Организация финансов в образовательных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 03:07, дипломная работа

Описание работы

В интересах более полного удовлетворения социальных потребностей населения стало необходимым в практике функционирования бюджетных учреждений использовать рыночные отношения. Ускорению этого процесса способствует социальная и финансовая политика государства. Она проявляется в принятии законодательных актов, допускающих предпринимательскую деятельность бюджетных учреждений на определенных условиях и с определенными ограничениями. До сих пор в образовании практически не действует конкурентный рынок, это снижает эффективность общественных затрат, приводит к потере ресурсов на пути к учебным заведениям.

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ НА ПЕЧАТЬ.docx

— 250.81 Кб (Скачать файл)

На оказание образовательных  услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета. Составление  такой сметы по требованию потребителя  или исполнителя обязательно. В  этом случае смета становится частью договора.

Платные образовательные  услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой  за счет средств бюджета. В противном  случае средства, полученные от такой  деятельности, изымаются учредителем  в его бюджет.

К платным образовательным  услугам, предоставляемым образовательными учреждениями, не относятся: снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы  при реализации основных образовательных  программ; реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного  уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным  изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в  основных общеобразовательных программах. Платные дополнительные образовательные  услуги предоставляются с целью  всестороннего удовлетворения образовательных  потребностей граждан и носят дополнительный характер по отношению к обязательным образовательным программам [21].

Образовательные программы  подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). В соответствии со статьей 9 Закона «Об образовании» общеобразовательными являются программы: дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования и среднего (полного) общего образования [9].

Профессиональные образовательные  программы направлены на решение  задач последовательного повышения  профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей  квалификации. К ним относятся  программы начального профессионального  образования, среднего профессионального  образования, высшего профессионального  образования, послевузовского профессионального  образования.

Обязательный минимум  содержания каждой основной общеобразовательной  программы или основной профессиональной образовательной программы устанавливается  соответствующим государственным  образовательным стандартом.

Как указывалось выше, платные  дополнительные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и  в рамках основной образовательной  деятельности, финансируемой из средств  бюджета. Услуги, предоставляемые в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, согласно статусу образовательного учреждения, направленные на совершенствование образовательного процесса при наличии имеющихся условий и средств (например, снижение наполняемости классов (групп); деление на подгруппы против установленных норм; сдача экзаменов в порядке экстерната; дополнительные занятия с неуспевающими и некоторые другие услуги, предусмотренные типовыми положениями об образовательных учреждениях), не рассматриваются как платные дополнительные образовательные услуги, и привлечение на эти цели средств родителей не допускается.

Взимание платы с родителей  на доплату учителям, работающим в  рамках соответствующих образовательных  программ, является незаконным. Обеспечение  хозяйственных нужд, проведение ремонтных  работ, доплата обслуживающему персоналу, а также учителям-предметникам за проведение уроков в рамках основной образовательной деятельности также  не относятся к платным дополнительным образовательным услугам, тем более  что на эти цели выделяются бюджетные  ассигнования [21].

К платным дополнительным услугам, которые могут оказывать  образовательные учреждения, относятся:

- образовательные услуги: реализация основных образовательных  программ в учреждениях профессионального  образования с полным возмещением  затрат на обучение за счет  юридических и физических лиц;  изучение учебных дисциплин сверх  часов и сверх программ по  данной дисциплине, предусмотренных  учебным планом; репетиторство с  обучающимися другого образовательного  учреждения;  различные курсы:  по подготовке к школе и  т. д.;

- развивающие услуги: различные  кружки: по обучению игре на  музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству,  танцам и так далее; создание различных студий, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и так далее, то есть всему тому, что направлено на развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов; создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение);

- оздоровительные мероприятия:  создание различных учебных групп  и методов специального обучения  детей с отклонениями в развитии, специальное обучение по коррекции психического здоровья и прочие; организация секций и групп по укреплению здоровья (волейбол, баскетбол, хоккей, фигурное катание, легкая атлетика, теннис, лыжи, общая физическая подготовка, различные игры и другие);

- организационные услуги: организация досуга обучающихся  (дискотеки, клубы по интересам,  лектории, театр, концертная деятельность, экскурсии, туристические походы); организация профилактических и  лечебных мероприятий, групп по  коррекции физического развития; улучшение условий пребывания  и питания и другие;

Платные дополнительные образовательные  услуги оказываются в соответствии с Правилами оказания платных  образовательных услуг, согласно которым  исполнитель обязан довести до потребителя  информацию, содержащую следующие сведения:

- наименование и место  нахождения (юридический адрес) исполнителя,  а также сведения о наличии  лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера, срока действия и органа, их выдавшего;

- уровень и направленность  реализуемых основных и дополнительных  образовательных программ, формы  и сроки их освоения;

- перечень образовательных  услуг, стоимость которых включена  в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных  услуг, оказываемых с согласия  потребителя, порядок их предоставления;

- стоимость образовательных  услуг, оказываемых за основную  плату по договору, а также  стоимость образовательных услуг,  оказываемых за дополнительную  плату, и порядок их оплаты;

- порядок приема поступающих и требования к ним;

- форму документа, выдаваемого  по окончании обучения.

Муниципальное образовательное  учреждение обязано также предоставить для ознакомления по требованию потребителя:

- устав муниципального  образовательного учреждения;

- лицензию на осуществление  образовательной деятельности и  другие документы, регламентирующие  организацию образовательного процесса;

- адрес и телефон учредителя  муниципального образовательного  учреждения, органа управления образованием;

- образцы договоров, в  том числе об оказании платных  дополнительных образовательных  услуг;

- основные и дополнительные  образовательные программы, стоимость  образовательных услуг по которым  включается в основную плату  по договору;

- дополнительные образовательные  программы, специальные курсы,  циклы дисциплин и другие дополнительные  образовательные услуги, оказываемые  за плату только с согласия  потребителя;

- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение  льгот, а также перечень льгот,  предоставляемых при оказании  платных образовательных, в том  числе платных дополнительных  образовательных, услуг, в соответствии  с федеральными законами и  иными нормативными правовыми  актами;

- другие относящиеся к  договору и соответствующей образовательной  услуге сведения по просьбе  потребителя [21].

Способ доведения информации до потребителя устанавливается  образовательным учреждением, как  правило, самостоятельно, за исключением  случаев, когда он определяется законами и иными правовыми актами. При  этом учитывается доступность ознакомления с информацией (способы доведения  информации до потребителей: объявления, информация на стендах, в буклетах, проспектах, предоставление информации по требованию потребителя и так  далее).

Раскрыв платные услуги образовательных  учреждений, перейдем к изучению правовых основ регулирования деятельности этих учреждений

 

1.6 Правовые основы регулирования  деятельности образовательных

      учреждений

 

Образовательные учреждения в своей  деятельности руководствуется  Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Законом Российской Федерации  «Об образовании», указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями  и распоряжениями Правительства  Российской Федерации, Правительства  Хабаровского края, Губернатора Хабаровского края, решениями органов местного самоуправления, органов управления образованием всех уровней, уставом  образовательного учреждения и локальными актами Учреждения.

Учетная политика в учреждениях  образования, разработана на основании  и в соответствии с Федеральным  законом от 06 декабря 2011 года № 402–  ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н (в редакции от 24 декабря 2010 года № 186н), Положением по бухгалтерскому учету  «Учетная политика предприятия», ПБУ 1/2008 от 06 октября 2008 года № 106н, инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2008 года № 128н, НК РФ. При осуществлении бухгалтерского учета используется план счетов, утвержденный инструкцией по бюджетному учету от 10 февраля 2006 года № 25н. (зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 апреля 2006 года, регистрационный номер 7674).

Рассмотрим основные законодательные  документы. Первым по значимости идет Конституция Российской Федерации, затем кодексы РФ: Бюджетный, Гражданский, Налоговый, Трудовой, далее законы, постановления, распоряжения и т. д.

Гражданский кодекс РФ определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения  и порядок осуществления вещных и интеллектуальных прав. Кроме того, регулирует договорные и другие отношения, основанные на равенстве, автономии  воли и имущественной самостоятельности  участников. Данный акт состоит из 4 частей.

Первая из них содержит общие положения, нормы о праве  собственности и других вещных правах, а также общую часть обязательственного права. Введена в действие с 1 января 1995 г. (в ред. от 11 февраля 2013 года № 315-ФЗ) (за некоторыми исключениями).

Вторая часть, посвященная  отдельным видам обязательств, введена  в действие с 1 марта 1996 г. (в ред. от 14 июня 2012 года № 118-ФЗ) Так, обязательства  могут возникать из договоров, односторонних  действий, в связи с причинением  вреда, вследствие неосновательного обогащения. Некоторые договоры, включенные в  систему обязательств, не были предусмотрены  ГК РСФСР. Это лизинг, финансирование под уступку денежного требования (факторинг), коммерческая концессия, доверительное  управление имуществом.

Третья часть ведена в  действие с 1 марта 2002 г. (в ред. от 05 июня 2012 года № 146-ФЗ) Она касается наследования, а также международного частного права. Определен порядок наследования по завещанию и по закону. Установлено, какое право применяется, когда одной из сторон является иностранное лицо или имущество находится за границей.

С 1 января 2008 г. введена в  действие четвертая часть (в ред. от 14 июня 2012 года № 118-ФЗ), регулирующая отношения в сфере интеллектуальной собственности. Речь идет о произведениях, изобретениях, полезных моделях и  промышленных образцах, товарных знаках, знаках обслуживания, селекционных достижениях и т. д. Можно выделить ряд новелл. Закреплено исключительное право изготовителя базы данных извлекать из нее и использовать материалы. Предусмотрены право на коммерческое обозначение (индивидуализирует предприятие), право использовать результаты интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства  участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы  договора, недопустимости произвольного  вмешательства кого-либо в частные  дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2012 года № 280-ФЗ) [8]. Целями трудового  законодательства  являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Таким образом,  трудовое  право прежде  всего сориентировано на социальную защиту работников. 

Далее рассмотрим некоторые  федеральные законы. Одним из основных является закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 (в редакции от 29 декабря 2012 года) [9]. Под образованием в данном законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в  интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Под получением гражданином (обучающимся) образования  понимается достижение и подтверждение  им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим  документом. Право на образование  является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации [9].

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. В законе «Об образовании» показана государственная политика в области образования; разграничена компетенция и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; отрегулированы в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации. Введены общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии, с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Информация о работе Организация финансов в образовательных учреждениях