Организация и методы контрольной работы налоговых органов, их проблемы, пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:42, реферат

Описание работы

Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг. В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 г. граждане до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью обязаны были получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов по постоянному месту жительства.

Содержание работы

Содержание
Введение
ГЛАВА I. Становление и развитие налоговых органов как субъектов налоговых правоотношений.
1.1. Возникновение и развитие налогообложения в России.
1.2. Федеральная налоговая служба.
1.3. Формы и методы налогового контроля.
Глава II. Организация контрольной работы МИФНС №9 как субъекта налоговых правоотношений.
2.1.Правовая база деятельности МИФНС №9. (структура, функции..).
2.2.Выездная налоговая проверка.
2.3.Камеральная налоговая проверка.
ГЛАВА III. Совершенствование системы налогового контроля.
3.1. Проблемы налоговых органов и их решение.
3.2. Пути совершенствования контрольной работы налоговых органов.
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 97.12 Кб (Скачать файл)

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать  у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность  применения налоговых вычетов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Правила, предусмотренные  настоящей статьей, распространяются также на плательщиков сборов, налоговых  агентов, если иное не предусмотрено  настоящим Кодексом.

Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в порядке, установленном настоящей статьей, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.

Необходимые пояснения и  документы по консолидированной  группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный  участник этой группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствование системы налогового контроля

Проблемы налоговых  органов и их решение

В настоящее время показателям  качества обслуживания налогоплательщиков уделяется недостаточное внимание, хотя некоторые шаги

по созданию полноценной  системы обработки заявлений  налогоплательщиков сделаны.

Причинами невысокой результативности выездных проверок являются: необоснованный отбор объекта для выездной проверки; не проведение (не качественное проведение) предпроверочного анализа всей имеющейся  информации о налогоплательщике, полученной из внутренних и внешних источников, и некачественное проведение самой  проверки.

Не на должном уровне в отдельных  инспекциях организована работа по проведению мероприятий налогового контроля при  проведении выездных налоговых проверок:

- проверки проведены без мероприятий  налогового контроля, т.е. без  проведения инвентаризации имущества,  осмотра (обследования) производственных, складских, торговых и иных  помещений и территорий, допроса  свидетелей,

- истребования у контрагентов  документов (информации) о налогоплательщике,  без привлечения экспертов и  специалистов. Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.

Анализ налоговых проверок позволяет  изучить динамику изменения показателей  за ряд отчетных периодов, а также  влияние факторов на отклонение прибыли  и ее составляющих от уровня прошлого года; налогоплательщики, допустившие  убытки от финансово-хозяйственной  деятельности на протяжении ряда отчетных периодов. С целью определения  существования скрытых источников средств проводится сравнительный анализ финансовых результатов деятельности аналогичных организаций; налогоплательщики, у которых выявлены нарушения налогового законодательства по результатам предыдущей проверки, повлекшей начисления финансовых санкций; плательщики, пользующиеся налоговыми льготами по бюджетам различных уровней; предприятия, представляющие нулевой баланс; налогоплательщики, уклоняющиеся от представления отчетности; налогоплательщики, имеющие более трех расчетных, текущих и других счетов, а также валютные счета; и так далее.

Также одной из основных проблем являются конфликтность налоговых правоотношений, где один участник налоговых (налоговый орган)  правоотношений имеет возможность применить от имени государства к другим участникам (налогоплательщикам) меры принуждения. В связи с этим возникает необходимость защиты налогоплательщиков от неправомерных действий налоговых органов. Последние в свою очередь руководствуются задачей по наполнению бюджетной системы и поэтому непосредственно заинтересованы в применении к налогоплательщику штрафных финансовых санкций. В результате деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства остается недостаточно эффективной. В связи с этим необходимо, чтобы права и обязанности обеих сторон налоговых правоотношений были не просто продекларированы, а имели четкие механизмы реализации и были снабжены указаниями на правовые последствия их нарушения и неисполнения.

Одной из самых сложных  и слабо разработанных считается  система ответственности налогоплательщика  за налоговые правонарушения. Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимости от субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование  принципа вины в системе налоговой  ответственности, отсутствие законодательных  процедур их применения – все это  от начала до конца требует пересмотра, полной замены норм, регулирующих ответственность  налогоплательщиков и налоговых  органов, вообще формирования иных подходов к решению проблемы.

Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются  ранее введенные привилегии, что  создает дополнительный источник риска  инвесторов. Государство должно гарантировать  соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько лет. При этом обо всех планируемых изменениях налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.

