Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть понятие налоговой системы России, рассмотреть основные проблемы и перспективы российской системы налогообложения.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие налоговой системы и ее роль в экономике;
2. Выявить основные проблемы налоговой системы и пути их решения;
3. Определить основные направления реформирования налоговой системы России;
Объектом исследования является налоговая система России.
Предмет исследования: роль налоговой системы в экономике.

Файлы: 1 файл

вар 1.docx

— 96.12 Кб (Скачать файл)

Налоговая система должна ориентироваться  не только на решение тактических, но и долгосрочных стратегических задач, связанных с экономическим развитием, охватывающим как повышение темпов роста экономики, так и качества жизни.

Наконец, нужно последовательно  руководствоваться требованиями системности, чтобы была единая направленность механизма  налогообложения. Это предполагает построение такой налоговой системы, которая при взаимодействии всех ее элементов давала бы интеграционный импульс для развития производства. Словом, общая направленность налоговой  системы призвана иметь воспроизводственный  характер, способствовать эффективному развитию производственных инвестиций и предпринимательской инициативы.

Все это требует изменения концепции  налогообложения в России. Оно  должно превратиться в решающий комплексный  фактор экономического развития. Налоговую  систему необходимо повернуть лицом  к интересам производства, стимулируя его рост на основе использования  инновационно-инвестиционного типа воспроизводства. Необходим выбор таких ставок налогов, такой базы и механизма налогообложения, чтобы изъятие налогов из прибыли предприятий не приостанавливало развития производства, как это происходит сейчас, а, напротив, создавало дополнительный импульс для его роста.

Мировая практика налогообложения  уже давно базируется на положении  об эластичной зависимости между  уровнем налоговых ставок и объемом  дохода, а, следовательно, и налоговых  поступлений. По мере снижения налоговых  ставок усиливается тенденция доходов  предприятий к росту. Соответственно растут и поступления налоговых  платежей в бюджет за счет возрастания  налогооблагаемой базы (объема производства, доходов).

Как установлено мировой практикой, максимально возможный уровень  изъятия добавленной (вновь созданной) стоимости через налоговую систему, должен находиться в среднем в  пределах 33-35%. Дальнейшее повышение  ставок тормозит развитие производства, лишая его источников инвестиций и стимулов, сокращает налоговую  базу и ведет к уменьшению налоговых  платежей. Снижение же налоговых ставок (до определенного уровня) стимулирует  развитие производства и ведет к  росту налоговых поступлений. Это  наглядно подтвердил новый порядок  налогообложения доходов физических лиц, введенный в России с 2001 года. При снижении налоговой ставки до 13% поступившие в бюджет суммы налоговых платежей возросли более чем в полтора раза.

Необходимость такого методологического  подхода подтверждает также общепризнанный вывод американского экономиста Артура Лаффера, построившего кривую зависимости общей суммы налоговых поступлений от величины используемых налоговых поступлений (рост налогооблагаемой базы) возрастает до определенного уровня роста налоговой ставки (в среднем, в пределах 35% изъятия добавленной стоимости) [3, c. 108].

При дальнейшем росте налоговых  ставок налоговые поступления резко  сокращаются. Налоговая система, таким  образом, должна строиться так, чтобы  не препятствовать проявлению предпринимательской  инициативы и интереса приложения труда  в сфере производства товаров  и услуг. К сожалению, российская налоговая система не отвечает этому  требованию. Средний уровень изъятия  доходов предприятий (добавленной  стоимости) составляет в России значительно большую долю, чем в странах с развитой рыночной экономикой, в таких как Англия, США, Германия и др.

Анализ доходов федерального бюджета  РФ свидетельствует о том, что  всего четыре налоговых платежа - налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятий  и плата за пользование природными ресурсами - составляют в налоговых  поступлениях около 80%. В общей же величине доходов федерального бюджета  общая сумма налоговых поступлений  составляет сейчас более 81%. Следует  учитывать, что структура доходов  общего консолидированного бюджета  будет несколько иной за счет поступления доходов региональных и местных бюджетов.

В российской экономике преобладают  косвенные налоги (НДС, акцизы и другие). Они составляют в общей сумме  поступающих налогов более 70%. В  США соотношение обратное - около 70% составляют поступления от прямых налогов. Значительное преобладание косвенного налогообложения в России свидетельствует  о недостаточной прозрачности налоговой  системы, ее завуалированности и  фискальной направленности. Целесообразно  в большей мере использовать в  российской налоговой системе прямое налогообложение, отвечающее требованиям  современных прогрессивных тенденций  развития налоговых систем.

Одним из основных, общепринятых в  цивилизованном мире, принципов построения налоговой системы является однократность  обложения. В российской практике используется 2-3-кратное и больше обложение  налогом одних и тех же сумм дохода. Например, единый социальный налог  фактически выступает налогом на заработную плату (начисления к фонду  зарплаты), кроме того, заработная плата  облагается подоходным налогом, затем  акцизом (по подакцизным товарам  входит в облагаемую базу), а затем  еще облагается налогом на добавленную  стоимость. К тому же единый социальный налог входит в налогооблагаемую базу акцизов, а акцизы - в налогооблагаемую базу НДС.

Доля налоговых сумм в цене товаров  составляет по подакцизным товарам  от 60% до 95%, а по товарам, в цене которых  нет акциза - 30-60% в зависимости  от их видов и величины налоговых  ставок. Необходимо принять меры по ограничению многократного обложения, о резком снижении ставок налогов  при повторном налогообложении (если без него не обойтись), о более  широком использовании нулевых  налоговых ставок, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой.

Естественно, что уменьшение доли налогов в цене повышает конкурентоспособность  товаров. Предприятие имеет возможность  наряду со снижением цен увеличить  долю чистой прибыли и, таким образом, активизировать инвестиционный процесс. Высокая доля налогов в ценах  снижает действенность рыночных рычагов и влияние рыночных факторов на ценообразование (спрос и предложение). Она заставляет производителей изменять ассортимент товаров с целью  уменьшения налоговых платежей.

Предпринимательский доход выступает  в виде чистой прибыли. Часть ее может  быть использована в целях стимулирования работников. Величина чистой прибыли  при существующей налоговой системе  совершенно недостаточна для нормального  развития предприятий.

Таким образом, начавшееся в 1992 г. активное реформирование налоговой системы было направлено прежде всего на решение не стратегических, а текущих задач государства (снижение дефицита бюджета, выплат заработной платы бюджетникам, погашение внешнего долга и т.д.). Однако до сих пор налоговая система не использует методы, обеспечивающие прилив капитала в наиболее прогрессивные сферы деятельности.

Заключение

Современные налоговые системы  сейчас достигли, возможно, пика своего развития. В прошлом налоги бывали и более высокими, и более многочисленными, но никогда в истории они не составляли столь мощную и всеобъемлющую  структуру. В отличие от тех времен, когда налоги определялись по числу  дымовых труб в доме или по головам  скота, сейчас в правилах исчисления и уплаты налогов нельзя разобраться  без специальной подготовки.

Налоговые органы практически всех стран вооружились мощными компьютерами и содержат специальные службы налоговых  расследований, сторону налогоплательщика  представляют весьма высококвалифицированные  юристы и бухгалтеры, разрабатывающие  особые схемы и целые программы  минимизации налогов и обхода налоговых законов. На той и другой стороне трудятся сотни тысяч  специалистов и экспертов, которые  занимаются только налогами. Налоги стали  одним из основных предметов международных  споров, нередко главной мотивацией для принятия важнейших решений  в финансовой политике компаний и  даже смыслом и основой существования  некоторых государств.

На Западе сейчас обсуждается ряд  интересных проектов упрощения системы  налогообложения вплоть до перехода к системе единого налога на расходы, при которых обложению будут подвергаться только потребительские расходы граждан, а все виды накоплений и инвестиций (и граждан, и предприятий) получат полную свободу от налогов как общественно полезные и поддерживаемые государством. Однако на пути этих проектов еще остается слишком много препятствий как административно-технического, так и психологического характера. Что же касается снижения налоговых ставок, то эти процессы идут практически во всех странах, и наиболее «продвинутые» в этом направлении государства, добиваются наибольших успехов в экономическом и социальном развитии.

Если же говорить об условиях международной  конкуренции, то сейчас на мировом рынке  особые преимущества имеют те страны, которые проводят рациональную и  сдержанную налоговую политику. Эти  страны наиболее успешно продают  свои товары и услуги на мировом  рынке за счет снижения доли налогового компонента в издержках их производства. Они привлекают значительную долю международных  инвестиций, поскольку инвесторы  принимают свои решения, ориентируясь и на размер налоговых ставок; в  них ускоренно формируется широкий  класс состоятельных собственников, что является основой для благосостояния страны, ее политической и экономической  стабильности.

 

 

 

 

 

 

на тему №22 «Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации»

Выполнила студентка 4 курса

группы «периферия»

потока №1

Лукина Мария Александровна

Проверил преподаватель  Матвиенко Ирина Ивановна

Архангельск -2010

 

Содержание 

 

Введение

Глава 1 Перспективы развития налоговой системы РФ

1.1 Укрепление налоговой  базы Архангельской области местных  и региональных бюджетов в  условиях кризиса

1.2 Региональные финансы.  Региональный бюджет

1.2.1 Доходы городского  бюджета

1.2.2 Страховые взносы в  Фонд ОМС

1.2.3 Доходы областного  бюджета

Глава 2 Анализ доходов местного, регионального и федерального бюджетов, в том числе налоговых доходов

2.1 Анализ доходов федерального  бюджета РФ

2.2 Анализ доходов местного  бюджета Архангельской области

Глава 3 Современные проблемы налогообложения и пути их решения

3.1 Проблемы налогового  законодательства

3.2 Проблемы налоговых  рисков

3.3 Пути решения проблемы  налоговой системы РФ

Заключение

Литература

 

Введение 

 

Важнейшей задачей экономической  политики является стабилизация финансовой системы страны за счет централизации  резервных финансовых ресурсов и  усиления контроля за их расходованием, своевременного пополнения государственного бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, сокращения дефицита и внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных и региональных потребностей.

Между тем масштабы мобилизации  доходов в бюджетную систему (26,8 % ВВП в 1999 году), достигаемые, по мнению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, "ценой огромного  ущерба для экономической и политической системы страны, совершенно неудовлетворительны". Поэтому основные усилия должны быть направлены не только на мобилизацию  всех резервов повышения налоговых  поступлений, но и на принятие соответствующих  мер по реформированию налоговой  системы.

Исходя из необходимости  достижения полноты исполнения доходной части федерального бюджета, обеспечения  устойчивого роста налоговых  поступлений, на повестку дня выдвигается  задача определения путей расширения налоговой базы основных видов налогов  и сборов в субъектах Российской Федерации [1, с. 15].

Решение данной задачи зависит  от создания благоприятных макроэкономических условий для расширения производства, инвестиционной и инновационной  активности, переориентации с экспортно-сырьевой модели развития на интенсивную модель, построенную на базе развития внутренних факторов - стимулирования внутреннего  спроса и ориентированного на него производства на основе оздоровления рыночной среды, повышения действенности  механизмов рыночной конкуренции и  инфраструктуры рынка (институты отношений  собственности, антимонопольного регулирования, механизмов банкротства, преодоления  платежного кризиса).

Мировая практика свидетельствует  о том, что повышение эффективности  государственного регулирования экономики  требует значительного увеличения объема бюджетных средств. В то же время налоговая система не должна подавлять экономический рост и  инвестиционную активность, выталкивая хозяйственную деятельность в "теневой" сектор, который стал одним из основных внутренних факторов подрыва экономической  безопасности.

В этих условиях особо актуальным стали следующие направления  налоговой политики:

ü  совершенствование налогового процесса посредством создания рациональной сбалансированной налоговой системы, соответствующей складывающейся структуре экономики и способствующей повышению эффективности производства, финансовому оздоровлению экономики страны;

ü  устранение диспропорций, возникших в ходе структурной перестройки промышленности, ускорению научно-технического прогресса;

ü  создание взаимовыгодных условий деятельности в различных секторах экономики, сдерживанию роста цен и инфляции.

Структура налоговой системы  должна быть нацелена на отслеживание и учет всех "невидимых" в настоящее  время финансовых потоков. Изменения  в налоговой системе, взаимоувязанные  с бюджетной реформой, должны обеспечить улучшение ситуации со сбором налогов, которое может быть достигнуто в  результате двух взаимосвязанных действий: продолжения реформирования налоговой  системы и борьбы с уклонением от уплаты налогов в рамках действующей  системы [2, с. 17].

В условиях кризиса одной  из самых актуальных является проблема стабилизации и укрепления налоговой  системы региональных и местных  бюджетов.

Информация о работе Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации