деятельности образовательных учреждений.



 




 


 


 

 

 

Рисунок 3.3 - Проблемы финансового обеспечения  деятельности

                             образовательных учреждений

 

Анализ средств, выделяемых из бюджета, показывает, что в финансировании системы образования наметились положительные сдвиги. Вместе с тем, очевидно, что в ближайшие годы бюджетных средств будет недостаточно для решения накопившихся годами финансовых и материально-технических  проблем по различным видам и  типам образовательных учреждений.

Основным документом, определяющим общий объем, целевое направление  и поквартальное распределение  средств, выделяемых на содержание учреждения образования, является смета доходов  и расходов.

Составлению сметы предшествуют обоснованные расчеты по видам расходов сметы. В смете доходов и расходов образовательного учреждения наряду с  расчетами приводятся общие сведения об учебном заведении, его учебно-материальной базе. Эти сведения – основа планирования расходов по смете. Согласно Федеральному закону «Об образовании» каждое образовательное  учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный расчетный  счет в банковских и иных кредитных  учреждениях. На основе БК РФ учреждения образования, финансируемые из бюджета, называются получателями бюджетных  средств, а их учредители в составе  органов управления – главным  распорядителями средств бюджета.

Порядок финансирования учреждений образования регламентирован БК РФ, в котором предусмотрено сохранение методики поэлементного выделения  средств бюджетополучателю на основе экономических статей по видам затрат.

Их расчет проводится по нормативам частного характера. Например, размер ставок заработной платы педагогических работников, работников аппарата управления, контингента учащихся и др.

Бюджетные расходы по экономическим  статьям детализируются с целью  усиления контроля финансирующих и  административных органов за соблюдением  их целевого использования.

Ведущим показателем для  определения объема расходов по смете  является количество обучающихся в  учреждении образования.

Некоторые виды расходов учреждения образования определяются на основе среднегодового контингента учащихся, который рассчитывается исходя из наличия  учащихся на начало планируемого периода, изменения контингента учащихся в течение года в связи с приемом и выпуском учащихся, сроком обучения, а также их отсевом до окончания учебного заведения.

Расходы на финансирование образования  выделяются из бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств через лицевые счета образовательных  бюджетных учреждений. Последние  открываются в органах Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Утверждение сметы доходов и  расходов производится главным распорядителем бюджетных средств в установленном  действующим законодательством  порядке.

В смете доходов и расходов отражаются все доходы учебного заведения, получаемые как из бюджета и государственных  внебюджетных фондов, так и от проведения предпринимательской деятельности.

Региональные и местные  нормативы финансирования должны учитывать  специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих  расходов, связанных с образовательным  процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования.

Образовательные учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных  уставом, а также добровольных пожертвований  и целевых взносов юридических  и физических лиц. Привлечение образовательным  учреждением дополнительных средств  не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную  отрасль регламентировано серией законодательных  актов, среди которых кроме Федерального закона «Об образовании» можно выделить Федеральные законы «Об общественных объединениях и общественных организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях» и  ряд других.

Информация о работе Организация финансов в образовательных учреждениях