Перспективы развития межбюджетных отношений в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная система Российской Федерации - это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджет - схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет - это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике.
Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства 5
1.2 Структура бюджетной системы РФ 5
1.3 Типы бюджетной системы разных государств 8
1.4 Уровни бюджетной системы в РФ и бюджеты разных уровней 11
2. Принципы бюджетной системы РФ 23
2.1 Действующие принципы бюджетной системы РФ 23
2.2 Проблемы межбюджетных отношений в России 30
3. Перспективы развития межбюджетных отношений в РФ 32
3.1 Официальные предложения о развитии межбюджетных отношений в РФ 32
Заключение 44
Список используемых источников 45

Файлы: 1 файл

Костя.docx

— 718.27 Кб (Скачать файл)
  • обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание учреждений, находящихся в государственной собственности и формирование федеральной собственности;

обслуживание и погашение госдолга РФ;

  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
  • обеспечение реализации решений федеральных органов власти, приведших к увеличению расходов или уменьшению доходов бюджетов других уровней;
  • финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
  • официальный статистический учет и др.

Кроме этого, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. Совместно могут финансироваться такие виды расходов, как государственная поддержка отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи; обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение социальной защиты населения; охрана окружающей среды; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национальных отношений; финансовая помощь другим бюджетам и прочее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1- Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов

Показатель

Отчет

Оценка

Прогноз

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Доходы, млрд. руб.

7 781,1

9 275,9

6 561,3

6 636,2

7 346,9

8 097,4

%% к ВВП

23,5

22,2

17,0

15,7

15,7

15,5

Расходы, млрд. руб.

5 986,6

7 570,9

9 980,1

9 822,8

9 358,6

9 661,2

%% к ВВП

18,1

18,2

25,9

23,2

20,0

18,5

в том числе условно  утверждаемые

       

234,0

483,1

%% к общему объему расходов

       

2,5

5,0

Дефицит/профицит, млрд. руб.

1 794,6

1 705,1

-3 418,8

-3 186,6

-2 011,7

-1 563,8

%% к ВВП

5,4

4,1

-8,9

-7,5

-4,3

-3,0


 

 Бюджеты субъектов Российской Федерации

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Бюджеты субъектов РФ - один из главных каналов доведения  до населения конечных результатов  производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь  местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в  осуществлении общегосударственных  и социальных задач, в первую очередь  в распределении государственных  средств на содержание и развитие социальной инфрастуктуры общества.

В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между уровнями бюджетной  системы заложены принципы самостоятельности  бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются  за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или  в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.

К регулирующим доходам относится  вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

Преимущества этого способа  регулирования заключаются в  том, что средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей бюджетные  доходы, численность населения, проживающего на соответствующей территории. Благодаря  этому выделение средств субъектам  федерации осуществляется на объективной  основе - общей для всех регионов формуле расчета выделения средств  из общего фонда финансовой поддержки.

 

Таблица 2- Доход консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2010 г. млрд. руб.

 

Консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации

Доходы - всего

6198,8

из них:

 

налог на прибыль организаций

1752,0

налог на доходы физических лиц

1666,3

налоги и взносы на социальные нужды

0,2

из них единый социальный налог

0,2

налог на добавленную стоимость:

 

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

0,3

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

 

акцизы по подакцизным  товарам (продукции):

 

производимым на территории Российской Федерации

189,4

ввозимым на территорию Российской Федерации

 

налоги на совокупный доход

161,3

налоги на имущество

493,4

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

105,1

задолженность и перерасчеты  по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

2,9

доходы от внешнеэкономической  деятельности

 

доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

273,5

платежи при пользовании  природными ресурсами

25,1

безвозмездные поступления

1204,7

доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности

80,2


 

 

 

Местные бюджеты

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы  Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный  бюджет) как форму образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления. На местные  органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий  по социальному обслуживанию населения  в значительной части проводится за счет местных бюджетов.

Наиболее ярко последствия  экономических и социальных процессов отражаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения, на благоустройство территорий, с новым строительством. Также в последние годы широко практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жильё, социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания в муниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджетных расходов.

Следует отметить, что структура  расходов отдельных видов местных  бюджетов не одинакова и зависит  от объема хозяйства и подведомственности его органам власти различных  территориальных образований. Так, городским органам подчинена значительная часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий, оно составляет порядка 60-80% расходов.

Рассмотрим бюджет Забайкальского края на 2013 год.

Законопроектом края предлагается утвердить объем бюджета края на 2013 год по доходам в сумме 37,4 миллиарда рублей, по расходам - 38,6 миллиарда  рублей. Размер дефицита бюджета края запланирован в объеме 1,2 миллиарда  рублей, это 5% от общего годового объема доходов.

Общий объем доходов бюджета  края на 2014 год - 37,6 миллиарда рублей, общий объем расходов - 39,5 миллиарда  рублей, размер дефицита бюджета края -1,9 миллиарда рублей. Общий объем  доходов бюджета края на 2015 год 39,6 миллиарда рублей, объем расходов - 41,9 миллиарда рублей, размер дефицита - 2,3 миллиарда.

Поступления налоговых доходов  в 2013 году планируются в сумме 23,3 миллиарда рублей или с ростом на 10% к годовым бюджетным назначениям 2012 года. По сравнению с 2012 годом  увеличиваются поступления по всем видам налоговых платежей, в том  числе по: налогу на прибыль организаций - на 176,6 миллиона рублей; налогу на доходы физических лиц - на 851,6 миллиона рублей; налогу на имущество организаций - на 344,5 миллиона рублей; акцизам по подакцизным  товарам - на 434,1 миллиона рублей.

Структурный анализ показывает, что в 2013 году основными источниками  налоговых поступлений в краевой  бюджет, как и в предыдущие годы, будут: налог на доходы физических лиц (39%), налог на прибыль организаций (26%), налоги на товары и услуги (17%). Наибольшую долю в неналоговых доходах в 2013 году составляют платежи при пользовании природными ресурсами - 53%.

Расходы краевого бюджета  на 2013 год запланированы в размере 38,6 миллиарда рублей со снижением  к уточненному уровню 2012 года на 10%. Приоритетными направлениями  расходов краевого бюджета на 2013 год  и плановый период 2014 и 2015 годов являются социальная сфера и национальная экономика.

Объемы бюджетных ассигнований распределены в 2013 году на реализацию 40 программ, в 2014 году - пяти программ, в 2015 году - четырех программ.

В 2013 году предусматривается  снижение объемов финансирования краевых  целевых программ на 708,6 миллиона рублей или на 29%. Общая потребность в  финансовых средствах на реализацию программных мероприятий в 2013 году составляет 6261,7 миллиона рублей.

 Внебюджетные фонды

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды  государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов  власти и имеющих целевое назначение. С 1992 года в России начало действовать более двух десятков внебюджетных экономических и социальных фондов. Но к настоящему времени федеральные экономические внебюджетные фонды были упразднены.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального  дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Они  предназначены для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют  строго целевое назначение. Расходы  и доходы государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами.

Наряду с этим источниками  доходов внебюджетных фондов являются:

  • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;
  • средства бюджета;
  • займы, полученные фондом у Центрального Банка или коммерческих банков.

Информация о работе Перспективы развития межбюджетных отношений в РФ