В настоящее время продолжает иметь место недостаточная четкость и ясность положений нормативных  документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность. Это значительно затрудняет изучение данных документов налогоплательщиком, в связи с чем его ошибки при исчислении налогов остаются неизбежными. Только стабильность налогового законодательства, а также правовые гарантии для налогоплательщика со стороны государства, обеспеченные четкой налоговой политикой по вопросам законодательства о налогах и сборах, позволят говорить о становлении стройной  правомерной системы законодательства в данной области.

Также существенной проблемой  остается наличие рисков хозяйствующих  субъектов – возможность (угроза)финансовых и иных потерь, связанных с формированием и расходованием фондов денежных средств государства. Предприятие осуществляя свою деятельность, может столкнуться с негативным воздействием налоговых факторов. Последствием такого воздействия может стать экономический или финансовый убыток, вызванный довзысканием налогов или наложением штрафов, начислением пеней. Поэтому необходима разработка мер, направленных на минимизацию налоговых рисков. Их снижение приведет к снижению фискальных рисков хозяйствующих субъектов и повышение их налоговой безопасности.

Необходимо также урегулировать  на законодательном уровне вопрос повышения  эффективности налогового контроля.

Этого можно достичь, применяя следующие меры:

  • создание действенной системы отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок, которая дает возможность выбирать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;
  • применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации проверок налогоплательщиков, так и на прочной законодательной базе, представляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;
  • использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

Пути совершенствования  налоговых органов 

В 2012 году наибольшую озабоченность вызывали темпы роста поступлений налога на прибыль организаций — 103,7 процента и НДС — 107,3 процента. Замедление темпов роста по сравнению с 2011 годом вполне объяснимо. В 2012 году предкризисный уровень развития экономики был достигнут, поэтому темпы роста промышленного производства, внешнеторгового оборота, прибыли организаций снизились, что отразилось на объеме поступлений налога на прибыль и НДС.

Большое влияние  на динамику поступлений в 2012 году оказал рост налоговых вычетов по НДС и расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль. Это связано с окончанием строительства отдельных объектов в рамках реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе государственных, носящих длительный характер.

В результате изменений, внесенных в Налоговый кодекс, с 1 января 2012 года создан институт консолидированных групп налогоплательщиков, так называемых КГН. В прошедшем году было создано и действовало 11 консолидированных групп. С 1 января 2013 года к ним присоединились еще четыре КГН. В состав групп в настоящее время входит более 300 организаций.

Нужно отметить, что  установление особого порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций для консолидированных групп налогоплательщиков позволяет создать ряд преимуществ как для налогоплательщиков, так и для государства. Во-первых, использование консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций и уплата этого налога в целом исходя из финансового результата по консолидированной группе налогоплательщиков снижает стимулы для применения трансфертного ценообразования участниками такой группы с целью минимизации сумм налога.

Уже в декабре текущего года появится законопроект, который  отменит обязанность налогоплательщиков уведомлять налоговые органы и внебюджетные фонды об открытии (закрытии) банковского  счета. Также будет усилена ответственность  банков за несвоевременное представление  таких сведений в налоговые органы. Эту меру в числе прочих содержит План мероприятий по совершенствованию  процедур регистрации организаций  и индивидуальных предпринимателей, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 07.03.13 № 317-р.

Ранее Минфин России указывал, что оснований для отмены обязанности  налогоплательщиков уведомлять налоговые  органы об открытии (закрытии) счета  нет. Ведь подпункт 1 пункта 2 статьи 23 НК РФ обязывает сообщать в инспекцию по месту нахождения организации, месту жительства ИП об открытии или о закрытии счетов в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

Банк также обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) в налоговый орган по месту  своего нахождения (п. 1 ст. 86 НК РФ). Срок для такого сообщения ограничен тремя днями. По мнению финансового ведомства (письмо от 13.07.11 № 03-02-08/75), исполнение банками указанной обязанности не дублирует обязанность налогоплательщиков, установленную подпунктом 1 пункта 2 статьи 23 НК РФ. Соответственно предложение налогоплательщика об отмене обязанности сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии) банковских счетов Минфин России тогда не поддержал.

Обязанность налогоплательщиков информировать об открытии (закрытии) счетов налоговые органы и органы внебюджетных фондов установлена подпунктом 1 пункта 2 статьи 23 НК РФ и подпунктом 1 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ. Предоставление такой информации во все заинтересованные ведомства противоречит принципу одного окна, согласно которому органы власти обязаны осуществлять все запросы самостоятельно, а не требовать от компаний и ИП необходимые документы и информацию, находящиеся в распоряжении госорганов. В данном случае источником получения таких сведений органами власти будут банки, которые приобретут особый статус посредников — регистрационных агентов.

Информация о работе Организация и методы контрольной работы налоговых органов, их проблемы, пути совершенствования