Перспективы развития межбюджетных отношений в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная система Российской Федерации - это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджет - схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет - это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике.
Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства 5
1.2 Структура бюджетной системы РФ 5
1.3 Типы бюджетной системы разных государств 8
1.4 Уровни бюджетной системы в РФ и бюджеты разных уровней 11
2. Принципы бюджетной системы РФ 23
2.1 Действующие принципы бюджетной системы РФ 23
2.2 Проблемы межбюджетных отношений в России 30
3. Перспективы развития межбюджетных отношений в РФ 32
3.1 Официальные предложения о развитии межбюджетных отношений в РФ 32
Заключение 44
Список используемых источников 45

Файлы: 1 файл

Костя.docx

— 718.27 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный  университет»

(ЗабГУ)

Факультет экономики и управления

Кафедра антикризисного управления, финансов и кредита

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита 2013 

Содержание

Введение 3

1. Экономическое  содержание бюджетной системы  государства 5

1.2 Структура  бюджетной системы РФ 5

1.3 Типы бюджетной  системы разных государств 8

1.4 Уровни  бюджетной системы в РФ и  бюджеты разных уровней 11

2. Принципы  бюджетной системы РФ 23

2.1 Действующие  принципы бюджетной системы РФ 23

2.2 Проблемы  межбюджетных отношений в России 30

3. Перспективы  развития межбюджетных отношений  в РФ 32

3.1 Официальные  предложения о развитии межбюджетных  отношений в РФ 32

Заключение 44

Список используемых источников 45

 

 

Введение

 

В настоящее время Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования  является бюджетная система государства  и включённый в нее государственный  бюджет.

Бюджетная система Российской Федерации - это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджет - схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет - это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике.

Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования  макроэкономических пропорций при  формировании государственного бюджета  на предстоящие годы.

Цель курсовой работы –  рассмотреть бюджетную систему РФ, экономическую сущность, межбюджетные отношения.

 Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс.

Данная тема актуальна, т.к. в стремительно развивающихся рыночных условиях государство не сможет нормально  функционировать не определив бюджет на какой-либо год. 

1. Экономическое содержание бюджетной системы государства

1.2 Структура бюджетной системы РФ

 

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень – бюджеты субъектов РФ (по Конституции РФ в бюджетную систему входят – 83 бюджетов, из них: 21 республиканский бюджет, 9 краевых и 46 областных бюджетов, 4 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга)  и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень – местные бюджеты.

О уровнях бюджетной системы я подробно расскажу позже.

Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов, находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ – включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Консолидированный бюджет позволяет получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, он не утверждается, т.е. не имеет правовой нагрузки и служит для аналитических и статистических целей.

Он используется в бюджетном планировании и прогнозировании и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Свод бюджетов – расчетный  документ, отражающий соединение всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты. Чтобы не допустить ошибок в процессе консолидации, соблюдают определенные правила суммирования основных показателей бюджета – доходов, расходов, дефицита. При определении итоговых показателей запрещается:

  • сальдировать дефициты одних бюджетов с профицитами других;
  • недопустим двойной счет трансфертов, поскольку они проходят в составе доходов одних бюджетов и одновременно как расход в составе вышестоящего бюджета.

 С упразднением государственного бюджета РФ, в который входили все уровни бюджетной системы России, Законом "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" было введено понятие "консолидированный бюджет". При введении данного понятия исходили не только из того, что единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов.

В международной практике используются понятия «консолидированный расширенный бюджет», включающий свод бюджетов всех уровней и бюджеты внебюджетных фондов, и «расширенный бюджет правительства», включающий федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов. Он используется для анализа влияния проводимой правительством федеральной политики, для оценки деятельности федеральных органов власти.

Консолидированный бюджет РФ представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, включающей федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ, которые, в свою очередь, состоят из региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов. Консолидированный бюджет РФ можно записать в виде следующих уравнений:

 

 

 

1.3 Типы бюджетной системы разных государств

 

В настоящее время функционируют  различные бюджетные системы, так  или иначе тяготеющие к типичным -американской и европейской; имеется также существенно отличающаяся от них японская модель. Другие модели сочетают признаки названных (австралийская, средиземноморская, китайская, арабская и др.).

В настоящее время в  мировой практике применяются различные  бюджетные системы, различающиеся между собой по трем критериям:

Доля ВВП, централизуемая для финансирования государственных  расходов (в ряде стран эта доля свыше 60%, но практикуется перераспределение  ВВП на уровне около 30% от его объема).

Реализация за счет ассигнований из государственного бюджета социальных функций.

Воздействие (обратное) бюджетной  системы на реальный сектор экономики.

Для американской системы  характерно жесткое исполнение законов, регулирующих государственные доходы и расходы. Закон о бюджете  не принимается. Разработка бюджета  становится процедурой учета гарантированных  законодательными актами обязательств государства и является заботой  правительства. Административные региональные образования (штаты) имеют собственные  бюджеты и с центральным бюджетом взаимодействуют в гораздо более  узких пределах, чем это принято  в европейских странах. Слово "штаты" дословно означает "государства". Существенными особенностями американской системы являются: вмешательство  государства в экономику в  форме финансирования программ развития отдельных секторов; стимулирование развития предпринимательства посредством  предоставления различных налоговых  льгот; вложение социальной "нагрузки" на доходы граждан. Соответственно и  относительно высокий уровень заработной платы формировался с учетом необходимости оплаты большинства услуг непосредственно потребителем. Для такой системы характерна сравнительно невысокая доля государственных расходов в объеме ВВП (немного более трети), хотя при значительной массе ВВП объем государственных расходов является значительным.

Для европейской бюджетной  системы характерно предоставление гражданам социальных гарантий за счет бюджетных средств, активное вмешательство  центра в решение финансовых проблем  административно - территориальных  образований, обеспечение определенного "выравнивания" экономических  условий в регионах, несмотря на их определённую самостоятельность. Общей  чертой всех бюджетных систем является их гибкость.

Бюджетные системы различаются  по степени их централизации. По этому  критерию в рамках названных систем различают три типа моделей:

модель децентрализованной бюджетной системы характеризуется  активной ролью регионов в обеспечении  финансирования развития их экономики за счет собственных доходов;

умеренно централизованная, социально - ориентированная модель отличается тем, что расходы центра и регионов как атрибут государственных  финансов оптимально сбалансированы и  закреплены за уровнями бюджетной системы  в расчете на ответственность  каждого уровня за финансирование расходов, а значит, рост их доходов;

максимально централизованная, социально - ориентированная модель характерна для государств, у которых  практически нет проблем реализации принципа бюджетного федерализма (шведская модель).

Бюджетная система России сочетает не самые совершенные признаки японской, американской и европейской систем.

Для всех моделей государств с социальной доминантной характерны следующие существенные признаки:

относительно высокая  доля ВВП, перераспределяемого через  бюджет на социальные цели;

развитие государственных  и фирменных систем социальной поддержки граждан;

высокая доля занятых в  сфере производства нематериальных благ и услуг социального характера, незначительные масштабы безработицы, высокий уровень социальной защиты безработных и других категорий  населения, не занятого трудом по объективным причинам;

в целом высокий уровень  производства и потребления ВВП  на душу населения, рост уровня оплаты труда по мере роста ВВП и личного  трудового вклада каждого работника;

развитие формы массового  удовлетворения социальных потребностей при некоторой дифференциации качества предоставляемых социальных благ с оплатой потребителем;

приоритетное развитие нематериального  производства как фактора усиления социально - реабилитационных функций  общества, по значимости приравниваемых к функциям социальной экологии.

Бюджетные системы различаются  в зависимости от типов государств с учетом того, является ли оно федеративным или унитарным. Бюджетная система  унитарных государств является двухуровневой: государственный и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральными и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации.

 

 

 

 

 

 

1.4 Уровни бюджетной системы в РФ и бюджеты разных уровней

 

В соответствии с Бюджетным  Кодексом РФ, структура бюджетной  системы нашего государства состоит из трех уровней:

1 уровень составляют  Федеральный Бюджет и государственные внебюджетные фонды РФ.

2 уровень составляют  бюджеты Субъектов федерации  и государственные территориальные внебюджетные фонды.

3 уровень представляют  местные бюджеты, в том числе  бюджеты муниципальных районов,  бюджеты городских округов, бюджеты  внутригородских муниципальных  образований городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских  поселений.

Федеральный бюджет

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы  Российской Федерации. Федеральный  бюджет - это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения  национального дохода и ВВП, через  него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования  экономического развития стран и  реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости  осуществления избранной социально-экономической стратегии.

Основными функциями федерального бюджета являются:

·перераспределение национального дохода и ВВП;

·государственное регулирование и стимулирование экономики;

·финансовое обеспечение социальной политики;

·контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли.

В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения.

Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они  составляют 93,5%, а около 34% от них  составляет налог на добавленную  стоимость. Необходимо отметить, что  ряд федеральных налогов поступает  в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты  субъектов РФ и в местные бюджеты.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

Информация о работе Перспективы развития межбюджетных отношений в РФ