Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 01:23, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение теоретических основ, практики применения, проблем и перспектив развития рынка пластиковых карт в РФ и на Дальнем Востоке.
Введение………………………………………………………………………...
1 Теоретические основы использования пластиковых карт в процессе безналичных расчетов………………………………………………………….
1.1 Пластиковая карта как инструмент безналичного расчета………….. 8
1.2 Основные понятия и принципы использования пластиковых карт как инструмента безналичных расчетов……………………………………...
1.3 Классификация банковских пластиковых карт………………………
2 Анализ деятельности Дальневосточного банка Сбербанка России по выпуску, обслуживанию и использованию пластиковых карт……………...
2.1 Экономико-организационная характеристика Дальневосточного банка Сбербанка России…………………………………………………...
2.2 Основные направления «карточного» бизнеса ДВ СБ РФ………...
2.3 Организация и анализ услуг, предоставляемых Дальневосточным банком Сбербанка России с помощью банковских карт……………………...
3 Проблемы и перспективы работы коммерческих банков с пластиковыми картами………………………………………………………………………….
3.1 Проблемы безопасности в обращении пластиковых карт и пути их совершенствования коммерческими банками………………………………..
3.2 Перспективы расширения сферы услуг Дальневосточного банка Сбербанка России с использованием пластиковых карт…………………….
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников………………………………………….
Дальневосточный банк является филиалом крупнейшего общенационального банка, лидера банковской системы страны –Сберегательного банка Российской Федерации. Создан 01 января 2001 года, в его состав вошли территориальные банки Сбербанка, работающие в пяти субъектах федерации - Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Еврейской автономной и Сахалинской областях. Центральный офис банка находится в г. Хабаровске - столице Дальневосточного федерального округа.
Сегодня Дальневосточный банк Сбербанка России - крупнейший банк Дальнего Востока по объему собственного капитала, величине активов, кредитного портфеля, другим показателям. Объединение активов крупных территориальных банков дает возможность маневра значительными денежными ресурсами, позволяет оказывать существенную финансовую поддержку реальному сектору экономики региона.
Филиалы Дальневосточного банка Сбербанка России, объединенные в единую сеть, предоставляют полный комплекс банковских услуг на современном уровне не только в крупнейших городах региона, но и в отдаленных районах Востока России.
Дальневосточный банк Сбербанка России - универсальный коммерческий банк, предоставляющий широкий спектр качественных банковских услуг юридическим и физическим лицам. Осуществляет расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц в национальной и иностранной валюте, обслуживание участников внешнеэкономической деятельности, кредитование, проводит депозитарные операции и брокерское обслуживание на фондовом рынке, операции с международными пластиковыми картами и картами АС Сберкарт. Комплексное обслуживание, приемлемые тарифы, современные технологии, профессионализм банковского персонала, стабильность и надежность - вот те преимущества, которые получают корпоративные клиенты в Сбербанке.
Одним из важнейших приоритетов банка является обслуживание населения. Банк активно участвует в реализации социальных программ, осуществляемых государством. Дальневосточный банк стремится обеспечить потребность каждого клиента, в том числе частного, корпоративного и государственного в банковских услугах высокого качества и надежности, эффективно размещать привлеченные у населения и юридических лиц средства в инвестирование реального сектора, содействуя развития экономики Дальнего Востока.
Немаловажное значение в организации деятельности банка имеет его структура. Организационная структура банка определяется двумя основными моментами - структурой управления банком и структурой его функциональных подразделений и служб.
Главное назначение органов
управления - обеспечить эффективное
руководство деятельностью
В связи с реорганизацией филиальной сети Дальневосточного Банка Сберегательного Банка России с 01 января 2001 года в Хабаровске действует сорок пять филиалов Сберегательного Банка России. Банк объединяет 24 отделения и 450 филиалов, расположенных от Северо-Курильска до Благовещенска и от Находки до Охотска. Здесь работает 6500 человек. Структура управления Дальневосточным банком построена по функциональному признаку и учитывает большой перечень операций.
Между председателем и заместителями Дальневосточного Банка с 01 января 2003 года обязанности распределены следующим образом.
В обязанность Председателя банка входит следующая работа:
Первый заместитель председателя банка курирует следующие отделы:
Второй заместитель председателя банка курирует:
Третий заместитель председателя банка курирует отдел ценных бумаг.
Организационная структура банка включает функциональные подразделения и службы, каждая из которых имеет определенные права и обязанности. Основным критерием организационного построения банка является экономическое содержание и объем выполняемых банком операций. Организационную структуру банка формируют подразделения (управления) и службы. Управления банка сформированы с учетом классификации банковских операций по их функциональному назначению. Каждое управление включает в себя определенные секторы, которые отражают главные направления в деятельности данного управления.
Четвертый заместитель ведет:
Начальники отделов осуществляют руководство деятельностью отделов и несут персональную ответственность за качество выполняемых отделом работ и результатов его деятельности. Обеспечивают подготовку проектов текущих и перспективных планов работ и осуществляют контроль за выполнением стоящих перед отделом задач. Организуют систематический анализ деятельности отдела. Подготавливают проекты положений об отделе и должностных инструкций работников отдела. Разрешают оперативные вопросы и оказывают практическую и методическую помощь структурным подразделениям Дальневосточного Банка Сберегательного Банка России. Обеспечивают сохранение коммерческой тайны о деятельности банка.
Из выше сказанного видно, что в составе управленческих звеньев банка выделяется управление планирования, управление кассового хозяйства, которые охватывают экономический отдел, отдел по связям с общественностью и рекламы. Можно сказать, что эти отделы прогнозируют возможности банка и развитие операций. В состав управленческих звеньев, входят и другие управления, функционально воспроизводящие то, чем занимается банк, -операционными, кредитными, расчетными, международными и другими операциями. Прочие подразделения составляют отделы банка, обслуживающие его основную деятельность, - это отдел по работе с персоналом, юридическое управление, управление внутреннего контроля, управление информатики и автоматизации банковских работ.
Акции банка в период проведения эмиссий размещались среди юридических и физических лиц. Контрольный пакет акций банка (50% голосующих акций плюс одна голосующая акция) с момента учреждения банка принадлежит Центральному банку Российской Федерации (Банку России). По состоянию на 1 апреля 2006 года количество акционеров банка - 191 401. Доля Банка России в уставном капитале Сбербанка России составляет 60,57%
Основной целью деятельности
банка является привлечение денежных
средств от физических и юридических
лиц, осуществление кредитно-
Миссия Банка - обеспечивать потребность каждого клиента, в том числе частного, корпоративного и государственного, на всей территории России в банковских услугах высокого качества и надежности, обеспечивая устойчивое функционирование российской банковской системы, сбережение вкладов населения и их инвестирование в реальный сектор, содействуя развитию экономики России
Сбербанк России видит своих клиентов среди всех групп населения страны, предприятий любой формы собственности во всех отраслях народного хозяйства, кредитных организаций и других финансовых учреждений, институтов государственного управления. Банк остается социально ориентированным и учитывает это в работе с клиентами.
С каждым клиентом Сбербанк
России стремится к установлению
долгосрочных партнёрских отношений.
С этой целью Банк прогнозирует развитие
потребностей клиентов, появление новых
направлений банковского
В настоящее время средства физических лиц, привлеченные во вклады, составляют около 70% в структуре всех привлеченных средств банка.
Банк активно развивает операции с иностранной валютой. Начав с привлечения вкладов и осуществления валютообменных операций, в настоящее время Сбербанк России осуществляет весь спектр возможных операций с иностранной валютой с физическими и юридическими лицами.
Для осуществления расчетов клиентов банка и собственных операций Сбербанк России создал и поддерживает систему корреспондентских отношений со многими иностранными банками. По состоянию на 01.04.2005 года Сбербанк России имеет корреспондентские отношения с 218 иностранными банками
Сбербанк России обладает представительной филиальной сетью, основным фактором развития которой выступают потребности клиентов банка. На 01.01.2006 года общее количество подразделений банка составило 20243 ед., в том числе 17 территориальных банков, 994 отделений, 19232 – внутренних структурных подразделений.
Программа развития филиальной сети определяет следующие основные приоритеты: расширение присутствия Банка в местах концентрации текущего и потенциального спроса на банковские продукты и услуги.
Традиционно, основой ресурсной базы банка являются средства физических лиц. Вместе с тем, в первые годы после акционирования банк практически сразу приступил к операциям с юридическими лицами, включая расчетно-кассовое обслуживание и кредитование
Особую роль в определении функционального качества играет персонал банка.
Рисунок 2.1 - Динамика численности работников Сбербанка (чел.)
