Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть понятие налоговой системы России, рассмотреть основные проблемы и перспективы российской системы налогообложения.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие налоговой системы и ее роль в экономике;
2. Выявить основные проблемы налоговой системы и пути их решения;
3. Определить основные направления реформирования налоговой системы России;
Объектом исследования является налоговая система России.
Предмет исследования: роль налоговой системы в экономике.

Файлы: 1 файл

вар 1.docx

— 96.12 Кб (Скачать файл)

В целях предварительного обсуждения бюджетных приоритетов, проекта прогноза социально-экономического развития Архангельской области до 2012 года, проекта областного бюджета на 2010 год и проекта среднесрочного финансового плана до 2012 года распоряжением Губернатора области от 26 июня 2009 г. № 52-р была создана трехсторонняя комиссия по бюджетным проектировкам под руководством заместителя главы администрации Архангельской области по вопросам экономического развития и финансам, с участием представителей исполнительных органов государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа, Архангельского областного Собрания депутатов, Собрания депутатов Ненецкого автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области [6].

2. Обеспечение увеличения  поступлений налоговых и неналоговых платежей в областной бюджет и в бюджеты муниципальных образований

Сложность ситуации с ресурсным наполнением консолидированного бюджета области требует принятия органами власти и управления, действенных мер в данной сфере.

Сочетая усилия на региональном и муниципальном уровнях, департамент финансов совместно с главными администраторами поступлений и местными администрациями продолжают выстраивать свою работу в направлении увеличения поступлений в областной и местные бюджеты.

Особое внимание необходимо уделить сфере оплаты труда в ряде организаций. Так, по данным муниципалитетов практически в половине организаций, рассмотренных на заседаниях комиссий по вопросу заработной платы, был увеличен её размер.

Во многих муниципалитетах по настоятельным рекомендациям департамента финансов проводится работа по выявлению фактов нарушения налогового законодательства в части неуплаты налогов структурными подразделениями организаций, осуществляющих деятельность на территории конкретных поселений.

В результате проведенных мероприятий от 31 обособленного подразделения поступило в бюджет налога на доходы физических лиц в размере 2,5 млн. рублей.

Департамент финансов по-прежнему уделяет пристальное внимание вопросам сбора имущественных налогов  с граждан, в первую очередь принимаются превентивные меры по недопущению недоимки госслужащими, муниципальными служащими, работниками бюджетных учреждений, финансируемых из областного и местных бюджетов [7].

 

Глава 2 Анализ доходов  местного, регионального и федерального

бюджетов, в том  числе налоговых доходов 

 

2.1 Анализ доходов  федерального бюджета РФ

Согласно главе 7 БК РФ, в  доходы федерального бюджета включаются налоговые (ст. 50 БК РФ) и неналоговые (ст.51 БК РФ) доходы. Классификация доходов  федерального бюджета по нормативам приведена в таб. 1.

Таб. 1. Доходы федерального бюджета по нормативам [10, с.2].

Виды доходов федерального бюджета

1.Налоговые доходы

2.Неналоговые доходы

Вид

Норматив,%

Вид

Норматив,%

1)Налог на прибыль организаций  по ставке 20% для перечисления  в федеральный бюджет.

100

1)доходов от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности Российской Федерации  (за исключением имущества федеральных  автономных учреждений, имущества,  переданного в доверительное  управление юридическим лицам,  созданным в организационно-правовой  форме государственной компании, имущества федеральных государственных  унитарных предприятий, в том  числе казенных.

100

2)налог на прибыль организаций  (в части доходов иностранных  организаций, не связанных с  деятельностью в Российской Федерации  через постоянное представительство,  а также в части доходов,  полученных в виде дивидендов  и процентов по государственным  и муниципальным ценным бумагам)

100

2)доходов от платных  услуг, оказываемых федеральными  бюджетными учреждениями, находящимися  в ведении органов государственной  власти РФ

100

3)организаций при выполнении  соглашений о разделе продукции,  заключенных до вступления в  силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях,  о разделе продукции" (далее  - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.

20

3) доходов от продажи  имущества (кроме акций и иных  форм участия в капитале, государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней), находящегося  в государственной собственности  Российской Федерации, за исключением  имущества федеральных автономных  учреждений, имущества федеральных  государственных унитарных предприятий,  в том числе казенных.

100

4)Налог на добавленную  стоимость.

100

4) лицензионных сборов

100

5)акцизы на спирт этиловый  из пищевого сырья

50

5)таможенные пошлины и  таможенные сборы

100

6) акцизы на спирт этиловый  из всех видов сырья, за исключением  пищевого вида сырья

100

6)оплата использования  лесов в части минимального  размера арендной платы и минимального  размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений

100

7)акцизы на спиртосодержащую  продукцию

50

7) оплата использования  водных объектов, находящихся в  федеральной собственности

100

8)налог на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (газ горючий природный)

50

8) оплата использования  водных биологических ресурсов  по межправительственным соглашениям

100

9)акцизы на табачную  продукцию

100

9) оплата предоставления  информации о зарегистрированных  правах на недвижимое имущество  и сделок с ним, выдачу копий  договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних  сделок, совершенных в письменной  форме

100

10) налог на добычу полезных  ископаемых (за исключением полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья, природных алмазов и  общераспространенных полезных  ископаемых)

40

10) сборы в счёт возмещения  фактических расходов, связанных  с совершением консульских действий

100

11) налог на добычу полезных  ископаемых на континентальном  шельфе РФ, в исключительной экономической  зоне РФ, за пределами территории  РФ

100

11)прибыль Центрального  банка Российской Федерации, остающаяся  после уплаты налогов и иных  обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами

50

12) регулярные платежи  за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений  о разделе продукции в виде  углеводородного сырья (газ горючий  природный)

100

12) доходы от внешнеэкономической  деятельности

 

13) регулярные платежи  за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений  о разделе продукции в виде  углеводородного сырья (за исключением  газа горючего природного)

95

   

14)сбора за пользование  объектами водных биологических  ресурсов (исключая внутренние водные  объекты)

20

   

15)государственные пошлины  (за исключением государственной  пошлины, подлежащей зачислению  в бюджеты субъектов РФ и  местные бюджеты и указанной  в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 БК РФ)

100

   

 

 

Таб.2. Доходы федерального бюджета на 2010 и плановый период 2011-2012 г.г. [8, с. 4]

Виды доходов

2010

2011

2012

плановый показатель

Фактичес

кий

плановый показатель

Фактичес

кий

плановый показатель

фактический

1.Всего доходов

6950 млрд. руб.

-

7456млрд.

руб.

-

8070млрд.

руб.

 

2.Невтегазовые доходы

3195млрд. руб.

-

3312млрд.

руб.

-

3503млрд.

руб.

 

3.Инфляция

10%

-

8%

-

7%

 

2.2 Анализ доходов  местного бюджета Архангельской  области

Доходы местного бюджета  Архангельской области представлены в таб. 3:

Таб. 3. Доходы местного бюджета Архангельской области [14].

Виды доходов

Сумма, тыс. руб.

Налоговые и неналоговые  доходы

21915628,7

В том числе:

 

налоги на прибыль, доходы

15941767,2

В том числе:

 

Налоги на прибыль организаций

6725879,0

Налоги на доходы физических лиц

9215888,2

В том числе:

 

Налоги на товары, работы и услуги, реализуемые на территории РФ

 

В том числе:

 

Акцизы по подакцизным  товарам (продукции), производимым на территории РФ

2951771,0

Налоги на совокупный доход

565795,6

Налог, взимаемый в связи  с применением упрощённой системы  налогообложения

564432,6

Единый социальный налог

1363,0

Налоги на имущество

1777181,0

Государственная пошлина

5926,0

Платежи при пользовании  природными ресурсами

503935,6

Безвозмездные поступления

16895956,6

В том числе:

 

Дотации бюджетам субъектов  РФ и муниципальных образований

8738434,5

Из них: дотации бюджетам субъектов РФ на выравнивание бюджетной  обеспеченности

7598047,5

Дотации бюджетам субъектов  РФ на поддержку мер по обеспечению  сбалансированности бюджетов

850093,0

Дотации бюджетам субъектов  РФ на предоставление дотаций бюджетам закрытых административно-территориальных  образований

290294,0

Субсидии бюджетам субъектов  РФ на обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц  и лиц, признанных пострадавшими  от политических репрессий

15175,9

Субсидии бюджетам субъектов  РФ на оздоровление детей

73890,0

Субсидии бюджетам субъектов  РФ на предоставления жилья молодым  семьям

39894,4

Субсидии бюджетам на государственную  поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства

82763,0

Субвенции бюджетам субъектов  РФ и муниципальных образований

3826161,4

Из них: субвенции бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан

918063,3

Субвенции бюджетам субъектов  РФ на государственную регистрацию  актов гражданского состояния

76803,3

Субвенции бюджетам субъектов  РФ ан выплату единовременных пособий  при всех формах устройства детей, лишённых родительского попечения, в семью

10758,6


 

Глава 3 Проблемы налоговой  системы РФ и пути их решения 

 

3.1 Проблемы налогового  законодательства 

 

В настоящий момент, думается, ни у кого не вызывает сомнения необходимость  проведения разовой реструктуризации задолженности предприятий перед  бюджетом, образовавшейся в прежние  годы. Но, к сожалению, данное мероприятие  проводится с грубейшим нарушением основного налогового законодательства РФ. Почему одновременно с принятием  закона о бюджете нельзя было внести необходимые изменения в НК РФ, предусмотрев не только саму возможность  проведения реструктуризации накопленных  долгов бюджету, но одновременно обозначив  условия и порядок ее проведения, а также право исполнительной власти списывать на установленных  в Кодексе условиях часть этой    задолженности?

