Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 01:23, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение теоретических основ, практики применения, проблем и перспектив развития рынка пластиковых карт в РФ и на Дальнем Востоке.
Введение………………………………………………………………………...
1 Теоретические основы использования пластиковых карт в процессе безналичных расчетов………………………………………………………….
1.1 Пластиковая карта как инструмент безналичного расчета………….. 8
1.2 Основные понятия и принципы использования пластиковых карт как инструмента безналичных расчетов……………………………………...
1.3 Классификация банковских пластиковых карт………………………
2 Анализ деятельности Дальневосточного банка Сбербанка России по выпуску, обслуживанию и использованию пластиковых карт……………...
2.1 Экономико-организационная характеристика Дальневосточного банка Сбербанка России…………………………………………………...
2.2 Основные направления «карточного» бизнеса ДВ СБ РФ………...
2.3 Организация и анализ услуг, предоставляемых Дальневосточным банком Сбербанка России с помощью банковских карт……………………...
3 Проблемы и перспективы работы коммерческих банков с пластиковыми картами………………………………………………………………………….
3.1 Проблемы безопасности в обращении пластиковых карт и пути их совершенствования коммерческими банками………………………………..
3.2 Перспективы расширения сферы услуг Дальневосточного банка Сбербанка России с использованием пластиковых карт…………………….
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников………………………………………….
Реферат
Выпуская квалификационная работа. 101 с., 3 гл., 9 рис., 6 табл., 52 источника.
ПЛАСТИКОВЫЕ
КАРТЫ, БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАСТИКОВЫХ
Цель дипломной работы – изучение теоретических основ, практики применения, проблем и перспектив развития рынка пластиковых карт в РФ и на Дальнем Востоке.
В процессе работы рассмотрены теоретические основы использования пластиковых карт. Проведен анализ пластиковых карт как инструмента безналичных расчетов. Приведена классификация пластиковых карт, а также нормативно-правовое регулирование эмиссии, обращения и обслуживания банковских пластиковых карт. Проанализирована деятельность Дальневосточного банка Сбербанка России по выпуску, обслуживанию, и использованию пластиковых карт. В частности, приведена краткая характеристика деятельности анализируемого банка. Проанализированы основные направления «карточного» бизнеса Дальневосточного банка Сбербанка Российской Федерации, услуги банка в сфере новых технологий, а также результаты работы по развитию банковских карт. Рассмотрены перспективы и направления развития рынка банковских пластиковых карт. А также особенности развития и перспективы рынка пластиковых банковских карт на Дальнем Востоке. Проанализированы перспективные направления по продвижению банковских карт ДВ СБ РФ.
Степень внедрения – результаты исследования могут быть внедрены в учебный процесс, в том числе использованы для проведения практических занятий, а также в курсовом и дипломном проектировании по специальности «Финансы и кредит».
Содержание
Введение………………………………………………………… |
4 | |
1 Теоретические основы использования
пластиковых карт в процессе безналичных
расчетов………………………………………………………… |
8 | |
1.1 Пластиковая карта как инструмент безналичного расчета………….. |
8 | |
1.2 Основные понятия и принципы использования пластиковых карт как инструмента безналичных расчетов……………………………………... |
16 | |
1.3 Классификация банковских пластиковых карт……………………… |
24 | |
2 Анализ деятельности
Дальневосточного банка 2.1 Экономико-организационная
характеристика Дальневосточного
банка Сбербанка России…………………… 2.2 Основные направления «карточного» бизнеса ДВ СБ РФ………... 2.3 Организация и анализ 3 Проблемы и перспективы
работы коммерческих банков с
пластиковыми картами………………………… 3.1 Проблемы безопасности в обращении пластиковых карт и пути их совершенствования коммерческими банками……………………………….. 3.2 Перспективы расширения сферы
услуг Дальневосточного банка
Сбербанка России с Заключение…………………………………………………… Список использованных источников…………………………………………. |
33
33 47
55
69
69
79 92 98 |
Введение
Электронные банковские услуги являются динамично развивающимися инструментами всей банковской системы, их следует рассматривать как развитие традиционных услуг на базе новой методологии, а не как новые услуги. Они предоставляют реальные возможности для совершенствования весьма трудоемких методов и процедур выполнения ныне существующих финансовых операций. Ключевым элементом этой системы, посредством которого потребители банковских услуг пользуются электронными системами расчетов, является банковская пластиковая карта.
Россия переживает настоящий «пластиковый» бум. Пластиковая банковская карта из разряда вещей, которые принадлежат только элите, перешла в категорию удобного платежного средства для представителей среднего класса. Каждый уважающий себя банк в России является принципиальным членом VISA и MASTERCARD или стремится им стать.
Внедрение банковских карт в качестве одного из основных средств безналичных расчетов является важнейшей задачей «технологической революции» банковской деятельности. Это средство расчетов, обладает множеством несомненных достоинств, предоставляя как владельцам карт, так и кредитным организациям, занимающимся их выпуском и обслуживанием, массу преимуществ.
Для владельцев карт это - удобство, надежность, практичность, экономия времени, отсутствие необходимости иметь при себе крупные суммы наличных денег.
Для кредитных
организаций – привлечение допо
Однако повсеместный переход на безналичные расчеты наталкивается на ряд проблем, которые тормозят прогресс безналичных денег.
Во-первых, непонимание,
недоверие у массового
Во-вторых, не менее важной проблемой остается мошенничество с пластиковыми картами, от которых страдают не только банки, но и держатели карт.
