Пенсионный фонд Российской Федерации: формирование, использование, проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

цель нашего исследования заключается в том, чтобы рассмотреть роль формирования и использования средств Пенсионного Фонда РФ в обеспечении финансовой стабильности, а так же перспективы его развития.
Исходя из цели, ставились и решались следующие задачи:
· История становления ПФР,
· Изучить теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, рассмотреть задачи и функции Фонда;
· Проанализировать источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда РФ;
· Выделить проблемы развития Пенсионного Фонда РФ
· Осветить перспективные направления в использовании средств Пенсионного Фонда РФ

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие положения пенсионного фонда Российской Федерации
1.1 История становления ПФР
1.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции
Глава 2. Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда
2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2006 - 2008 гг.
2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2006 - 2008 гг.
Глава 3. Совершенствование деятельности Пенсионного фонда РФ на перспективу
3.1 Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг."
3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионной системы РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

К1.docx

— 67.98 Кб (Скачать файл)

Пенсионный фонд Российской Федерации: формирование, использование, проблемы и перспективы

Содержание

Введение

Глава 1. Общие положения  пенсионного фонда Российской Федерации

1.1 История становления  ПФР

1.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции

Глава 2. Анализ формирования и использования средств Пенсионного  фонда

2.1 Формирование средств  Пенсионного фонда РФ в 2006 - 2008 гг.

2.2 Использование средств  Пенсионного фонда РФ в 2006 - 2008 гг.

Глава 3. Совершенствование  деятельности Пенсионного фонда  РФ на перспективу

3.1 Проект бюджета Пенсионного  фонда РФ на 2009 г. и на плановый  период 2010 и 2011 гг."

3.2 Проблемы и перспективы  развития пенсионной системы  РФ

Заключение

Список литературы

Приложения

 

Введение

Актуальностью темы рассмотренной в курсовой работе выявляются в том, что государственные  внебюджетные фонды являются составной  частью финансовой системы РФ. Кроме  того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования  национального дохода государства  на определенные социальные и экономические  цели.

Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он представляет собой централизованную систему  аккумуляции и перераспределения  денежных средств.

Таким образом, цель нашего исследования заключается в  том, чтобы рассмотреть роль формирования и использования средств Пенсионного  Фонда РФ в обеспечении финансовой стабильности, а так же перспективы  его развития.

Исходя из цели, ставились и решались следующие  задачи:

· История становления ПФР,

· Изучить теоретические  основы организации Пенсионного  фонда РФ, рассмотреть задачи и  функции Фонда;

· Проанализировать источники  формирования и направления использования  средств Пенсионного фонда РФ;

· Выделить проблемы развития Пенсионного Фонда РФ

· Осветить перспективные  направления в использовании  средств Пенсионного Фонда РФ

Предметом исследования является Пенсионный фонд РФ. Объектом исследования выступает теоретические основы организации Пенсионного фонда  РФ, анализ формирования и использования  его средств. Субъектом исследования является Российская Федерация.

Источниками информации при  написании курсовой работы послужили: учебные пособия, а также законодательные  акты, указы Президента и постановления  Правительства Российской Федерации, нормативные акты Пенсионного Фонда  России, а также государственная  статистическая отчетность и ведомственная  отчетность Пенсионного Фонда России. Кроме того, были внимательно изучены  и переработаны публикации периодической  печати, в том числе в специализированных изданиях, посвящённые данной теме.

Курсовая работа изложена на страницах машинописного текста, включает в себя введение, 3 главы, заключение, списка литературы, 3 приложений. Библиографический  список составляет литературных источников.

 

Глава 1. Общие положения  пенсионного фонда Российской федерации

1.1 История становления  ПФР

В связи с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6.07.92 № 3209-1 «О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области» в 1992 году в Московской области на базе регионального  Отделения Пенсионного фонда  Российской Федерации впервые произошло  объединение основных функций по пенсионному обеспечению (сбор, аккумуляция  страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных  пенсий, назначение, перерасчет, выплата  пенсий).

В целях перехода к работе в новых условиях между руководителями районных (городских) администраций  Московской области и Управляющим  Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области  были заключены Договоры о взаимодействии и сотрудничестве по социальным вопросам на период эксперимента. Создание пенсионных отделов в структуре Отделения  Пенсионного фонда Российской Федерации  по Московской области было осуществлено в течение октября - ноября 1992 года Соловьёв А. К., Бурнашов Р. А., Данилов В. Д. и др., «Экономические предпосылки пенсионной реформы»// Пенсия , 2001 №4..

Созданная в Московской области  модель управления пенсионным обеспечением населения получила название «единая  пенсионная служба».

В дальнейшем этот термин стал общепринятым при определении структуры, объединяющей все функции по пенсионному  обеспечению от сбора, аккумуляции  страховых взносов, финансирования пенсионных средств до их расходования - назначения (перерасчета), выплаты  и доставки государственных пенсий.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.05.93 № 4901-1 «О ходе выполнения постановления  Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 года «О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области» итоги  этого эксперимента были подведены, одобрены и в результате поставлен  вопрос о создании рабочей группы на уровне Верховного Совета Российской Федерации по подготовке предложений  об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения.

В дальнейшем опыт Московской области получил свое развитие. В  некоторых субъектах Российской Федерации органы государственной  власти в инициативном порядке, но уже  не в форме эксперимента, а на постоянной основе стали передавать функции по назначению и выплате  пенсий Пенсионному фонду Российской Федерации. Осуществлялась эта передача путем заключения соответствующих  соглашений между администрацией субъекта Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации. К сентябрю 2000 года единые пенсионные службы действовали  в 22 субъектах Российской Федерации.

В 2000 году был принят Указ Президента Российской Федерации от 27.09.2000 № 1709 «О мерах по совершенствованию  управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», которым было предусмотрено закрепить  за Пенсионным фондом Российской Федерации  и его территориальными органами полномочия по выплате государственных  пенсий и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение 2001 года заключить с Пенсионным фондом Российской Федерации соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

В целях проведения организационных  мероприятий в переходный период (2001 год) Пенсионным фондом Российской Федерации разработаны: проект типового соглашения, являющегося базовым  документом по координации деятельности отделений ПФР в переходный период, план действий по передаче полномочий по назначению и выплате государственных  пенсий от органов социальной защиты населения, рекомендации по формированию организационной структуры Отделения  ПФР и его органов, типовые  положения о территориальных  органах ПФР, нормативы численности специалистов, занятых назначением, выплатой пенсий и оценкой пенсионных прав застрахованных лиц, нормативы оснащения органов ПФР средствами вычислительной и организационной техники, методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности по выплате пенсий, по вопросам перевода работников региональных органов социальной защиты населения в систему ПФР и другие документы Сажина М. А., Конышева А. Н. , «Пенсионная реформа в России: страхование или социальная помощь?»// Вопросы экономики, 2001 №7.

По состоянию на 01.07.2001 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 № 1709 Пенсионный фонд фонда Российской Федерации  заключил соглашения о передаче полномочий по назначению и выплате государственных  пенсий с 60 субъектами Российской Федерации. Было образован 930 учреждений со статусом юридического лица, в том числе: 856 управлений ПФР, 71 отдел ПФР и 3 Центра по выплате пенсий, в которых обслуживалось  свыше 14,6 млн. пенсионеров. Всего к  концу 2001 года органы исполнительной власти 81 субъекта Российской Федерации подписали  соглашения в соответствии с данным Указом.

С принятием Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации» было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование  осуществляется страховщиком, которым  являетя Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы стали составлять единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. В частности, за Пенсионным фондом Российской Федерации закреплены функции, в соответствии с которыми его органы обязаны назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

1.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции

В целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании  Постановления Верховного Совета РСФСР  от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал  действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.

Существует множество  точек зрения на определения термина "Пенсионный фонд".

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему  аккумуляции и перераспределения  денежных средств, используемых главным  образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного  населения в виде трудовых, военных  и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий  по случаю потери кормильца, компенсационных  выплат .Такой точке зрения придерживаются ученые П.Н. Шуляк и Н.П. Белотелова.

Другой точке зрения придерживается А.С. Нешитая .Пенсионный фонд РФ, по ее мнению, - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Согласно экономическому словарю Пенсионный фонд РФ представляет собой самостоятельное финансово-кредитное  учреждение, осуществляющее государственное  управление финансами пенсионного  обеспечения.

В соответствии с Законом  РФ "Об обязательном пенсионном страховании  в РФ" от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования  являются федеральные органы государственной  власти, страховщики, страхователи и  застрахованные лица.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, подотчетным правительству  РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством  РФ и Положением о Пенсионном фонде  РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-I. ПФР  осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами  Президента РФ, постановлениями и  распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной  собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению  правления фонда для осуществления  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Фонд и его  региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим  наименованием, расчетные, валютные и  иные счета в банках [15, с 211].

Основными задачами Пенсионного  фонда являются :

целевой сбор и аккумуляция  страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;

организация работы по взысканию  с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие трудового  увечья, профессионального заболевания  или по случаю потери кормильца;

капитализация средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и  юридических лиц;

контроль за своевременным  и полным поступлением в Фонд страховых  взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его  средств;

проведение научно-исследовательской  работы в области государственного пенсионного страхования;

разъяснительная работа среди  населения и юридических лиц  по вопросам, относящимся к компетенции  фонда.

Фонд может принимать  участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др.

ПФР осуществляет следующие  основные функции:

получение от плательщиков страховых взносов, необходимых  для финансирования выплат государственных  пенсий;

организацию банка данных по плательщикам страховых взносов  в Пенсионный фонд РФ;

индивидуальный учет поступающих  в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых  взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных  пенсий за счет вносимых гражданами средств;

межгосударственное и  международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции  Пенсионного фонда.

В приложениях 1 Мудраков В.И., «Принципы построения «идеального» негосударственного пенсионного фонда»// Пенсия, 2003 №3. и 2 Кузнецов А. В., Ордин О. В., Пенсионная реформа в России, модель общего равновесия. - М.: Изд-во РПЭИ, 2001. предложены общая и подробная схемы организационной структуры Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

- фонд запланирован органами  власти и управления, и имеет  строгую целевую направленность;

- денежные средства фонда  используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;

- формируется в основном  за счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

- страховые взносы в  фонды и взаимоотношения, возникающие  при их уплате, имеют налоговую  природу, тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

- на отношения, связанные  с исчислением, уплатой и взысканием  взносов в фонд, распространено  большинство норм и положений  Налогового Кодекса РФ;

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации: формирование, использование, проблемы и перспективы