Пенсионный фонд Российской Федерации: формирование, использование, проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

цель нашего исследования заключается в том, чтобы рассмотреть роль формирования и использования средств Пенсионного Фонда РФ в обеспечении финансовой стабильности, а так же перспективы его развития.
Исходя из цели, ставились и решались следующие задачи:
· История становления ПФР,
· Изучить теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, рассмотреть задачи и функции Фонда;
· Проанализировать источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда РФ;
· Выделить проблемы развития Пенсионного Фонда РФ
· Осветить перспективные направления в использовании средств Пенсионного Фонда РФ

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие положения пенсионного фонда Российской Федерации
1.1 История становления ПФР
1.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции
Глава 2. Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда
2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2006 - 2008 гг.
2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2006 - 2008 гг.
Глава 3. Совершенствование деятельности Пенсионного фонда РФ на перспективу
3.1 Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг."
3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионной системы РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

К1.docx

— 67.98 Кб (Скачать файл)

- денежные ресурсы фонда  находятся в государственной  собственности, они не входят  в состав бюджетов, а также  других фондов и не подлежат  изъятию на какие-либо цели, прямо  не предусмотренные законом;

- расходование средств  из фонда осуществляется по  распоряжению Правительства или  специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного  фонда России осуществляет Правление  и его постоянно действующий  орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках  в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных  образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную  работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов  социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного  обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными  деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также  отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным  органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая  сумма расходов - по направлениям.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

В настоящее время в  России используется так называемая накопительная система пенсионного  обеспечения Сажина М. А., Конышева А. Н. , «Пенсионная реформа в России: страхование или социальная помощь?»// Вопросы экономики, 2001 №7.

При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе  за счет платежей работника и его  работодателя, не расходуются на выплаты  сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход  до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут  на себя и частные компании. Может  существовать даже система конкурирующих  друг с другом негосударственных  пенсионных фондов.

Основные принципы, по которым  все большее число стран переходит  с распределительной системы  на накопительную, следующие Лазаревский А. А., Сушкевич А. Г., «Наизнанку и вверх ногами (Пенсионная реформа в России на фоне зарубежного опыта)»// Финансы и кредит, 2006 №3.:

а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь  между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его  пенсии. Деньги на пенсионных счетах - собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного  обеспечения в накопительной  системе повышается;

б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число  работающих.

в) накопительная система  повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения  экономического роста, тем более  что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации - состояние экономики  и производительности труда.

Таким образом, результатом  десятилетнего развития Пенсионного  фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного  обеспечения населения, при которой  такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный  для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно  данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в  какой-либо бюджет.

 

Глава 2. Анализ формирования и использования средств Пенсионного

фонда

2.1 Формирование средств  Пенсионного фонда РФ в 2006 - 2008 гг.

Пенсионный фонд, как и  все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Особенности  формирования бюджета фонда обусловлены  его спецификой и заключаются  в следующем. Бюджет Пенсионного  фонда РФ -- форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

В составе бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых  взносов на накопительную часть  трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а  также расходы бюджета Пенсионного  фонда, связанные с формированием  и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части  индивидуальных лицевых счетов и  выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Денежные средства обязательного  пенсионного страхования хранятся на счетах фонда, открываемых в учреждениях  Центрального банка РФ, а при отсутствии учреждений последнего -- на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.

Рассмотрим формирование средств бюджета Пенсионного  фонда в 2006 году.

Доходная часть бюджета  Фонда на 2006 год сформирована в  соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, действующими нормами  Налогового кодекса Российской Федерации  и Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”. Расчет поступлений единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществлен исходя из прогноза Минэкономразвития России по фонду заработной платы в сумме 5917,0 млрд. руб. и численности наемных работников в количестве 48,7 млн. человек и в соответствии с установленной Методикой расчета поступления сумм единого социального налога для формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов./10, с.335/

Накопительная составляющая бюджета Фонда сформирована по доходам  в сумме 103,0 млрд.руб. и по расходам в сумме 6,6 млрд.руб. в соответствии с положениями федеральных законов “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”, бюджетным законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере накопительного элемента обязательного пенсионного страхования, действие которых распространяется на 2006 год.

В доходы бюджета Фонда, связанные  с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, на 2006 год включены:

1) средства пенсионных  накоплений 2006 года в объеме 100,7 млрд.руб., которые сформировались за счет страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 98,5 млрд.руб., и доходов, полученных от временного размещения средств пенсионных накоплений 2006 года, в сумме 2,2 млрд.руб.;

2) доходы, полученные в  2006 году от временного размещения  средств пенсионных накоплений 2005 года, в сумме 2,3 млрд. руб.

Доходы, полученные в 2006 году от временного размещения Фондом средств  пенсионных накоплений 2006 года, определены в размере 2,5% от суммы размещаемых  средств, средств пенсионных накоплений 2005 года - в размере 3,0% от суммы размещаемых  средств. Кроме того, в составе  доходов учтены средства в сумме 39,2 млн.руб., поступающие от НПФ для последующей передачи в Управляющие компании в соответствии с заявлениями застрахованных лиц, - в размере 2% от общей суммы средств, переданных Фондом в НПФ по состоянию на 1 января 2006 года (по оценке).

Рассмотрим формирование доходной части бюджета Пенсионного  фонда на 2007 год.

