Организация финансов в образовательных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 03:07, дипломная работа

Описание работы

В интересах более полного удовлетворения социальных потребностей населения стало необходимым в практике функционирования бюджетных учреждений использовать рыночные отношения. Ускорению этого процесса способствует социальная и финансовая политика государства. Она проявляется в принятии законодательных актов, допускающих предпринимательскую деятельность бюджетных учреждений на определенных условиях и с определенными ограничениями. До сих пор в образовании практически не действует конкурентный рынок, это снижает эффективность общественных затрат, приводит к потере ресурсов на пути к учебным заведениям.

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ НА ПЕЧАТЬ.docx

— 250.81 Кб (Скачать файл)

В первой главе показаны общие  положения; даны государственные гарантии прав граждан Российской Федерации  в области образования; принципы государственной политики в области  образования; задачи законодательства Российской Федерации в области  образования; приведены Федеральные  государственные образовательные  стандарты.

Во второй главе представлена система образования, дано ее понятие, описаны образовательные программы, формы получения образования, виды образовательных учреждений, устав  образовательного учреждения, даны общие  требования к содержанию образования, к организации образовательного процесса, к приему граждан в образовательные  учреждения, реализация общеобразовательных  программ. Расписано дошкольное, общее, начальное, среднее,  высшее и послевузовское профессиональное образование; профессиональная подготовка; представлены документы  об образовании [9].

В третьей главе описано  управление системой образования; полномочия Российской Федерации в области  образования, компетенция и ответственность  образовательного учреждения; лицензирование образовательной деятельности; государственная  аккредитация образовательных учреждений; реорганизация и ликвидация образовательного учреждения; описаны органы, осуществляющие управление в сфере образования.

Четвертая глава «Экономика системы образования» включает в  себя отношения собственности в  системе образования; особенности  экономики среднего профессионального  и высшего профессионального  образования; права образовательного учреждения на пользование финансовыми  и материальными средствами; платные  дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений; приносящую доход деятельность образовательного учреждения; индивидуальную трудовую педагогическую деятельность. Статьей 49 предусмотрено возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием [9].

В пятой главе расписаны  социальные гарантии прав граждан на образование. Права и обязанности  обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного  образовательного учреждения и иными  предусмотренными этим уставом локальными актами. Статьей 51 предусмотрена охрана здоровья обучающихся и воспитанников. Далее показаны права и обязанности  родителей; представлена родительская плата за содержание ребенка в образовательных учреждениях; права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки [9].

 В шестой главе дано  понятие международной деятельности  в области образования. Расписаны международное сотрудничество Российской Федерации, внешнеэкономическая деятельность.

 Необходимость в принятии  нового основополагающего нормативного  правового акта, регулирующего сферу  образования, появилась уже давно.  В пояснительной записке к  проекту федерального закона  № 121965-6 "Об образовании в  Российской Федерации" отмечалось, что в последние годы возник  явный разрыв между потребностями  образовательной практики и ее  законодательным обеспечением, обусловленный  динамичным развитием и процессами модернизации системы образования. Стали очевидны пробелы и правовая неопределенность законодательства в отношении статуса примерных образовательных программ, электронных образовательных ресурсов, деятельности негосударственных образовательных учреждений, порядка сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций, оказания платных образовательных услуг, избыточные административные ограничения, связанные с типологией образовательных учреждений, и др.

 За минувшее десятилетие  законодательство в области образования  неоднократно обновлялось – в  первую очередь путем внесения  изменений в Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" и  Федеральный закон от 22.08.1996 №  125-ФЗ "О высшем и послевузовском  профессиональном образовании". Эти меры позволяли решать  отдельные вопросы, касающиеся  функционирования системы образования,  но в итоге привели к неустойчивости  федеральных законодательных норм, их дублированию, порождая в некоторых  случаях противоречия.

17 октября 2012 г. проект  федерального закона "Об образовании  в Российской Федерации" был  принят Государственной Думой  в первом чтении. После этого  в рамках работы ответственного  комитета Государственной Думы  были сформированы три рабочие  группы по его доработке. Количество  рассмотренных группами замечаний  и предложений исчислялось тысячами. Были проведены парламентские  слушания, на которых выступали  представители регионов, профессиональных  и других организаций. Общественная  палата РФ провела общественную  экспертизу нового закона.

Новый закон об образовании  весьма существенно отличается от старого. Положения Закона РФ "Об образовании" касались в основном управленческих и финансово-экономических отношений  в сфере образования. Федеральный  закон "Об образовании в Российской Федерации" регулирует не только эти  отношения, но и содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и  стандартам), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.

 В целом те права  и гарантии, которые предоставлялись  гражданам старым законом, новым  законом сохраняются и даже  расширяются. Одним из немногих  исключений можно считать регулирование  вопроса родительской платы в  дошкольных образовательных организациях. В Федеральном законе “Об образовании  в Российской Федерации” нет  гарантии ограничения размера  такой платы, что теоретически (если учредитель примет такое  решение) может привести к ее  повышению.   

 Федеральный закон  "Об образовании в Российской  Федерации”"вносит изменения в юридическую терминологию российского права. Во-первых, он вводит четкие определения часто употребляемых терминов и понятий:"образование", "воспитание", "обучение", "уровень образования", "квалификация", "учебный план", "практика", "направленность (профиль) образования" и т. д. Во-вторых, он меняет давно переставший быть адекватным термин "образовательное учреждение" на термин "образовательная организация". Закон РФ "Об образовании" разрешал образовательную деятельность любым некоммерческим организациям, однако именовал их все образовательными учреждениями. В результате в отношении автономных некоммерческих организаций, фондов и т. п. приходилось каждый раз решать вопрос, применимо ли к ним данное нормативное регулирование, не противоречит ли оно их организационно-правовой форме.

