Пенсионный фонд Российской Федерации: формирование, использование, проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

цель нашего исследования заключается в том, чтобы рассмотреть роль формирования и использования средств Пенсионного Фонда РФ в обеспечении финансовой стабильности, а так же перспективы его развития.
Исходя из цели, ставились и решались следующие задачи:
· История становления ПФР,
· Изучить теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, рассмотреть задачи и функции Фонда;
· Проанализировать источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда РФ;
· Выделить проблемы развития Пенсионного Фонда РФ
· Осветить перспективные направления в использовании средств Пенсионного Фонда РФ

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие положения пенсионного фонда Российской Федерации
1.1 История становления ПФР
1.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции
Глава 2. Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда
2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2006 - 2008 гг.
2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2006 - 2008 гг.
Глава 3. Совершенствование деятельности Пенсионного фонда РФ на перспективу
3.1 Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг."
3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионной системы РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

К1.docx

— 67.98 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Бюджетным  посланием от 23 июня 2008 года в 2009 году средний размер социальной пенсии должен достигнуть величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии по старости превысить прожиточный  минимум пенсионера более чем  в 1,3 раза. По прогнозу исполнения Закона о бюджете Фонда на 2008 год средний  размер социальной пенсии с учетом индексации в августе на 1,15 составит в среднем за год 2856 рублей. В соответствии с Законопроектом средний размер социальной пенсии предполагается довести  в среднем за 2009 год до 3337 рублей, за 2010 год - до 4491 рубля, за 2011 год - до 4923 рублей. С учетом проводимых мероприятий  по повышению указанной пенсии на конец 2008 года она составит 3044 рубля, на конец 2009 года - 4176 рублей, на конец 2010 года - 4591 рубль, на конец 2011 года - 5029 рублей. При этом прожиточный минимум пенсионера составит в 2008 году 3665 рублей, в 2009 году - 4135 рублей, в 2010 году - 4552 рубля, а в 2011 году - 4989 рублей. Таким образом, к концу 2009 года средний размер социальной пенсии (4176 рублей) превысит размер прожиточного минимума пенсионера (4135 рублей) на 1 процент. Учитывая предусмотренные Законопроектом показатели увеличения среднегодового размера трудовой пенсии (на 2009 год - 5461 рубль (132,1 % от прожиточного минимума пенсионера), в 2010 году - 6961 рубль (152,9 %), в 2011 году - 7879 рублей (157,9 %), следует отметить возможность достижения результата, когда средний размер трудовой пенсии по старости будет стабильно превышать прожиточный минимум пенсионера более чем в 1,3 раза как в 2009 году, так и в плановом периоде 2010 и 2011 годов. В Бюджетном послании от 23 июня 2008 года указано, что следует предусмотреть бюджетные ассигнования на увеличение компенсационных выплат по уходу за инвалидами 1 группы, детьми-инвалидами, престарелыми гражданами. Законопроектом на указанные цели с 2009 по 2011 год предусмотрено ежегодное ассигнование средств в размере 12964000,0 тыс. рублей. Данные расходы установлены из расчета выплаты указанной компенсации 809,85 тыс. человек ежегодно. Однако в связи с увеличением размера пособия со 120 до 1200 рублей с 2006 по 2008 год и предоставлением возможности установления 1 неработающему трудоспособному лицу компенсационных выплат в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним можно ожидать существенного увеличения численности лиц, обратившихся за данным пособием, и недостаточности средств федерального бюджета на вышеназванные цели. Так, по состоянию на 1 января 2007 года численность лиц, нуждавшихся в постоянном уходе, составляла 5,5 млн. человек, в том числе инвалиды 3 степени - 1,9 млн. человек, дети-инвалиды до 18 лет - 0,6 млн. человек, лица в возрасте 80 лет и старше - 3,0 млн. человека. Количество назначенных пособий за период с января 2007 года по июль 2008 года возросло в 1,9 раза (с 338,61 до 636,66 тыс. человек). Рост получателей пособия за период с июля 2008 года до конца планового периода предусмотрен всего в 1,27 раза. В Послании Президента Российской Федерации отмечено, что с учетом позитивно складывающейся динамики рождаемости следует ожидать увеличения потребности в средствах материнского капитала. В Законопроекте с учетом этого фактора предусмотрено увеличение объема средств на предоставление материнского (семейного) капитала в 2010 году до 71283388,3 тыс. рублей, в 2011 году - до 99275285,0 тыс. рублей.

 

Заключение

На основании проведенного исследования сделаем следующие  выводы:

1.Основные характеристики  проекта бюджета ПФР на 2009 год  и на плановый период 2010 и 2011 годов ориентированы на своевременное  и в полном объеме обеспечение  установленных выплат, дальнейшее  повышение уровня материального  положения пенсионеров, увеличение  размеров пенсий.

2.Рост доходов бюджета  ПФР с 2009 по 2011 год составит 47,9 %, а расходы увеличатся на 43,4 %. При этом в части, не связанной  с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, доходы вырастут на 46,4 %, а расходы - на 45,6 процента.

3.По отношению к ВВП  доходы и расходы ПФР составят, соответственно, в 2009 году 6,3 % и 5,7 %, 2010 году - 6,9 % и 6,29 %, в 2011 году - 7,0 % и 6,31 %. Таким образом, удельный  вес доходов и расходов на  пенсионное обеспечение в объеме  ВВП имеет тенденцию к росту.

4.Проект бюджета сбалансирован  по доходам и расходам с  учетом финансирования его дефицита  за счет средств федерального  бюджета. В то же время объем  средств федерального бюджета  на покрытие дефицита бюджета  Фонда в распределительной составляющей  постоянно увеличивается: в 2009 году - 133713689,6 тыс. рублей (4,7 % от общей  суммы расходов по распределительной  составляющей бюджета), в 2010 году - 262836420,6 тыс. рублей (7,2 %), в 2011 году - 384090952,7 тыс. рублей (9,2 процента).При этом даже при наличии указанных трансфертов из федерального бюджета в 2009 и 2010 годах складывается дефицит по распределительной составляющей в размере 11953634,2 тыс. рублей и 11272923,6 тыс. рублей, соответственно, который планируется покрыть за счет направления на эти цели остатка средств по состоянию на 1 января каждого планового периода.

5. В 2009 году доля средств федерального бюджета в доходах бюджета ПФР с учетом возложения на Фонд кроме пенсионного обеспечения, дополнительных функций по осуществлению выплат по нормативным публичным обязательствам государства, финансируемым из средств федерального бюджета, составляет в 2009 году 52,2 % от общей суммы доходов (58,7 % в распределительной части), в 2010 году - 56,0 % (63,0 %), в 2011 году - 55,9 % (63,6 %). Увеличение доли средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы, как и в прежние годы, свидетельствует о сохранении в 2009-2011 годах тенденции отхода от страховых принципов.

6. Внесенные Федеральным законом от 20 июля 2004 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» изменения в части уплаты с 2008 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не способствуют сокращению дефицита распределительной составляющей бюджета ПФР на 2009-2010 годы. Согласно указанному Федеральному закону тарифы уплаты страховых взносов страхователями-работодателями с 2008 года сокращены на страховую часть трудовой пенсии с 10,0 % до 8,0 % и увеличены на накопительную часть с 4,0 % до 6,0 % (за работника 1967 года рождения и младше с доходов до 280,0 тыс. рублей в год - базовый тариф отчислений от фонда заработной платы для расчета страховых взносов), что, соответственно, увеличит дополнительную нагрузку на федеральный бюджет.

7. Параметры, предусмотренные Законопроектом, позволяют увеличить размер социальной пенсии на конец 2009 года до 4176 рублей, на конец 2010 года - до 4591 рубля, на конец 2011 года - до 5029 рублей, среднегодовой размер трудовой пенсии по старости в 2009 году составит 5461 рубль, в 2010 году - 6961 рубль, в 2011 году - 7879 рублей, что позволит обеспечить решение задач, поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, по достижению в 2009 году среднего размера социальной пенсии величины прожиточного минимума пенсионера и стабильному превышению среднего размера трудовой пенсии по старости в 2009-2011 годах величины прожиточного минимума пенсионера более чем в 1,3 раза.

8. Отсутствие ряда законодательных  и нормативных актов, а также  имеющиеся недостатки правового  регулирования препятствуют реализации  основных целей пенсионной реформы,  устойчивости пенсионной системы.

9. В Законопроекте отсутствуют  показатели, в полной мере раскрывающие  расходы Фонда на финансовое  и материально-техническое обеспечение  его деятельности.

На основе выводов можно  сделать следующие предложения:

· О принятии в ближайшей  перспективе мер по формированию стратегии развития пенсионной системы  в Российской Федерации, предусматривающей  реальную возможность ее функционирования на основе страховых принципов и  снижения зависимости от поступления  средств федерального бюджета.