На 2007 г. в соответствии с  федеральным законом от 19 декабря 2006 г. № 236-ФЗ «О бюджете Пенсионного  фонда Российской Федерации на 2007 год» бюджет ПФР на 2007 г. утвержден  по доходам в сумме 1845,1 млрд. р. Необходимо проанализировать закон «О внесении изменений в Федеральный закон  «О бюджете Пенсионного фонда  Российской Федерации на 2007 год»

Законопроектом предусмотрено  поступление доходов в бюджет ПФР в сумме 1914133150,2 тыс. рублей, что  на 69039131,1 тыс. рублей, или на 3,7 % больше, чем установлено Федеральным  законом от 19 декабря 2006 года № 236-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда  Российской Федерации на 2007 год».

Наибольший процент корректировки  имели следующие статьи доходов  бюджета ПФР:

1) средства федерального  бюджета, передаваемые ПФР на  социальную поддержку Героев  Советского Союза, Героев Российской  Федерации и полных кавалеров  ордена Славы, Героев Социалистического  Труда и полных кавалеров ордена  Трудовой Славы, увеличены на 47649,4 тыс. рублей (более чем в  5,7 раза) и составили 57649,4 тыс. рублей;

2) средства федерального  бюджета, передаваемые ПФР на  компенсацию расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовой пенсии по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1, увеличены на 810003,3 тыс. рублей (более чем в 5,2 раза) и составили 1000003,3 тыс. рублей.

Наибольший объем увеличения бюджетных назначений имели следующие  статьи доходов бюджета ПФР:

1) страховые взносы на  обязательное пенсионное страхование,  направляемые на выплату страховой  части трудовой пенсии, увеличены  на 95100000,0 тыс. рублей, или на 12,6 %, и составили 848960000,0 тыс. рублей. Сумма страховых взносов на  выплату страховой части трудовой  пенсии увеличена с учетом  фактического исполнения бюджета  ПФР за 8 месяцев 2007 года и ожидаемой  оценки поступлений в сентябре-декабре  2007 года.

2) средства, поступающие  из федерального бюджета в  бюджет ПФР на финансирование  базовой части трудовой пенсии, увеличены на 30268180,0 тыс. рублей, или  на 5,4 %, и составили 590038509,4 тыс.  рублей. Увеличение финансирования  базовой части трудовой пенсии вызвано реализацией проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан». С 1 декабря 2007 года увеличивается размер базовой части трудовой пенсии на 300 рублей, а также пропорционально данному увеличению повышение размеров всех других базовых частей трудовой пенсии (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца), пенсий, назначенных по законодательству о государственном пенсионном обеспечении, и других выплат, размер которых определяется исходя из размера базовой части трудовой пенсии по старости;

3) средства федерального  бюджета, передаваемые ПФР на  осуществление ежемесячной денежной  выплаты отдельным категориям  граждан, увеличены на 9887419,1 тыс.  рублей, или на 5 %, и составили  в сумме 206053912,6 тыс. рублей, в  том числе средства по статье  доходов бюджета ПФР, которая  предусматривает поступление средств  федерального бюджета на осуществление  ежемесячной денежной выплаты  инвалидам, увеличены на 8572258,1 тыс.  рублей, или на 6,2 %, и составили 147066844,3 тыс. рублей.

Рассмотрим формирование доходной части бюджета Пенсионного  фонда на 2008 год. Основным нормативно правовым документом, регулирующим данную сферу, является федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда  Российской Федерации на 2008 год и  на плановый период 2009 и 2010 годов", принятый Государственной Думой 6 июля 2007 г  и одобренный Советом Федерации 11 июля 2007 г.

Проект бюджета Фонда  на 2008 год был сформирован в  сумме 2330632,7 млн. рублей (126,3 % к предыдущему  году), в том числе 2107198,3 млн. рублей (122,1 %) - в части распределительной  составляющей бюджета Фонда. В соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, начиная с 2008 года, увеличивается  тариф страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии с 4 % до 6 % за счет соответствующего уменьшения отчислений на страховую часть. Данные изменения  повлекут увеличение плановых поступлений  страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии на сумму около 100 млрд. рублей, или на 89,6 % по отношению  к 2007 годуПоступление страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии (более 40 % от доходов бюджета ПФР) предполагался: в 2008 году - 1029290,0 млн. рублей с учетом поступления взносов в виде фиксированного платежа.Предполагаемый объем поступления страховых взносов на страховую часть не обеспечивает прогнозируемые расходы на выплату страховой части трудовой пенсии во все больших масштабах: в 2008 году - на 112087,5 млн. рублей.

Законопроектом предусмотрено  получение доходов от реализации имущества, находящегося в оперативном  управлении ПФР, в 2008 году 12,0 млн. рублей (в 2,6 раза больше, чем в 2006 и 2007 годах.Безвозмездные поступления из федерального бюджета предусмотрены: на 2008 год в сумме 1284324,4 млн. рублей. Необходимо отметить, что доля средств из федерального бюджета, перечисляемых в ПФР, имеет тенденцию к увеличению (в 2005 году - 49,6 %, в 2006 году - 53,2 %, на 2007 год запланировано 52,2 процента).

Пенсионный фонд РФ подвел окончательные итоги работы ПФР  в 2008г.Доходы фонда в прошедшем году выросли по сравнению с 2007 г. на 40,2% и составили 2,73 трлн. руб. Из них суммарный объем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составил 1,25 трлн. руб., или 45,6 % от суммы доходов. По сравнению с 2007 г. рост поступлений страховых взносов составил 236 млрд. руб. Объем средств федерального бюджета составил чуть менее 1,5 трлн. руб., или 53,4%( сообщает пресс-служба фонда ).

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации: формирование, использование, проблемы и перспективы