В соответствии с новым  законом образование в РФ подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование  и профессиональное обучение.

При этом общее образование  и профессиональное образование  реализуются по нескольким уровням. В частности, общее образование  включает в себя:   дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее  общее образование.

 Таким образом, дошкольное  образование теперь является  одним из уровней общего образования.  В связи с этим изменится  и схема его финансового обеспечения  – она будет аналогична "школьной". Федеральный закон "Об образовании  в Российской Федерации" четко  определяет, в какой части финансирование  возложено на субъекты РФ, а  в какой – на муниципалитеты. С учетом дефицита муниципальных  бюджетов принятое решение может  поспособствовать улучшению ситуации  с финансовым обеспечением детских  садов. 

Интересна норма закона, по которой образовательная организация  вправе возложить на договорной основе на третьих лиц организацию управления, научное, методическое, ресурсное и  прочее обеспечение своей деятельности. Если понимать ее буквально, то для  управления учебным заведением может  быть нанята специальная управляющая  компания. В действительности этот пункт будет оправдывать существование  централизованных бухгалтерий, транспортных компаний, методических кабинетов и  комбинатов школьного питания. Так  что продекларированная в законе свобода образовательных организаций  в определении содержания образования  и выборе учебно-методического обеспечения, методов обучения и образовательных  технологий, скорее всего, останется  декларацией.

А вот ответственность  серьезно ужесточается. "Образовательная  организация несет ответственность  в установленном законодательством  РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за предоставление образования  ненадлежащего качества".

Рассмотрев вопросы первой главы дипломной работы, перейдем к анализу  финансирования деятельности и исполнения бюджетной сметы  муниципального казенного учреждения централизованная бухгалтерия учреждений образования за 2008 – 2012 годы.

 

 

2 Анализ финансирования  деятельности и исполнения бюджетной  сметы 

   образовательных учреждений  за 2008-2012 годы

       

2.1 Характеристика и структура  МКУ централизованная бухгалтерия 

      учреждений  образования

       

Согласно Федеральному закону РФ № 83-ФЗ «О внесении изменений в  отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» создан новый тип государственных (муниципальных) учреждений – казенные учреждения. По своей правовой основе муниципальное  казенное учреждение централизованная бухгалтерия учреждений образования (далее МКУ ЦБУО) является некоммерческой организацией и подведомственным учреждением  управления образования. Она создана  решением Собрания депутатов Николаевского  муниципального района Хабаровского края от 01.11.2005 г. № 76 «О создании муниципального учреждения» с учетом изменений. Учредителем Бухгалтерии является комитет по управлению имуществом администрации  Николаевского муниципального района.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ МКУ ЦБУО можно представить  как муниципальное учреждение, осуществляющее оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных  функций в целях обеспечения  реализации предусмотренных законодательством  РФ полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств  соответствующего бюджета на основании  бюджетной сметы. 

МКУ ЦБУО является юридическим  лицом, имеет самостоятельный баланс, текущий счет в банке, имеет печать с изображением герба Хабаровского края и штампы со своим наименованием. Местонахождение централизованной бухгалтерии: 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Кантера, 2.

Бухгалтерия осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим  законодательством Российской Федерации  по профилю ее деятельности, актами органов местного самоуправления, а  также уставом. МКУ ЦБУО осуществляет операции с бюджетными средствами через  лицевые счета, открытые ему в  органах Федерального Казначейства.

Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд» МКУ  ЦБУО обязано проводить тендеры  при любых видах закупок.

К деятельности МКУ ЦБУО относят:

1)Осуществление финансово-хозяйственной деятельности муниципальных образовательных учреждений г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района.

2) Формирование полной  и достоверной, своевременной  и качественной бухгалтерской  отчетности об исполнении смет  доходов и расходов на содержание  муниципальных образовательных  учреждений,  выполнение целевых  программ проведение общегородских  мероприятий.

3) Обеспечение систематического  контроля за исполнением утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств, смет доходов и расходов, соблюдением бюджетной дисциплины, обеспечением экономии материальных ценностей и денежных средств.

4) Организация учета наличия  и движения имущества, обязательств, хозяйственных операций.

5) Организация учета поступления  и расходования бюджетных средств  и средств, поступивших от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности.

Финансирование МКУ ЦБУО осуществляется из местного бюджета  на основании сметы доходов и  расходов на ее содержание, в пределах утвержденных лимитов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. Источниками формирования  имущества  Бухгалтерии могут выступать  средства местного бюджета, средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Координация деятельности и  руководство централизованной бухгалтерии  возлагается на управление образования. Учредитель имеет право назначать  и проводить документальные и  фактические проверки, экспертизы, а также при необходимости привлекать для их проведения.

В соответствии с возложенными на него задачами МКУ ЦБУО выполняет  следующие функции:

- организация и ведение  бухгалтерского учета средств,  выделяемых из местного бюджета,  средств, поступивших от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности  на основании договоров, заключенных  с руководителями образовательных  учреждений, на оказание услуг  бухгалтерией, в соответствии с  федеральным законодательством  и нормативными правовыми актами  по организации бухгалтерского  учета в бюджетных учреждениях.

- ежегодное предоставление  расчетов к проекту местного  бюджета по всем статьям расходов  по отрасли «Образование».

-составление смет расходов и доходов по обслуживаемым образовательным учреждениям, обеспечение их утверждения в установленном порядке.

Информация о работе Организация финансов в образовательных учреждениях