Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является обеспечение человеку заработанного уровня жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве. Так, каждый трудящийся в стране своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение.
Следовательно, актуальность исследования системы функционирования Пенсионной системы РФ, и отдельного Управления ПФР заключается в том, что от уровня эффективности текущего функционирования ПФР и уровня экономической обоснованности и правильного расчета бюджетных параметров данного Фонда зависит обеспечение достойного уровня жизни людям, не имеющим трудовых доходов.
Целью отчета по практике является исследование деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации на примере Управления № 5 Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 7 по г. Москве и Московской области.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные организационно-экономические вопросы функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации на современном этапе развития;
- изучить механизм формирования и расходования бюджета Пенсионного фонда РФ;
- рассмотреть организационную структуру, основные направления деятельности, текущие финансовые показатели функционирования Управления № 5 ГУ-ГУ ПФР №7 по г. Москве и Московской области.
Предметом исследования является анализ деятельности Управления ПФР в рамках пенсионной системы Российской Федерации.
Объект исследования – Управление № 5 Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 7 по г. Москве и Московской области, г. Железнодорожный.
В процессе выполнения преддипломной практики был использовании материал учебных пособий по теме работы, а также нормативные и законодательные акты.
На основании проведенного анализа сделаны выводы и подведены основные итоги.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие безналичных расчётов и их развитие
Понятие и развитие безналичных расчётов в РФ
Система безналичных расчётов
Формы безналичных расчётов
Глава 2. Анализ доходной и расходной части бюджета УПФР за период с 2002 по 2004 год
2.1 Краткая характеристика УПФР
2.2 Формирование и расходование средств бюджета УПФР
2.3 Анализ доходной и расходной части бюджета УПФР за 2002 год
2.4Анализ доходной и расходной части бюджета УПФР за 2003 год
2.5 Анализ доходной и расходной части бюджета УПФР за 2004 г
2.6 Оценка бюджета УПФР за период с 2002 по 2004 год
Глава 3. Проблемы и пути их дальнейшего совершенствования Пенсионной системы
3.1 Основные различия между старой пенсионной системой и новой
3.2 Недостатки функционирования пенсионной системы на современном этапе



Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

В расходной  части бюджета Пенсионного фонда  прописаны суммы тех статей, за которыми закреплены свои источники  доходов, речь о которых шла ранее. К статьям, имеющим свое отражение, как в доходной, так и в расходной  части бюджета, также относятся «расходы на выплату доплаты к пенсии, включая расходы на доставку и пересылку, финансируемые за счет страховых взносов фактически поступающих по дополнительному тарифу», и «перечисление средств страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, включая расходы фонда связанные с ведением специальной части индивидуального лицевого счета». На долю последних расходов приходится 4,75 %.

Смотрим приложение (рис.6) Следующей расходной статьей бюджета ПФР, на которую следует обратить внимание, является – «финансирование и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов, а также другие мероприятия связанные с деятельностью фонда». Расходы на эти цели составляют 22844,88 млн. руб. или 3,09 % всех расходов Пенсионного фонда, в том числе на содержание органов фонда 2,69 %.

Необходимо  отметить, что финансирование расходов на улучшение условий проживания престарелых граждан и инвалидов  в стационарных учреждениях социального  обслуживания населения, оказание адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам, осуществляется за счет сумм пеней и иных финансовых санкций, а также за счет средств полученных в результате мобилизации просроченной задолженности плательщиков страховых взносов.

В целом бюджет Пенсионного фонда является сбалансированным, его расходы подкреплены соответствующими доходными источниками, а профицит бюджета ПФР является неплохим заделом на будущий 2003 год. Следует отметить, что сумма фактического превышения доходов над расходами фонда, уменьшенная на сумму направляемую, на формирование норматива оборотных денежных средств на 1 января 2003 года (установленная в размере 40 % объема расходов на выплату пенсий в предстоящем месяце) направляется на создание резерва бюджета Фонда.

