Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть понятие налоговой системы России, рассмотреть основные проблемы и перспективы российской системы налогообложения.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие налоговой системы и ее роль в экономике;
2. Выявить основные проблемы налоговой системы и пути их решения;
3. Определить основные направления реформирования налоговой системы России;
Объектом исследования является налоговая система России.
Предмет исследования: роль налоговой системы в экономике.

Файлы: 1 файл

вар 1.docx

— 96.12 Кб (Скачать файл)

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый  механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных  этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних  веков государство не имеет финансового  аппарата для определения и сбора  налогов. Оно определяет лишь общую  сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или  общине. Очень часто оно прибегает  к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.

Особенно наглядно это проявляется  в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие  на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера  уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

Актуальность данной работы состоит  в том, что в настоящее время  в Российской Федерации в целом  существует более или менее оптимальная  структура налогов, действия государства  направлены на создание стабильного  налогового законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизации  возможного ухода от налогов. Однако именно в рамках реализации этих направлений  есть ряд проблем, без решения  которых создание понятной, эффективной  и справедливой отечественной налоговой  системы невозможно. Для решения  этих проблем существует несколько  путей. Сложность состоит в выборе наиболее рационального пути, учитывая все условия, характерные для  России. Только при правильно выбранном  методе внедрения новой налоговой  политики, можно будет достигнуть наиболее эффективной налоговой  системы.

Цель работы: раскрыть понятие налоговой  системы России, рассмотреть основные проблемы и перспективы российской системы налогообложения.

Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие налоговой  системы и ее роль в экономике;

2. Выявить основные проблемы налоговой системы и пути их решения;

3. Определить основные направления реформирования налоговой системы России;

Объектом исследования является налоговая  система России.

Предмет исследования: роль налоговой  системы в экономике.

Методы исследования: теоретический  и сравнительный анализ.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили  труды отечественных и зарубежных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики.

1. Сущность налоговой  системы

1.1 Налоги и их роль в экономике

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.

Это, конечно, так. Но не это главное  для характеристики роли налогов: государственный  бюджет можно сформировать и без  них. Хотя бы с помощью экономических  нормативов отчислений от прибыли в  бюджет, применявшихся в нашей  стране ряд лет. На первое место следует  поставить функцию, без которой  в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция  налогов - регулирующая. Рыночная экономика  в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику  в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как  говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой  системе регулирования принадлежит  налогам. Государственное регулирование  осуществляется в двух основных направлениях:

1. регулирование рыночных, товарно-денежных  отношений. Оно состоит главным  образом в определении «правил  игры», то есть разработка законов,  нормативных актов, определяющих  взаимоотношения действующих на  рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.  К ним относятся законы, постановления,  инструкции государственных органов,  регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность  банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых  домов, устанавливающие порядок  проведения аукционов, ярмарок,  правила обращения ценных бумаг  и т.п. Это направление государственного  регулирования рынка непосредственно  с налогами не связано;

2. регулирование развития народного  хозяйства, общественного производства  в условиях, когда основным объективным  экономическим законом, действующим  в обществе, является закон стоимости.  Здесь речь идет главным образом  о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении. [8, c. 37]

В условиях рынка отмирают или, по крайней мере, сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие «вышестоящей организации», имеющей право управлять деятельностью  предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Но необходимость  подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов  с общественным не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно? Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью, возможностью заработать практически любую сумму денег. В рыночной экономике отмирает привычное нам слово «получка», там люди не получают, а зарабатывают (исключение составляют безработные), да и то свое пособие они, как правило, заработали трудом в предшествующем периоде.

Таким образом, развитие рыночной экономики  регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Следующая функция налогов - распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. [8, c. 39]

С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие  и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите. Наконец, последняя функция налогов - фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. [1, c. 109]

Налоги - это те же экономические  нормативы, но только подлинно единые и стабильные, независящие от воли отдельных лиц. Индивидуализация налоговых  ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям. Налоги относятся к классу экономических  нормативов, они формируются по принципам, присущим нормативам. Например, ставку налога на прибыль можно рассматривать  как норматив отчислений от прибыли  в бюджет, но установленный на общегосударственном  уровне. Замена нормативов отчислений от прибыли в бюджет системой налогообложения  прибыли была целесообразна, даже необходима, независимо от перехода к рыночным отношениям в стране, но последний  ускорил эту замену и сделал ее неизбежной, так как предпринимательская  деятельность не может развиваться  эффективно в условиях неопределенности экономических взаимоотношений  с государством, с бюджетом. Нормально  функционирующая система налогов  является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие  дохода, укрываемого от налогообложения  ввиду его незаконности преследуется государством.

1.2 Понятие налоговой  системы

Общие принципы построения налоговых  систем находят конкретное выражение  в общих элементах налогов  и включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и  налоговый оклад.

Налогообложение - это метод распределения  доходов между государством и  действующим субъектом. Платежи  в бюджет государства не только обязательны, но принудительны и безвозмездны.

Совокупность взимаемых в государстве  налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

В налоговой системе различают  следующие основные понятия:

Налог, сбор, пошлина - это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком налога в соответствии с законодательными актами.

Плательщики налогов - это юридические  или физические лица: граждане, а  также предприятия, организации, независимо от их формы собственности. Самостоятельный  источник дохода является основным признаком  плательщика налога.

Объект налогообложения - это то, что в силу закона подлежит обложению  налогом: доходы, имущество, недвижимость, стоимость определённых товаров, пользование  природными ресурсами и т.д.

Ставка налога или налоговая  квота - размер налога, устанавливаемый  на единицу обложения. Определяется либо в твёрдой сумме, либо в проценте.

Единица налога - часть объекта  налогообложения, на которую устанавливается  ставка налога.

Срок уплаты налога - оговаривается  в законе, за его нарушение автоматически  взимается пеня, независимо от вины нарушителя.

Льгота по налогу - исключение из общего правила. Устанавливается законом  с учётом платежеспособности, участия  в общественном производстве. Налоговые  льготы строятся отдельно для каждого  налога с учетом приоритетов национальной фискальной политики.

Налоговая база - сумма, с которой  взимаются налоги.

Субъект - выступает в виде налогоплательщика, который формально не несет юридической  ответственности, но является фактическим  плательщиком через законодательно установленную систему переложения  налога.

Источник налога - это доход, за счет которого уплачивается налог. Он неразрывно связан с предметом и  представляет собой ту или иную форму  реализации национального дохода.

Налоговый оклад - сумма налога.

Налоги и сборы, носящие налоговый  характер, в отличие от заемных  средств изымаются государством у налогоплательщика без каких-либо обязательств перед ними. Поэтому  налоги носят принудительный характер.

В целом система построения отдельных  видов налогов формируется, как  правило, с учетом избежания двойного обложения на разных уровнях административного управления. Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Следующий важный принцип - определённость: порядок налогообложения устанавливается  заранее, размеры налога и сроки  его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.

Информация о работе Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации