Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является обеспечение человеку заработанного уровня жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве. Так, каждый трудящийся в стране своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение.
Следовательно, актуальность исследования системы функционирования Пенсионной системы РФ, и отдельного Управления ПФР заключается в том, что от уровня эффективности текущего функционирования ПФР и уровня экономической обоснованности и правильного расчета бюджетных параметров данного Фонда зависит обеспечение достойного уровня жизни людям, не имеющим трудовых доходов.
Целью отчета по практике является исследование деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации на примере Управления № 5 Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 7 по г. Москве и Московской области.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные организационно-экономические вопросы функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации на современном этапе развития;
- изучить механизм формирования и расходования бюджета Пенсионного фонда РФ;
- рассмотреть организационную структуру, основные направления деятельности, текущие финансовые показатели функционирования Управления № 5 ГУ-ГУ ПФР №7 по г. Москве и Московской области.
Предметом исследования является анализ деятельности Управления ПФР в рамках пенсионной системы Российской Федерации.
Объект исследования – Управление № 5 Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 7 по г. Москве и Московской области, г. Железнодорожный.
В процессе выполнения преддипломной практики был использовании материал учебных пособий по теме работы, а также нормативные и законодательные акты.
На основании проведенного анализа сделаны выводы и подведены основные итоги.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие безналичных расчётов и их развитие
Понятие и развитие безналичных расчётов в РФ
Система безналичных расчётов
Формы безналичных расчётов
Глава 2. Анализ доходной и расходной части бюджета УПФР за период с 2002 по 2004 год
2.1 Краткая характеристика УПФР
2.2 Формирование и расходование средств бюджета УПФР
2.3 Анализ доходной и расходной части бюджета УПФР за 2002 год
2.4Анализ доходной и расходной части бюджета УПФР за 2003 год
2.5 Анализ доходной и расходной части бюджета УПФР за 2004 г
2.6 Оценка бюджета УПФР за период с 2002 по 2004 год
Глава 3. Проблемы и пути их дальнейшего совершенствования Пенсионной системы
3.1 Основные различия между старой пенсионной системой и новой
3.2 Недостатки функционирования пенсионной системы на современном этапе



Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

В неналоговой  группе доходов, основное место отводится  безвозмездным перечислениям (субвенциям) в составе которых, безусловно, главенствующую роль занимают средства единого социального налога поступающие из федерального бюджета, рост доходов по этой статье составляет 55,82 %. Значительно возросли суммы денежных средств передаваемых в ПФР фондом Министерства РФ по атомной энергии для выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса РФ, здесь рост составил почти 65 %.

Следует отметить, что впечатляющие доходы были получены от размещения временно свободных денежных средств, которые возросли почти в три раза.

По данным таблицы 2.10 «Изменение расходной части  бюджета Пенсионного фонда РФ за 2002 – 2004 год видно, что произошло  увеличение расходов Пенсионного фонда  по всем статьям. Смотрим приложение (рис.15). За данный период расходы на оказание социальной помощи возросли в 5,5 раз, расходы на дополнительное пенсионное обеспечение более чем в два раза. В связи с тем, что выплата пенсий является «основной» конечной деятельностью Пенсионного фонда, то и расходы на эти нужды являются максимальными. Расходы по обязательному пенсионному страхованию, а также расходы по государственному пенсионному обеспечению увеличились более чем на 30 %. Наименее всего увеличились расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его территориальных органов, а также другие мероприятия связанные с деятельностью фонда. Увеличение расходов по этой статье произошло почти на 15 %, а если учесть уровень инфляции в стране за этот же период, то можно с уверенностью говорить о снижении этих расходов.

В связи с  тем, что в бюджете 2004 года расходы  по накопительной составляющей не являются отражением трех его доходных статей (как это было в бюджетах 2002 и 2003 года) то мы видим якобы уменьшение данных расходов, если же использовать прежнюю методику включения этих расходов то в 2004 году они бы составляли 83666,88 млн. руб. таким образом, увеличение составило более чем в два раза.

Несмотря  на то, что доходная часть бюджета  и увеличилась, а вследствие этого увеличения возросли и расходы на выплату всех видов пенсий, можно с уверенностью сказать, что эти изменения являются незначительными, а в связи с уменьшения ставки единого социального налога с 1 января 2005 года в части Пенсионного фонда с 28 % до 20% - недостаточными. На сегодняшний день определено, что на покрытие дефицита по страховой части в 2004-2005 годах будут использованы резервы Пенсионного фонда РФ, а в дальнейшем дефицит будет покрываться за счет средств федерального бюджета, то есть за счет Стабилизационного фонда.

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы и пути дальнейшего совершенствования  пенсионной чистемы

    1. Основные различия между старой пенсионной системой и новой

Прежде чем начать говорить о  проблемах действующего пенсионного  законодательства и предлагать пути его дальнейшего совершенствования, необходимо подвести небольшой итог по предыдущим разделам дипломной работы, определив основные различия между старой пенсионной системой и новой, (действующей на сегодняшний день):

  • в новой модели расчета пенсий заработная плата работника будет учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной – между группами с различным уровнем дохода;
  • новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы;
  • новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан накапливаются не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих поступают в Пенсионный фонд России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, направляются на выплаты пенсий нынешним пенсионерам;
  • новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии будет составлять 5 лет. В существующей модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели, основным показателем, который будет определять размер пенсии - будет сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия;
  • в новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее – прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.

 

    1. Недостатки функционирования пенсионной системы на современном этапе

В предстоящем  десятилетии практически все  промышленно развитые страны, включая  Россию, столкнутся с проблемой серьезного старения населения. Ожидается, что проблемы увеличения расходов, связанных со старением населения (пенсии, медицинское обслуживание, медицинский уход на долгосрочной основе) вызовут напряжение в бюджетах стран, которые в большинстве случаев уже имеют значительный государственный долг.

Прогноз численности населения, подготовленный Центром демографии и экологии человека Института народнохозяйственного  прогнозирования РАН показывает, что численность население страны к 2025 г. может снизиться на 8 млн. чел. (в 2005 г. численность населения РФ составляла 143465 тыс. чел.). При этом угрожающим фактом является то, что снижение будет происходить в основном в группах трудоспособного населения, т.е. от 20 до 60 лет. Это обстоятельство в ближайшем будущем может резко сократить число лиц трудоспособного возраста, уплачивающих пенсионные взносы.

Состояние пенсионной системы зависит от многих слагающих: уровня заработной платы, положения  на рынке труда, налоговой, страховой  и социальной политики государства.

Многие  специалисты считают, что пенсионная реформа сталкивается с рядом  существенных проблем. Среди них - низкая доля заработной платы и пенсий в  ВВП, явно недостаточный для достойной  жизни размер пенсии в северных регионах, необходимость выработать оптимальный пакет законов о профессиональных пенсионных системах, а также надежную законодательную базу, гарантирующую сохранность средств, инвестируемых для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

В настоящее  время, согласно экспертным оценкам, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, доля зарплаты в ВВП России составляет около 24% (в развитых индустриальных странах она, как правило, в два раза выше). Поэтому и доля пенсии в ВВП сегодня едва превысила 6%. Повысить пенсии можно только повышая общие доходы населения и выводя их рост из тени [16, с. 31].

Серьезную озабоченность вызывает размер пенсии у жителей северных регионов, составляющий 10-14% средних доходов в этих районах. Средний размер пенсий в 15 из 21 регионов, расположенных в северных территориях, составляет только 60-80% прожиточного минимума. Жить на такую пенсию крайне трудно, практически невозможно, а доходов пенсионеров недостаточно и для переезда в другие регионы страны.

Решение данной задачи важно увязать с  необходимостью приведение отечественного законодательства в соответствии со стандартами европейского сообщества и требованиями ВТО.

Основные  цели, на достижение которых направлены системы пенсионного обеспечения, закреплены в базовых конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, которые были в дальнейшем подтверждены и развиты в Европейской социальной хартии, возможность ратификации которой Российской Федерацией рассматривается в настоящее время. Статья 23 Европейской социальной хартии "Право лиц пожилого возраста на социальную защиту" требует от государств-участников обеспечить пожилым людям достаточно средств, "позволяющих им вести достойную жизнь и играть активную роль в государственной, общественной и культурной жизни". Данное положение подразумевает, что уровень пенсионного дохода должен обеспечить не просто реализацию минимальных потребностей, а сложившийся в период трудовой деятельности уровень и образ жизни.

Европейская социальная хартия предусматривает  компенсацию не менее 65% заработка  при наличии 40-летнего стажа. Фактический индивидуальный коэффициент замещения по нормам российского законодательства составляет для "типичного получателя" 31-32% предпенсионного заработка, что в два раза ниже европейских стандартов.

В этой связи важнейшей задачей является определение сроков и ориентиров повышение средней пенсии в России до уровня, которые МОТ и ЕС считают минимальными для развивающихся стран - 40% от средней зарплаты после 30 лет трудовой деятельности (Конвенция МОТ № 102 (1964 г.).

Таковы  общесистемные проблемы пенсионного обеспечения населения в нашей стране, но существуют также и проблемы, связанные непосредственно с проведением пенсионной реформы.

Важной  проблемой является деятельность негосударственных  пенсионных фондов (НПФ), которые представляют собой форму некоммерческой организации социального обеспечения. Основные виды их деятельности – осуществление добровольного дополнительного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного и профессионального пенсионного страхования населения.

Негосударственное пенсионное обеспечение во всем мире является одним из важнейших элементов социального обеспечения сотрудников, наряду с заработной платой, премиями и вознаграждением за период работы, медицинским страхованием и т.п.

Начиная с 1 января 2004 года, работающее население, делающее пенсионные отчисления в накопительную систему, может выбрать два варианта

1) остаться  в Пенсионном фонде России  с его максимально традиционной  стратегией инвестирования

2) работать  через НПФ [12, с. 62].

В качестве основного аргумента в свою пользу НПФ могут привести более высокую доходность. Так, относительно невысокая доходность ПФР связана с тем, что до 70-80% средств инвестируются в консервативные инструменты, в основном в госбумаги, доходность по которым не намного превышает уровень инфляции.

Однако  на пути развития НПФ на рынке обязательного  пенсионного страхования еще  достаточно препятствий.

Среди основных трудностей, с которыми придется столкнуться негосударственным  пенсионным фондам, можно выделить следующие.

Во-первых, многое будет зависеть от самого механизма реализации такого выбора. Как известно, с 2003 году россияне получают из ПФР выписки с индивидуального лицевого счета, а также форму (бланк) заявления для перевода накоплений в управляющую компанию или НПФ (в случае принятия ими того или иного решения). Какие риски могут ожидаться в этом механизме?

Один  риск - это вероятность утраты письма или бланка (почтовая потеря, случайная  порча, неправильное оформление). В  принципе есть решение, согласно которому бланк можно не рассылать, а опубликовать его, например, в ряде центральных газет в виде вырезного купона. Оформление же должно быть максимально простым: по типу анкеты (или выборного бюллетеня), где нужно проставить «галочки», вписать необходимые данные и подписать бланк.

Второй  риск может быть связан с организацией процесса принятия и учета заявлений  от граждан, изъявивших желание перевести  свои накопления из ПФР в один из НПФ. Проблема здесь заключается, с  одной стороны, каким образом  при обработке заявлений граждан ПФР может удостоверить личность гражданина и убедиться в подлинности его подписи. А с другой - реально ли, чтобы застрахованные лица приходили со своими паспортами в территориальные органы ПФР и подписывали там свои заявления в присутствии сотрудников ПФР.

Во-вторых, регулятором выбора является менталитет российских граждан. Не доверяющих государству  не так уж и мало, но много разочарованных и в деятельности финансовых организаций  негосударственного сектора (финансовые «пирамиды» типа МММ). Важным фактором «против» перехода из ПФР будет являться фактор осторожности. Многие захотят сначала посмотреть, какой выбор делают другие. Кто-то просто не захочет сразу менять ситуацию. А вот на более поздних стадиях можно предположить, что люди будут делать выбор, основываясь на опыте других.

Все это говорит о том, что на первых порах будет значительное число  не сделавших какой-либо выбор, а  вот в число выбравших НПФ  войдут «новаторы», которые любят  участвовать в новых акциях, а  также более образованные и прогрессивно настроенные.

В-третьих, очень многое будет зависеть от степени  информированности людей. От уровня разъяснительной и информационной кампании будет зависеть, насколько  люди подготовлены для рационального  решения. Ведь кто-то может просто ничего не понять даже в слова«инвестиции», «управляющие компании» и т.д., кто-то не сможет разобраться, какой НПФ лучше или хуже, и тоже останется в ПФР.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