 

2.3 Анализ  доходной и расходной части бюджета УПФР за 2003

Федеральным законом от 31 декабря 2002 года № 197-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда  РФ на 2003 год», и федеральным законом  от 08 декабря 2003 года № 168-ФЗ О внесении изменений в федеральный закон  «О бюджете пенсионного фонда  РФ на 2003 год» утвержден бюджет ПФР, по доходам в сумме 822841,4 млн. руб., и по расходам в сумме 864898,3 млн. руб. На покрытие дефицита фонда, направляется часть средств резерва бюджета фонда предусмотренного в сумме 42056,9 млн. руб. Таким образом, по данным таблицы 2.3 «Структура доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2003 году дефицит бюджета ПФР в 2003 году составил 5,11 %.

Как и в  прошлом году, более половины всех поступлений в бюджет ПФР приходится на неналоговые доходы 433681,4 млн. руб. или 52,71 %. Среди этой группы доходов особое внимание заслуживают «безвозмездные перечисления (субвенции)», так как на их долю приходится основная часть неналоговых поступлений 96,19 %, в том числе:

  • средства единого социального налога, поступающие из федерального бюджета 84,31 %.
  • средства федерального бюджета, передаваемые фонду в соответствии с законодательством РФ 11,60 %.

Следует отметить, что в составе субвенций прописаны  статьи доходов, имеющие отражение  и в расходной части бюджета  ПФР. К ним относятся «средства  федерального бюджета, передаваемые фонду Министерством труда и социального развития РФ, на выплату пенсий и пособий». А также, «средства передаваемые фонду из целевого бюджета фонда Министерства РФ по атомной энергии, для обеспечения выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам организаций ядерного оружейного комплекса РФ». На их долю приходится 0,28 %. Смотрим приложение (рис.7)

В доходной части  бюджета Пенсионного фонда 2003 года появились новые статьи доходов, которых не было в бюджете 2002 года:

  • доходы, полученные от размещения временно свободных средств;
  • доходы, полученные от размещения средств, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

На долю этих доходов, соответственно приходится 1,12 % и 0,86 % доходов бюджета ПФР.

Если же посмотреть на другую группу доходов – налоговую, то мы увидим, что среди этой группы наибольший удельный вес занимает статья, на которую приходится 82,29 % всех налоговых  поступлений в Пенсионный фонд – это «страховые взносы, зачисляемые в фонд на выплату страховой части трудовой пенсии». Далее в порядке убывания следуют «страховые взносы, зачисляемые в фонд на выплату накопительной части трудовой пенсии» 12,43 %. Смотрим приложение (рис.8)

Незначительными налоговыми доходами являются «доходы, полученные в результате поступления недоимки, пени и иных финансовых санкций по страховым взносам» 1,51 % всех доходов ПФР. Наименее значительными – «страховые взносы в виде фиксированного платежа зачисляемые в фонд на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии», в общем, они составляют около 1 % доходов Пенсионного фонда.

По данным таблицы 2.4 «Структура расходов бюджета  ПФР в 2003 году» (см. приложение Л) видно, что основной расходной статьей  бюджета Пенсионного фонда является – расходы по обязательному пенсионному страхованию». На данный вид расходов приходится 729063,97 млн. руб., что составляет 84,29 % всех расходов ПФР. Расходы по обязательному пенсионному страхованию включают:

  • выплату базовой части трудовой пенсии - 31,01 %;
  • выплату страховой части трудовой пенсии, пособий и компенсаций -                 53,24 %;

выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы РФ – 0,04 %. Смотрим (рис.4).

«Выплата  пенсий по государственному пенсионному обеспечению» в расходной части бюджета ПФР выделена отдельной строкой, на нее приходится не значительная часть финансовых ресурсов 49348,4 млн. руб., или 5,71 % общих расходов.

В расходной  части бюджета Пенсионного фонда  прописаны суммы тех статей, за которыми закреплены свои источники доходов, речь о которых шла ранее. К статьям, имеющим отражение, как в доходной, так и в расходной части бюджета, также относятся и «расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда России» (включая расходы фонда связанные с ведением специальной части индивидуального лицевого счета). На их долю приходится 6,53 %.

Следующей расходной  статьей бюджета ПФР, на которую  следует обратить внимание, является – «финансирование и материально-техническое  обеспечение текущей деятельности фонда и его территориальных органов, а также другие мероприятия связанные с деятельностью фонда». Расходы на эти цели составляют 22832,42 млн. руб. или 2,64 % всех расходов Пенсионного фонда, в том числе на функционирование органов государственных внебюджетных фондов 2,51 %.

В связи с  дефицитностью бюджета Пенсионного  фонда определены источники внутреннего  финансирования дефицита бюджета ПФР  в 2003 году .Установлен размер резерва бюджета по состоянию на 1 января 2003 года в объеме, равном остатку средств бюджета фонда по состоянию на 1 января 2003 года, за исключением средств пенсионных накоплений, включающих в себя страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, поступившие в 2002 году, а также чистый финансовый результат от временного размещения указанных страховых взносов.

Средства  резерва бюджета сверх сумм, направляемых на обеспечение текущей сбалансированности бюджета Фонда и пополнение норматива  оборотных денежных средств бюджета  Фонда (50 % объема расходов на выплату пенсий в предстоящем месяце), считаются временно свободными средствами бюджета и размещаются в разрешенные законодательством РФ виды активов в порядке, установленном Правительством РФ. Средства, полученные от размещения временно свободных средств, направляются на пополнение резерва бюджета.

 

2.4 Анализ  доходной и расходной части  бюджета УПФР за 2004 год

Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 175-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда  РФ на 2004 год» утвержден бюджет ПФР, по доходам в сумме 1000316,63 млн. руб., из них 916649,75 млн. руб. в части, не связанной с обязательным накопительным финансирование трудовых пенсий, и по расходам в сумме 946640,16 млн. руб., из них 936398,4 млн. руб. в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий. На покрытие дефицита фонда (не связанного с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий) направляются средства резерва бюджета Фонда предусмотренного в сумме 19748,7 млн. руб. Таким образом, по данным таблицы 2.6 «Структура доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2004 году» дефицит бюджета ПФР в 2003 году составил 2,15 %.

Как и в  прошлые годы, более половины всех поступлений в бюджет ПФР приходится на неналоговые доходы 533748,34 млн. руб. или 53,36 %. Среди этой группы доходов особое внимание заслуживают «безвозмездные перечисления (субвенции)», так как на их долю приходится основная часть неналоговых поступлений 93,53 %, в том числе:

  • средства единого социального налога, поступающие из федерального бюджета 82,10 %.

средства  федерального бюджета, передаваемые фонду в соответствии с законодательством РФ 11,15 %. Смотрим приложение (рис.10) Следует отметить, что в составе субвенций прописаны статьи доходов, имеющие отражение и в расходной части бюджета ПФР. К ним относятся «средства федерального бюджета, передаваемые Фонду Министерством труда и социального развития РФ, на выплату пенсий и пособий». А также, «средства передаваемые Фонду из целевого бюджета фонда Министерства РФ по атомной энергии, для обеспечения выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам организаций ядерного оружейного комплекса РФ». На их долю приходится 0,3 %.

В неналоговом  разделе бюджета Пенсионного  фонда указаны следующие источники  доходов:

  • доходы, полученные от размещения временно свободных средств;
  • доходы, полученные от размещения средств, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

На долю этих доходов, соответственно приходится 2,7 % и 0,68 % доходов бюджета ПФР.