· увеличение размера отчислений на финансирование накопительной части  трудовой пенсии;

· определения статуса  ПФР с учетом современного состояния  системы пенсионного обеспечения;

· скорейшего введения профессиональных пенсионных систем;

· возложения функций контроля за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение и взыскания недоимки и пеней по указанным платежам на 1 администрирующий орган;

· разработки правового механизма  работы органов ПФР со страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в случае непредставления  страхователями сведений персонифицированного учета;

 

Список литературы

1. Федеральный закон «О  Бюджете Пенсионного фонда на 2006 год» от 22.12.2005. №174-ФЗ

2. Федеральный закон «О  Бюджете Пенсионного фонда Российской  Федерации на 2007 год» от 19.12.2006. №236-ФЗ

3. Федеральный закон «О  внесении изменений в Федеральный  закон «О Бюджете Пенсионного  фонда Российской Федерации на 2007 год» от 23.11.2007. №262-ФЗ

4. Федеральный закон «О  Бюджете Пенсионного фонда Российской  Федерации на 2008 год и на плановый  период 2009 и 2010 годов» от 21.07.2007. №182-ФЗ

5. Федеральный закон «О  внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О бюджете  Пенсионного фонда Российской  Федерации на 2008 год и на плановый  период 2009 и 2010 годов» от 23.11.2007. №263-ФЗ

6. Федеральный закон "О  бюджете Пенсионного фона РФ  на 2009г. и на плановый период 2010г. и 2011г.", принятый Госдумой 31 октября 2008г. и одобренный  Советом Федерации 12 ноября с.г.

7. Агапцов С.А., Романов Е.Ю. Доходы социальных фондов. Правовое регулирование доходов государственных внебюджетных фондов: проблемы и решения. - М. "Финансы и статистика", 2007г. - 256 с.

8. Воронин Ю.В. Комментарий  к пенсионному законодательству  Российской Федерации. Норма., 2007. - 241с. - ISBN 978-5-468-00077-9

9. Ильина В.В. К вопросу  об эффективности Пенсионной  реформы // Финансы 5, 2007г., с 47-51.

10. Куртин А.В. О Пенсионной  системе России.// Пенсионные деньги. - 2007 .- № 1. - С. 26

11. Люлев Ю.Д. Российская пенсионная система и пути ее реформирования. //Вопросы экономики. - 2007. - №8. - С. 10.

12. Мудраков В.И., «Трудности роста системы негосударственного пенсионного обеспечения»// Пенсия, 2006 №5.

13. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., "Дашков и Ко", 2006г. - 512 с.

14. Панков Ю.В. Пенсионная  система Российской Федерации. - Самиздат., 2007. - 98-103 с. - ISBN 5-7895-0125-8

15. Роик В.Д. Пенсионная система России. История, проблемы и пути совершенствования. - МИК., 2007. - 120 с. - ISBN 978-5-87902-142-4

16. Сажина М.А., Конышева  А.Н. , «Пенсионная реформа в России: страхование или социальная помощь?»// Вопросы экономики, 2005 №7.

17. Степанов А.Г. Комментарий  к Федеральному Закону О государственном  пенсионном обеспечении в Российской  Федерации. Москва., 2006. - 123 с. - ISBN 659-5-94997-6

18. Экономический словарь  // А.Б. Борисов, изд. - 2-е, перераб. и доп. - М. "Книжный мир", 2006г. - 859 с.

19. Выступление Министра  здравоохранения и социального  развитии Татьяны Голиковой на Первом ежегодном российском пенсионном форуме «Приоритетные направления развития пенсионной системы в РФ» 16.12.2008г. (www.minzdravsoc.ru)

20. Выступление Председателя  Правления Пенсионного Фонда  Российской Федерации Антона  Дроздова на Первом ежегодном пенсионном форуме «Приоритетные направления развития пенсионной системы в РФ» (www.minzdravsoc.ru)

21. http://www.pfrf.ru Официальный  сайт Пенсионного фонда Российской  Федерации

22. Портал о пенсионной  реформе «2008 май»

23. www.minfin.ru

24. www.polit.ru

 

Приложения

Приложение 1

Структура ПФР

 

Приложение2

 

Приложение 3

Основные параметры бюджетной  системы Российской Федерации*

Млрд .руб.

 

Показатели

2009

2010

2011

 

Доходы, всего

18 310,4

20 146,1

22 378,5

 

%% к ВВП

35,6

34,1

33,1

 

Федеральный бюджет

7 945,1

8 112,5

8 837,3

 

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации*

3 320,8

4 186,2

4 796,0

 

Консолидированные бюджеты субъектов РФ*

6 527,0

7 260,3

8 083,4

 

Территориальные фонды  обязательного медицинского страхования*

517,5

587,1

661,8

 

Расходы, всего

16 371,4

18 693,3

20 797,7

 

%% к ВВП

31,8

31,6

30,8

 

Федеральный бюджет*

6 042,7

6 699,2

7 316,0

 

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации*

3 334,9

4 187,1

4 776,5

 

Консолидированные бюджеты субъектов РФ*

6 476,3

7 219,9

8 043,4

 

Территориальные фонды  обязательного медицинского страхования

517,5

587,1

661,8

 

Профицит (дефицит), всего

1 939,0

1 452,8

1 580,8

 

%% к ВВП

3,8

2,5

2,3

 


Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации: формирование, использование, проблемы и перспективы