Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:57, курсовая работа
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является обеспечение человеку заработанного уровня жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве. Так, каждый трудящийся в стране своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение.
Следовательно, актуальность исследования системы функционирования Пенсионной системы РФ, и отдельного Управления ПФР заключается в том, что от уровня эффективности текущего функционирования ПФР и уровня экономической обоснованности и правильного расчета бюджетных параметров данного Фонда зависит обеспечение достойного уровня жизни людям, не имеющим трудовых доходов.
Целью отчета по практике является исследование деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации на примере Управления № 5 Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 7 по г. Москве и Московской области.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные организационно-экономические вопросы функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации на современном этапе развития;
- изучить механизм формирования и расходования бюджета Пенсионного фонда РФ;
- рассмотреть организационную структуру, основные направления деятельности, текущие финансовые показатели функционирования Управления № 5 ГУ-ГУ ПФР №7 по г. Москве и Московской области.
Предметом исследования является анализ деятельности Управления ПФР в рамках пенсионной системы Российской Федерации.
Объект исследования – Управление № 5 Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 7 по г. Москве и Московской области, г. Железнодорожный.
В процессе выполнения преддипломной практики был использовании материал учебных пособий по теме работы, а также нормативные и законодательные акты.
На основании проведенного анализа сделаны выводы и подведены основные итоги.
Введение
Глава 1. Понятие безналичных расчётов и их развитие
Понятие и развитие безналичных расчётов в РФ
Система безналичных расчётов
Формы безналичных расчётов
Глава 2. Анализ доходной и расходной части бюджета УПФР за период с 2002 по 2004 год
2.1 Краткая характеристика УПФР
2.2 Формирование и расходование средств бюджета УПФР
2.3 Анализ доходной и расходной части бюджета УПФР за 2002 год
2.4Анализ доходной и расходной части бюджета УПФР за 2003 год
2.5 Анализ доходной и расходной части бюджета УПФР за 2004 г
2.6 Оценка бюджета УПФР за период с 2002 по 2004 год
Глава 3. Проблемы и пути их дальнейшего совершенствования Пенсионной системы
3.1 Основные различия между старой пенсионной системой и новой
3.2 Недостатки функционирования пенсионной системы на современном этапе
Заключение
Список используемой литературы
В неналоговой группе доходов, основное место отводится безвозмездным перечислениям (субвенциям) в составе которых, безусловно, главенствующую роль занимают средства единого социального налога поступающие из федерального бюджета, рост доходов по этой статье составляет 55,82 %. Значительно возросли суммы денежных средств передаваемых в ПФР фондом Министерства РФ по атомной энергии для выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса РФ, здесь рост составил почти 65 %.
Следует отметить, что впечатляющие доходы были получены от размещения временно свободных денежных средств, которые возросли почти в три раза.
По данным таблицы 2.10 «Изменение расходной части бюджета Пенсионного фонда РФ за 2002 – 2004 год видно, что произошло увеличение расходов Пенсионного фонда по всем статьям. Смотрим приложение (рис.15). За данный период расходы на оказание социальной помощи возросли в 5,5 раз, расходы на дополнительное пенсионное обеспечение более чем в два раза. В связи с тем, что выплата пенсий является «основной» конечной деятельностью Пенсионного фонда, то и расходы на эти нужды являются максимальными. Расходы по обязательному пенсионному страхованию, а также расходы по государственному пенсионному обеспечению увеличились более чем на 30 %. Наименее всего увеличились расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его территориальных органов, а также другие мероприятия связанные с деятельностью фонда. Увеличение расходов по этой статье произошло почти на 15 %, а если учесть уровень инфляции в стране за этот же период, то можно с уверенностью говорить о снижении этих расходов.
В связи с тем, что в бюджете 2004 года расходы по накопительной составляющей не являются отражением трех его доходных статей (как это было в бюджетах 2002 и 2003 года) то мы видим якобы уменьшение данных расходов, если же использовать прежнюю методику включения этих расходов то в 2004 году они бы составляли 83666,88 млн. руб. таким образом, увеличение составило более чем в два раза.
Несмотря на то, что доходная часть бюджета и увеличилась, а вследствие этого увеличения возросли и расходы на выплату всех видов пенсий, можно с уверенностью сказать, что эти изменения являются незначительными, а в связи с уменьшения ставки единого социального налога с 1 января 2005 года в части Пенсионного фонда с 28 % до 20% - недостаточными. На сегодняшний день определено, что на покрытие дефицита по страховой части в 2004-2005 годах будут использованы резервы Пенсионного фонда РФ, а в дальнейшем дефицит будет покрываться за счет средств федерального бюджета, то есть за счет Стабилизационного фонда.
Глава 3. Проблемы и пути дальнейшего совершенствования пенсионной чистемы
Прежде чем начать говорить о проблемах действующего пенсионного законодательства и предлагать пути его дальнейшего совершенствования, необходимо подвести небольшой итог по предыдущим разделам дипломной работы, определив основные различия между старой пенсионной системой и новой, (действующей на сегодняшний день):
В предстоящем десятилетии практически все промышленно развитые страны, включая Россию, столкнутся с проблемой серьезного старения населения. Ожидается, что проблемы увеличения расходов, связанных со старением населения (пенсии, медицинское обслуживание, медицинский уход на долгосрочной основе) вызовут напряжение в бюджетах стран, которые в большинстве случаев уже имеют значительный государственный долг.