Банк рассматривает развитие кадрового потенциала как основное условие для выполнения поставленных стратегических задач. Интенсификация труда банковских работников, массовое освоение новых продуктов и технологий, расширение полномочий и ответственности специалистов и руководителей среднего звена требуют постановки новых целей и приоритетов системы управления персоналом. Главной задачей кадровой политики Банка на ближайшие годы будет дальнейшее повышение квалификации персонала Банка, создание коллективов профессионалов, способных обеспечить решение задач стратегического развития Банка.
Продолжая развиваться как универсальный кредитный институт и представляя собой один из лучших примеров успешного ведения банковского бизнеса, Сбербанк России внес в 2005 году весомый вклад в укрепление доверия к банковскому сообществу со стороны вкладчиков, кредиторов и инвесторов, что является признаком улучшающейся ситуации в банковском секторе за последние несколько лет.
Высокие темпы развития бизнеса, совершенствование клиентского обслуживания, стремление к оптимизации непроцентных расходов обеспечили рост практически всех показателей деятельности Банка и получение им по итогам 2005 года впечатляющих финансовых результатов. Чистая прибыль составила 43,7 млрд. рублей, что почти на треть больше, чем в 2004 году. Балансовая прибыль за тот же период увеличилась на 35,4% до 52,6 млрд. рублей. Капитал Банка вырос до 173 млрд. рублей против 148,4 млрд. рублей в 2004 году, причем единственным источником роста капитала в 2005 году была чистая прибыль.
Высокий уровень основных итоговых показателей определил значительный спрос участников рынка на акции Банка. Годовой прирост стоимости его обыкновенных акций составил 90%, привилегированных – 43%. Итогом быстрого роста стоимости акций Банка стало увеличение его капитализации за 2005 год с 5,1 до рекордного уровня в 9,7 млрд. долларов США (увеличение на 88%). По этому показателю Сбербанк России уверенно занимает 8-е место среди крупнейших российских компаний.
Рисунок 2.2 - Структура работающих активов Сбербанк России в 2005 г.
(проценты)
На рисунке 2.2 видно, что основные средства Сбербанка в 2005 году были размещены в ссуды частным и корпоративным клиентам (их общая доля составляет 77,7%), на втором месте по объему вложений – покупка ценных бумаг для торгового и инвестиционного портфелей (20,5%). Такая структура соответствует величине доходности каждого из активов.
Рисунок 2.3 - Структура привлеченных средств Сбербанк России в 2005 г. (проценты)
Основные привлеченные средства Банка в 2005 году были сформированы из средств в депозитах физических и юридических лиц (67,6% и 27,1% соответственно). Доля межбанковских кредитов и депозитов незначительна и составляет 1,9%. Таким образом, из ресурсов банка 94,7% это дешевые ресурсы, что видно на рисунке 2.3.
Рисунок 2.4 - Структура комиссионного дохода Сбербанка России в 2005 г. (проценты)
Доходы Сбербанка России за 2005 год на 16,8% превысили доходы, полученные за 2004 год, что видно на рисунке 2.4, и составили 234,4 млрд. рублей. Из осуществленных за 2005 год операций, наибольший доход Сбербанку как и в 2004 году по прежнему приносит расчетно-кассовое обслуживание клиентов (этому способствует его широкая филиальная сеть), его доля 53,5%. Не менее важным источником доходов остаются кредитные операции, высокие темпы развития которых обусловили повышение их доли в доходах Банка до 24,6%. Опережающие темпы роста ссудной задолженности физических лиц способствовали росту доходов от кредитования частных клиентов в 2,2 раза по сравнению с предыдущим годом. В результате удельный вес процентных и комиссионных доходов от операций кредитования частных клиентов в доходах Банка вырос за отчетный год на 7,6 п.п. до 10,9%.Сокращение объема портфеля ценных бумаг и рост доходности на этом рынке, вызвавший отрицательную переоценку части портфеля ГКО-ОФЗ, привели к сокращению (по сравнению с 2004 годом) объема доходов от операций с ценными бумагами по абсолютной величине на 26,8%. В совокупности с быстрым ростом доходов от операций кредитования это сокращение послужило причиной снижения удельного веса доходов от операций с ценными бумагами в общей сумме доходов Банка с 36,8 до 23,1%. Развитие продаж банковских продуктов и услуг позволило существенно увеличить комиссионные доходы, которые в 1,6 раза превысили соответствующий уровень 2004 года. Их удельный вес в доходах Банка вырос с 11,0 до 14,8%, а их доля в чистом операционном доходе увеличилась с 17,8 до 23,8%.