Перспективы развития межбюджетных отношений в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная система Российской Федерации - это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджет - схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет - это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике.
Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства 5
1.2 Структура бюджетной системы РФ 5
1.3 Типы бюджетной системы разных государств 8
1.4 Уровни бюджетной системы в РФ и бюджеты разных уровней 11
2. Принципы бюджетной системы РФ 23
2.1 Действующие принципы бюджетной системы РФ 23
2.2 Проблемы межбюджетных отношений в России 30
3. Перспективы развития межбюджетных отношений в РФ 32
3.1 Официальные предложения о развитии межбюджетных отношений в РФ 32
Заключение 44
Список используемых источников 45

Файлы: 1 файл

Костя.docx

— 718.27 Кб (Скачать файл)

Органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  следует обеспечить адекватную экономической  ситуации корректировку расходов, предполагающую осуществление следующих мер:

инвентаризация и оптимизация  расходов субъектов Российской Федерации, в том числе оптимизация расходов на содержание бюджетной сферы и  органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

обеспечение реструктуризации сети бюджетных учреждений при условии  сохранения качества и объемов государственных и муниципальных услуг;

сокращение капитальных  и других расходов, не связанных  с обеспечением жизнедеятельности  объектов социальной и коммунальной инфраструктуры;

финансирование капитальных  вложений по объектам с высокой степенью готовности и ограничение расходов на приобретение оборудования;

обеспечение жесткого режима экономного и рационального использования  бюджетных средств, направленных на оказание социально значимых государственных  и муниципальных услуг, включая  установление для бюджетных учреждений нормативов потребления топливно-энергетических и других материальных ресурсов;

недопущение кредиторской задолженности  по принятым обязательствам, в первую очередь по заработной плате и социальным выплатам.

Также предполагается разработать  рекомендации субъектам Российской Федерации по осуществлению мер, направленных на оздоровление бюджетного сектора субъектов Российской Федерации.

Обеспечение сбалансированности местных бюджетов с использованием механизма бюджетного кредитования предусматривается осуществлять при  условии оптимизации бюджетов муниципальных  образований и отсутствия роста  кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам.

Необходимо установить единый порядок временного использования  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления остатков средств  субсидий и субвенций на единых счетах соответствующих бюджетов на исполнение расходных обязательств субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований.

Одной из превентивных антикризисных  мер является предусмотренное законодательством  Российской Федерации право формирования фондов финансовых резервов органами государственной власти субъектов  Российской Федерации. Необходимо установить требование об обязательном формировании фондов финансовых резервов в субъектах Российской Федерации с моно отраслевой структурой экономики, поступления доходов в бюджеты которых могут значительно сократиться при ухудшении экономической конъюнктуры. Министерством финансов Российской Федерации предусматривается разработать методические рекомендации по формированию и использованию средств фондов финансовых резервов субъектов Российской Федерации.

Следует предоставить право  направления органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  средств резервных фондов на приобретение федеральных государственных ценных бумаг. При этом их владельцы должны иметь право осуществлять быструю  продажу указанных активов в  течение финансового года без  риска снижения собственных доходов.

Предоставление дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета  в кризисных условиях необходимо осуществлять при условии приведения бюджетных параметров в соответствие с реальной экономической ситуацией  и отсутствия кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам.

Следует осуществлять мониторинг исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях кризиса.

В целях повышения эффективности  межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях Министерству финансов Российской Федерации следует  разработать методические рекомендации субъектам Российской Федерации  и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений.

Для создания стимулов повышения  качества управления бюджетным процессом  в субъектах Российской Федерации  и муниципальных образованиях в  условиях экономического кризиса необходимо обеспечить повышение эффективности  использования бюджетных средств  и создание стимулов субъектам Российской Федерации к внедрению передовых  технологий управления бюджетным процессом. Для этого предусматривается  создание системы мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации, а также показателей оценки качества такого процесса. Показатели такой оценки должны содержать индикаторы использования в бюджетном процессе инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, включающих доклады главных распорядителей бюджетных средств о результатах и основных направлениях деятельности и обоснования бюджетных ассигнований.

Система индикаторов также  должна включать показатели состояния  нормативно-правового обеспечения  бюджетного процесса в субъектах  Российской Федерации, финансового  состояния регионов и результаты проверок контрольно-надзорных органов.

В отношении субъектов  Российской Федерации с высокой  степенью качества управления бюджетным  процессом будет предусмотрена система поощрения.

Субъектам Российской Федерации  с низкой степенью качества управления бюджетным процессом Министерством  финансов Российской Федерации необходимо вынести предписания о ненадлежащем качестве управления бюджетным процессом, что потребует принятия мер по устранению ими недостатков организации  и осуществления бюджетного процесса. Этим субъектам Российской Федерации  потребуется осуществлять аудит  эффективности использования бюджетных  средств и принятие программы  повышения качества управления бюджетным  процессом.

В рамках Концепции указывается  на необходимость разработки рекомендаций по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат.

Кроме того, предусматривается  разработать рекомендации субъектам  Российской Федерации по внедрению  долгосрочного финансового планирования.

Также требуется разработать  стандарты и нормативы минимальных  финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных  услуг. Такие стандарты и нормативы  должны определять минимальный гарантированный объем и качество таких услуг и использоваться при оценке сбалансированности соответствующих бюджетов.

В качестве меры, направленной на повышение ответственности субъектов  Российской Федерации за проводимую бюджетную политику, необходимо уточнить критерии и процедуру введения временной  финансовой администрации. В целях  обеспечения своевременного принятия мер по восстановлению платежеспособности субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  необходимо установить следующие критерии введения временной финансовой администрации:

превышение объема просроченной задолженности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по долговым обязательствам и (или) его  задолженности по бюджетным обязательствам свыше 10 процентов объема собственных  доходов в последнем отчетном финансовом году при невыполнении показателей, предусмотренных утвержденным высшим исполнительным органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  или местной администрацией планом восстановления платежеспособности субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, согласованным соответственно с Министерством финансов Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

превышение объема просроченной задолженности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) по долговым обязательствам и (или) его  задолженности по бюджетным обязательствам свыше 20 процентов объема собственных  доходов в последнем отчетном финансовом году и не снижение в  течение 90 дней просроченной задолженности  субъектов Российской Федерации  и муниципального образования по обязательствам ниже указанного уровня.

Необходимо предусмотреть  в Бюджетном кодексе Российской Федерации требования к порядку  определения объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных  районов (городских округов) и дотаций на выравнивание бюджетов поселений, предусматривающие определение их объема исходя из необходимости достижения уровня бюджетной обеспеченности, устанавливаемого законодательными органами субъектов Российской Федерации.

В связи с существенным ростом доли узкоцелевых межбюджетных трансфертов необходимо проведение комплексной оценки эффективности  межбюджетных трансфертов, предоставляемых  субъектам Российской Федерации  в форме субсидий в соответствии с принципами, согласно которым выделение  субсидий целесообразно лишь в случаях, когда субсидии:

направлены на снижение значительных различий в обеспечении предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг между субъектами Российской Федерации;

предусматривают повышение  качества (объема) предоставления отдельных  государственных (муниципальных) услуг  в целом по Российской Федерации  до установленного в Российской Федерации  или субъектах Российской Федерации  показателя;

обусловлены неравномерным  распределением потребителей отдельных  государственных (муниципальных) услуг  по субъектам Российской Федерации.

Необходимо установить требования к порядку предоставления субсидий, предусматривающие недопустимость установления нескольких субсидий по одному направлению, определение четких конечных целей и сроков их достижения, по завершении которых предоставление субсидий должно быть прекращено.

Необходимо продолжение  работы по объединению отдельных  субсидий в состав соответствующих  консолидированных субсидий. В то же время цели и условия предоставления консолидированных субсидий могут  сохраняться с учетом ранее действующих  субсидий, включенных в состав консолидированной субсидии.

Органом власти, осуществляющим государственную политику в соответствующей  сфере, должны быть определены перечень показателей, характеризующих качество государственных (муниципальных) услуг, их целевых значений, а также система отчетности.

Органам власти, осуществляющим предоставление консолидированных  субсидий, необходимо предоставить право  предусматривать приостановление  и в ряде случаев сокращение предоставления межбюджетных трансфертов субъектам  Российской Федерации, не обеспечивающим достижение целевых значений показателей  качества государственных (муниципальных) услуг.

При предоставлении финансовой помощи из федерального бюджета уровень  софинансирования следует устанавливать с учетом уточненного уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в соответствии со сложившейся экономической ситуацией.

В последнее время сложилась  широкая практика делегирования  расходных обязательств с передачей  субвенций как между органами государственной власти, так и между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Для повышения эффективности  предоставления делегированных государственных (муниципальных) услуг необходимо установление положения об утверждении в составе  методик расчетов субвенций поправочных  коэффициентов, учитывающих фактический  уровень охвата населения передаваемыми  государственными (муниципальными) услугами, что позволит снизить объем неиспользованных средств субвенций по отдельным  делегированным полномочиям. Необходимо повысить эффективность контроля за качеством исполнения передаваемых полномочий.

Необходимо исключить  объем иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета  местным бюджетам посредством бюджетов субъектов Российской Федерации, при  расчете доли межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов  Российской Федерации местным бюджетам в форме иных межбюджетных трансфертов  в порядке, предусмотренном законами субъектов Российской Федерации  и принимаемыми в соответствии с  ними нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам.

Предусматривается установить право предоставления бюджетных  кредитов как между органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, так и органами местного самоуправления, а также наделить органы местного самоуправления правом оказывать поддержку  субъектам Российской Федерации  в форме бюджетных кредитов, что  положительно скажется на финансовом обеспечении расходных обязательств отдельных субъектов Российской Федерации.

В ближайшие годы также  планируется совершенствовать механизмы  оказания финансовой помощи отдельным муниципальным образованиям.

В частности, правоприменительная  практика показала недостатки системы  присвоения статуса наукограда и механизмов оказания им финансовой поддержки. Система оказания финансовой поддержки не ориентируется на стимулирование существенного ускорения инновационного развития.

Как показала практика применения Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", существует необходимость совершенствования  действующего порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам закрытых административно-территориальных  образований. Необходимо установить реальную взаимосвязь конкретных механизмов предоставления государственной финансовой поддержки закрытых административно-территориальных  образований с учетом особенностей их функционирования и реализации местного самоуправления на территории таких  образований. В первую очередь это  относится к межбюджетным трансфертам  на обеспечение жильем выезжающих из закрытых административно-территориальных  образований граждан. Правовая не урегулированность этого вопроса по экономическому содержанию (мера социальной поддержки или ограничение проживания граждан в связи с особым режимом закрытого административно-территориального образования) и по определению категорий граждан, подлежащих отселению, снижает эффективность использования выделяемых средств.

Информация о работе Перспективы развития межбюджетных отношений в РФ