Отчет по практике в ЗАО «МТБанке»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 12:44, отчет по практике

Описание работы

Целью прохождения производственной практики является закрепление и углубление теоретических знаний в области бухгалтерского учета, контроля, приобретение навыков самостоятельной практической работы. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
• ознакомиться с организацией работы в банке;
• дать финансово-экономическую характеристику банка;
• провести экономический анализ деятельности банка;
• изучить основные операции банка;

Файлы: 1 файл

Тема 7.docx

— 153.25 Кб (Скачать файл)

или талон соответственно к денежному чеку или ордеру;

·  уточнить  у  получателя,  будет  ли  он  пересчитывать  денежную

наличность  в  присутствии  работника  банка,  выдать  ее  получателю  и подписать расходный кассовый документ.

В конце банковского дня кассир сверяет сумму денежной наличности, принятой  под  отчет,  с  суммой  расходных  кассовых  документов  и  остатком денежной наличности, после чего составляет отчетную справку, подписывает ее  и  приведенные  в  ней  кассовые  обороты  сверяет  с  записями  в  кассовых журналах  ответственных  исполнителей.  Сверка  оформляется  подписями кассира  в  кассовых  журналах  и  ответственных  исполнителей  на  справке кассира.

Для упрощения процедуры получения денежной наличности клиентами

банки могут устанавливать банкоматы.

Кассовые  документы  по  операциям  с  наличными  белорусскими рублями и наличной иностранной валютой  в день проведения операций или на  следующий  формируются  в  отдельные  папки.  В  папки  подшиваются

также  справки  о  количестве  и  суммах  кассовых  документов  по  приходу  и расходу  за  подписями  работника,  сформировавшего  папку,  и  главного бухгалтера  или  лица  уполномоченного.  При  формировании  папки  кассовые документы  вместе  с  приложениями  к  ним  подбираются  по  балансовым счетам  в  порядке  возрастающей  нумерации  отдельно  по  приходным  и расходным операциям. Внебалансовые документы подбираются по номерам внебалансовых счетов, приходные и расходные отдельно.

При  наличии  двух  кассовых  документов,  затрагивающих  два балансовых  счета,  один  экземпляр  помещается  в  кассовые  документы  по приходным,  другой  —  по  расходным  операциям.  Ленты  подсчета  отдельно по  приходу  и  расходу  кассовых  и  внебалансовых  ордеров,  подписанные работником, производившим подсчет, помещаются в папку перед кассовыми документами.

Итоги  кассовых  документов  сверяются  главным  бухгалтером  или

ответственным  лицом  с  данными  бухгалтерского  учета  и  заверяются  его

подписью. Кассовые документы за последние 12 месяцев хранятся в течение одного года в отведенных для них местах, а затем передаются в архив.

 

5.2  Порядок  осуществления  кассовых  операций  субъектами хозяйствования

Правила  ведения  кассовых  операций  и  расчетов  наличными денежными  средствами  едины  для  всех  юридических  лиц.  Предприятие

должно получить разрешение банка, в котором открыт его расчетный счет, на проведение  расчетов  наличными  деньгами  между  предприятиями.

Разрешение может быть оформлено в виде резолюции руководителя банка на ходатайстве  предприятия  либо  подписи  руководителя  банка  на  заявке  об установлении  предприятию  размера  расходования  наличных  денег  из собственной выручки.

Как  правило,  в  течение  первого  квартала,  исходя  из необходимости  ускорения  оборачиваемости  денег  и  своевременного поступления  их  в  банки,  банк  устанавливает  порядок  и  сроки  сдачи наличных  денег,  порядок  использования  наличных  денег  из  выручки предприятия, лимит остатка касс предприятиям.

Сроки сдачи наличных денег могут быть:

·  ежедневными,  для  предприятий  расположенных  в  городах  и

поселках,  где  имеются  банки  и  предприятия  Министерства  связи  и

информатизации;

·  один  раз  в  несколько  дней,  но  не  реже  одного  раза  в  семь

календарных  дней,  если  предприятие  расположено  там,  где  нет  банков  или предприятий Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

Наличные деньги могут быть получены предприятиями из касс банков, где открыты их расчетные счета, и израсходованы на те цели, на которые они получены.  В  конце  рабочего  дня  в  кассе  предприятия  могут  оставаться деньги в пределах лимита остатка кассы.

Лимит  остатка  кассы  —  предельный  остаток,  максимально допустимая  сумма  наличных  денег,  которая  может  находиться  в  кассе предприятия  по  состоянию  на конец  рабочего  дня. Исключение  составляют предприятия с круглосуточным режимом работы, религиозные организации, предприниматели и некоторые другие. Лимит остатка кассы устанавливается с учетом особенностей деятельности, режима работы, порядка и сроков сдачи наличных денег в банк, времени заезда инкассации, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок наличных денег, среднедневной выручки, среднедневного расхода наличных денег. Лимит остатка кассы устанавливается либо в пределах среднедневного прихода,  либо  среднедневного  расхода,  либо  среднедневного  прихода  и расхода  одновременно,  исходя  из  целесообразности,  по  усмотрению руководителя  банка,  с  учетом  специфики  работы  предприятия.  При установлении  лимита  остатка  кассы  не  учитывается  сумма  выручки, поступившей  от  продажи  товаров  и  другие  поступления,  оплаченные  в безналичном  порядке  чеками  или  пластиковыми  карточками.  Банк устанавливает  общий  лимит  остатка  кассы,  размер  расходования  наличных денег  из  выручки  для  предприятий,  имеющих  в  своем  составе мелкорозничную торговую сеть.

 Кассир должен:

·  в  платежной  ведомости  против  фамилий  лиц,  которым  не произведены  указанные  выплаты,  поставить  штамп  или  сделать  запись «Депонировано»;

·  составить реестр депонированных сумм;

·  в  платежной  ведомости  сделать  запись  о  фактически  выплаченных и подлежащих депонированию суммах наличных денег, сверить их с  общим  итогом  по  платежной  ведомости  и  подтвердить  запись  своей подписью;

·  проставить  на  платежной  ведомости  реквизиты  расходного

кассового  ордера  или  заполнить  расходный  кассовый  ордер  на  отдельном бланке;

·  записать  в  кассовую  книгу  фактически  выплаченную  сумму наличных денег.

Депонированные суммы сдаются в обслуживающий банк.

Кассовые операции по  приему и выдаче наличных денег оформляются первичной документацией, единой для всех.  Прием наличных денег в кассы предприятий  осуществляется  с  использованием  кассовых  суммирующих

аппаратов  или  специальных  компьютерных  систем,  которые  должны  быть зарегистрированы в налоговой инспекции. Если предприятия не используют данную  технику,  то  денежные  средства  принимаются  по  приходным кассовым ордерам, выдача  —  по расходным кассовым ордерам, платежным ведомостям  с  последующим  наложением  на  них  реквизитов  расходного ордера  либо  приложением  расходного  кассового  ордера  на  общую  сумму выплаченных наличных денег по платежной ведомости.

При получении вышеназванных документов кассир обязан проверить:

·  наличие и подлинность подписи главного бухгалтера или лица им

уполномоченного;

·  правильность их оформления;

·  наличие перечисленных приложений;

·  на  расходных  кассовых  документах  наличие  и  подлинность

подписи руководителя предприятия.

В случае нарушений данных требований кассир возвращает документы.

При  выдаче  наличных  денег  нескольким  лицам  по  платежной  ведомости получатели предъявляют документы, удостоверяющие или подтверждающие их  личность,  и  расписываются  в  соответствующей  графе  платежной ведомости. Выдача наличных денег производится только лицу, указанному в расходном  кассовом  ордере,  или  ведомости,  если  при  этом  используется доверенность,  оформленная  в  соответствии  с  законодательством,  в  тексте делается  запись  «По  доверенности»,  указываются  фамилия,  имя,  отчество лица,  которому  доверено  получение  наличных  денег,  а  сама  доверенность прилагается  к  расходному  кассовому  ордеру.

 Приходные  и  расходные  кассовые  ордера,  платежные  ведомости  при  приеме  или  выдаче  по  ним наличных денег  подписываются кассиром, а приложенные  к ним документы должны  быть  погашены  штампом  или  подписью  «Оплачено»  с  указанием даты.

Приходные  и  расходные  кассовые  ордера  до  передачи  в  кассу

заполняются  и  регистрируются  в  журнале  регистрации  вручную  или  с использованием  технических  средств.  Все  поступления,  выдачи  наличных денег регистрируются предприятиями в кассовой  книге, которая заполняется в соответствии с законодательством.

Руководители предприятий обязаны обеспечить сохранность наличных

денег  и  других  ценностей  в  кассе,  а  также  их  доставку  в  банк.  Помещения касс  предприятий  должны  быть  оборудованы  средствами  охранной, тревожной  и  пожарной  сигнализации.  Все  наличные  деньги  и  другие ценности  предприятий  хранятся  в  металлических  шкафах  или  сейфах, которые по окончании работы кассы закрываются на ключ и опечатываются.

Не реже одного раза в квартал проводится внезапная  инвентаризация кассы комиссией  с  полным  полистным  перечнем  наличных  денег  и  проверкой других  ценностей,  находящихся  в  кассе,  результаты  которой  оформляются актом.

 

5.3 Порядок инкассирования наличных денег

Под  инкассацией  наличных  денежных  средств  и  иных  ценностей понимаются  осуществляемые  на  основании  договора  службами  инкассации банков  сбор  таких  ценностей  из  касс  юридических  лиц  и  индивидуальных предпринимателей и сдача их в кассы банков.

Под  перевозкой  наличных  денежных  и  иных  ценностей  понимаются перевозка  ценностей  между  банками,  их  обособленными  и  структурными подразделениями, а также доставка клиентам банков.

