Основы бизнес-планирования и разработка бизнес-плана предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы: рассмотреть теоретические основы бизнес-планирования и составить бизнес-план предприятия сферы общественного питания.
В соответствии с поставленной целью в работе мной поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические принципы бизнес-планирования.
Разработать бизнес-план предприятия сферы общественного питания кафе «Шашлычный двор».
Изучить современную практику составления бизнес-плана.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
3

Глава 1 Теоретические принципы бизнес-планирования……...……….…..

5
1.1 Цель, функции и структура бизнес-плана……………….………..
5
1.2 Методические принципы бизнес-планирования..……….……….
9

Глава 2 Разработка бизнес-плана предприятия сферы общественного питания……………………………………………………………..…………..


13
2.1 Резюме……………………………………………….…………..…..
14
2.2 Описание услуги……….………………………………………..….
2.2.1 Производственный план……………………………………..…..
2.2.2 Маркетинговый план………………………………………..……
2.2.3 Организационный план………………………………………..…
2.2.4 Финансовый план………………………………….…………..….
15
18
19
22
23
2.3. Перечень и оценка рисков………………………………………...
25

Глава 3 Современная практика и причины составления бизнес-плана……

27

Заключение…………………………………………………………………….

32

Список использованной литературы…...……………………………………

34

Приложение А…………………………………………………………………

35
Приложение Б…………………………………………………………………
37

Файлы: 1 файл

курсовая теория финансов1.docx

— 162.84 Кб (Скачать файл)

Традиционно он выступал инструментом малого и среднего бизнеса, нуждавшегося во внешней помощи (партнера или  инвестора) для реализации проектов, которые в одиночку было трудно осилить. Сегодня бизнес-планы, не утратив  своего традиционного назначения, разрабатываются  практически всеми ведущими зарубежными  компаниями на постоянной основе. Они  являются как бы стержнем всей системы  внутрифирменного планирования. Бизнес-планы  разрабатывают заводы и отделы, производственные подразделения и филиалы. Бизнес-планы  структурных подразделений анализируются  и обобщаются в бизнес-планы корпораций.

Возрастание роли бизнес-плана  в планировании особенно отчетливо  проявилось в последние десятилетия. Связано это было со следующими причинами:

1. Возрастание сложности  внешней хозяйственной среды  потребовало от компаний высокой  гибкости в управлении, умения  постоянно просчитывать множество  вариантов управленческих решений  в комплексе, с учетом всех  факторов.

  2. Возросла роль стратегического маркетинга, умения находить и оценивать возможные новые, перспективные направления хозяйственной деятельности. Но мало найти перспективную возможность на рынке, нужно еще и оценить, чего она стоит. Для этого и нужен бизнес-план.

3. Расширилась самостоятельность  производственных подразделений.   В современных условиях увидеть все варианты хозяйственного развития можно лишь на нижнем уровне, а оценить их привлекательность с точки зрения корпорации в целом, проанализировать с учетом интересов владельцев капитала можно на высшем уровне. Обособление хозяйственных систем при необходимости интеграции решений по части инвестиционной политики и сделало бизнес-план столь популярным инструментом планирования бизнеса.

Прежде всего при обосновании  положений бизнес-плана целесообразно:

- акцентировать особое  внимание на вопросы, которые  могут представлять интерес для  тех, кому они адресованы –  работникам предприятия, партнерам  или другим внешним потребителям;

- представить сущность  проекта в наиболее доступной  форме в самом начале бизнес-плана;

- аргументировать все  расчеты и показатели таким  образом, что бы они были  реальными и достоверными, без  преувеличения и приукрашивания экономических результатов реализации проекта.

Современный опыт разработки инвестиционных проектов базируется в  основном на методологии делового планирования, принципиальным отличием которого от прежней проблемы обоснования экономической  эффективности капитальных вложений и новой техники, является разработка плана, соответствующего реальным жизненным  условиям (внешним, внутренним) и обеспечивающего  развитие организации (предприятия, проекта). Вместе с тем нельзя, да и невозможно, полностью перенести этот опыт на отечественные предприятия (объекты  инвестирования).

На практике приходится сталкиваться с бизнес-планами, различающимися по сфере приложения, объемам инвестиций, длительности реализации проекта, составу  участников, степени сложности, влиянию  результатов и другим признакам. В одних случаях их разрабатывают  достаточно детально, выполняя для  этого трудоемкие расчеты и обоснования, в других - менее детализировано, опуская отдельные разделы или  объединяя некоторые из них.

