Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 03:07, дипломная работа
В интересах более полного удовлетворения социальных потребностей населения стало необходимым в практике функционирования бюджетных учреждений использовать рыночные отношения. Ускорению этого процесса способствует социальная и финансовая политика государства. Она проявляется в принятии законодательных актов, допускающих предпринимательскую деятельность бюджетных учреждений на определенных условиях и с определенными ограничениями. До сих пор в образовании практически не действует конкурентный рынок, это снижает эффективность общественных затрат, приводит к потере ресурсов на пути к учебным заведениям.
3. Основа для постановки
задачи. Разрабатывая финансовый
план на следующий период, необходимо
принимать решения
Что касается составления
годовой сметы доходов и
Смета - это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период. При составлении сметы в рассматриваемой организации используется нормативный и балансовый метод.
Сущностью нормативного метода составления сметы является расчет объёмов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объём экономического показателя.
Сущностью балансового метода составления сметы является увязка объёмов затрат и источников расширения ресурсов.
В данной организации необходимо, чтобы данный документ составлялся не поквартально, а помесячно с указанием плановых и фактических показателей. Это позволит более оперативно реагировать на любые изменения.
Кроме того, необходимо анализировать данный документ не только по абсолютным, но и по относительным показателям, составлять соответствующие ряды динамики. Также наглядным было бы составление сметы с указанием удельных весов каждой статьи затрат в их общем объеме, а также указанием удельных весов затрат каждой сферы в их общем объеме. Все это позволит создать некоторые центры финансового учета наподобие аналогичных центров в коммерческих предприятиях.
Помесячное планирование
сметы дает более точные показатели
размеров и структуры затрат, чем
действующая система
Необходимо проводить соответствующий анализ исполнения сметы доходов и расходов за несколько периодов (месяцев, кварталов, лет) с выявлением соответствующей динамики и установления объективных причин изменения расходов. Для этого все статьи доходов и расходов необходимо сравнивать с учетом изменяющегося уровня инфляции.
В 2012 году финансово-экономическая
деятельность в сфере «Образование»
осуществлялась в условиях формирования
эффективных экономических
В целях формирования единой
политики в части финансового
обеспечения сферы «
- приняты нормативные
правовые акты по обеспечению
гарантий на отдых и
- определены финансовые
механизмы обеспечения
В условиях преобразования экономики образования возникла потребность в такой схеме финансирования образовательных учреждений, которая позволит аккумулировать финансы и направить их на создание и реализацию конкретных образовательных программ, перейдя от потребительской позиции - к ответственной эффективной самостоятельности.
В финансово – экономической сфере:
- планомерный переход на новые формы финансового обеспечения об-разовательных учреждений на основе задания на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам в соответствии с утвержденными нормативами затрат;
- обеспечение деятельности
по переводу образовательных
учреждений на отраслевую
- внедрение в практику финансово-экономических механизмов, способствующих сокращению неэффективных расходов в сфере «Образование»;
- организация работы по
переводу образовательных
В Российской Федерации ведущим
источником финансового обеспечения
расходов на образование становятся
средства бюджетов разных уровней. За
федеральным уровнем закреплено
предоставление средств на следующие
цели: содержание образовательных учреждений
федерального ведения, осуществление
федеральных образовательных
Источником финансирования
государственных
Независимо от привлечённых дополнительных средств бюджетное финансирование образовательного учреждения не снижается.
В таблице 3.1 представлено изменение структуры расходов бюджета.
