Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 18:15, дипломная работа
Целью работы является определение роли глобальной сети Интернет в современном банковском деле, а также выявление основных тенденций и перспектив, которые формируются под влиянием внедрения Интернет-технологий в коммерческие банки.
Для раскрытия темы выпускной квалификационной работы были выполнены следующие задачи:
определение сущности понятий электронной банковской деятельности, Интернет-технологий и Интернет-банкинга;
изучение существующих в мировой и отечественной практике подходов к классификации и составу банковских услуг, основанных на использовании Интернет-технологий;
Введение................................................................................................................. .............3
Интернет-банк как важная часть современного банковского бизнеса……... .....6
Электронная банковская деятельность и Интернет-банк: теоретические аспекты…………………………………………………………………………......6
Правовое регулирование электронной банковской деятельности…………....10
Виды банковских операций, осуществляемые физическими и юридическими лицами через Интернет-банк…………………………………………………....16
1.3.1 Обслуживание физических лиц в сети Интернет…………………………….20
1.3.2 Обслуживание юридических лиц в сети Интернет…………………………..23
2. Организация обслуживания клиентов банка в сети Интернет на примере ОАО «Сбербанк»....................................................................................................................26
2.1 Общие сведения о банке........................................................................................26
2.2 Обслуживание частных клиентов банка в сети Интернет..................................29
2.3 Обслуживание корпоративных клиентов банка и субъектов малого бизнеса в сети Интернет...............................................................................................................37
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………
-осуществлять коммунальные
-оплачивать счета за связь (IP-телефония, сотовая и пейджинговая связь, Интернет) и прочие услуги (спутниковое телевидение, обучение и пр.);
-производить денежные
- переводить средства в оплату счетов за товары, в том числе купленные через Интернет-магазины;
- покупать/продавать
- пополнять/снимать денежные средства с пластиковой карты;
- открывать различные виды счетов и переводить на них денежные средства;
- получать выписки о состоянии счета за определенный период в различных форматах;
- получать информацию о
- получать информацию об осуществленных платежах;
- отказаться по необходимости от неоплаченного платежа;
- подписываться на журналы и газеты;
- получать брокерское
- иметь круглосуточный доступ к вышеозначенным услугам.
На сегодняшний день все виды банковской деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет, в зависимости от их доли (распространенности) на рынке соответствующих банковских услуг подразделяются на основные и дополнительные. При этом классификация видов электронной банковской деятельности может осуществляться как по юридическим, так и по технологическим основаниям.
С юридической точки зрения, с учетом норм действующего международного и российского банковского законодательства, к основным видам банковской деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет, относятся:
1) открытие и ведение банковских счетов;
2) безналичные расчеты по
поручению физических и
3) купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме.
К дополнительным видам банковской деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет, относятся:
1) привлечение через сеть
Интернет безналичных денежных
средств физических и
2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) оказание информационных и консультационных услуг.
Следует отметить, что банковские операции и банковские сделки, отнесенные к дополнительным, пока не нашли широкого применения в кредитных организациях, являющихся субъектами Интернет-банка. Однако именно эти виды банковских услуг в недалеком будущем, после окончательного законодательного определения правового статуса Интернет-банка, будут определять стратегию кредитных организаций (банков) на рынке электронных услуг.
С технологической точки зрения все виды банковской деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет, подразделяются на:
1. Интернет-банк, осуществляемый
с использованием
2. Интернет-банк, осуществляемый с использованием мобильного телефона, либо иного устройства удаленного доступа. Сюда относятся WAP-банк и SMS-банк, о которых речь пойдет ниже.
WAP-банк представляет собой
Преимуществами такой системы является еще большая свобода в доступе, недостатком является неудобство получения информации на небольшом дисплее. На сегодняшних момент банки не выделяют WAP-банк в отдельный вид услуг. Поэтому клиенту, желающему проводить банковские операции только по мобильному телефону, все же придется подключиться к системе Интернет-банк.
Другой финансовой услугой, предоставляемой банками владельцам мобильных телефонов, является так называемый SMS-банк. При помощи служб коротких сообщений (SMS), которые есть у любого оператора сотовой связи, клиенту будет доступна вся информация о состоянии расчетных счетов (остатков по счету), а также получение выписок по счету за требуемый период. По мнению специалистов, эта услуга гораздо более перспективна, чем WAP-банк: во-первых, из-за дешевизны, во-вторых, за счет более высокой скорости передачи данных.
Мобильные банковские услуги – яркий пример стирания границ между различными формами Интернет-банка. Сотовые телефоны и портативные компьютеры в сочетании с беспроводной связью обеспечивают доступ во «всемирную паутину» и дают возможность пользоваться Интернет-услугами, а в результате последние перестают относиться исключительно к банковскому обслуживанию через персональный компьютер. Развертывание национального и международного роуминга, в том числе и по протоколам GPRS, WAP, позволяет использовать услуги банка в любой точке планеты при условии единой стандартизации или наличия отдельных пакетов договоров между операторами связи, банковскими и финансовыми структурами. По данным консалтинговой компании GPS, 38% пользователей готовы осуществить платежи при помощи мобильных телефонов. К сожалению, эта современная Интернет-технология обслуживания частных клиентов российскими банками пока почти не освоена. Однако следует отметить, что такая ситуация вряд ли продлится долго – на сегодняшний день российские кредитные организации мало уступают банкам зарубежных стран в скорости внедрения самых современных (новейших) финансовых технологий.
