Пенсионный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, по мнению автора, необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
- рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
- провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;

Содержание работы

Введение 4
1 Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление и задачи деятельности 8
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России 8
1.2 Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации 14
1.3 Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ 19
2 Роль Пенсионного фонда РФ в социальном обеспечении пенсионеров 28
2.1 Теория и практика пенсионного обеспечения 28
2.2 Финансирование пенсионных выплат 41
2.3 Модели организации пенсионного обеспечения 49
3 Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации 55
3.1 Создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения 55
3.2 Значение персонифицированного учета в новой пенсионной системе Российской Федерации 61
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложение А Отношение максимальной, средней и минимальной пенсий
к прожиточному минимуму пенсионера 78
Приложение В Выплаты, на которые не начисляются страховые взносы в
Пенсионный фонд РФ 79

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 124.64 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                          4

1     Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление и задачи деятельности                                                                                                                   8

1.1  История возникновения  и развития пенсионного страхования в России          8

1.2 Развитие Пенсионного  фонда Российской Федерации                                        14

1.3 Формирование и расходование  средств бюджета Пенсионного  фонда РФ       19

2 Роль Пенсионного фонда  РФ в социальном обеспечении  пенсионеров               28

2.1 Теория и практика  пенсионного обеспечения                                                      28

2.2 Финансирование пенсионных  выплат                                                                   41

2.3 Модели организации  пенсионного обеспечения                                                  49

3 Совершенствование пенсионной  системы Российской Федерации                      55

3.1 Создание многоуровневой  системы пенсионного обеспечения                          55

3.2 Значение персонифицированного  учета в новой пенсионной системе  Российской Федерации                                                                                                 61

Заключение                                                                                                                    69

Список использованных источников                                                                          72

Приложение А Отношение  максимальной, средней и минимальной  пенсий                          

 к прожиточному минимуму  пенсионера                                        78

Приложение В Выплаты, на которые не начисляются страховые  взносы в                         

 Пенсионный фонд РФ                                                                       79

Введение

Переход к рыночной экономике  сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится  к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место  заняли социальные фонды.

Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального  дохода по инициативе и в интересах  органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Внебюджетные фонды, существующие и функционирующие на данный момент в российской финансовой системе, имеют  на неё огромное влияние. Так, финансовые средства, которыми располагают государственные  внебюджетные фонды, вполне сопоставимы  по размеру с федеральным бюджетом.

Согласно Бюджетному Кодексу  Российской Федерации: государственный  внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеющий строго целевое назначение. В данной работе из всех внебюджетных фондов рассмотрен будет только Пенсионный фонд Российской Федерации. 

Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении  государственного бюджета. Формируются  государственные внебюджетные фонды  в порядке, установленном федеральным  законом, в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами /8/. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной  собственности.

В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения  бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения  отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным  казначейством Российской Федерации /2/.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличивается  объем этих фондов. Внебюджетные фонды  имеют ряд особенностей и преимуществ:

-   у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;

-   строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение требуют особого внимания;

-   возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях – наличии активного сальдо.

Бюджетный Кодекс Российской Федерации включает в число государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования; Государственный  фонд занятости населения Российской Федерации /2, ст. 144/.

Пенсионный фонд имеет  огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его  является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных  благ путем перераспределения средств  во времени и в пространстве –  где бы человек ни жил, он своим  трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный  уровень в будущем.

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных  пособий, пенсий людям которые в  силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты  государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий  для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом определяется его важное социальное значение. 

 Для рядового гражданина  страны процедура макроэкономического  планирования и формирования  сбалансированного бюджета кажется  весьма далекой от его повседневных  нужд и забот. А между тем  вся текущая жизнь любого сколь  - нибудь серьезного финансового  учреждения, а тем более столь  сложного и социально значимого,  как Пенсионный фонд РФ, непосредственно  зависит от того, насколько экономически  обосновано и правильно были  определены соответствующие бюджетный  параметры. 

Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как начиная  с 1995 года доходов Пенсионного фонда  от страховых взносов не хватает  для  обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему  социально-экономическому значению – обеспечивать достойный уровень жизни людям не имеющим трудовых доходов. Таким образом,  можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и что такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с  собственными задачами и переложение такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.

Целью работы является определение  направлений совершенствования  деятельности Пенсионного фонда  Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.

Для реализации поставленной цели, по мнению автора, необходимо решить следующие задачи:

-   проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;

-   рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;

-   провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения.

-   определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;

-   показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;

-   оценить значение персонифицированного учета в новой системе пенсионного страхования граждан.

В качестве теоретической  базы дипломной работы были использованы работы ведущих специалистов в области  пенсионного обеспечения, а также  широкий ряд нормативных актов  Российского пенсионного законодательства.

Кроме того, были внимательно  изучены и переработаны публикации периодической печати, в том числе  в специализированных изданиях, посвящённые  данной теме.

1 Пенсионный фонд российской  Федерации: его становление и                           задачи деятельности

1.1 История возникновения  и развития пенсионного страхования в России

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве  развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть  населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено.

Однако по прошествии переходного  периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую  пенсионную систему, основанную на принципах  конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году. Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.

В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право  на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной  утраты нетрудоспособности, а также  потери кормильца. Это право реализовывалось  путем общего социального обеспечения  служащих и колхозников пособиями  по временной нетрудоспособности и  выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и  по случаю потери кормильца, другими  формами социального обеспечения /57/.

Хотя данная пенсионная система  входила в так называемую систему  социального страхования, она не содержит экономических признаков  системы государственного пенсионного  страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах  государственного пенсионного страхования. Однако несмотря на многочисленные экономические  недостатки, данная система имела  одно важное преимущество – она  обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый  прожиточный уровень. Поэтому пенсионная система до 1990 г. носила определение - государственное пенсионное обеспечение. Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который  в свою очередь, входил в государственный  бюджет страны. Таким образом, эта  пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. Бюджет пенсионного  обеспечения являлся составной  частью государственного бюджета СССР и был включен в него как  по доходам, так и по расходам /34/.

Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения  и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, нужно  отметить сбалансированность бюджета  социального страхования. В тот  период только в 1956 году впервые была представлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно  возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа  рабочих и служащих, и членов их семей, в связи с введением  в действие Закона от 14.07.56 г. «О государственных  пенсиях», значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение  пенсии, и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров  в два раза /52/.

Важным этапом формирования цивилизованной программы государственного пенсионного страхования следует  рассматривать середину шестидесятых годов, когда с 1 января 1965 г. государство  установило право на получение пенсий колхозниками в период наступления  соответствующего возраста, получения  инвалидности либо по случаю потери кормильца. Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений  из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования. Поскольку взносы на социальное страхование  не покрывали все расходы этой системы, недостающая часть, поступавшая  из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 80-е годы составила около 60% бюджета социального страхования

Информация о работе Пенсионный фонд