Степень детализации бизнес-плана  зависит от многих факторов и, прежде всего, от размера будущего проекта  и сферы (отрасли, производства), к  которой он относится. Так, например, если предполагается организовать производство новых видов продукции (изделий и т.п.), то он должен быть разработан весьма подробно, учитывая сложности самого продукта и рынков его сбыта. Если речь идет о продаже каких-либо изделий, то он может быть относительно кратким и простым. Детализация зависит и от характера создаваемого объекта, например, если это производственное предприятие, то на состав его производства окажут влияние вид продукции, ее качество, объемы и размеры строительно-монтажных работ, другие факторы.

Во всех случаях бизнес-план должен описывать основные аспекты  инвестиционного проекта, содержать  анализ всех проблем, с которыми может  встретиться предприниматель, способы  их решения в условиях конкуренции  и представлять собой четко структурированную  систему данных о коммерческих намерениях и перспективах осуществления проекта, финансовом и организационном обеспечении  программы реализации намеченных мероприятий  и, кроме того, выполнять функцию  рекламы.

Следует избегать подробного технического описания продуктов, процессов  и операций. Нужно использовать общепринятые термины. Бизнес-план должен быть простым  и полным. Он должен являть собой  честный анализ, основанный на реальных допущениях. Допущения и проекты  должны быть хорошо изучены и иметь  ссылки на рыночные и отраслевые источники  и документы, результаты экономических  исследований, заключения лиц, которые  будут делать бизнес компании.

Следует обсудить риски компании. Не следует делать несущественных или  неопределенных утверждений. Немногие инвесторы будут рисковать, основываясь  на нереалистичных планах. Бизнес-план должен быть исчерпывающим и включать обсуждение организационной стратегии  достижения преимуществ компании и  преодоления потенциальных трудностей.

Умение разрабатывать  бизнес-планы и проводить анализ инвестиционных проектов в условиях российской экономики становится крайне актуальным в силу следующих причин:

- появилось новое поколение  предпринимателей, не имеющее опыта  планирования и руководства коммерческих  структур, и потому плохо представляющее  круг ожидающих их проблем; 

- опытные руководители  старой формации в современных  условиях хозяйствования не готовы  к конкурентной борьбе, не могут  просчитать свои будущие шаги;

- рассчитывая на получение  инвестиций, нужно уметь разработать  и обосновать бизнес-план, доказать  инвесторам, что деньги вкладываются  в надежное, эффективное предприятие; 

- анализируя эффективность  инвестиционных проектов, необходимо  учесть все факторы, определяющие  риски: финансово-экономические,  социальные, технические, экологические  и др.

Инновации как основа стратегии  развития фирмы включают не только технические или технологические  разработки, но и поиск, и использование  новых форм бизнеса, новых методов  работы на рынке, новых товаров и  услуг, новых финансовых инструментов. Они характеризуются более высоким  технологическим уровнем, более  высокими потребительскими качествами товара или услуг по сравнению  с предыдущим продуктом. Инновации  являются важнейшим фактором стабильного  функционирования предпринимательских, финансовых, кредитных, любых других структур, обеспечивающих их экономический  рост и конкурентоспособность. Для  того чтобы обеспечивать последовательную и систематическую инновационную  деятельность, нужны немалые средства, т.е. инвестиции.

Проблема привлечения  инвестиций, способных создать мощный импульс для развития фирм, волнует  сегодня большинство отечественных  предпринимателей. Инвестиции требуются  всем, однако получает их далеко не каждый. Фирмам приходится в полной мере учитывать  условия, на которых они получают инвестиции. В противном случае они  рискуют понести убытки, а в  ряде случаев и стать банкротами. Того же, кто предоставляет денежные средства, инвестора - интересует прибыль, которую он может получить.

Существуют три основные причины составления бизнес-плана: 

- возможность обнаружить  проблемы «на бумаге» до того, как они возникли. Это необходимо  для того, чтобы, трезво оценив  ситуацию, иметь представление о  реальных перспективах развития  бизнеса; 

- без бизнес-плана практически  невозможно привлечение инвестиций;

- бизнес-план - это стандартный  документ ознакомления с предприятием  и обязательное требование со стороны цивилизованного рынка.