15 февраля 2010 года Правительство  РФ направило в Государственную  Думу ряд законопроектов о  внесении изменений в 35 статей, или практически в каждую четвертую  статью части первой НК РФ. Так что самые серьезные изменения  в действующие главы Кодекса  еще предстоит внести. Поэтому  и в настоящее время наблюдается  полное несоответствие законодательных и нормативных актов, когда, исполняя один закон, государство и налогоплательщики вынуждены нарушать другой     закон [11,c.10].

Частью первой НК РФ достаточно четко и подробно установлены  формы изменения сроков уплаты конкретных налогов, а также порядок и  условия их применения. Это - отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит. Других форм изменения  сроков уплаты налогов НК РФ не предусматривает. Также не предусмотрено право  налогоплательщика на списание не уплаченных им вовремя долгов. Между тем статьёй 115 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" введено новое понятие - реструктуризация. Этим Федеральным законом Правительству  РФ было поручено определить механизм погашения кредиторской задолженности  организаций, сложившейся на 1 января 1999 года, в том числе путем ее реструктуризации, а также порядок  и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических  лиц по налогам и сборам перед  федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами. Правительство  РФ во исполнение указанной статьи Федерального закона приняло соответствующий  Порядок проведения реструктуризации, в п. 5 которого предусмотрено и  право налогоплательщика на списание задолженности по пеням и штрафам  при условии своевременного и  полного внесения им текущих налоговых  платежей в федеральный бюджет. Это, безусловно, противоречит положениям НК РФ [12].

В частности, если ранее в  состав облагаемого налогом добытого минерального сырья включались нормативные  и сверхнормативные потери, то с  внесением изменений в Закон  нормативные потери не входят в налогооблагаемую базу. В инструкции же все по-прежнему трактуется иначе. Справедливости ради надо отметить, что в данном случае и налогоплательщики, и налоговые  органы живут не по инструкции, а  по Закону. Но это, к сожалению, всего  лишь исключение из правил, поскольку  данное положение Закона является нормой прямого действия. Зачастую же издаваемые органами исполнительной власти документы  в этой области противоречат основополагающим законам, которые, к сожалению, не всегда четко и ясно трактуют вопросы  налогообложения.

Согласно НК РФ, отсрочки и рассрочки по уплате налогов  предоставляются исключительно  Минфином России и финансовыми органами в субъектах Российской Федерации  и муниципальных образованиях по соответствующим видам налогов. В то же время право принимать  решения о реструктуризации (то есть фактически той же отсрочке, но на более  длительный срок) предоставлено налоговым  органам. Это, в принципе, логично, поскольку  только налоговые органы могут проконтролировать  соблюдение налогоплательщиком условий  реструктуризации. Но это противоречит закону. В результате мы пришли к  тому, что экономическая целесообразность оказалась выше закона [16].

Парадоксально, но факт, что  Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части  второй Налогового кодекса Российской Федерации о внесении изменений  в некоторые законодательные  акты Российской Федерации о налогах" вводится понятие "реструктуризация задолженности по налоговым платежам", которого нет в самом Кодексе. В частности, статьей 21 этого Федерального закона установлено, что решения  о реструктуризации сумм задолженности  по взносам и начисленным пеням  в государственные социальные внебюджетные фонды, принятые до введения в действие части второй НК РФ, применяются  в соответствии с условиями, на которых  они были предоставлены.

В настоящее время в  стране действуют и взимаются  отдельные налоги, установленные  не законом и даже не высшим органом  исполнительной власти - правительством, а отдельными органами исполнительной власти и отдельными чиновниками. При  этом в указанной работе по установлению важнейших элементов налогообложения  не принимают участия ни финансовые, ни налоговые органы. А это может  привести (и неизбежно приводит) к серьезным экономическим последствиям, поскольку при заключении лицензионных соглашений допускаются грубые просчеты, устанавливаются неправомерные  льготы, занижаются налоговые ставки, сужается налоговая база. Этот вывод  можно проиллюстрировать на следующем  примере. Как показала проверка Счетной палаты Российской Федерации, в лицензионном соглашении ООО "Компания “Полярное сияние” ставка платежей за пользование недрами была предусмотрена в размере 5 % от стоимости добытого минерального сырья, тогда как по экспертному заключению группы ученых она должна быть на уровне 9-11 %. Потери консолидированного бюджета за пять последних лет составили по этой причине более 100 млн. руб.      [13,c.8].

Информация о работе Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации