Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть понятие налоговой системы России, рассмотреть основные проблемы и перспективы российской системы налогообложения.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие налоговой системы и ее роль в экономике;
2. Выявить основные проблемы налоговой системы и пути их решения;
3. Определить основные направления реформирования налоговой системы России;
Объектом исследования является налоговая система России.
Предмет исследования: роль налоговой системы в экономике.

Файлы: 1 файл

вар 1.docx

— 96.12 Кб (Скачать файл)

В этих принципах представлены интересы государства и налогоплательщиков. Налоги в их сущности и содержании на практике предстают в виде многообразных  форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы различных  стран. По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней  власти, налоговой базе, сфере действия, льготам можно выделить две главные  общие черты:

Постоянный поиск путей увеличения налоговых доходов государства.

Построение налоговых систем на базе общепринятых принципов экономической  теории о равенстве, справедливости и эффективности налогообложения.

Налоговые ставки

Величина (ставка) налога играет определяющую роль в системе налогообложения. Величины дифференцируются по экономическим, социальным, региональным категориям. Фиксированный размер ставок и их стабильность способствуют развитию предпринимательской  деятельности, т.к. облегчают прогноз  результатов.

Построение динамики налогообложения  может быть пропорциональным, прогрессивным  или регрессивным.

При пропорциональном налогообложении  ставки одинаковы вне зависимости  от величины получаемого налогоплательщиком дохода.

Прогрессивное налогообложение предполагает повышение или понижение ставки налога в зависимости от увеличения или сокращения дохода налогоплательщика. Регрессивное налогообложение, напротив, характеризуется уменьшением величины налога при возрастании дохода.

Уровень ставок влияет на доходную часть  бюджета. Постепенное повышение  ставок увеличивает поступления  в бюджет до тех пор, пока не становится избыточным, и поступления начинают сокращаться. Эта зависимость называется кривой Лаффера.

рис 1. График, отражающий зависимость Лаффера. [3, c

Рис 1. График, отражающий зависимость  Лаффера

1.3 Роль государства в реформировании налоговой системы в рыночной экономике

Роль государства в реформировании налогообложения, налоговой системы  и налоговых отношений между  органами власти и налогоплательщиками  должна заключаться в установлении конституционных, социально-справедливых прав, обязанностей и ответственности  граждан и органов власти перед  обществом и государством. Для  реформирования налоговой системы  следует стремиться не к увеличению объемов собираемости налогов, а  к следующему:

1. По мере снижения обязательств  государства в сфере оптимизации  расходов на нужды государства  и общества добиваться снижения  уровня налоговых изъятий за  счет уменьшения числа налогов  и снижения налоговых ставок.

2. Сделать налоговую систему  более справедливой по отношению  к налогоплательщикам, находящимся  не только в разных экономических  условиях, но с учетом единого  экономического пространства для  всех субъектов налога и единого  механизма регулирования налогообложения.

3. Налоговая система должна обеспечить  снижение уровня издержек исполнения  налогового законодательства как для государства, так и для субъектов налога. [6, c. 27]

Разрешение данных проблем должно осуществляться не иволютивным путем, а в результате принятия кардинальных изменений в действующем налоговом  законодательстве. Такой путь будет  способствовать созданию рациональной (оптимальной), эффективной, справедливой, стабильной и предсказуемой! налоговой  системы.

Таким образом, в реформировании налоговой  системы, государство играет роль основную, т.е. все реформы связанные с  налоговой системой исходят именно от государственного аппарата страны в законодательном порядке. Следовательно, какими бы не были предпосылки необходимости  реформирования налоговой системы, решение, производить реформы или  нет, остается за государством.

2. Проблемы и перспективы  налогообложения РФ

2.1 Характеристика налоговой системы России

Действующим налоговым законодательством  не предусмотрено нормативное определение  понятия «налоговая система». Глава 2 НК РФ определяет лишь понятие системы  налогов и сборов в Российской Федерации, которая является лишь частью налоговой системы. [14, c. 57]

Действовавшая ранее ст. 2 Закона об основах налоговой системы устанавливала следующее определение: «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налогов)», взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Однако оно не включало ряд важных составляющих, характеризующих любую налоговую систему, а именно:

1) систему налоговых органов;

2) систему и принципы налогового  законодательства;

3) принципы налоговой политики;

4) порядок распределения налогов  по бюджетам;

5) формы и методы налогового  контроля;

6) порядок и условия налогового  производства;

7) подход к решению проблемы  международного двойного налогообложения  и др.

Поэтому можно согласиться с  мнением С. Пепеляева, определяющим налоговую систему как взаимосвязанную совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. Налоговая система характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями. [12, c. 337]

К экономическим показателям в  первую очередь относится налоговый  гнет.

Другим экономическим показателем  служит соотношение налоговых доходов  от внутренней и внешней торговли. В высокоразвитых странах, экспортирующих в основном готовую продукцию, экспортные пошлины незначительны, а основные поступления в бюджет осуществляются за счет налогообложения торговли внутри страны.

В менее развитых странах за счет таможенных пошлин на экспортируемое сырье велика доля доходов от внешнеэкономической  деятельности. Соотношение налоговых  доходов от внутренней и внешней  торговли в высокоразвитых европейских  странах составляет 1:1, в современной  России, в экспорте которой преобладает  сырье 2:1.

Для характеристики налоговой системы  используется также соотношение  прямого и косвенного налогообложений. Данное соотношение зависит от уровня развития страны, поскольку сбор косвенных  налогов не требует развития налогового аппарата и изощренной системы расчетов. В России доля косвенных налогов  в 1994 году составила 73,46%, в настоящее  время отмечается устойчивая тенденция  роста косвенных налогов в  структуре обязательных платежей в  бюджеты различных уровней и  во внебюджетные фонды.

Структура прямых налогов также  выступает в качестве экономического показателя налоговой системы. Для  высокоразвитых стран характерна высокая  доля подоходных налогов, налогов на имущество и страховых выплат, в то время как в России, к  примеру, наиболее значимым из всех существующих прямых налогов остается налог на прибыль (37,26%), а налог с физических лиц составляет всего 8,02% налоговых  поступлений.

Одной из наиболее важных политико-правовых характеристик организации налоговой  системы является соотношение компетенций  центральных и местных органов  власти в деле регулирования налоговой  сферы. В обобщенном виде содержание данной характеристики состоит в  праве органов власти определенного  уровня устанавливать и вводить  налоги.

Существуют три варианта соотношения  компетенций:

1. вариант «разные налоги» подразумевает  полное разделение прав и ответственности  в установлении налогов либо  неполное разделение, когда центральная  власть устанавливает исчерпывающий перечень налогов и вводит общегосударственные налоги, а местные налоги вводят по своему усмотрению органы на местах;

2. для соотношения «разные ставки»  характерно введение центральной  властью закрытого перечня налогов,  а в свою очередь органы  власти на местах устанавливают  конкретные ставки в пределах, установленных центральной властью;

3. соотношение «разные доходы»  состоит в том, что суммы  уже собранного налога делятся  между властными органами различных  уровней.

Обычно используются комбинации трех или двух форм.

Современная налоговая система  России сложилась в основном на рубеже 1991-1992 годов, в период кардинальных экономических преобразований и  перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования  реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране - все это непосредственно  повлияло на ее становление.

Существующая российская налоговая  система создавалась на базе опыта  зарубежных стран. Благодаря этому  она по общей структуре и принципам  построения в основном соответствует  общераспространенным в мировой  экономике системам налогообложения. Но основные элементы российской налоговой  системы не копировались полностью  с западных образцов, а формировались  с учетом национальной специфики.

Важнейшим элементом налоговой  системы стал новый для России налог - налог на добавленную стоимость (НДС), который вместе с акцизами заменил налог с оборота и  налог с продаж. Введение НДС, широко применяемого в западноевропейских странах, предполагало начало интегрирования в европейский рынок. Последствием этого стало явное преобладание косвенных налогов над прямыми.

Введение в действие системы  косвенных платежей (НДС и акцизов) преследовало цель создания реальных условий для финансового оздоровления экономики за счет пропорционального  увеличения налоговых поступлений  в зависимости от изменения уровня цен, а также решения задач  повышения доходной части бюджета, тем более что первоначально  ставка налога была установлена в 28%. Однако, в условиях либерализации  цен новый российский налог вызвал удорожание потребительских товаров и услуг и выполнял чисто фискальные функции. [13]

В последние несколько лет вырос  удельный вес в доходах федерального бюджета акцизов, что можно в  большей мере оценить как негативное явление, сдерживающее как повышение  доходов населения - основного плательщика  налогов, так и отрицательно сказывающееся  на развитии перспективных отраслей и высокотехнологичных производств.

Если сравнивать структуру прямых налогов в России с аналогичной  структурой в зарубежных странах, то резким отличием российской налоговой  системы является низкая доля подоходного  налога с физических лиц (в странах  ОЭСР она составляет около 30% общего объема налоговых поступлений) и  высокая доля налога на прибыль предприятий (в странах ОЭСР - примерно 7% общего объема налоговых поступлений). Поэтому одной из целей проводимой налоговой реформы становится поэтапный перенос существующего налогового бремени с предприятий и организаций на граждан. Однако очевидно, что мероприятия, проводимые в этом направлении должны опосредоваться мерами, направленными на улучшение благосостояние граждан и защиту частной собственности.

Существенным недостатком налоговой  системы России признаются ее нестабильность и неурегулированность. Законы о введении нового режима налогообложения зачастую принимаются или изменяются в течение финансового года. Отсутствие нормативного регулирования вновь возникающих отношений приводит к тому, что существующая ниша заполняется различными подзаконными актами, разъяснениями и толкованиями налоговых органов и судебной практикой.

Среди форм и методов налогового контроля преобладают камеральные, документальные и встречные проверки. Система компьютеризированного  учета и контроля налогоплательщиков и объектов налогообложения на основе обмена данными государственных органов и обязанных лиц только формируется.

Права налогоплательщиков как при уплате налогов, так и при применении к ним ответственности, а также способы защиты их прав и интересов перед государственной машиной ограничены несовершенством нормативной базы и отсутствием каких-либо гарантий от незаконных действий и возмещения убытков. Обязанности налогоплательщиков значительно превосходят по объему их права.

Особенностью российской налоговой  системы необходимо назвать и  жесткость, по сравнению с зарубежными  налоговыми системами, финансовых и  административных санкций за нарушения  налогового законодательства. Повсеместно  можно назвать низкий уровень  культуры налогоплательщиков и налоговой  дисциплины.

По мнению специалистов - экономистов  и правоведов, наша налоговая система  по набору налогов отвечает мировым  стандартам. [15, c. 449]

Налоги на имущество, доход и  потребление составляют костяк любой  податной системы. Других практика просто не знает. В структуре налогов  ведущее место занимают налоги с  предприятий при незначительной доле личного подоходного налога. Данное обстоятельство сложилось исторически, и дальнейшие сдвиги возможны только вместе с развитием отечественной  экономики и ее сегментов.

2.2 Основные проблемы налоговой системы России и пути их решения

Действующая в течение последних  лет в России налоговая система  создавалась практически заново. Отечественный опыт функционирования такой системы в условиях, когда  дается простор рыночным отношениям, очень невелик. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает  множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности  физических и юридических лиц  за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов. Для того чтобы определить пути реформирования налоговой системы РФ, необходимо, в первую очередь, проанализировать основные проблемы системы налогов  и сборов нашей страны на современном  этапе её развития. Среди этих проблем  можно выделить следующие:

1. Неэкономичность и неэффективность  налоговой системы по решению  задач собираемости налоговых  платежей и формированию бюджетов  соответствующих территориальных  образований;

2. Значительное количество налоговых  платежей, большие налоговые ставки, что в значительной мере способствует  уклонению от уплаты налогов  налогоплательщиками;

Информация о работе Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации