Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:58, курсовая работа
Цель работы: раскрыть понятие налоговой системы России, рассмотреть основные проблемы и перспективы российской системы налогообложения.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие налоговой системы и ее роль в экономике;
2. Выявить основные проблемы налоговой системы и пути их решения;
3. Определить основные направления реформирования налоговой системы России;
Объектом исследования является налоговая система России.
Предмет исследования: роль налоговой системы в экономике.
Сложная экономическая ситуация в большинстве российских регионов не могла не отразиться на налоговых поступлениях в бюджет.
В этой связи следует обратить внимание на региональный опыт:
ü в решении задач реализации антикризисных мероприятий;
ü в принятии мер по расширению налоговой системы региональных и местных налогов и увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Цель данной курсовой работы – изучение перспектив развития налоговой системы РФ. В данной курсовой работе рассмотрены отдельные проблемы формирования и укрепления налоговой системы региональных и местных бюджетов на примере Архангельской области. Курсовая работа представлена на 33 страницах, содержит 3 таблицы.
Предметом исследования в курсовой работе являются финансовые отношения, связанные с налоговой системой РФ.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть рассматриваемую тему;
2. Проанализировать развитие налоговой системы на примере Архангельской области;
3. Определить налоговую политику;
Объектами исследования являются местный, региональный и федеральный бюджеты.
Глава 1 Перспективы развития налоговой системы РФ
1.1 Укрепление налоговой
базы региональных и местных
бюджетов Архангельской
В настоящее время основным источником формирования бюджета в регионах является налог на доходы физических лиц. Данный вид налога — единственный, где оперативный налоговый учёт не ведется. Поэтому налоговые службы, государственная и местная власть не владеют оперативной информацией — каков объём начисленного налога, какая сумма задолженности, кто крупнейшие должники. В таких условиях трудно влиять на ситуацию [6].
Документальные проверки по своевременности, полноте начисления, уплаты проводятся крайне редко. Например, в области зарегистрировано более 20 тыс. хозяйствующих субъектов, а ревизии по вопросам налога на доходы физических лиц за 2009 год были проведены только в 329 организациях. То есть практически половина всех доходов региональных и местных бюджетов находится вне оперативного надзора налоговых органов.
Выходом из такой ситуации является введение оперативной ежеквартальной (либо полугодовой) отчётности организаций — налоговых агентов о начисленных, удержанных и уплаченных суммах налога на доходы физических лиц. Архангельская область выступила с законодательной инициативой в Госдуму о внесении поправок в Налоговый кодекс.
По мнению экспертов, некоторое увеличение трудозатрат налоговых органов на сбор и обработку дополнительной отчётности окупится значительным увеличением собираемости налогов.
Реальным источником повышения
устойчивости бюджетов является упорядочение
федеральных льгот по
Основная часть поступлений в консолидированный бюджет обеспечена 4 видами налогов: налогом на добычу нефти (40%), налогом на доходы физических лиц (21,4%), налогом на имущество организаций (11%), налогом на добавленную стоимость (10,4 процента).
По видам налогов, формирующим консолидированный бюджет, поступления по налогу на добычу нефти выросли в 1,5 раза, на имущество организаций — в 3,4 раза, на доходы физических лиц — на 8,4%, на добавленную стоимость — на 33,3 процента [5].
За 2 месяца 2010 года в федеральный бюджет от налогоплательщиков Архангельской области и Ненецкого автономного округа поступило 5 миллиардов 997 миллионов рублей налогов и сборов, с ростом к аналогичному периоду прошлого года на 35,8 процента.
Основная часть поступлений в федеральный бюджет обеспечена двумя видами налогов: на добычу нефти (70,6%) и на добавленную стоимость (18,3 процента).
За январь-февраль 2010 года в областной бюджет Архангельской области поступило налогов и сборов, контролируемых ФНС России, в размере 2 миллиарда 54,7 миллиона рублей, что в 1,3 раза выше уровня поступлений аналогичного периода прошлого года. Основная часть поступлений обеспечена налогом на доходы физических лиц (62%) и налогом на прибыль организаций (22,2%).
По налогам, формирующим основную часть областного бюджета, поступления по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросли: по налогу на прибыль в 44 раза, по налогу на доходы физических лиц — на 11,7 процента.
В бюджеты муниципальных образований Архангельской области за 2 месяца 2010 года поступил 1 миллиард 221,1 миллиона рублей с ростом на 7,5 процента [5].
Доходная часть местных бюджетов в основном обеспечена поступлением налога на доходы физических лиц в размере 908,4 миллиона рублей (74,4%).
1.2 Территориальные финансы. Региональный бюджет
1.2.1 Доходы городского бюджета
Формирование доходной базы городского бюджета на 2009 год осуществлялось на основе прогноза социально-экономического развития МО «Город Архангельск» на 2009 год, расчетов главных администраторов доходов и оценки поступлений доходов в городской бюджет в 2008 году.
Налоговое и бюджетное законодательство, учтённое в расчётах доходов городского бюджета
В расчетах доходов городского
бюджета учтены следующие изменения,
внесенные в действующее
ü изменения в налогообложении физических лиц.
В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 2009 года eвеличивается предельный размер дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение стандартных налоговых вычетов с 20 000 рублей до 40 000 рублей. Кроме того, увеличиваются размеры стандартных налоговых вычетов с 600 до 1000 рублей, предоставляемых налогоплательщикам на каждого ребенка с одновременным повышением предельного размера дохода с 40000 до 280000 рублей.
ü Изменения в налогообложении доходов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В соответствии с областным
законом от 26 июня 2008 года № 536-28-ОЗ «О
применении индивидуальными
ü Изменения в налогообложении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В соответствии с федеральным законом от 22 июля 2008 года № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» на уплату единого налога на вмененный доход не могут переводиться индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса на упрощенную систему налогообложения на основе патента [6].
ü Изменения в распределении доходов от налога на доходы физических лиц.
В соответствии с проектом областного закона «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годы» введён дополнительный норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц, заменяющий дотации из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и областного фонда финансовой поддержки поселений, уменьшается с 12,77 до 11,64 %.
В целях предварительного обсуждения бюджетных приоритетов, проекта прогноза социально-экономического развития Архангельской области до 2012 года, проекта областного бюджета на 2010 год и проекта среднесрочного финансового плана до 2012 года распоряжением Губернатора области от 26 июня 2009 г. № 52-р была создана трехсторонняя комиссия по бюджетным проектировкам под руководством заместителя главы администрации Архангельской области по вопросам экономического развития и финансам, с участием представителей исполнительных органов государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа, Архангельского областного Собрания депутатов, Собрания депутатов Ненецкого автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области. На заседаниях указанной комиссии были рассмотрены все значимые вопросы формирования областного бюджета и межбюджетных отношений и приняты решения, учтенные в проекте областного бюджета на 2010 год [5].
В связи с переносом на более поздний срок подготовки федерального бюджета на 2010 год департаментом финансов были подготовлены изменения в областной закон «О бюджетном процессе Архангельской области», которыми устанавливались особенности рассмотрения и принятия областного бюджета на 2010 год [6].
Областным законом от 23.09.2009 № 68-5-ОЗ указанные изменения были приняты, что позволило учесть в областном бюджете средства, предусмотренные Архангельской области в проекте федерального бюджета.
Проект областного закона «Об областном бюджете на 2010 год» с необходимыми документами и материалами сформирован департаментом финансов в полном соответствии с бюджетным законодательством, одобрен Правительством области и внесен в установленные сроки на рассмотрение Архангельского областного Собрания депутатов.
Проект бюджета рассмотрен областным Собранием в трех чтениях и принят областным законом от 15 декабря 2009 года № 118-9-ОЗ.
В соответствии с требованием Бюджетного кодекса РФ, исходя из необходимости создания условий для предсказуемости и преемственности бюджетной политики органов государственной власти Архангельской области, департаментом финансов разработан среднесрочный финансовый план на 2010 — 2012 годы, который утвержден постановлением Правительства области от 13 октября 2009 года № 96-пп «Об утверждении среднесрочного финансового плана Архангельской области на 2010 — 2012 годы» [7].
Среднесрочный финансовый план на 2010 — 2012 годы включает в себя прогноз консолидированного бюджета Архангельской области в разрезе основных показателей, ведомственную структуру расходов областного бюджета, плановые объемы дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в разрезе муниципальных образований и нормативы отчислений от налоговых доходов в местные бюджеты, устанавливаемые областными законами.
В установленные сроки сформированы и представлены в Министерство финансов РФ уточненный и плановый реестры расходных обязательств Архангельской области и свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав Архангельской области на 2007 — 2011 годы и на 2008 — 2012 годы соответственно.
1.2.2 Страховые взносы в Территориальный фонд ОМС
Внесены изменения в федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и ст. 33 федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
Согласно изменениям, страховые взносы с 2011 года будут повышены. Так, законопроект увеличивает с 1 января 2011 года тариф страховых взносов в ФОМС с 2,1 до 3,1 процента, а с 1 января 2012 года — до 5,1 процента. При этом страховые взносы в территориальные фонды обязательного медицинского страхования снижаются на 1 процент, что соответствует уровню 2010 года.
С 2012 года предусматривается зачисление всех страховых взносов, которые поступают на медицинское страхование, исключительно в федеральный ФОМС с последующим перераспределением этих средств между территориальными органами в субъектах РФ [15].
1.2.3 Доходы областного бюджета
Пониженные страховые взносы для сельхозпроизводителей, предприятий, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог, и организаций, использующих труд инвалидов, до 2019 года сохраняются в рамках ранее установленных тарифов. Основными направлениями деятельности департамента финансов по Архангельской области являются следующие:
1. Обеспечение выполнения расходных обязательств Архангельской области и создание условий для их эффективного исполнения.
В целях организации работы по формированию областного бюджета на 2010 год и среднесрочного финансового плана до 2012 года департаментом финансов в 2009 году подготовлены и Правительством области приняты:
· распоряжение от 02 июня 2009 г. № 191-ра/23 «О разработке прогноза социально-экономического развития Архангельской области, включая Ненецкий автономный округ, на 2010 год, проекта областного закона «Об областном бюджете на 2010 год», параметров прогноза социально-экономического развития Архангельской области, включая Ненецкий автономный округ, и среднесрочного финансового плана до 2012 года», в котором определены сроки и действия участников бюджетного процесса по формированию прогноза социально-экономического развития области, проекта областного бюджета и среднесрочного финансового плана;
· постановление от 30 июня 2009 г. № 7-пп «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2010 год и на среднесрочную перспективу», в котором определены приоритеты в области формирования налогового потенциала, политики расходования бюджетных средств, развития и совершенствования межбюджетных отношений, оптимизации государственного долга и совершенствования контроля за использованием бюджетных средств на предстоящий период;
· распоряжение от 14 июля 2009 г. № 46-рп «О сценарных условиях для расчета расходов областного бюджета и отдельных показателях областного бюджета на 2010 год и среднесрочного финансового плана до 2012 года», в котором установлены особенности планирования расходов на 2010 год и на период до 2012 года [5].
Информация о работе Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации