Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть понятие налоговой системы России, рассмотреть основные проблемы и перспективы российской системы налогообложения.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие налоговой системы и ее роль в экономике;
2. Выявить основные проблемы налоговой системы и пути их решения;
3. Определить основные направления реформирования налоговой системы России;
Объектом исследования является налоговая система России.
Предмет исследования: роль налоговой системы в экономике.

Файлы: 1 файл

вар 1.docx

— 96.12 Кб (Скачать файл)

3. Большое количество законодательных  актов (около 900 документов), огромное  количество льгот по объектам  и субъектам каждого вида налога  делает налоговую систему России  сложной и противоречивой в  понимании законодательной базы, а отсутствие методик и алгоритмов  не позволяет оперативно производить  налоговые вычисления;

4. Субъективная недооценка или  переоценка роли и значения  отдельных видов налогов способствует  частому изменению налогового  законодательства, налоговой базы, налоговых ставок, внесения других  изменений в налоговые акты, что  не делает налоговую систему  стабильной, снижает привлечение  инвестиционных проектов, особенно  иностранных, в российскую экономику;

5. Несовершенство законодательной  базы в отношении обложения  налоговыми платежами природных  ресурсов способствует не только  снижению благосостояния российских  граждан, но и «уводу» денежных  сумм в зарубежные банки и  снижению инвестиций в российскую  экономику, что не стимулирует  уровень развития национальной  экономики;

6. Громоздкость налоговых, таможенных  служб и государственного аппарата  всех уровней и ветвей власти, участвующих в налоговом процессе, делают систему децентрализованной, неоперативной, неэкономичной, неэффективной, не ответственной за собираемость налоговых платежей.

По мере развития рыночных отношений  присущие налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений (что является тормозом экономического и социального развития государства  и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков), уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности выплат, углублению и расширению сети теневой экономики. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости реформирования налоговой системы России.

В интересах достижения поставленной цели необходимо законодательно и практически  решить проблемы:

1) законодательно ликвидировать  многочисленные налоговые льготы  как по отдельным видам налогов  и сборов, так и по категориям  налогоплательщиков;

2) законодательно и организационно  обеспечить полноту и эффективность  сбора платежей со всех категорий  субъектов налога;

3) ликвидировать в налоговом  законодательстве все условия,  способствующие легитимным способом  избежать снижения сумм уплаты  налогов и сборов;

4) законодательно и организационно  упростить налоговую систему  за счет уменьшения числа налогов  и сборов, заменив их единым  налогом на доход, сокращения  или ликвидации всевозможных  внебюджетных и бюджетных фондов, сокращения органов, ответственных  за собираемость налоговых платежей.

Решение данных проблем позволит:

1) выровнять условия налогообложения  для всех субъектов налога  посредством отмены исключений  и налоговых льгот;

2) добиться отмены налогов и  сборов, взимаемых без учета результатов  реальной хозяйственной деятельности  субъектов налога;

3) привести налоговую базу по  взимаемым налогам в соответствие  с экономическим содержанием  деятельности субъекта налога;

4) провести комплекс мер организационного  характера по повышению уровня  собираемости налогов и сборов, в частности, за счет включения  в налоговое законодательство  механизма повышения ответственности  должностных лиц за налоговый  контроль;

5) снизить общее налоговое бремя  посредством более равномерного  распределения налоговой нагрузки  между категориями налогоплательщиков, снижения нагрузки на фонд  оплаты труда, снижения налоговых  ставок на НДС, акцизы и другие  виды налогов;

6) упростить налоговую систему  за счет сокращения общего  числа видов налогов и сборов, унификации порядка уплаты налоговых  платежей, замены ряда видов налогов  единым налогом на доход субъекта  налога;

7) обеспечить стабильность, предсказуемость  и простоту налоговой системы.

В процессе реализации программы реформирования налоговой системы в первоочередном порядке необходимо решить проблему выбора видов налогов: какие из имеющихся оставить, какие исключить, какие ввести в новое законодательство. С этой целью следует законодательством четко и жестко предписать, что налоговые ставки и налоговая база не должны подлежать изменениям в течение хотя бы одного срока работы Федерального Собрания РФ, не должны ухудшать положение субъектов налога, за исключением таможенных пошлин и коммунальных, платежей, которые могут пересматриваться не чаще, чем один раз в год. [13]

Итак, исходя из вышесказанного, можно  заключить, что сейчас необходима переориентация системы налогообложения на приоритет  интересов развития экономики, дополненная  мерами по организационно-методическому  совершенствованию деятельности самих  налоговых органов, что позволит повысить эффективность налогового регулирования, создаст необходимые  предпосылки для роста накоплений и притока инвестиций в производственный сектор.

2.3 Направления реформирования  налоговой системы России

На современном этапе реформирования налоговой системы Российской Федерации  и организации бюджетных отношений  особую актуальность получают вопросы  совершенствования налогового законодательства Российской Федерации. Доходы бюджетов как регионального уровня, так и местных бюджетов определяются проводимой налоговой политикой, уровнем совершенства налогового законодательства Российской Федерации.

Цель реформирования налогового законодательства заключается в:

1) увеличении поступлений налогов в бюджетную систему;

2) повышении её нейтральности по отношению к налогоплательщикам;

3) снижении административных издержек исполнения налогового законодательства государственных органов и налогоплательщиков;

4) обеспечении приоритетности формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за счет собственных доходных источников;

5) расширении налоговых полномочий законодательных субфедеральных органов власти и представительных органов местного самоуправления;

6) закреплении уплаты налогов, поступающих в региональные и местные бюджеты по месту осуществления фактической деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей;

7) уточнении видов налогов и сборов, специальных налоговых режимов, формирующих систему налогов и сборов Российской Федерации;

8) удовлетворении потребностей бюджетного законодательства.

Таким образом, со времени появления  налогов проблема совмещения интересов  государства и прав налогоплательщиков стоит на первом месте. Государство  стремится максимально пополнить  казну, а налогоплательщик стремится  защитить свои интересы, добиваясь, чтобы  налоговый гнет был минимальным  и не губил интереса к предпринимательству. Для российской действительности актуальность этой проблемы чрезвычайно высока. Ведь ни для кого ни секрет, что укрывательство доходов от налогов в нашей стране приобрело характер национальной катастрофы.

Государство всеми доступными для  него способами, в том числе и  с помощью силовых методов, стремится  получить от налогоплательщика все, что положено по закону, а также  закрыть лазейки, с помощью которых  налогоплательщик минимизирует свои налоговые  платежи. Отсюда многочисленные ежегодные  поправки в налоговые и бюджетные  законы.

Ряд этих поправок принят в форме  федеральных законов. Так, в облагаемую базу НДС включены обороты по передаче товаров, работ и услуг по соглашению о предоставлении отступного или о замене первоначального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством между теми же лицами. Введено обложение НДС отдельных операций по страхованию и перестрахованию предпринимательских рисков.

Практически у каждого третьего налогоплательщика (35-40% прошедших государственную  регистрацию) проверками выявляются нарушения  налогового законодательства - сокрытие части своих доходов или имущества. И только 10-15% налогоплательщиков честно и исправно платят полагающиеся по закону налоги. [4, c. 96]

Противоборство государства и  налогоплательщиков особо остро  наблюдалось в период подготовки и принятия первой части Налогового кодекса РФ. В результате этого  противоборства принят документ, полный недостатков и противоречий, исправлять которые приходится уже в ходе его функционирования. Не случайно через несколько месяцев после  введения кодекса в действие в  него было внесено более 120 поправок. [7, c. 135]

Налоговые нарушители используют предоставленные  им законодательством возможности  для нарушения других налоговых  законов. В частности, ни для кого не секрет, что для ухода от налогообложения  нечистоплотные налогоплательщики  используют право иметь неорганичное количество счетов разных видов.

Реальная налоговая реформа  должна удовлетворять следующим  требованиям:

1) предельное упрощение налоговой  системы и максимальное использование  экономически нейтральных налогов,  которые не возлагают дополнительное  бремя на прирост прибыли;

2) существенное увеличение доходов  государства за счет расширения  налогооблагаемой базы в сторону  теневой экономики;

3) выведение вопросов социальной  политики за пределы налоговой  системы. Их решение возлагается  на иные формы государственного  регулирования, для которых создается  надежная финансовая база;

4) предоставление субъектам Федерации  самостоятельных налоговых источников, соответствующих объему их конституционных  функций;

5) сведение к минимуму необходимости  в текущем налоговом контроле за деятельностью предприятий, чтобы сосредоточить ресурсы контролирующих органов на ключевых сферах.

Весь смысл налоговой реформы  сводится к следующим позициям. Это  снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей, сокращение числа налогов, уменьшение количества и упорядочение налоговых  льгот. Реформа подразумевает изменение  принципов построения налоговой  системы: оптимизация соотношения  между прямыми и косвенными налогами, а также гармонизацию федеральных, региональных и местных налогов, призванную обеспечить баланс интересов  РФ, ее субъектов и муниципальных  образований, пока отсутствующий. Налоговая  реформа должна, далее, нацеливаться если не на ликвидацию, то хотя бы на сокращение теневого оборота, по некоторым оценкам  составляющего в экономике России 40%. К сожалению, соответствующие  реформационные цели пока не формулируются.

Приходиться с сожалением констатировать, что и в проведении вышеупомянутых довольно ограниченных преобразований не просматривается какая-либо четкая идеология. А она нужна, ибо любая  истинная реформа, тем более налоговая, не может и не должна проводиться  ради самой себя. Налоговые преобразования призваны обеспечить не только приток в казну дополнительных финансовых средств, но и возможность для  налогоплательщиков хорошо зарабатывать.

Подлинная налоговая реформа немыслима  вне проведения эффективной налоговой  политики государства, которая должна вырабатываться совместными усилиями всех ветвей власти, в том числе  законодательной.

Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой  системы, являются в настоящее время  общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содействовать  оздоровлению финансовой системы и  проведению эффективной государственной  экономической политики.

Нестабильность налоговой системы  на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Совершенствование налогообложения  неразрывно связано с созданием  прочных экономических отношений. От того, как скоро это будет  создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения  системы налогообложения в фактор экономического роста.

В настоящее время главной проблемой, определяющей действенность системы  налогообложения, является оптимизация  соотношения выполняемых ею функций. Все они реализуются комплексно, что придает налоговой системе  новое качественное содержание, обеспечивая  потенциальную возможность реализации основных направлений повышения  ее эффективности.

Большое значение имеет переход  к возмездной (компенсационной) концепции  налогов. В ее основе лежит рассмотрение налогов в качестве платы за услуги, оказываемые государством. Поскольку  система общественных услуг расширяется, концепция налоговой возмездности находит все более широкое применение за рубежом. Благодаря этому налогоплательщики вправе ставить вопрос о качестве и полноте оказываемых государством услуг, их адекватности величине налогов, (охрана личности и бизнеса, организация управления экономикой и обеспечение ее пропорционального развития, формирование инфраструктурной основы экономического роста, обеспечение интеллектуально-информационной основы развития, качества жизни и решения комплекса социальных задач и т.п.). Такой подход к налогообложению значительно повысит ответственность государства за реализацию его регулирующих функций.

Требуется также более полный учет в налоговом механизме всей системы  интересов развивающейся рыночной экономики: государства и общества, предпринимателей и непосредственных работников. Для этого понадобится  снижение налогового бремени, возлагаемого, прежде всего на юридических лиц, т.е. на предприятия, фирмы, корпорации, а также перехода к дифференцированному  налогообложению прибыли в зависимости  от уровня рентабельности, значимости отраслей и групп предприятий  в обеспечении экономического роста.

Немаловажен и переход от пассивно-конфискационной  организации налогообложения к  активно-стимулирующей через изменение  порядка формирования налогооблагаемой базы и дифференциацию налоговых  ставок в зависимости от источников прибыли (например, применение нулевой  ставки к прибыли, полученной в данном году за счет снижения себестоимости  продукции, что создает стимулы  экономить ресурсы, используемые в  производстве).

Информация о работе Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации