Перспективы развития межбюджетных отношений в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная система Российской Федерации - это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджет - схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет - это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике.
Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства 5
1.2 Структура бюджетной системы РФ 5
1.3 Типы бюджетной системы разных государств 8
1.4 Уровни бюджетной системы в РФ и бюджеты разных уровней 11
2. Принципы бюджетной системы РФ 23
2.1 Действующие принципы бюджетной системы РФ 23
2.2 Проблемы межбюджетных отношений в России 30
3. Перспективы развития межбюджетных отношений в РФ 32
3.1 Официальные предложения о развитии межбюджетных отношений в РФ 32
Заключение 44
Список используемых источников 45

Файлы: 1 файл

Костя.docx

— 718.27 Кб (Скачать файл)

• недопустимость изъятия  дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов

Согласно ст. 31.1 Бюджетного Кодекса: Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

Договоры и соглашения между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами государственной  власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.

Согласно ст.32 Бюджетного кодекса: Принцип полноты отражения  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что  все доходы, расходы и источники  финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в  полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Согласно ст.33 Бюджетного кодекса: Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы  выплат из бюджета, связанных с источниками  финансирования дефицита бюджета и  изменением остатков на счетах по учету  средств бюджетов.

Согласно ст.34 Бюджетного кодекса: Принцип результативности и эффективности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных  полномочий должны исходить из необходимости  достижения заданных результатов с  использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Согласно ст.35 Бюджетного кодекса: Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут  быть увязаны с определенными  доходами бюджета и источниками  финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

• субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

• средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

• добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

• расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

• расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

• отдельных видов неналоговых  доходов, предлагаемых к введению (отражению  в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Согласно ст. 36 Бюджетного Кодекса: Принцип прозрачности (открытости) означает:

• обязательное опубликование  в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

• обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных  в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений  по проектам бюджетов, в том числе  по вопросам, вызывающим разногласия  либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного  органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

• стабильность и (или) преемственность  бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение  сопоставимости показателей бюджета  отчетного, текущего и очередного финансового  года (очередного финансового года и планового периода).

• Секретные статьи могут  утверждаться только в составе федерального бюджета.

Согласно ст. 37 Бюджетного кодекса: Принцип достоверности  бюджета означает надежность показателей  прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Согласно ст. 38 бюджетного кодекса: Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств  означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей  бюджетных средств с указанием  цели их использования.

Согласно ст. 38.1 Бюджетного Кодекса: Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей  бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств  возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, а также в силу создания организации - получателя бюджетных средств как  учреждения главным распорядителем бюджетных средств от имени соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Согласно ст.38.2 Бюджетного кодекса: Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

2.2 Проблемы межбюджетных отношений в России

 

Несмотря на положительные  изменения в системе межбюджетных отношений и в организации  бюджетного процесса в субъектах  Российской Федерации и муниципальных  образованиях, достигнутые в ходе реформы межбюджетных отношений, сохраняются  существенные диспропорции доходных поступлений  и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Объем принятых на этих уровнях  бюджетной системы расходных  обязательств зачастую существенно  превосходит объем располагаемых  доходов. В условиях снижения доходов  и сохранения практически на прежнем  уровне расходных обязательств проблема несбалансированности бюджетов усугубляется.

Действующая система разграничения  расходных обязательств между уровнями власти в ряде случаев не обеспечивает эффективного предоставления бюджетных  услуг.

Неоправданно возросло число  субвенций и субсидий, не связанных  с реализацией национальных приоритетов, что, с одной стороны, усложняет  их администрирование, с другой - ограничивает самостоятельность и ответственность  органов государственной власти субъектов Российской Федерации, приводит к дублированию и распылению бюджетных  средств. Софинансирование со стороны Российской Федерации, по сути, превращается в финансирование того или иного расходного обязательства субъекта Российской Федерации.

Ответственность органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления за обеспечение  эффективного расходования средств, создание базы для расширения собственного доходного  потенциала снижается. В ряде субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований управление бюджетным  процессом остается на низком уровне, не внедряются в бюджетный процесс  принципы бюджетирования, ориентированного на результат, отсутствует система оценки эффективности бюджетных расходов.

Причины существования и  роста неэффективных расходов ясны - сохранение устаревшей системы финансирования сети учреждений исходя из фактических  затрат, отсутствие конкуренции и  барьеры на пути привлечения частного сектора к оказанию бюджетных  услуг.

Стимулы для увеличения собственной  доходной базы на региональном и местном  уровнях невелики. Практически ни один элемент налоговой базы, кроме  относительно небольших источников (налоги на имущество), не относится  напрямую к источникам доходов этих бюджетов. Даже передача на региональный уровень дополнительного норматива  отчислений по налогу на прибыль проблему пополнения доходной части бюджетов не решила, поскольку уже с ноября 2008 года поступления от взимания этого  налога существенно сократились, а  возможность воздействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации на поступление этого налога фактически отсутствует.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты  недополучают доходы в связи с  предусмотренными федеральным законодательством  налоговыми льготами и изъятиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития межбюджетных отношений в РФ

3.1 Официальные предложения  о развитии межбюджетных отношений  в РФ

 

Основным документом, определяющим перспективы развития межбюджетных отношений в РФ до 2013 является «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 г.», принятая в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р.

Рассмотрим основные положения Концепции.

В соответствии со сложившейся  ситуацией развитие межбюджетных отношений  и инструментов управления бюджетным  процессом в ближайшие годы необходимо направить на решение следующих задач:

установление особенностей организации бюджетного процесса в  субъектах Российской Федерации  и муниципальных образованиях в  условиях экономического кризиса;

создание стимулов повышения  качества управления бюджетным процессом  в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам государственной  власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

совершенствование системы  разграничения расходных обязательств между органами государственной  власти и местного самоуправления;

дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований38.

Реализация настоящей  Концепции будет осуществляться в условиях кризисной ситуации в  экономике, негативным образом сказывающейся  на поступлении доходов в бюджеты  субъектов Российской Федерации  и местные бюджеты, что предполагает новые подходы к организации  и осуществлению бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  необходимо осуществлять меры, направленные на адаптацию доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации  к сложившейся экономической  ситуации и развитие доходного потенциала на своей территории, включающие:

подготовку прогноза поступлений  доходов исходя из реальной ситуации в экономике;

оперативную корректировку  бюджетов при отклонении поступлений доходов от прогнозных данных;

осуществление анализа обоснованности и эффективности применения налоговых  льгот и принятие мер по их оптимизации;

обеспечение увеличения поступлений  по налогам в бюджеты субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований в первую очередь  за счет постановки на учет неучтенных объектов налогообложения;

поддержку значимых для региона  отраслей экономики, наиболее подверженных кризису, в том числе меры по использованию  гарантийных механизмов, осуществление  субсидирования процентных ставок;

взаимодействие в рамках антикризисных комиссий с крупнейшими  налогоплательщиками, расположенными на территориях соответствующих  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований, в  целях обеспечения своевременного и полного выполнения ими налоговых обязательств.

Информация о работе Перспективы развития межбюджетных отношений в РФ