Если же посмотреть на другую группу доходов – налоговую, то мы увидим, что среди этой группы наибольший удельный вес занимает статья, на которую приходится 81,33 % всех налоговых поступлений в Пенсионный фонд – это «страховые взносы, зачисляемые в фонд на выплату страховой части трудовой пенсии». Далее в порядке убывания следуют «страховые взносы, зачисляемые в фонд на выплату накопительной части трудовой пенсии» 16,38 %. Смотрим приложение (рис.11)

Незначительными налоговыми доходами являются «доходы, полученные в результате поступления недоимки, пени и иных финансовых санкций по страховым взносам» 0,92 % всех доходов ПФР. Наименее значительными – «страховые взносы в виде фиксированного платежа зачисляемые в фонд на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии», в общем, они составляют 0,15 % доходов Пенсионного фонда. И наименьшим источником доходов налоговой группы - является «единый минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов» на его приходится 0,01 % всех поступлений.

По данным таблицы 2.7 «Структура расходов бюджета ПФР в 2004 году» (см. приложение П) видно, что основной расходной статьей бюджета Пенсионного фонда является – расходы по обязательному пенсионному страхованию». На данный вид расходов приходится 841770,9 млн. руб., что составляет 88,92 % всех расходов ПФР. Расходы по обязательному пенсионному страхованию включают:

  • выплату базовой части трудовой пенсии - 31,83 %;
  • выплату страховой части трудовой пенсии, пособий и компенсаций - 57,05 %;
  • выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы РФ – 0,04 %. Смотрим приложение (рис.12)

«Выплата  пенсий по государственному пенсионному  обеспечению» в расходной части  бюджета ПФР выделена отдельной  строкой, на нее приходится не значительная часть финансовых ресурсов 57241,98 млн. руб., или 6,05 % общих расходов.

В структуре  расходной части бюджета Пенсионного  фонда на «расходы по накопительной  составляющей бюджета Пенсионного  фонда России» (включая расходы  фонда связанные с ведением специальной  части индивидуального лицевого счета) приходится чуть более 1 %.

Следующей расходной  статьей бюджета ПФР, на которую  следует обратить внимание, является – «финансирование и материально-техническое  обеспечение текущей деятельности фонда и его территориальных  органов, а также другие мероприятия связанные с деятельностью фонда». Расходы на эти цели составляют 26228,11 млн. руб. или 2,77 % всех расходов Пенсионного фонда, в том числе на функционирование органов государственных внебюджетных фондов 2,64 %.

В связи с  дефицитностью бюджета Пенсионного фонда определены источники внутреннего финансирования дефицита в части не связанной с обязательным накопительным финансированием в 2004 году (см. приложение Р). Установлен размер резерва бюджета по состоянию на 1 января 2004 года в объеме, равном остатку средств бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2004 года, за исключением средств пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2004 года.

Средства  резерва бюджета сверх сумм, направляемых на обеспечение текущей сбалансированности бюджета Фонда и пополнение норматива оборотных денежных средств бюджета Фонда (50 % объема расходов на выплату пенсий в предстоящем месяце), считаются временно свободными средствами бюджета и размещаются в разрешенные законодательством РФ виды активов в порядке, установленном Правительством РФ. Средства, полученные от размещения временно свободных средств, направляются на пополнение резерва бюджета.

 

2.5 Оценка бюджета УПФР  за период с 2002 по 2004 гол

 

По данным таблицы 2.9 «Изменение доходной части  бюджета Пенсионного фонда РФ за 2002 - 2004 год» (см. приложение С) видно, что доходы ПФР за данный период возросли на 27,68 %, в том числе налоговые на 38,81%. Смотрим приложение (рис.13). В налоговой группе доходов этот рост был, достигнут благодаря страховым взносам, собираемым территориальными органами Пенсионного фонда на обязательное пенсионное страхование. По страховым взносам, зачисляемым в Фонд на выплату страховой части трудовой пенсии этот рост составил 54,16 %, что касается страховых взносов зачисляемых в Фонд на выплату накопительной части трудовой пенсии, то здесь был отмечен максимальный рост доходов ПФР, более чем в два раза. Совершенно противоположная картина складывается со сбором страховых взносов в виде фиксированного платежа, основным плательщиком которых являются индивидуальные предприниматели. Снижаются поступления в Пенсионный фонд и от взыскания недоимки, пеней и иных финансовых санкций.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