Прогноз
численности населения, подготовленный
Центром демографии и экологии человека
Института
Состояние пенсионной системы зависит от многих слагающих: уровня заработной платы, положения на рынке труда, налоговой, страховой и социальной политики государства.
Многие специалисты считают, что пенсионная реформа сталкивается с рядом существенных проблем. Среди них - низкая доля заработной платы и пенсий в ВВП, явно недостаточный для достойной жизни размер пенсии в северных регионах, необходимость выработать оптимальный пакет законов о профессиональных пенсионных системах, а также надежную законодательную базу, гарантирующую сохранность средств, инвестируемых для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
В настоящее время, согласно экспертным оценкам, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, доля зарплаты в ВВП России составляет около 24% (в развитых индустриальных странах она, как правило, в два раза выше). Поэтому и доля пенсии в ВВП сегодня едва превысила 6%. Повысить пенсии можно только повышая общие доходы населения и выводя их рост из тени [16, с. 31].
Серьезную озабоченность вызывает размер пенсии у жителей северных регионов, составляющий 10-14% средних доходов в этих районах. Средний размер пенсий в 15 из 21 регионов, расположенных в северных территориях, составляет только 60-80% прожиточного минимума. Жить на такую пенсию крайне трудно, практически невозможно, а доходов пенсионеров недостаточно и для переезда в другие регионы страны.
Решение данной задачи важно увязать с необходимостью приведение отечественного законодательства в соответствии со стандартами европейского сообщества и требованиями ВТО.
Основные
цели, на достижение которых направлены
системы пенсионного
Европейская социальная хартия предусматривает компенсацию не менее 65% заработка при наличии 40-летнего стажа. Фактический индивидуальный коэффициент замещения по нормам российского законодательства составляет для "типичного получателя" 31-32% предпенсионного заработка, что в два раза ниже европейских стандартов.
В этой
связи важнейшей задачей являет
Таковы общесистемные проблемы пенсионного обеспечения населения в нашей стране, но существуют также и проблемы, связанные непосредственно с проведением пенсионной реформы.
Важной проблемой является деятельность негосударственных пенсионных фондов (НПФ), которые представляют собой форму некоммерческой организации социального обеспечения. Основные виды их деятельности – осуществление добровольного дополнительного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного и профессионального пенсионного страхования населения.
Негосударственное пенсионное обеспечение во всем мире является одним из важнейших элементов социального обеспечения сотрудников, наряду с заработной платой, премиями и вознаграждением за период работы, медицинским страхованием и т.п.
Начиная с 1 января 2004 года, работающее население, делающее пенсионные отчисления в накопительную систему, может выбрать два варианта
1) остаться
в Пенсионном фонде России
с его максимально
2) работать через НПФ [12, с. 62].
В качестве основного аргумента в свою пользу НПФ могут привести более высокую доходность. Так, относительно невысокая доходность ПФР связана с тем, что до 70-80% средств инвестируются в консервативные инструменты, в основном в госбумаги, доходность по которым не намного превышает уровень инфляции.
Однако на пути развития НПФ на рынке обязательного пенсионного страхования еще достаточно препятствий.
Среди основных трудностей, с которыми придется столкнуться негосударственным пенсионным фондам, можно выделить следующие.
Во-первых, многое будет зависеть от самого механизма реализации такого выбора. Как известно, с 2003 году россияне получают из ПФР выписки с индивидуального лицевого счета, а также форму (бланк) заявления для перевода накоплений в управляющую компанию или НПФ (в случае принятия ими того или иного решения). Какие риски могут ожидаться в этом механизме?
Один риск - это вероятность утраты письма или бланка (почтовая потеря, случайная порча, неправильное оформление). В принципе есть решение, согласно которому бланк можно не рассылать, а опубликовать его, например, в ряде центральных газет в виде вырезного купона. Оформление же должно быть максимально простым: по типу анкеты (или выборного бюллетеня), где нужно проставить «галочки», вписать необходимые данные и подписать бланк.
Второй
риск может быть связан с организацией
процесса принятия и учета заявлений
от граждан, изъявивших желание перевести
свои накопления из ПФР в один из
НПФ. Проблема здесь заключается, с
одной стороны, каким образом
при обработке заявлений
Во-вторых, регулятором выбора является менталитет российских граждан. Не доверяющих государству не так уж и мало, но много разочарованных и в деятельности финансовых организаций негосударственного сектора (финансовые «пирамиды» типа МММ). Важным фактором «против» перехода из ПФР будет являться фактор осторожности. Многие захотят сначала посмотреть, какой выбор делают другие. Кто-то просто не захочет сразу менять ситуацию. А вот на более поздних стадиях можно предположить, что люди будут делать выбор, основываясь на опыте других.
Все это говорит о том, что на первых порах будет значительное число не сделавших какой-либо выбор, а вот в число выбравших НПФ войдут «новаторы», которые любят участвовать в новых акциях, а также более образованные и прогрессивно настроенные.
В-третьих,
очень многое будет зависеть от степени
информированности людей. От уровня
разъяснительной и