Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 17:07, курсовая работа
цель нашего исследования заключается в том, чтобы рассмотреть роль формирования и использования средств Пенсионного Фонда РФ в обеспечении финансовой стабильности, а так же перспективы его развития.
Исходя из цели, ставились и решались следующие задачи:
· История становления ПФР,
· Изучить теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, рассмотреть задачи и функции Фонда;
· Проанализировать источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда РФ;
· Выделить проблемы развития Пенсионного Фонда РФ
· Осветить перспективные направления в использовании средств Пенсионного Фонда РФ
Введение
Глава 1. Общие положения пенсионного фонда Российской Федерации
1.1 История становления ПФР
1.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции
Глава 2. Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда
2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2006 - 2008 гг.
2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2006 - 2008 гг.
Глава 3. Совершенствование деятельности Пенсионного фонда РФ на перспективу
3.1 Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг."
3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионной системы РФ
Заключение
Список литературы
Таким образом, проанализировав доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2006, 2007 и 2008 года, можно выявить тенденцию увеличение средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов. Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета (ЕДВ, ДЕМО, ДМО, материнский (семейный) капитал); низкий удельный вес учитываемой заработной платы в ВВП и ее доли в доходах населения и, соответственно, низкий объем поступлений ЕСН и страховых взносов; изменение с 2008 года тарифов страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии с 4 % до 6 %; несовершенство законодательства в части администрирования страховых платежей, а также взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (в том числе просроченной). Что касается структуры доходов, то большую часть занимают налоги и взносы на социальные нужды, далее следуют безвозмездные поступления, в основном из федерального бюджета, на третьем месте доходы от размещения пенсионных накоплений.
2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2006 - 2008 гг.
Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ - расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год сформирован по расходам в сумме 1531,6 млрд.руб. (6,3% к объему ВВП), в том числе на финансирование обязательного пенсионного обеспечения граждан, а также дополнительного пенсионного обеспечения и дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан с учетом затрат на доставку предусмотрено направить 1272,7 млрд.руб., что составляет 83,5% от общих расходов бюджета Фонда по распределительной составляющей, на финансирование ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета - 210,2 млрд.руб., или 13,8%.
Расходы на выплату базовой части трудовой пенсии в 2006 году определены с учетом затрат на их индексацию с 1 апреля - на 3% и с 1 августа - на 4% (в целом за год - на 7,1%) в сумме 485,95 млрд.руб., т.е. в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Расходы на выплату страховой части трудовой пенсии в 2006 году определены в сумме 680,8 млрд.руб. с учетом затрат на их увеличение с 1 апреля 2006 года на 6,3% в соответствии с Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.
Правовые основания для индексации страховой части трудовой пенсии по индексу роста потребительских цен в 2006 году исходя из условий, установленных Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, отсутствуют в связи с тем, что фактический индекс роста цен за указанные периоды не будет достигать установленного законодательством предела, при котором производится индексация страховой части пенсии.
Суммарные затраты Фонда
на выплату пенсий по государственному
пенсионному обеспечению и
Финансирование мероприятий в области социальной политики предусмотрено в сумме 1000,0 млн.руб. или 0,06% от общих расходов Фонда, из которых 298,5 млн.руб. планируется направить на финансирование информационно-разъяснительной работы в связи с проведением пенсионной реформы и необходимостью активного разъяснения пенсионного законодательства Российской Федерации.
Бюджет Пенсионного фонда на 2007 год утвержден по расходам в сумме 1786,5 млрд. руб. (100,2%), с профицитом в сумме 36,2 млрд. рублей. Бюджет Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, исполнен по расходам - в сумме 1 769 921,2 млн. рублей. Из федерального бюджета предоставлены межбюджетные трансферты в сумме 916,42 млрд. рублей, из них: на выплату базовой части трудовой пенсии - 590,0 млрд. рублей (100% от бюджетных назначений); на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, ежемесячных доплат к государственным пенсиям (ежемесячному пожизненному содержанию), дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) гражданам РФ, включая расходы на их доставку, - 103,9 млрд. рублей (100%); на выплату пенсий, назначенных досрочно безработным, - 1,76 млрд. рублей (99,2%); на выплату материального обеспечения специалистам ядерного оружейного комплекса - 1,69 млрд. рублей (102,1%); на осуществление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан в общей сумме - 206,01 млрд. рублей.
Необходимо обратить внимание на федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год». Законопроектом предусмотрены расходы бюджета ПФР в сумме 1782348238,4 тыс. рублей, что на 54548359,3 тыс. рублей (на 3,2 %) больше, чем установлено бюджетом ПФР на 2007 год.
Следует отметить, что параметры
расходов бюджета ПФР на 2007 год
скорректированы в целях
Такой корректировке подверглись расходы на выплату базовой части трудовой пенсии, на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан и на другие социальные выплаты, финансирование которых осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств федерального бюджета, а также расходы на материальное обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, и выплату доплаты к пенсиям членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
Кроме того, увеличены расходы
бюджета ПФР на 2007 год в части
передачи пенсионных накоплений в негосударственные
пенсионные фонды (далее - НПФ) на 8989535,5
тыс. рублей, или на 232,5 %, и составили
15776304,5 тыс. рублей. Такое резкое увеличение
(более чем в 2 раза против бюджетных
назначений) вызвано реализацией
положения Федерального закона от 7
мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных
пенсионных фондах» о праве
Рассмотрим расходную
часть бюджета Пенсионного
Законопроект бюджета Фонда на 2008 год сформирован по расходам - в сумме 2099895,2 млн. рублей. Расходы Законопроекта определены в соответствии с нормами действующего законодательства, указами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, прогнозными показателями социально-экономического развития Российской Федерации. Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых ПФР на исполнение публичных нормативных обязательств, составит на 2008 год 2034251,3 млн. рублей (96,9 % от общего объема расходов бюджета Фонда). Перечень публичных нормативных обязательств, исполнение которых возложено на Фонд, содержит 27 позиций, при этом должен быть обеспечен широкий спектр выплат.
Расходы на ДЕМО в соответствии
с Указом Президента Российской Федерации
от 30 марта 2005 года № 363 «О мерах по улучшению
материального положения
Общая сумма расходов в
соответствии с Федеральным законом
от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации»
Законопроектом предусмотрена в
размере 1638931,4 млн. рублей на 2008 год. Данные
показатели соответствуют динамике
роста численности пенсионеров.
Прогнозные показатели среднегодовой
численности пенсионеров - получателей
трудовых пенсий составляют: на 2008 год
- 36709,4 тыс. человек. Среднегодовой рост
численности предполагается 100,7 %. Динамика
расходов соответствует динамике роста
численности пенсионеров и
По итогам 2008 года суммарный объем расходов ПФР в 2008 г. составил 2,36 трлн. руб. Это на 32% больше, чем в 2007 г. Из них на пенсионное обеспечение 38,6 млн. граждан было направлено свыше 2 трлн. руб., что на 533,3 млрд. больше по сравнению с 2007 г. На осуществление единовременных денежных выплат было выделено 235,5 млрд. руб. Таким образом, общий профицит бюджета ПФР составил 372 млрд. руб.
Таким образом, можно сделать
вывод, о том, что в структуре
расходов бюджета пенсионного фонда
России преобладают расходы на выплату
трудовой пенсии (80%), социальные пенсии
(10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим
на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за
пределами России (2%). Что касается
доли базовой, страховой и накопительной
части в расходах Пенсионного
Фонда, то складывается тенденция к
уменьшению расходов на выплату базовой
части пенсии, в то время как
расходы на страховую и накопительную
части имеют тенденцию к
Глава 3. Совершенствование деятельности Пенсионного фонда РФ на
перспективу
3.1 Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2009 г. и на плановый
период 2010 и 2011 гг."
Основные цели бюджетной политики на 2009-2011 гг.:
· сохранение бюджетной политики
в качестве важнейшего инструмента
макроэкономического
· усиление роли в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения;
· обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
· кардинальное повышение
эффективности бюджетных
· формирование устойчивого
механизма пенсионного
· развитие механизмов частно-государственного партнерства;
· обеспечение максимальной
эффективности созданных
· повышение финансовой прозрачности государственного сектора.
Бюджетная и политика направлена
на восстановление сбалансированного
развития экономики, играя тем самым
важную роль в снижении инфляции. Бюджетная
политика на 2009-2011 гг. впервые в полном
объеме сформирована и будет реализована
в условиях применения механизмов "скользящей
трехлетки", что позволит обеспечить
для трехлетнего периода ее предсказуемость
и преемственность, ориентацию на достижение
стратегических целей государственной
политики, максимально эффективное
и взаимоувязанное
В 2009-2011 гг. объем доходов
и расходов федерального бюджета
существенно возрастет при
Доходы проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов
Проект бюджета ПФР
на 2009 год и на период до 2011 года по
доходам сформирован: на 2009 год в
сумме 3217490760,8 тыс. рублей, или 122,8 % к
показателю предыдущего года (здесь
и далее в сопоставимых условиях
- 112,1 %), в том числе 2858117968,4 тыс. рублей
в части распределительной
Формирование доходной части бюджета ПФР осуществлялось на основании действующего законодательства Российской Федерации путем поступлений налогов и взносов на социальные нужды, налогов на совокупный доход, задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам, доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, доходов от продажи материальных и нематериальных активов, штрафов, санкций, возмещения ущерба, доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений, поступающих из управляющих компаний, а также доходов от временного размещения Фондом средств, сформированных за счет страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, и доходов от реализации активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений, прочих неналоговых доходов, безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также поступлений от негосударственных организаций. Доходные показатели Законопроекта в целом подтверждены расчетами и являются обоснованными.
Поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Законопроекте запланировано на 2009 год в размере 1487090000,0 тыс. рублей, на 2010 год - 1736170000,0 тыс. рублей и на 2011 год - 1999130000,0 тыс. рублей, в том числе:
- страховые взносы, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии: 1160770000,0 тыс. рублей, 1327190000,0 тыс. рублей и 1501650000,0 тыс. рублей, соответственно;