1.3.1 Обслуживание физических лиц в сети Интернет
Для населения в сети Интернет предлагаются услуги по осуществлению расчетов с электронными магазинами, как посредством пластиковых карт, так и без них. Ряд банков предлагает физическим лицам в Интернете банковское обслуживание удаленных клиентов (Home bank), аналогичное по сути системе «клиент — банк» для юридических лиц. Одним из первых на российском рынке такие услуги стал предлагать Автобанк, разработавший и внедривший комплексную систему обслуживания частных лиц через Интернет —«домашний банк».
Система «домашний банк» предназначена для управления реальными банковскими счетами частных лиц через сеть Интернет и предоставляет полноценный банковский сервис своим пользователям круглосуточно в режиме реального времени из любой точки планеты. С помощью «домашнего банка» через Интернет в режиме реального времени клиент может:
- покупать и продавать валюту, круглосуточно осуществлять конвертацию валют по льготному курсу; в случае появления резко отрицательных новостей о состоянии на валютном рынке мгновенно прореагировать на изменение ситуации, закрыв, например, имеющиеся счета, и купить иностранную валюту; за несколько секунд перевести купленные доллары или рубли на карточный или любой другой счет; открывать валютные депозиты. Если потребуется разрешение на вывоз валюты за пределы России, с помощью «домашнего банка» можно перевести ее на текущий валютный счет и снять доллары, получив одновременно разрешение на вывоз валюты;
- оплачивать коммунальные услуги: квартплату, счета за телефон, счета за электричество, счета за газ; сохранить платежные документы и квитанции об оплате в электронном виде, в необходимости получить квитанции, заверенные печатью банка;
- осуществлять внутри и межбанковские переводы: в режиме реального времени переводить средства со своего счета на любой счет физического или юридического лица, открытый в Автобанке ; переводить средства со своего счета на счет любого российского банка; сохранять квитанции по переводу средств как в электронном, так и в бумажном виде; автоматизировать работу по переводу средств; получать квитанции, заверенные печатью банка;
- оплачивать счета операторов пейджинговой связи и провайдеров
сотовой связи: заплатить оператору сотовой или пейджинговой связи в режиме реального времени за несколько секунд непосредственно через Интернет;
- открывать депозиты непосредственно через Интернет, в случае необходимости досрочно отзывать средства с депозитов, получать документальное подтверждение об операциях с депозитами;
- иметь доступ к истории платежей, получать выписки по счетам: отследить все операции по открытым счетам, получить историю выписок по счетам за любой период времени, контролировать движение средств по счетам (в том числе и карточным) в целях безопасности, получить квитанции по всем операциям со счетами;
- пополнять карточные счета платежных систем Visa, Master Card ; получать документальное подтверждение операций перевода;
- перевести необходимую сумму с одного своего счета на другой.
Для работы в «домашнем банке» клиенту необходимо иметь: персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, а так же интернет браузер , а также счет в банке.
В самом «домашнем банке» предусмотрены несколько уровней защиты как на программном, так и на аппаратном уровнях; используется механизм сеансовых ключей, таким образом, все данные передаются в зашифрованном виде.
Со временем систему «home bank» начнут предлагать большинство российских банков, активно работающих с населением. А для кого-то внедрение подобных систем может обеспечить выход на рынок услуг населению и завоевание на нем достойного места. Для банков, еще не сформировавших региональную филиальную сеть, внедрение «home bank» может стать хорошей и более дешевой альтернативой развития клиентской базы и доведения своих продуктов до потребителей. Особо следует остановиться на банковских системах обслуживания расчетов населения с электронными магазинами.
Интернет-банк для частных лиц в России начал активно внедряться около 6 лет назад, однако до сих пор этот сегмент пока можно назвать только развивающимся.
Интернет-банк позволяет клиенту управлять своим банковским счетом через сеть Интернет и позволяет выполнить следующие операции:
- получить информацию о доступном остатке денежных средств на
карте;
- получить информацию о движении денежных средств по счету (выписку);
- оплатить коммунальные услуги, электроэнергию, мобильную и
стационарную телефонную связь, услуги кабельного телевидения, Интернет-провайдеров и др.;
- погасить задолженность по кредитам;
- отправлять в банк все виды финансовых документов;
- отслеживать все этапы обработки платежных документов в банке в режиме реального времени;
- оперативно получать сообщения об ошибках;
- работать в одном интерфейсе со счетами в разных банках;
- осуществлять просмотр и печать входящих и исходящих платежных документов.
Чтобы стать пользователем системы Интернет-банк, необходимо зарегистрироваться на сайте банка.
Обычно для проведения регистрации держателю карточки необходимо:
- обратиться по месту открытия счета и предоставить документ,
удостоверяющий личность;
- ознакомиться с договором
на оказание услуги Интернет-
- оформить заявление на
- получить идентификаторы «логин» и«пароль», а также комплект
сеансовых ключей или ключ активации. Логин и пароль используются для доступа к системе Интернет-банк и идентифицируют клиента.
Сеансовые ключи используются при проведении платежных операций в системе Интернет-банк. Как правило, после прохождения цикла регистрации клиента будет ждать автоматически созданный Интернет-счет с возможностью проведения операций в KZT, USD, EUR, RUR, GBP.
1.3.2 Обслуживание юридических лиц в сети Интернет
Интернет-банк — это предоставление клиентам различных банковских услуг посредством сети Интернет с помощью специального программно-аппаратного комплекса. В широком смысле под Интернет-банком можно понимать самые разнообразные системы, начиная от обычных web-страниц банков в Интернете и заканчивая сложными виртуальными платежными системами. В более узком смысле Интернет-банк — это аналог системы «клиент — банк», работающий через Интернет.