Наиболее эффективным
средством нейтрализации
В-третьих, мы продолжаем сталкиваться с недобросовестностью кассиров, которые не хотят учиться прогрессивной форме оплаты, посредством пластиковых карт. Продавцы, не принимая к оплате пластиковые карты, объясняют это отсутствием света, связи, тем, что якобы не подключен терминал, и даже неумением пользоваться им.
Но, несмотря на все проблемы, с которыми сталкиваются банки и пользователи банковского продукта, с каждым годом растет число банкоматов, торговых точек, принимающих к оплате банковские карты, увеличивается количество торговых операций. Выпуск и распространение пластиковых карт открывают широкие возможности для банков на пути привлечения клиентов и получения дополнительных доходов.
Таким образом, пластиковая карта — универсальный платежный инструмент, который является ключом доступа к управлению банковским счетом и позволяет своему владельцу оплачивать товары и услуги в различных торговых и сервисных предприятиях, получать наличные деньги, а также пользоваться другими дополнительными услугами и определенными преимуществами.
Цель дипломной работы – изучение теоретических основ, практики применения, проблем и перспектив развития рынка пластиковых карт в РФ и на Дальнем востоке.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1) исследовать пластиковые карты как один из инструментов безналичных расчетов и рассмотреть имеющиеся их классификации;
2) выявить особенности экономической сущности безналичных расчетов (платежных систем) с использованием пластиковых карт;
3) исследовать современные проблемы применения пластиковых карт;
4) исследовать процесс расчетов с помощью банковских пластиковых карт на примере коммерческого банка;
5) охарактеризовать перспективы развития рынка международных расчетов с помощью пластиковых карт;
6) разработать рекомендации по применению пластиковых карт.
Объектом исследования в данной дипломной работе является деятельность Дальневосточного банка Сбербанка Российской Федерации на рынке пластиковых карт.
Предметом исследования в данной дипломной работе являются экономические отношения, возникающие между банком и клиентами в процессе выпуска и использования банковских пластиковых карт.
Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формируется цель дипломной работы и перечень задач для её выполнения.
В первой главе
дипломной работы рассматриваются
теоретические основы применения пластиковых
карт как элемента электронных платежных
систем. Изучается история возникновени
Во второй главе дипломной работы исследуется учет и организация работы с пластиковыми картами в коммерческом банке, а также динамика развития «пластикового бизнеса» на примере деятельности ДВ СБ РФ.
В третьей главе дипломной работы изучаются проблемы применения и перспективы использования пластиковых карт.
Основой для написания дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, таких как: С.В. Афонина, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамоновой, Н.И. Валенцевой, З.Г. Ширинской, а также статические данные отраслевых изданий. Методической основой написания работы послужило банковское законодательство РФ, нормативные акты ЦБ РФ, монографические исследования, материалы периодической печати, данные годовых отчетов анализируемого банка.
В ходе написания дипломной работы использовались общенаучные приемы исследования: анализ, сводка и группировка, обобщающие показатели, построение динамических рядов и другие.
Практической базой являются данные бухгалтерского учета и отчетности дальневосточного банка Сбербанка России, рассмотренные в динамике.
1 Теоретические основы использования пластиковых карт в процессе безналичных расчетов
1.1 Пластиковая карта как инструмент безналичного расчета
Особое место в системе электронных денежных расчетов занимают пластиковые карты как инструмент для осуществления безналичных розничных платежей и получения наличных денежных средств.
Пластиковая банковская карта - это обобщающий термин, который обозначает все виды карт, различных как по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, так и по своим техническим возможностям и организациям, их выпускающим.
В нашем случае пластиковая банковская карта - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся картой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах).
Пластиковые карты типа American Express, Diners Club и другие довольно широко распространяются в платежном обороте в связи с их очевидными достоинствами по сравнению с другими платежными документами. С момента появления они получили достаточно широкие возможности для распространения прежде всего благодаря торговым фирмам, которые согласились их принимать при расчетах за товары. Используемые в международном платежном обороте пластиковые карты часто дают возможность пользоваться кредитом, что, несомненно, повышает их качественные характеристики с позиции пользователей.
Развитие платежных систем с применением пластиковых карт началось с 1914 г., когда компания Western Union ввела в обращение первую в мире расчетную карту для своих постоянных клиентов. С тех пор банковская карта прошла значительный путь по изменению своих функциональных характеристик.
Рисунок 1.1 – Преимущества использования пластиковых карт в платежном обороте
В России первые карты международных систем появились в 1969 г. Но это были карты, эмитированные зарубежными компаниями и банками. В Советском Союзе начала создаваться сеть предприятий, принимающих эти карты в качестве платежного средства. В 1969 г. Diners Club и American Express подписали с Госкоминтуристом СССР первое агентское соглашение на обслуживание в СССР карт этих платежных систем. В 1974 г. аналогичное соглашение было заключено с VISA International (тогда еще BankAmericard), в 1975 г. - с EuroCard/MasterCard, в 1976 г. - с японской JCB International.
С советской стороны все
В нашей стране первые шаги по внедрению системы пластиковых карт были сделаны в марте 1988 г., когда в Лондоне было подписано соглашение между советским бюро путешествий ВАО «Интурист» и международной организацией VISA International для стран Европы, Среднего Востока и Африки. В соответствии с соглашением «Интурист» стал членом этой международной организации, (несмотря на то, что ВАО не являлось банковским учреждением), обладающим основными (в том числе и эмиссионными) правами, а советские граждане получили возможность пользоваться кредитными картами. Ответным шагом EuroCard (позднее Europay) International стало избрание своим членом Внешэкономбанка СССР.