Как и всякое явление, бизнес-планирование переживает взлеты и падения. Сейчас на Западе само собой понимается, что  у фирмы должен быть бизнес-план, там принято иметь тщательно  продуманный бизнес-план, систематически корректируемый в соответствии с  меняющимися условиями. Его отсутствие является в глазах иностранных партнеров  существенным недостатком предприятия, отражающим слабость управления компанией. 

Заключение

Целью написания  данной работы было рассмотрение теоретических  основ бизнес-планирования и составление  бизнес-плана предприятия сферы  общественного питания. В соответствии с поставленной целью мной в работе было сделано следующее.

  Составление  бизнес-плана имеет существенное  значение для предприятий в  тех случаях, когда у них  недостает собственных финансовых  ресурсов для выполнения того  или иного их проекта. 

Для вхождения  в рынок нового предприятия ему  нужны исследования положения самого рынка и конкретной рыночной ситуации. Бизнес-план охватывает как внешние, так и внутренние цели. Основная внешняя цель заключается в том,  чтобы определить будущих партнеров и кредиторов в успехе дела. Главная внутренняя цель  бизнес-плана – быть основой управления предпринимательской деятельностью.

Бизнес-план не является постоянным документом он систематично обновляется, в него вносятся изменения, которые происходят внутри фирмы, изменения на рынке, в экономике  в целом.

Структура бизнес-плана  и его объем зависят от сферы  деятельности, к которой относится  бизнес, от размера данного бизнеса, от суммы инвестиций, необходимых  для его организации, от объема и  ассортимента будущего продукта. Соответствующие  его разделы отражают сведения о  продукции, планируемой к производству, ее качестве, уровне цен, рынках сбыта, о результатах маркетинговых  исследований, о конкурентоспособности  продукции и финансовых результатов  от ее продажи.

При разработке бизнес-плана была поставлена следующая  цель: открыть в городе Артемовском  предприятие общественного питания  – кафе «Шашлычный двор». Предприятие  создается для предоставления населению  и гостям города качественных услуг  по организации быстрого питания  и проведению торжеств.

Для обеспечения  проекта необходим кредит, при  помощи которого возможно арендовать помещение, закупить оборудование и  инвентарь, произвести капитальный  ремонт помещения. Реализуя проект на начальном этапе возможно трудоустроить 19 человек.

Стратегия деятельности состоит в том, что за счет более  низкой цены, чем у конкурентов, мы планируем переориентировать население  города на использование наших услуг.

При помощи SWOT-анализа были определены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Сильные стороны такие как, сплоченность и работоспособность коллектива, имидж и репутация предприятия, доставка. Слабые стороны – ценовая политика конкурентов. Возможности – расширение предприятия, реклама, организация новых рабочих мест. Угрозы – ненадежность поставщиков, климатические условия, стихийные бедствия.

По окончании  разработки проекта мной был сделан вывод о его целесообразности и окупаемости.

В соответствии с изложенным в работе материалом можно сделать следующие выводы:

  1. Бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко используемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности.
  2. Главным аспектом при разработке бизнес-плана является постановка конкретной цели.
  3. Основополагающий аспект бизнес-плана это анализ и изучение основных конкурентов.
  4. Основная часть бизнес-плана имеет организационный и производственный характер.
  5. Бизнес-план должен быть коротким, но включать все наиболее важные особенности бизнеса.

 

Список использованной литературы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) (по состоянию на 01 апреля 2009г.)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (по состоянию на 01 апреля 2009г.)
  3. Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. – 271с.
  4. Байкалова А.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. – Томск: ТГУ, 2004. - 53 с.
  5. Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика/Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д. «Феникс», 2009. – 384с.
  6. Салимжанов И.К. Ценообразование: учебник. – М.: КНОРУС, 2008. – 304с.
  7. Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Дашков и К, 2008. – 556с.
  8. Ильин А.И. Планирование на предприятии. – Мн., 2009. – 250с.
  9. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Мн.: Новое знание, 2009. – 271с.
  10. Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М.Финансы: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-издат. 2009.- 462с.
  11. Черняк В.З. Бизнес-планирование: Учебник для вузов. – М.: Юнити-Дона, 2008. – 470с.
  12. Щербаков В.А. Предпринимательская деятельность (справочное пособие) – Екатеринбург: ИД «Ажур», 2010. – 104.
  13. http://www.yandex.ru/
  14. http://www.consultant.ru/
  15. http://ru.wikipedia.org/wiki/

Информация о работе Основы бизнес-планирования и разработка бизнес-плана предприятия