Планирование производства на ПК «Гончар»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Планирование хорошо работает в условиях стабильной, четкой, формализуемой и прогнозируемой среды. В этом случае планирование позволяет заранее предвидеть все основные наступающие события и вовремя принять все полезные меры, включая эффективное размещение и использование ресурсов.
Однако планирование может использоваться не только в условиях стабильной, четкой, формализуемой и предсказуемой среды, но и в условиях турбулентной, нечеткой и плохо прогнозируемой среды. Поэтому, тема курсовой работы является очень актуальной.
Цель курсовой работы произвести планирование деятельности производственного кооператива «Гончар».

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты планирования на предприятии 5
1.1. Назначение и цели планирования 5
1.2. Процесс планирования в организации 9
2. Планирование производства на ПК «Гончар» 11
2.1. Краткая характеристика предприятия 11
2.2. Предплановые расчеты 14
2.3. Планирование наличия мощности ПК «Гончар» 19
2.4. Расчет и балансировка потребности в мощности 22
2.4.1. Расчет потребности в мощности 22
2.4.2. Балансировка мощности 24
2.5. Планирование потребности в материалах 27
2.6. Планирование численности персонала ПК «Гончар» 32
2.6.1. Классификация персонала 32
2.6.2. Планирование численности основных производственных рабочих 33
2.6.3. Планирование численности вспомогательных производственных рабочих, служащих и ИТР 36
2.7. Планирование фонда оплаты труда ПК «Гончар» 37
2.7.1. Методологические вопросы планирования оплаты труда 37
2.7.2. Планирование зарплаты рабочих-сдельщиков 38
2.7.3. Планирование зарплаты рабочих-повременщиков 40
2.7.4. Планирование зарплаты ИТР и служащих 40
2.7.5.Расчет итоговых показателей по фонду оплаты труда ПК «Гончар» 40
2.8. Планирование себестоимости товарной продукции ПК «Гончар» 42
2.8.1. Методология планирования себестоимости товарной продукции 42
2.8.2. Расчет амортизации 44
2.8.3. Планирование постоянных и переменных затрат 45
2.8.4. Расчет потребности в оборотном капитале 47
2.9. Расчет основных итоговых показателей ПК «Гончар» 48
2.9.1. Планирование прибыли и рентабельности 48
2.9.2. Финансовый план предприятия 50
Заключение 53
Список литературы

Файлы: 1 файл

планирование курсовая.doc

— 581.50 Кб (Скачать файл)

В кооперативе также имеется  служба энергетика. Энергетик обеспечивает бесперебойную работу, правильную эксплуатацию, ремонт и модернизацию энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей, воздухопроводов и газопроводов цехов. Составляет расчеты потребности коллектива в электрической, тепловой и других видах энергии, участвует в разработке норм расходных лимитов на энергию.

Также в кооперативе имеется ремонтный цех, который осуществляет ремонт оборудования и коммуникаций кооператива.

В кооперативе имеется гараж, в  котором находится автотранспорт, там же осуществляется уход за техническим  состоянием автомашины, производится текущий и капитальный ремонт.

В отделе кадров ведется учет личного состава предприятия, его подразделений и установленная документация по кадрам, оформляется прием, перевод и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами директора коллектива, формируется, и ведутся личные дела работников, осуществляется контроль за состоянием трудовой дисциплины в цехах производства и соблюдением работниками правил внутреннего распорядка.

В бухгалтерии кооператива осуществляется управленческий и бухгалтерский учет. В бухгалтерии работает два работника: бухгалтер – экономист и кассир.

Для того чтобы получить сведения о состоянии предприятия проведем анализ основных экономических показателей  за 2003 – 2004 гг. (табл.1).

Таблица 1.

Анализ экономических показателей ПК «Гончар» за 2002-2004 гг.

Показатели

2003 г.

2004 г.

Абсолютное отклонение

гр.3- гр.2

Относительное отклонение

гр.4/гр.2х100

1

2

3

4

5

Выручка от продаж  продукция, тыс.руб.

1736

2255

519

30

Себестоимость проданной  продукции, тыс.руб.

1342

1900

558

42

Балансовая прибыль  тыс.руб.

404

345

-59

-15

Прибыль от продаж продукции, тыс.руб.

394

355

-39

-10

Рентабельность продаж, %

22,7

15,7

-7,0

-7

Среднесписочная численность  работников, чел.

21

24

3

14

Годовой фонд оплаты труда, тыс.руб.

856,8

1036,8

180

21

Среднемесячная заработная плата, тыс.руб.

3,4

3,6

0,2

6

Выработка на 1  работника, тыс.руб.

83

94

11

14

Среднегодовая стоимость  основных производственных фондов, тыс.руб.

571

547

-24

-4

Фондоотдача, руб.

3,0

4,1

1,1

36


Из табл. 2 видно, что основные экономические показатели производственного кооператива «Гончар» ухудшились.

Выручка от продаж продукции увеличилась  за период с 2003 по 2004 гг.  на 519 тыс.руб. или на 29,9%. При этом себестоимость проданной продукции увеличилась на 558 тыс.руб. или на 41,6%. Увеличение выручки от продаж является положительной тенденцией, однако себестоимость проданной продукции увеличилась на 41,6%, а выручка от продаж лишь на 29,9%. Следовательно, за период с 2003 г. по 2004 г. затраты на рубль проданной продукции увеличились.

За счет того, что себестоимость  увеличилась на больший процент, чем выручка произошло снижение прибыли от продаж на 39 тыс. руб. или  на 9,9%. Балансовая прибыль снизилась  за период с 2003 по 2004 гг. на 59 тыс.руб. или 14,6%.

Рентабельность продаж снизилась  с 22,7% до 15,7%, что негативно отразилось на финансовом положении производственного  кооператива.

За анализируемый период произошло  увеличение среднесписочной численности  работников на 3 человека. Фонд заработной платы увеличился на 180 тыс.руб. или на 21%. Произошло это в основном за счет увеличения заработной платы на 6%.

Выработка одного работника за 2003 и 2004 гг. увеличилась на 11 тыс.руб. или на 14%, произошло это за счет увеличения выручки от продаж на 29,9%.

За анализируемый период произошло сокращение основных производственных фондов на 24 тыс.руб. или на 4%. За счет того, что выручка от продаж продукции увеличилась на 29,9%, а стоимость основных фондов снизилась на 4% произошло увеличение фондоотдачи основных производственных фондов с 30 до 4,1 руб.

    1. Предплановые расчеты

Формальной процедуры построения начального варианта плана производства не существует. Производство должно зависеть от спроса. Эта аксиома рыночной экономики. Проблема в том, как установить величину спроса. Существуют методы построения кривой спроса: зависимости совокупного спроса от цен. Это довольно трудоемкая и дорогостоящая процедура, причем кривая спроса, даже будучи построенной, практически ничего не дает малому или небольшому предприятию. Мощности и финансовые возможности малого или небольшого предприятия просто не позволяют ему рассчитывать на значительную долю рынка. Максимум, на что может рассчитывать такое предприятие, — это на несколько процентов совокупного спроса. Знание величины совокупного спроса, поэтому ничего не дает для построения плана производства. Определяющей план величиной является не совокупный спрос, а спрос на продукцию данного, конкретного предприятия.

Принятие решения об объеме производства — это принятие рискованного решения. Риск несколько уменьшается, если предприятие работает не «про запас», а «на заказ». И в том и в другом случае полезен прогноз объема продаж. Чаще всего этот прогноз делается по временному ряду продаж за несколько последних предплановых периодов. Прогноз этот возможен только для уже работающего предприятия — вновь созданное предприятие просто не имеет истории продаж, необходимой для прогноза. Теоретически можно построить модель — зависимость объема продаж от ряда управляемых факторов. Такого рода модель, несомненно, желательна, особенно в случае вновь созданного предприятия. Однако малое предприятие обычно не располагает информацией, нужной для построения факторной модели. Поэтому остаются временные ряды. Алгоритмы прогнозирования по временным рядам довольно хорошо разработаны. Но всегда следует иметь в виду, что на реальную величину спроса влияет множество неконтролируемых или слабо контролируемых факторов, таких как сервис, послепродажное обслуживание, мода, предрассудки и предубеждения потребителей и т. п.

При создании нового предприятия риск неустраним. Практически все, что  можно здесь сделать, — это  рассчитать критический объем выпуска  или критический объем выручки. Необходимо, конечно, ориентироваться на аналогичную продукцию, позиционировать свой товар, т. е. выделиться в сознании потребителя из общей массы продавцов. Нo все это не связано с вычислениями. Главное, на что должен надеяться руководитель предприятия при разработке плана продаж, — это на свою интуицию и удачу.

При планировании объема производства надо учитывать запас готовой продукции на начало и конец планово-учетного периода. Объем производства определяется из балансового соотношения:

продажиj = гнj + хj - гкj, откуда получаем:

хj = продажиj + гкj – гнj,

где j — наименование (шифр) продукции;

хj — плановый объем выпуска продукции наименования j;

гнj, гкj — запасы готовой нереализованной продукции на начало и конец планового периода соответственно.

В планируемом периоде предполагается незначительный рост производства, обусловленный ростом спроса на продукцию предприятия и ограничением производственной мощности.

В ПК «Гончар» основная часть продукции  вырабатывается на заказ, а именно 95% производимой продукции. ПК «Гончар» заключило  долгосрочные договоры на поставку кирпича с Астраханскими строительными и ремонтными организациями, в заранее обговоренных объемах. Крупными клиентами ПК «Гончар» являются ООО СФ «Спецстрой-5», ООО «ART-Строй», ООО «Строительная фирма «Инсет»,  ООО «Астркомстрой», ООО ПКФ «Вельборт», ОАО «Коммунбытсервис». Поэтому спланировать будущий объем продаж достаточно легко, учитывая, что ассортимент производимой продукции не большой.

На 2005 г. ПК «Гончар» заключил дополнительные договоры на поставку кирпича со следующими фирмами:

- ООО СМФ «Строитель» на поставку 9,6 тыс.шт. кирпича пустотелого лицевого; 14,4 тыс.шт. кирпича полнотелого – рядового; 20,8 тыс.шт. кирпича пустотелого – рядового.

- ООО ПКФ «Вимут Строй»  на поставку 36,4 тыс.шт. кирпича пустотелого рядового;

- ООО СТФ «Стройсервис» на  поставку 10,4 тыс.шт. кирпича полнотелого (печного) лицевого и 19,2 тыс.шт. кирпича пустотелого рядового.

Поставка кирпича осуществляется в поддонах.

Таким образом, исходя из того, что  уже заключенные договоры не изменились, а в соответствии с новыми договорами необходимо произвести больше на 76,4 тыс.шт. кирпича пустотелого рядового, на 9,6 тыс.шт. кирпича пустотелого лицевого, на 14,4 тыс.шт. кирпича полнотелого рядового, на 10,4 тыс.шт. кирпича полнотелого (печного) лицевого.

При этом в 2005 г. планируется сократить остатки не реализованной продукции до 15 тыс.руб., т.е сократить на 65тыс.руб., для этого необходимо реализовать продукцию со склада. У ПК «Гончар» имеются остатки кирпича пустотелого рядового и лицевого, поэтому предлагается для сокращения остатков готовой продукции произвести не 76,4 тыс.шт. кирпичей, а на 15,1 тыс.шт. меньше, что составит 15,1 тыс.шт. х 3,07 руб.=46,36 тыс.руб. Также для сокращения остатков кирпича пустотелого лицевого необходимо произвести не 9,6 тыс.шт., а на 5,1 тыс. шт. меньше, что составит 5,1 тыс.шт. х 3,66 = 18,66 тыс.руб. Итого запасы сократятся на 65 тыс.руб. ( 46,36+18,66).

Итак, плановый объем производства в тыс.шт. в 2005 г. составит.

Пустотелый – рядовой М150

393,1+76,4-15,1=

454,4

Пустотелый – лицевой М-150

121,3+9,6-5,1=

125,8

Полнотелый - рядовой М-150

74,6+14,4

89,0

Полнотелый - лицевой  М-150

60,3=

60,3

Полнотелый (печной) лицевой М150

11,7+10,4

22,1

Итого

 

751,6


Таким образом, зная количество кирпичей, которое ПК «Гончар» необходимо произвести и цены на изготовляемую продукцию (см. табл. 3), можно рассчитать планируемый объем производства и планируемый объем продаж.

Рассчитаем для ПК «Гончар» объем  продаж продукции в табл. 2

 

Таблица 2

Расчет объема продаж на 2005 г.

Показатели

2003 г.

Факт

2004 г.

Факт

План

2005 г.

Объем производства,  тыс.шт.

529,9

661,0

751,6

в том числе Пустотелый – рядовой М150

311,4

393,1

454,4

Пустотелый – лицевой М-150

100,0

121,3

125,8

Полнотелый - рядовой (пустотность до 13%) М-150

60,6

74,6

89,0

Полнотелый - лицевой (пустотность до 13%) М-150

48,4

60,3

60,3

Полнотелый (печной) лицевой  М150

9,4

11,7

22,1

Объем производства, тыс.руб.

1801

2289

2688

в том числе Пустотелый – рядовой М150

925

1191

1395

Пустотелый – лицевой М-150

354

438

461

Полнотелый - рядовой (пустотность до 13%) М-150

234

294

357

Полнотелый - лицевой (пустотность до 13%) М-150

198

252

256

Полнотелый (печной) лицевой  М150

90

114

219

Остатки готовой продукции  на начало года

41

56

80

Объем продаж , тыс.руб.

1786

2265

2653


Объем производства в денежном выражении рассчитываем исходя из плановых цена 2005 г.

Таблица 3

Цены на производимую продукцию  ПК «Гончар» (руб.)

Наименование кирпича

Средняя цена в 2003 г.

Средняя цена в 2003 г.

Плановая цена на 2005 г.

Пустотелый – рядовой  М150

2,97

3,03

3,07

Пустотелый – лицевой М-150

3,54

3,61

3,66

Полнотелый – рядовой (пустотность до 13%) М-150

3,86

3,94

4,01

Полнотелый – лицевой (пустотность до 13%) М-150

4,09

4,18

4,25

Полнотелый (печной) лицевой  М150

9,54

9,74

9,91


Рассчитав объем производства получили, что в соответствии с плановыми ценами объем производства в 2005 г. составит 2 688 тыс.руб.

Исходя из полученных данных и зная, что на начало 2005 г. остатки готовой  продукции составили 8 тыс.руб., а  на конец 2005 г. планируется их сократить  до 15 тыс.руб.(остаток готовой продукции необходим для того, чтобы в случае срочного заказа продукции клиентом, быстро выполнить заявку) можем рассчитать объем продаж на 2005 г.:

2688 +80 -15 = 2753 тыс.руб.

 

    1. Планирование наличия мощности ПК «Гончар»

Планирование мощности предприятия является важным этапом планирования деятельности предприятия. Процесс планирования мощности предприятия можно разбить на два этапа – это расчет действительного фонда работы оборудования и расчет планового фонда времени оборудования.

Действительный (плановый) фонд времени работы оборудования — показатель объема такого производственного ресурса, как оборудование. Расчет действительного фонда времени работы оборудования состоит из нескольких этапов:

1. Группировка оборудования.

2. Расчет действительного фонда времени работы станка в каждой группе.

3. Расчет суммарного действительного  фонда времени работы оборудования по каждой группе.

4. Корректировка расчетов с учетом  коэффициентов сменности, выполнения  норм и использования оборудования.

Группировка оборудования не требуется на небольшом предприятии с небольшим количеством станков. В общем случае группировка оборудования зависит от специализации производственных участков. Различают технологическую и предметную специализацию. В случае технологической специализации в одну группу объединяются однотипные взаимозаменяемые станки (например: токарная, фрезерная, шлифовальная группы и т. д.). В случае предметной специализации станки одной и той же марки, расположенные на одном участке, могут принадлежать разным группам, так как за ними закреплены разные ДСЕ (детали, сборочные единицы).

Информация о работе Планирование производства на ПК «Гончар»