Отчет по практике в ОАО Сбербанке России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 18:20, отчет по практике

Описание работы

Целью прохождения организационно-управленческой практики в данном банке являлось: выявление проблем и перспектив развития кредитования малого бизнеса
Основные задачами практики:
подкрепление базовых теоретических знаний, полученных в процессе обучения, практическими навыками;
изучение нормативно-правовой базы, которая регламентирует работу коммерческого банка, а также изучение его внутренних документов;
ознакомление с основными операциями и используемыми в банке технологиями.
изучение продуктовой линейки по кредитованию субъектов малого бизнеса.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3
1. Общая характеристика банка..............................................................................
1.1. Организационная структура и система управления………………….
1.2. Основные операции, осуществляемые банком..........................
1.3. Виды лицензий………………………………………………………………….
2. Организация обслуживания клиентов банка………………………………...…
2.1.Расчетно-кассовое обслуживание..…………………...………...………..
2.2.Организация кредитного процесса……………………………...…...…
2.3.Представление депозитных услуг…………………………………..…..
2.4.Участие банка в системе страхования вкладов………………...…...…
2.5.Организация работы с ценными бумагами………………………..…...
3. Организация бухгалтерского учета в банке……………………………………...
4. Назначение, порядок формирования и использования резервов по активным операциям коммерческого банка…………………………………………………….
5. Оценка величины собственного капитала и нормативов деятельности банка……………………………………………………………………………………
6. Кредитование субъектов малого бизнеса Сбербанком РФ
6.1. Нормативные документы по кредитованию малого бизнеса………….
6.2. Порядок и условия кредитования субъектов малого предпринимательства в Алтайском отделении Сбербанка РФ…………………………………………
6.3. Программы кредитования для малого бизнеса в Сбербанке…………
6.4. Анализ выданных кредитов юридическим лицам и субъектам малого предпринимательства в Алтайском отделении Сбербанка РФ………………
7. Совершенствование кредитования субъектов малого бизнеса в Алтайском отделении Сбербанка РФ
7.1. Положительные и негативные стороны кредитования малого предпринимательства………………………………………………………..
7.2.Рекомендации по совершенствования кредитования субъектов малого предпринимательства и их экономическое обоснование………………………
Заключение………………………………………………

Файлы: 1 файл

Горбачёва. Отчет по практике. ООО Сбербанк. последний (2).docx

— 206.42 Кб (Скачать файл)

 

Из данных таблицы можно сделать вывод, что за рассматриваемый период величина собственного капитала Сбербанка России выросла на 425 846 324 тыс.руб., что составило 34%. Основные изменения произошли в основном капитале, который увеличился на 215 137 436 тыс.руб. (на 33,8%), в основном за счёт роста нераспределенной прибыли. Величина дополнительного капитала осталась неизменной.  Показатели, уменьшающие сумму основного и дополнительного капитала равны нулю.

Инструкция Банка России от 16 января 2004г. № 110-И "Об обязательных нормативах банков" определяет, Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1)  регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств (капитала) банка, необходимых для покрытия кредитного, операционного и рыночного рисков. Норматив Н1 определяется как отношение размера собственных средств (капитала) банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска. В расчет норматива Н1 включаются:

  • величина кредитного риска по активам, отраженным на балансовых счетах бухгалтерского учета (активы за вычетом сформированных резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, взвешенные по уровню риска);
  • величина кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера;
  • величина кредитного риска по срочным сделкам и производным финансовым инструментам;
  • величина операционного риска;
  • величина рыночного риска.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н1 устанавливается в размере 10 процентов.

В целях контроля за состоянием ликвидности банка, то есть его способности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных и иных обязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов, устанавливаются нормативы мгновенной, текущей, долгосрочной ликвидности, которые регулируют (ограничивают) риски потери банком ликвидности и определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов:

  • Норматив мгновенной ликвидности банка (Н2) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств (пассивов) банка по счетам до востребования, скорректированных на величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) до востребования. Минимально допустимое числовое значение норматива Н2 устанавливается в размере 15 процентов.
  • Норматив текущей ликвидности банка (Н3) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств (пассивов) банка по счетам до востребования и со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней, скорректированных на величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) до востребования и со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней. Минимально допустимое числовое значение норматива Н3 устанавливается в размере 50 процентов.
  • Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, скорректированным на величину минимального совокупного остатка средств по счетам со сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до востребования физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций). Максимально допустимое числовое значение норматива Н4 устанавливается в размере 120 процентов.

Норматив максимального размера крупных кредитных рисков (Н7) регулирует (ограничивает) совокупную величину крупных кредитных рисков банка и определяет максимальное отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств (капитала) банка. 
Максимально допустимое числовое значение норматива Н7 устанавливается в размере 800 процентов.

Норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н9.1), регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении участников (акционеров) банка и определяет максимальное отношение размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) к собственным средствам (капиталу) банка. Норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н9.1). Максимально допустимое числовое значение норматива Н9.1 устанавливается в размере 50 процентов.

Норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка (Н10.1) регулирует (ограничивает) совокупный кредитный риск банка в отношении всех инсайдеров, к которым относятся физические лица, способные воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком. Норматив Н10.1 определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований к инсайдерам к собственным средствам (капиталу) банка. 
Максимально допустимое числовое значение норматива Н10.1 устанавливается в размере 3 процентов.

Норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц (Н12) регулирует (ограничивает) совокупный риск вложений банка в акции (доли) других юридических лиц и определяет максимальное отношение сумм, инвестируемых банком на приобретение акций (долей) других юридических лиц, к собственным средствам (капиталу) банка. Максимально допустимое числовое значение норматива Н12 устанавливается в размере 25 процентов (Табл. 5.2).

 

Таблица 5.2 - Значения обязательных нормативов ОАО «Сбербанк России»

 

Краткое наименование норматива

Фактическое значение, %   (на 01.01.2013г.)

Фактическое значение, %   (на 01.01.2012 г)

Фактическое значение, %   (на 01.01.2011 г)

Темп роста, %

1

2

3

4

5

Н1

12,62

15,2

17,86

-5,24

Н2

49,60

50,93

80,66

-31,06

Н3

74,34

73,01

103,1

-28,76

Н4

99,84

87,11

77,88

21,96

Н7

141,29

124,36

73,17

68,12

Н9.1

0,00

0,00

0,00

-

Н10.1

1,04

0,93

0,89

0,15

Н12

0,79 

0,65

0,14

0,65


 

Почти все нормативы деятельности ОАО «Сбербанк России» на 01.01.2013г  по сравнению  с 01.01.2011г претерпели незначительные изменения, но остались в пределах допустимых значений. Показатели Н1, Н2, Н3 снизившись на допустимое значение,  Н4, Н7, Н10.1, Н12 - выросли, а Н 9.1 остался без изменений.

 

 

 

 

6. Кредитование малого бизнеса

 

6.1. Нормативные документы по кредитованию малого бизнеса Сбербанком РФ

 

В настоящее время в России более 25 млн. человек частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого и среднего бизнеса. Развитие малого и среднего предпринимательства активно влияет на сокращение безработицы, повышение уровня жизни граждан и формирование социального класса собственников.

Для Сбербанка России работа с малым и средним бизнесом – это одно из приоритетных направлений деятельности, так как более 90% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обслуживающихся в Сбербанке России, являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

В целях внедрения Сбербанком России системного подхода в работе по поддержке малого и среднего бизнеса для достижения стратегических целей Сбербанка России и содействия развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации утверждена Программа поддержки малого и среднего предпринимательства Сбербанком России на 20012 – 2014 гг.

Приоритетная позиция по отношению к субъектам малого и среднего предпринимательства нашла отражение в Стратегии развития банка до 2014 года.

Анализ развития малого и среднего предпринимательства на современном этапе показывает, что система государственной поддержки малых и средних предприятий нуждается в активном участии банковского сообщества в ее реализации, что позволит положительно повлиять на процесс развития малого и среднего предпринимательства.

Реализация Программы поддержки малого и среднего предпринимательства Сбербанком России представляется актуальной как для Сбербанка России, так и для развития малого и среднего бизнеса в стране.

Данная программа разработана в соответствии с действующим российским законодательством и направлена на реализацию до 2014 года на двух уровнях:

    1. Общероссийском – Центральный аппарат Сбербанка России.
    2. Региональном – Территориальными банками и Сибирским банком.

Целью настоящей Программы является внедрение Сбербанком России системного подхода к поддержке малого и среднего предпринимательства в тесном взаимодействии с органами власти и предпринимательскими общественными объединениями для достижения стратегических целей Банка и содействия развитию малого и среднего бизнеса в России.

 Основным нормативным  документом Сбербанка России  по кредитованию резидентов Российской  Федерации – юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица является Регламент предоставления кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Сбербанком России и его филиалами (Редакция 5) от 30 июня 2006 г. № 285-5-р.

Регламент определяет общий порядок кредитования.

Кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется центральным аппаратом, филиалами (территориальными банками и отделениями), а также дополнительными офисами филиалов Сбербанка России.

Кредитование субъектов малого предпринимательства регламентирует Порядок кредитования субъектов малого предпринимательства Сбербанком России и его филиалами (Редакция 3) от 20 мая 2009 г. №1221-3-р.

Данный порядок регламентирует проведение операций кредитования субъектов малого предпринимательства, соответствующих определению Федерального Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ, при этом имеющих годовую выручку, не превышающую 150 млн. рублей, в том числе не составляющих бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ или применяющих специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.1, 26.2 26.3 Раздела VIII.I “Специальные налоговые режимы» Налогового кодекса РФ.

Банк предоставляет кредиты в рамках Порядка 1221-3-р юридическим лицам – резидентам РФ и индивидуальным предпринимателям – гражданам РФ, ведущим хозяйственную деятельность в сфере торговли в течение не менее трех месяцев, в остальных сферах деятельности – не менее шести месяцев и заключившим с Банком договор банковского счета. 

 

6.2. Порядок и условия кредитования субъектов малого предпринимательства в Алтайском отделении Сбербанка России

 

Малое предпринимательство является наиболее динамично развивающимся сегментом экономики Российской Федерации.

Сбербанк России является одним из лидеров по объемам кредитования малого предпринимательства - каждый десятый представитель этой категории кредитуется в Сбербанке.

Порядок кредитования субъектов малого предпринимательства происходит в следующей последовательности:

    1. Предварительная беседа с заемщиком и прием кредитной заявки.

Кредитный инспектор Алтайского отделения в ходе предварительной беседы с заемщиком получает общую информацию о заемщике и его хозяйственной деятельности, выясняет причину обращения за кредитом, цель кредита, сумму и срок кредита, вид деятельности, фактический срок ведения бизнеса, который может быть 3 (6) месяцев, планируемые источники погашения, возможные варианты обеспечения, наличие кредитной истории, условия кредитования в других банках, наличие счетов в других банках.

Для рассмотрения вопроса о предоставлении кредита владелец малого предприятия или индивидуальный предприниматель предоставляет в банк заявление на получение кредита, в котором указывается сумма, срок и цель кредита, перечень имущества, которое заемщик сможет передать в залог, а также почтовый адрес и адрес, по которому находится бизнес вместе с пакетом документов.

В перечень документов, предоставляемых клиентами в банк для рассмотрения вопроса о кредитовании входят правоустанавливающие, бухгалтерские документы, документы по предполагаемому в залог имуществу, а также бизнес-план и технико-экономическое обоснование кредита, которые составляют сами клиенты - потенциальные заемщики банка.

Итак, для получения кредита заемщик предоставляет банку следующие документы:

o заявление на получение кредита в произвольной форме;

o сведения о руководителях заемщика - юридического лица, имеющих право подписи финансовых документов;

o анкета заемщика.

Документы, подтверждающие правоспособность заемщика.

Юридические лица представляют:

  1. подлинник или нотариально удостоверенную копию Устава (Положения), изменений или дополнений в Устав (если они были), учредительного договора (если законодательством предусмотрено его составление), либо решение единственного участника, зарегистрированных в установленном законодательством порядке;
  2. выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, подтверждающую дату последних зарегистрированных изменений и дополнений в учредительные документы заемщика, либо их отсутствие;
  3. подлинник или нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации;
  4. заверенные заемщиком копии протоколов заседаний (приказов) уполномоченных учредительными документами организации органов о назначении на соответствующую должность лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печати;
  5. разрешение на занятие отдельными видами деятельности (лицензия), если данные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии с действующим законодательством;
  6. карточку с образцами подписей распорядителей счета и оттиском печати, удостоверенную нотариально.

Физические лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность, представляют:

Информация о работе Отчет по практике в ОАО Сбербанке России