Таблица 3.1 - Динамика расходов бюджета за 2010 - 2012 годы
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год | |||
Тыс. рублей |
Процент |
Тыс. рублей |
Процент |
Тыс. рублей |
Процент | |
Всего расходов |
5302389,2 |
100 |
6401009,2 |
100 |
6922838,7 |
100 |
Общегосударственные расходы |
284673 |
5,25 |
301405 |
4,57 |
299418 |
4,16 |
Национальная оборона |
313 |
0,05 |
3254 |
0,05 |
1746 |
0,02 |
Национальная безопасность |
197381 |
3,64 |
287526 |
4,35 |
260275 |
3,63 |
Национальная экономика |
941355 |
17,37 |
1230402 |
18,65 |
1365825 |
19,01 |
ЖКХ |
8728 |
0,16 |
9182 |
0,14 |
9621 |
0,14 |
Образование |
541650 |
10,0 |
535312 |
8,11 |
606476 |
8,45 |
Здравоохранение |
1013817 |
18,71 |
1027713 |
15,58 |
887544 |
12,35 |
Культура |
67785 |
125 |
49743 |
0,75 |
47552 |
0,66 |
Социальная политика |
38330 |
7,07 |
615547 |
9,33 |
799552 |
11,12 |
В течение рассматриваемого периода, наблюдается увеличение расходной части бюджета: 2011 год – 6401009,2 тыс. рублей, что составляет 120,7 % к уровню 2010 года; 2012 год - 6922838,7 тыс. рублей, что составляет 108,1 % к уровню 2011 года.
Тысяч рублей |
Рисунок 3.1 - Динамика расходной части бюджета за 2010 - 2012 года
Анализ данных показал, что наблюдается увеличение расходов по всем статьям.
Тысяч рублей |
Рисунок 3.2 – Динамика расходов бюджета на образование
Финансирование сферы образования за рассматриваемый период носило нестабильный характер, так в 2011 году наблюдается снижение финансирования на 1,2 %, в 2012 году наблюдается рост финансирования на 13,3 %.
Таким образом, можно выделить основные проблемы финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений.
Рисунок 3.3 - Проблемы финансового обеспечения деятельности
образовательных учреждений
Анализ средств, выделяемых
из бюджета, показывает, что в финансировании
системы образования наметились
положительные сдвиги. Вместе с тем,
очевидно, что в ближайшие годы
бюджетных средств будет
Основным документом, определяющим общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых на содержание учреждения образования, является смета доходов и расходов.
Составлению сметы предшествуют
обоснованные расчеты по видам расходов
сметы. В смете доходов и расходов
образовательного учреждения наряду с
расчетами приводятся общие сведения
об учебном заведении, его учебно-материальной
базе. Эти сведения – основа планирования
расходов по смете. Согласно Федеральному
закону «Об образовании» каждое образовательное
учреждение самостоятельно осуществляет
финансово-хозяйственную
Порядок финансирования учреждений
образования регламентирован БК
РФ, в котором предусмотрено
Их расчет проводится по нормативам частного характера. Например, размер ставок заработной платы педагогических работников, работников аппарата управления, контингента учащихся и др.
Бюджетные расходы по экономическим статьям детализируются с целью усиления контроля финансирующих и административных органов за соблюдением их целевого использования.
Ведущим показателем для определения объема расходов по смете является количество обучающихся в учреждении образования.
Некоторые виды расходов учреждения образования определяются на основе среднегодового контингента учащихся, который рассчитывается исходя из наличия учащихся на начало планируемого периода, изменения контингента учащихся в течение года в связи с приемом и выпуском учащихся, сроком обучения, а также их отсевом до окончания учебного заведения.
Расходы на финансирование образования
выделяются из бюджета в пределах
лимитов бюджетных обязательств
через лицевые счета
В смете доходов и расходов
отражаются все доходы учебного заведения,
получаемые как из бюджета и государственных
внебюджетных фондов, так и от проведения
предпринимательской
Региональные и местные
нормативы финансирования должны учитывать
специфику образовательного учреждения
и быть достаточными для покрытия
средних по данной территории текущих
расходов, связанных с образовательным
процессом и эксплуатацией
Образовательные учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.
Привлечение внебюджетных источников
финансирования в образовательную
отрасль регламентировано серией законодательных
актов, среди которых кроме
Информация о работе Организация финансов в образовательных учреждениях