Инкассация  денежной  выручки  предприятий  осуществляется  службой инкассации  банка  на  основании  договора  на  сбор  денежной  выручки, заключенного  между  банком  и  предприятием.  Предприятию  составляется явочная карточка,  в которой указывается номер, присвоенный предприятию согласно зарегистрированному списку предприятий, находящемуся у службы инкассации  банка.  Для  инкассации  наличной  иностранной  валюты используется  явочная  карточка  с  надписью  «Валютная»,  в  которой указывается  общая  сумма  рублевого  эквивалента  наличной  иностранной валюты, определяемая по официальному курсу белорусского рубля.

Предприятию  выдается  необходимое  количество  специальных инкассаторских  сумок  с  указанием  наименования  банка.  Кроме  этого,  на

каждой  сумке  проставляется  дробный  номер:  числителем  является  номер

предприятия, под  которым он  зарегистрирован  в списке,  а  знаменателем —порядковый  номер сумки. Субъект  хозяйствования представляет  в банк два образца  оттисков  пломбиров,  которыми  пломбируются  сумки  с  денежной выручкой.  Образцы  оттисков  заверяются  пломбиром  начальника  службы инкассации  и  один  экземпляр  пломбы  передается  субъекту  хозяйствования для  предъявления  инкассаторам  при  получении  ими  сумок  с  денежной выручкой,  второй  экземпляр  остается  у  банка  для  контроля  при  приеме сумок.

Субъекты  хозяйствования  обслуживаются  согласно  составленных начальником  службы  инкассации  маршрутов  и  графиков  заезда инкассаторской  бригады,  состоящей  минимум  из  трех  человек.  С  целью снижения  рисков  на  маршрутах  при  проведении  операций  по  инкассации банком  организовываются  непрерывное  дежурство  из  наиболее  опытных  и подготовленных  инкассаторов.  Бригада  инкассаторов  при  выезде  на  работу обеспечивается соответствующей доверенностью на сбор денежной выручки, явочными  карточками,  порожними  сумками,  специальным  талоном государственной  инспекции  Министерства  внутренних  дел  Республики Беларусь, бронежилетами, радиостанцией, оружием, боевыми припасами под расписку в специальном журнале.

Субъекты  хозяйствования  для  сдачи  денежной  выручки  в  банк  к каждой  сумке  выписывают  под  копирку  комплект  препроводительной ведомости,  первый  экземпляр  которой  вкладывается  в  сумку,  второй передается инкассатору при получении им сумки, третий остается у субъекта хозяйствования.

При  получении  сумки  с  денежной  выручкой  инкассатор-сборщик

предъявляет  кассиру  субъекта  хозяйствования  удостоверение  личности инкассатора, доверенность, явочную карточку и порожнюю сумку. Кассир в свою  очередь  предъявляет  образец  оттиска  пломбира,  сумку  с  денежной выручкой,  накладную  и  копию  препроводительной  ведомости,  в  случае второй  сумки  с  валютными  ценностями  —  отдельную  препроводительную ведомость  к  ней.  Препроводительные  ведомости  должны  быть  подписаны должностными  лицами  субъектов  хозяйствования.  После  передачи документов  и  сумок  кассир  производит  запись  в  явочной  карточке.  При приеме  сумки  инкассатор-сборщик  проверяет  целость  сумки,  правильность ее  опломбирования;  соответствие  номера  принимаемой  сумки  и  суммы денежной  выручки,  указанной  в  явочной  карточке,  накладной  и  копии препроводительной ведомости; наличие подписей должностных лиц субъекта хозяйствования,  соответствие  сумм  цифрами  и  прописью  в  накладной  и копии  препроводительной  ведомости;  наличие  купюрной  описи  сдаваемой денежной выручки на обороте накладной и соответствие ее сумме, указанной на  лицевой  стороне;  правильность  заполнения  всех  реквизитов  субъекта хозяйствования.  В  случае  выявления  нарушений  порядка  приема  сумки  ее прием прекращается.  В присутствии инкассатора устраняются нарушения ее приема  или  инкассаторы  уезжают,  осуществляя  повторный  заезд  в  удобное для  бригады  время,  о  чем  делается  соответствующая  запись  в  явочной карточке.

На  инкассаторском  маршруте  сумки  с  денежной  наличностью находятся  под  ответственностью  старшего  бригады,  доставляются  в  банк и сдаются в вечернюю кассу в порядке, предусмотренном законодательством.

Начальник  службы  инкассации  или  дежурный  инкассатор,  проверив  все  ли субъекты  хозяйствования  обслужены  инкассаторами  и  соответствует  ли количество сданных сумок количеству выданных, расписывается в журналах учета сумок и явочных карточек, удостоверяя прием выданных документов.

Сдача  оружия  регистрируется  в  специальном  журнале.  Если  в  банке отсутствует вечерняя касса, хранение сумок с проинкассированной денежной выручкой может осуществляться в отдельных сейфах, вскрытие которых на следующий  день  производится  в  присутствии  всей  бригады  инкассаторов, соответствующая  запись  производится  в  контрольном  журнале, подписываемом инкассаторами и работниками охраны.

Информация о работе Отчет по практике в ЗАО «МТБанке»