Пенсионный фонд Российской Федерации: формирование, использование, проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

цель нашего исследования заключается в том, чтобы рассмотреть роль формирования и использования средств Пенсионного Фонда РФ в обеспечении финансовой стабильности, а так же перспективы его развития.
Исходя из цели, ставились и решались следующие задачи:
· История становления ПФР,
· Изучить теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, рассмотреть задачи и функции Фонда;
· Проанализировать источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда РФ;
· Выделить проблемы развития Пенсионного Фонда РФ
· Осветить перспективные направления в использовании средств Пенсионного Фонда РФ

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие положения пенсионного фонда Российской Федерации
1.1 История становления ПФР
1.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции
Глава 2. Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда
2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2006 - 2008 гг.
2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2006 - 2008 гг.
Глава 3. Совершенствование деятельности Пенсионного фонда РФ на перспективу
3.1 Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг."
3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионной системы РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

К1.docx

— 67.98 Кб (Скачать файл)

Общая сумма расходов, предусмотренных  в Законопроекте на осуществление  ЕДВ отдельным категориям граждан (инвалидам, ветеранам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации, Героям), составляет на 2009 год 304121495,4 тыс. рублей, на 2010 год - 329076711,0 тыс. рублей, на 2011 год - 348106382,6 тыс. рублей.

Общий объем средств на осуществление ЕДВ учтен в  пределах выделенных межбюджетных трансфертов, определенных исходя из среднегодового числа ежемесячных денежных выплат в количестве 17,44 млн. в 2009 году, 17,49 млн. - в 2010 году, 17,46 млн. - в 2011 году, с учетом затрат на индексацию размеров ЕДВ  с 1 апреля 2009 года на 8,5 %, с 1 апреля 2010 года - на 7 %, с 1 апреля 2011 года - на 6,8 %. В общем объеме средств на осуществление ЕДВ учтены расходы, предназначенные для предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, а также средства, направляемые Минфином России в соответствии с нормами настоящего Федерального закона федеральным органам исполнительной власти, в которых Законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, на осуществление ЕДВ лицам, проходящим (проходившим) указанную службу и имеющим право на получение государственной социальной помощи, включая выплаты в страны Балтии.

Расходы в соответствии с  Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных  гарантиях и компенсациях для  лиц, работающих и проживающих в  районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» запланированы  на 2009-2011 годы в сумме 1000000,0 тыс. рублей ежегодно.

На реализацию Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной  поддержки семей, имеющих детей» в части предоставления материнского (семейного) капитала в 2010 году предусмотрены  расходы в размере 72792920,6 тыс. рублей, в 2011 году - 101377587,6 тыс. рублей.

Расходы на финансовое и  материально-техническое обеспечение  деятельности органов ПФР на 2009 год, включая расходы на капитальное  строительство, научно-исследовательские  работы, переподготовку и повышение  квалификации кадров, международную  деятельность, предусмотрены в объеме 63316421,0 тыс. рублей, что составляет 127,1 % к бюджетным назначениям 2008 года и 2,2 % от общих расходов бюджета, в 2010-2011 годах, соответственно, 69580230,5 тыс. рублей и 74669508,3 тыс. рублей, что составляет 109,9 % и 107,3 % к бюджетным назначениям 2009 и 2010 годов и 1,9 % и 1,7 % от общих расходов бюджета.

Расходы на финансовое и  материально-техническое обеспечение  деятельности органов ПФР включают средства на содержание аппаратов органов  управления государственных внебюджетных фондов (в 2009 году - 61254549,5 тыс. рублей, в 2010 году - 67172407,3 тыс. рублей, в 2011 году - 71797315,1 тыс. рублей), расходы на переподготовку и повышение квалификации (в 2009 году - 66635,5 тыс. рублей, в 2010 году - 71300,0 тыс. рублей, в 2011 году - 76362,3 тыс. рублей), международные отношения и международное сотрудничество (в 2009 году - 5236,0 тыс. рублей, в 2010 году - 5523,2 тыс. рублей, в 2011 году - 5830,9 тыс. рублей), бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы (в 2009 году - 1900000,0 тыс. рублей, в 2010 году - 2200000,0 тыс. рублей, в 2011 году - 2400000,0 тыс. рублей), а также прикладные научные исследования в области социальной политики (НИР по созданию базы данных для актуарных расчетов, в 2009 году - 90000,0 тыс. рублей, в 2010 году - 131000,0 тыс. рублей, в 2011 году - 390000,0 тыс. рублей) финансируются за счет собственных средств Фонда, которые в основном (99,5 %) формируются за счет страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, имеющих строго целевое назначение. Расходы на указанные цели составят в 2009 году 5,33 % от суммы расходов, осуществляемых ПФР за счет собственных средств, в 2010 году - 5,17 %, в 2011 году - 4,91 процента.

Законопроектом на финансирование мероприятий в области социальной политики предусмотрено в 2009 году 527200,0 тыс. рублей, в 2010 году - 560279,0 тыс. рублей, в 2011 году - 588152,0 тыс. рублей, из них на финансирование информационно-разъяснительной  работы в 2009 году - 472400,0 тыс. рублей, в 2010 году - 500300,0 тыс. рублей, в 2011 году - 528200,0 тыс. рублей.

Законопроектом предусмотрены  расходы на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации  на социальные программы, связанные  с укреплением материально-технической  базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, в 2009 году в размере до 1200000,0 тыс. рублей, в 2010 и 2011 годах - до 1500000,0 тыс. рублей ежегодно. Финансовое обеспечение указанных мероприятий в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, осуществляется за счет поступления сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, образовавшихся на 1 января 2001 года, сумм пеней и иных финансовых санкций по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, а также денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации).

Расходы, регламентированные Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», предусмотрены на 2009 год в объеме 38106785,2 тыс. рублей, на 2010 год - 59563494,0 тыс. рублей, на 2011 год - 88467859,7 тыс. рублей, в том числе:

- расходы, связанные с  обеспечением ведения специальной  части индивидуальных лицевых  счетов застрахованных лиц, формирования  средств пенсионных накоплений: в 2009 году - 1896113,6 тыс. рублей, в  2010 году - 2088678,6 тыс. рублей, в 2011 году - 2290495,6 тыс. рублей;

- расходы, связанные с  передачей средств пенсионных  накоплений в негосударственные  пенсионные фонды: в 2009 году - 36210671,6 тыс. рублей, в 2010 году - 57474815,4 тыс.  рублей, в 2011 году - 86177364,1 тыс. рублей, в том числе связанных с  уплатой дополнительных страховых  взносов на накопительную часть  трудовой пенсии и взносов  работодателя: в 2009 году - 3929618,4 тыс.  рублей, в 2010 году - 9928019,4 тыс. рублей, в 2011 году - 19039598,3 тыс. рублей.

В состав расходов, связанных  с обеспечением ведения специальной  части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, формирования средств  пенсионных накоплений, включаются расходы  на рассылку гражданам извещений  о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов, которые в 2009 году планируются в размере 1820246,0 тыс. рублей (96,0 % от суммы расходов, связанных с обеспечением ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц), в 2010 году - 2004638,0 тыс. рублей (96,0 %), в 2011 году - 2197819,0 тыс. рублей (95,9 процента).

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования» (далее - Закон  о персонифицированном учете) ПФР  обязан бесплатно направлять 1 раз  в год застрахованным лицам сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых  счетах, а также не позднее 1 сентября каждого года информацию о состоянии  специальной части их индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений. Однако расходы на рассылку гражданам извещений о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов уменьшают чистый финансовый результат, полученный от временного размещения средств пенсионных накоплений. Так, в 2007 году чистый финансовый результат, полученный от временного размещения сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в ПФР за 2006 год, составил 5875386,9 тыс. рублей, а вышеназванные расходы составили 722084,6 тыс. рублей. При отсутствии расходов на рассылку гражданам извещений чистый финансовый результат составил бы 6597471,5 тыс. рублей, что могло увеличить его на 12,3 процента.

Следует отметить, что в  соответствии с Законом о персонифицированном  учете Фонд обязан бесплатно предоставлять 1 раз в год любому застрахованному  лицу по его обращению сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете, в течение 10 дней со дня обращения застрахованного  лица.

Расходы, регламентированные Федеральным законом от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых  взносах на накопительную часть  трудовой пенсии и государственной  поддержке формирования пенсионных накоплений» и связанные с  обеспечением ведения специальной  части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному  пенсионному страхованию в целях  уплаты дополнительных страховых взносов  на накопительную часть трудовой пенсии, в 2009 году предусмотрены в размере 2080,4 тыс. рублей, в 2010 году - 3513,9 тыс. рублей, в 2011 году - 7512,3 тыс. рублей.

3.2 Проблемы и перспективы  развития пенсионной системы  РФ

Законопроект сформирован  с учетом положений ежегодного Послания Президента Российской Федерации и  Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 года «О бюджетной  политике в 2009-2011 годах» (далее - Бюджетное  послание от 23 июня 2008 года).Во исполнение Послания Президента Российской Федерации от 26 апреля 2007 года Законопроектом предусмотрено увеличение размера пенсий за период с 2007 по 2009 год не менее чем на 65,0 % (средний размер назначенных пенсий на 1 января 2007 года - 2841,6 рубля, по прогнозу на конец 2009 года - до 5746,8 рубля, или в 2 раза).

Одной из наиболее серьезных  проблем экономической политики в соответствии с Бюджетным посланием  от 23 июня 2008 года является обеспечение  сбалансированности пенсионной системы.

В связи с тем, что в  соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации» государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, источником покрытия текущего дефицита распределительной составляющей бюджета Фонда определен федеральный бюджет. В соответствии со статьей 96.10 Бюджетного кодекса часть средств федерального бюджета, подлежащих управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан, а также для обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета ПФР представляет собой Фонд национального благосостояния. Согласованы и предусмотрены в Законопроекте средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (КБК 392 0 02 05107 06 0000 151) на 2009 год в объеме 133713689,6 тыс. рублей, на 2010 год - 262836420,6 тыс. рублей, на 2011 год - 384090952,7 тыс. рублей.

Анализ мер, принятых ПФР  по обеспечению сбалансированности пенсионной системы показывает, что, несмотря на покрытие дефицита бюджета  Фонда из федерального бюджета, в  распределительной части в 2009 году сложится дефицит средств, который  составит 11953634,2 тыс. рублей (0,4 % от общей  суммы расходов), в 2010 году - 11272923,6 тыс. рублей (0,3 %). В 2011 году Законопроектом предусмотрен профицит в размере 9876500,8 тыс. рублей (0,2 процента).

С учетом ожидаемых перспектив увеличения обязательств по выплате  пенсий, проблема нарастания несбалансированности бюджета ПФР становится все более  очевидной. Нарастание несбалансированности бюджета Фонда складывается под  влиянием фактора снижения доли отчислений на пенсионные цели с заработной платы, поскольку размер страховых взносов, основные параметры их начисления, включая предельную величину облагаемых выплат и шкалу регрессии, непосредственно  увязаны с размером единого социального  налога и с порядком его начисления. Объем средств, поступающих в  систему обязательного пенсионного  страхования, по мере роста заработной платы будет сокращаться по отношению  к фонду оплаты труда, в то время  как обязательства по выплате  страховой части трудовой пенсии будут увеличиваться и накапливаться  опережающими темпами по отношению  к указанным объемам средств. Рост объема расходов федерального бюджета  на покрытие дефицита распределительной  части пенсионной системы объясняется  снижением относительного объема страховых  взносов, уплачиваемых работодателями, который должен являться основным источником доходов системы обязательного  пенсионного страхования. Однако за период с 2009 по 2011 год сумма взносов  на страховую часть трудовой пенсии при общем росте размера страховой  части трудовой пенсии, а значит и выплат по этим обязательствам сократится с 2,26 % до 2,22 % ВВП. Анализ причин несбалансированности бюджета ПФР выявляет проблему замещения  страховых источников доходов пенсионной системы бюджетными источниками, что  деформирует обязательное пенсионное страхование в долгосрочной перспективе  и угрожает его финансовым основам.

Пенсионная система при  сохранении действующих норм по формированию ее доходной части будет усиливать  социальное неравенство по уровню и  качеству жизни между работающим и нетрудоспособным населением, что  существенным образом снижает мотивацию  уплаты страховых взносов как  основу для уровня пенсионного обеспечения  в будущем. Указанные проблемы отражают противоречие между проводимой политикой  по укреплению страховых принципов  в системе обязательного пенсионного  страхования (прежде всего - эквивалентности  страхового обеспечения уплаченным страховым взносам), с одной стороны, и налоговой - с другой стороны, когда  основные усилия государства сосредоточены  на снижении налоговой нагрузки на работодателя в целях обеспечения  высокого экономического роста.

Целью совершенствования  пенсионной системы является повышение  уровня пенсионного обеспечения  населения на основе создания условий, обеспечивающих достойную жизнь  нетрудоспособных граждан, равные права  застрахованных лиц и равные возможности  для их реализации, а также на основе поощрения дополнительных форм пенсионного обеспечения.

В ПФР в 2009 году и в плановом периоде 2010-2011 годов в целях реализации федеральных законов от 30 апреля 2008 года № 55-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах  на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке  формирования пенсионных накоплений»  и от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ приняты меры по организации системы софинансирования пенсионных накоплений с использованием средств Фонда национального благосостояния. Намечается обеспечить ведение специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовых пенсий. На указанные цели Законопроектом предусмотрены средства в 2009 году в размере 2080,4 тыс. рублей, в 2010 году - 3513,9 тыс. рублей, в 2011 году - 7512,3 тыс. рублей.

Бюджетным посланием от 23 июня 2008 года предусматривается повышение  качества управления государственной  собственностью. В период с 2009 по 2011 год на капитальное строительство  зданий и сооружений ПФР, которые  в дальнейшем будут являться федеральной  собственностью, Законопроектом предусмотрено  выделить 6500,0 млн. рублей. Фонд, создавая федеральное имущество, уплачивает из собственных доходов налоги за пользование этим имуществом. Действующее  законодательство Российской Федерации  не осуществляет финансирование расходов ПФР на капитальное строительство за счет средств федерального бюджета с составлением инвестиционного проекта в целях реализации его в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, а также выделение средств федерального бюджета Фонду на уплату налога за пользование федеральным имуществом.

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации: формирование, использование, проблемы и перспективы